Стиль рококо во Франции.




1720–1760-е гг. Рококо

С угасанием «великого века» монументальный архитектурный стиль второй половины 17 столетия

сменился новым художественным направлением — красочно-нарядным, изысканным рококо

— стиль в искусстве возникший во Франции в первой половине XVIII века как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Термин «рококо» вошел в употребление в середине XIX в.Основные элементы стиля: рокайль — завиток и картель — забытый ныне термин, применявшийся для наименования рокайльных картушей. Рококо достигло расцвета в 30—40-е годы. Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства Филиппа Орлеанского (1715—1723) и перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.

В это время строительство из Версаля было окончательно перенесено в Париж, который сохранил славу самого богатого и красивого города Европы. Архитектура утрачивала тенденцию к грандиозным ансамблям,

подражавшим Версалю, но беспредельная тяга к роскоши принимала лишь новую форму. На смену

усадебному замку 17 века пришел городской дом, отель — утопавший в зелени садов небольшой

особняк французской аристократии, верхушки буржуазии, разбогатевших ростовщиков. Залитые

светом, изысканные салоны и будуары отелей становились феерическим фоном для частной жизни и

быта аристократической верхушки, вырвавшейся после смерти Людовика XIV из-под деспотической

опеки королевского двора. В особняках рококо уже не было характерного для классицизма единства

решения наружного объема и внутреннего пространства, архитекторы часто отступали от логической

ясности и рационального подчинения частей целому. Если в фасаде отеля и сохранились

представительность и строгость дворца 17 века, то пропорции становились легкими, а внутренняя

планировка изменялась. Принцип парадной анфиладности не выдерживался, проявлялась тяга к

разнообразию в расположении комнат, к композициям асимметричным, разорванным, лишенным

объединяющей оси. Внутреннее пространство получило свободное и рациональное расположение в

соответствии с требованиями комфорта. Мотивы цветов, масок, обломков скал, раковин животных вкрапливаются в

узоры и образуют «чарующий стенной убор».

Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников.

Типичный образец рококо — интерьер отеля Субиз 1730-е годы, созданный архитектором Жерменом Боффраном 1667—1754. Его овальный зал отмечен грацией форм, непринужденным изяществом. В создании целостного пространства большую роль играет овальная форма плана. Его плавная динамика находит развитие в мягком закругленном переходе от стены к плафону, аркам окон, в формах зеркал, дверей, декоративных рам, волнообразных контурах живописных панно, в изысканной игре линий асимметричного орнамента, образующего тонкое кружево декора плафона и стен. Интерьеры залов и анфилад в стиле рококо Стены, обшитые легкими панелями, членятся нишами на три части; нижние прямоугольной формы панели образуют устойчивое основание, на них покоятся полуциркульные арки, они завершаются живописными панно «Амур и Психея» и другие композиции. На границах между стенами, плавно переходящими в пологий купол, расположены панно с причудливым плетением растительного

орнамента, его радиальные полосы тянутся к центру плафона. Хрупкие, изящные лепные рокайли формы плоских раковин сплетаются с лепными цветочными гирляндами и стеблями, с лентообразными обрамлениями. Композиция декора пронизана легким, капризным ритмом. Заключенные в причудливые рамы зеркала и картины включаются в архитектурное убранство, разнообразя поверхность стен. Расположенные одно против другого, зеркала дают множество отражений, обманчиво расширяющих пространство интимного салона — архитектурный образ словно переносит человека в мир мечты и иллюзий. Живопись с воздушным пейзажным фоном, сохраняя плоскость стены и ритмом объединяясь с декором, подчеркивает связь интерьера с уютными уголками парка реальной природы. Интерьер отеля Субиз считается едва ли не самым первым из сохранившихся интерьеров в стиле рококо. Можно сказать, что здесь и в Марли произошло рождение этого стиля. Особого внимания достоин «Овальный салон» (или «салон Принцессы»), чьи стены украшены зеркалами и картинами, маскирующими переход от стен к потолку. Таким образом, в салоне нет ни одной прямой линии.

По своему экстерьеру отель строг, классицистичен, лишь некоторые конструктивные элементы: выпуклые скульптурные детали и полуколонны, украшающие фасад здания.Но следует отметить, что для архитектуры рококо во Франции характерно то, что главное внимание зодчего сосредоточивалось не на экстерьере, а на интерьере, поэтому основные изменения коснулись, прежде всего, внутренней планировки зданий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: