Внеклассное мероприятие. КВН




 

В последние годы в нашей стране возникли новые формы организации внеклассной работы по русскому языку. Одна из наиболее интересных форм - диалектологический КВН: конкурс внимательных и находчивых. Его проводят как соревнование двух команд (параллельные классы или соседние школы). Состав команд 6-8 человек во главе с капитаном получают задание: придумать эмблему команды и приветствие; подготовить для команды-соперника рисунок-загадку, шараду или ребус (с диалектологическим содержанием); приготовить небольшую пьесу (на 5-6 мин.) из эпизодов факультатива "Прозвища в речи". В подготовке домашнего задания командам могут помогать все учащиеся, выставляющие команды.

Конкурс открывает ведущий (следует подобрать остроумного, находчивого, умеющего хорошо держаться перед аудиторией ученика). Он же будет руководить ходом конкурса.

В состав жюри входит учитель и 2-4 ученика. Каждое выступление оценивают определенным баллом с учетом правильности, полноты, быстроты выполнения задания. Победительницей окажется команда, набравшая большее количество баллов.

Приведем пример заданий для КВН.

I. Состязание команд (для выполнения каждого задания команды выставляют по 1 человеку):

. На столе карточки, на которых написаны ряд прозвищ. Задание: соотнесите по структурным типам. Например: Татьяна 115-ая, Крыса Черноморская, Милка и т.д.

. На доске записаны фамилии. Задание: определите какое прозвище лежит в основе этой фамилии.

Мудрякова (Мудра), Соловушка (от Соловей), Левшин (от Правша), Белов (Белка), Златорев (Богач), белоусов (Белка) и т.п.

. Соотнесите по основным типологиям прозвища. Рыжий (индивидуальные), Кипиш (особенности характера), Бамовец (по роду занятий), Мука (оценочные прозвища) и т.п.

II. Соревнования капитанов.

. Напишите на доске фамилии ученых, которые занимались изучением ономастики (прозвищ).

. Запишите прозвища, определите с помощью чего они образованы. Попытайтесь определить кого называли этим прозвищем.

Манила (манить - обманывать); Постареша (старый человек); Непригоха (некрасивый человек); Подголосница (плакальщица)

III. Соревнование болельщиков

. На доске записаны прозвища: Вереводька, Учитверг, Грыжовник.

Задание: определите, что отражено в произношении данных прозвищ (цоканье; диалектный переход звука [в] в звук [у]; просторечный вариант произношения).

. Даны фотографии людей. задание: попробуйте определить их прозвища (фотографии жителей с. Зюльзи Нерчинского района Читинской области). Определите структурный тип, модель образования, средства выразительности (метафорический перенос, синекдоха и т.п.).

IV. Подведение итогов. Выявляется команда-победительница, поздравления.


Заключение

 

Сегодня очевидно, что к русскому языку следует относиться, как к одному из самых драгоценных достояний народа.

Известно, что интерес у школьников к лингвистическому материалу можно развить различными формами, включая его в содержание уроков по фонетике, лексике, словообразованию, орфографии, развитию речи; в содержание факультативов, спецкурсов и т.д., в различные виды внеклассной работы.

Необходимость обращения к этому материалу осознается учителями-филологами, многие из них пытаются решать эту проблему самостоятельно. Однако нужна эффективная профессиональная помощь со стороны специалистов, органов управления образования.

Не нужно забывать, что прозвище - это второе имя, а также необходимо помнить, что от многих прозвищ образовались фамилии.

Необходимость изучения данной темы подтверждает и тот факт, что прозвища несут в себе воспитательную функцию. Употребление в речи прозвищ несет в себе негативную оценку. Воспитание ребенка проходит через воздействие национальной культуры, носителями которой является окружающие ребенка люди. Взрослые, употребляя прозвища, нарушают частоту речи. Воспитание - это процесс уподобления, который состоит в формировании личности ребенка и приспособлении его к жизни в данном обществе. Ребенок, постигая культуру (и употребляя в речи прозвища) научается действовать нарушая общепринятые правила поведения. Задача данной темы заключается в работе учителя (филолога) по повышению качества речи.

Таким образом, можно сделать вывод, что надо стараться избегать употребления прозвищ в речи, поскольку вопрос связан с культурой нашей речи, нашего поведения.

В художественной литературе широко используются прозвища. Через особенности описания каких-либо литературных образов познается местный колорит. Использование прозвищ в художественной литературе необходимо прежде всего для понимания текста произведения.

Разработка программы факультативного курса позволяет уточнить, расширить, углубить и дополнить программу "Русская диалектология". Изучение основных тем курса позволит сформировать у учащихся умение обнаруживать явления в тексте, давать им характеристику. Эти занятия также призваны раскрыть у учащихся сущность изучаемых явлений, пути их появления в языке.

Средствами данного факультатива развивается любовь к языку, уважение к труду ученых-исследователей русского языка, уважения к народу - творца языка. Вместе с тем, данный факультатив способствует формированию у школьников интереса к работе исследователя языка и закладывает профессиональный интерес к занятиям диалектной лексикой.

Разработка внеклассного мероприятия КВН позволяет систематизировать и обобщить изученный материал.


Литература

 

1. Банвалова Т.В. Вопросы русской диалектологии. Л., 1976.

2. Беланжес В.В. Коллективные прозвища и этнические эпитеты в жанрах русского фольклора Урала // П.И. Чайковский и Урал. Ижевск, 1983.

. Введенская Л.А. и др. Методические указания к факультативному курсу "Лексика и фразеология русского языка (8-9 классы)": Пособие для учителя / - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1991.

. Воронцова Ю.Б. Народные коллективные прозвища и присловья // Живая старина, 2010, №3.

. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб, 1903-1909. Т.2., с.431.

. Журавлев А.Ф. Этнография в прозвищах // Русская речь. 2009. №3.

. Захарова К.Ф., Орлова В.Г. Диалектное членение. Учеб. пособ. М., 1970.

. Зинин С.И. Из истории антропонимической терминологии // Антропонимика. М., 1970.

. Зеленин Д.С. Народные присловья и анекдоты о жителях Вятской губернии. Избр. труды. М., 2009.

. Карташева И.Ю. Прозвища как явления русского устного народного творчества. М., 1985.

. Клюева Н.П. Структура и орфография прозвищ // Русская речь, 1987, №6.

. Крыжановская С.Г. Этническая ономастика. М., 1984.

. Лингвистическое краеведение Забайкалья. Сб. материалов региональной научно-практической конференции. Чита: изд-во ЗабГПУ, 2008, 98 с.

. Линдерман И.К. Поговорочные прозвища жителей Тверской губернии. Тверь. 1903. Вып.1.

. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. М.Т. Баранова. - М., 2009.

. Селищев А.М. Происхождение русских фамилий, имен, прозвищ / Ученые записки МГУ. Вып.128. М., 1948.

. Тагунова В.И. Прозвищные имена в Муромских памятниках письменности.17-18 вв. Рязань, 1967.

. Успенский Л. Ты и твое имя. Имя дома твоего. - Л., 1985.

. Ушаков Н.Н. Прозвища и личные неофициальные имена // Имя нарицательное и собственное. М., 2009.

. Формановская Н.И. Вы сказали: "Здравствуйте!" М., 1987.

. Чичагов В.К. Из истории русских имен, отчеств и фамилий. М., 1959.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: