Вопрос в определении сущности прозвищ




КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Методика русского языка

Тема: Изучение прозвищ на уроках русского языка

Выполнила: студентка

группы 240

филологический фак-т

Руководитель: доктор

педагогических наук

профессор кафедры рус. яз.

 

Чита, 2010 г.


Оглавление

Введение

Глава 1. Описание прозвищ как явления языка и речи

1.1 Вопрос в определении сущности прозвищ

1.2 Основные типологии прозвищ

Глава 2. Методика изучения прозвищ в школе

2.1 Вопрос о необходимости изучения прозвищ в школе

2.2 Программа факультативного курса "Прозвища в речи"

2.3 Урок-изучение нового материала

2.4 Внеклассное мероприятие. КВН

Заключение

Литература


Введение

 

К лингвистическому краеведению в школе особенно часто стали обращаться в последнее время в связи с включением в образование регионального компонента.

Одним из направлений лингвистического краеведения является региональная ономастика, включающая в себя несколько разделов. Антропонимика - раздел, изучающий происхождение имен, отчеств, фамилии и прозвищ.

Изучение прозвищ в школе имеет большое познавательное и воспитательное значение.

Прозвища отягощены различными коннотациями, связаны с образными, эмоциональными переживаниями.

В художественной литературе широко используются прозвища, через особенности описания каких-либо литературных образов познается местный колорит.

Изучение прозвищ необходимо прежде всего для понимания текста произведения. Данную тему включить можно в факультативный курс в 7-8 классах.

Целью курсовой работы является разработка методики изучения прозвищ на уроках русского языка.

Установленная цель предполагает решения следующих задач:

. выяснение вопроса необходимости изучения прозвищ на уроках русского языка;

. разработка факультативного курса, способствующего формированию у школьников интереса к работе исследователя языка;

. показать значимость дисциплины для формирования навыков устной и письменной речи.

прозвище урок русский язык

Объектом исследования являются прозвища, как один из видов в разряде антропонимов, а предметом - разработка методики изучения прозвищ на уроках русского языка.

При написании работы использовались теоретические методы исследования - анализировалась как лингвистическая, так и учебная литература.

Данная работа имеет практическое значение, так как знание необходимо учителю-словеснику и школьнику. Ребенок, постигая культуру (употребляя в речи прозвища, кстати, которые он слышит от взрослых) научается действовать, нарушая общепринятые правила поведения. Основная задача учителя-словесника при изучении данной темы на уроках русского языка, в работе по повышению качества речи.


Глава 1. Описание прозвищ как явления языка и речи

 

Вопрос в определении сущности прозвищ

 

Язык является средством общения людей, и потому он на всех этапах своего развития существует как общий и единый язык для этноса [7: 3].

Язык современной нации представляет собой сложную систему, в которую входят, с одной стороны, стандартная, обработанная, литературная разновидность языка, с другой - его диалекты. Отличаясь друг от друга и от литературного языка рядом характерных черт фонетики, морфологии, синтаксиса и лексики, все диалекты одного языка образуют целостное единство общих присущих им особенностей, благодаря которым язык в целом может быть противопоставлен всем другим языкам.

Диалектология - это лингвистическая дисциплина, которая изучает территориальные диалекты (говоры) конкретного языка.

Диалект - разновидность (вариант) данного языка, которым пользуется ограниченное число людей, связанных общностью территории, в постоянном и живом общении друг с другом. [7: 28]

С середины ХХ в. в разных регионах страны наблюдается интенсивное изучение диалектной речи и языковых особенностей местных рукописных памятников письменности XVI-XVIII вв., содержащих в себе не только лингвистическую, но и историко-культурную информацию. Эти обстоятельства и послужили становлению и оформлению региональной лингвистики или лингвистического краеведения как совокупность знаний о языке определенной территории.

Большое количество работ написано о таком разделе языкознания, как ономастика - наука, изучающая имена собственные живых существ. К именам собственных живых существ относятся:

) личные имена людей;

) отчества;

) прозвища;

) фамилии;

) клички животных. [13: 8]

Одним из источников изучения русской антропонимии - лексические богатства русских говоров, которые представляют интерес не только как источник исторического ретроспективного изучения языка, но и как народная устно-разговорная разновидность современного языка. В этом плане большое значение имеет изучение прозвищ.

Прозвище - слова, даваемые людям в разные периоды их жизни по тому или иному свойству или качеству этих людей и под которыми они известны обычно в определенном, часто довольно замкнутом кругу общества.

Данный слой диалектной лексики почти не изучен. [16: 26]

Особенный интерес к проблеме прозвищ возникает в 50-70-е годы. В это время выходят одно за другим исследования прозвищ, в которых материал уже не просто описан, но и подвергается анализу. Все исследования можно разделить на 2 группы. К первой относятся те работы, в которых исследователи пытаются определить само понятие "прозвище". Ко второй, - те, в которых авторы касаются истории происхождения прозвищ. Хотя следует отметить, что разграничение не совсем четкое. [8: 34] Самым древним термином следует считать имя, которое до 15 в. употреблялось в самом широком значении. Человека, как и многие предметы, могли именовать, нарекать, называть, прозывать. Таким образом, у слова имя была "богатая синонимическая замена". [14: 39] В 18-19 веках происходит определенное дифференцирование при именовании. В.И. Даль отмечал: "Имя предмета - название; Имя животного - кличка; Имя человека - собственное имя, ангельское, крестное и рекло, которое встарь не оглашалось. [5: 43] Словарь Ушакова дает следующее определение: "Прозвище - название, данное человеку помимо его имени и содержащее в себе указание на какую-нибудь черту характера, наружности, деятельности данного лица". Словарь синонимов: "Прозвище - название, указывающее на кому-либо в шутку, в насмешку". Противопоставление канонических личных имен русским мирским постепенно привело к сдвигу значения в термине прозвище. До 17 века термин прозвище приравнивалось термину личное имя, обозначая лишь русские имена. С 18 века прозвище больше употребляется в значении дополнительного, второстепенного именования лица, часто данного в насмешку. Исследователи пока не пришли к единому мнению, что же понимать под термином прозвище. Г.О. Винокур определил прозвище как термин, которому "не свойственна интеллектуальная чистота" [12: 66], т.е. отрешенность от образных и эмоциональных переживаний, "обычно сопутствующих обиходному словоупотреблению".

В.К. Чичагов дает следующее определение прозвищам - это "слова, даваемые людям в разные периоды их жизни по тому или иному свойству или качестве этих людей и под которыми они известны обычно в определенном, часто довольно замкнутом кругу общества". [20: 49] Большинство исследователей сближает то, что все они к бесспорным прозвищам причисляют негативную окраску, т.е. почти все исследователи, бесспорно, относят к прозвищам шутливую, насмешливую характеристику именуемого лица, все остальные наречения не могут быть однозначны в причислении их к прозвищам. В качестве определения прозвищ многие исследователи используют определения из словарей. Однако Н.Н. Ушаков отмечает, что авторы, касающиеся проблемы современных прозвищ, не всегда учитывают тот факт, что словари ориентируются в большинстве своем на художественную литературу, в которой прозвище, в первую очередь, являются насмешливой характеристикой персонажей. [18: 164] Подобные разногласия исследователей возникает не только в вопросе, но и в вопросах, касающихся их происхождения [18: 36], их типологии.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: