Толщина подката, мм | Толщина х/к полосы, мм для ширины, мм | |||
900-1100 | 1101- 1250 | 1251-1499 | 1500-1620 | |
1,90 2,00 2,10 2,30 2,50 3,00 3,50 4,00 4,50 5,00 5,50 | - - 0,45-0,49 0,50-0,59 0,60-0,74 0,75-0,89 0,90-1,04 1,05-1,19 1,20-1,34 1,35-1,49 1,50-2,00* | - 0,45-0,49 0,50-0,59 0,60-0,69 0,70-0,74 0,75-0,89 0,90-1,04 1,05-1,19 1,20-1,34 1,35-1,49 1,50-2,00* | 0,45-0,49 0,50-0,59 - 0,60-0,69 0,70-0,74 0,75-0,89 0,90-1,04 1,05-1,19 1,20-1,60* 1,61-2,00* - | - - - 0,60-0,69 0,70-0,85* 0,86-1,05* 1,06-1,25* 1,26-1,45* 1,46-1,80* 1,81-2,00* |
Примечание: * - суммарное обжатие менее 70% (для предотвращения перегрузки приводов)
Таблица2.2.
Режимы натяжений при прокатке стали марки 08Ю на 5 клетевом стане.
Толщина, мм | Промежутки | Удельные натяжения, кг/мм2 |
0,25 – 2,00 | 1 – 2 | 12-17 |
2 – 3 | 13-18 | |
3 – 4 | 14-19 | |
4 – 5 | 15-20 |
Примечание:
-Полные натяжения не должны превышать- 80, 70, 60 и 40 т в первом, втором, третьем и четвертом промежутках, соответственно, при этом допускается снижение удельных натяжений относительно табличных значений
Таблица2.3.
Режимы обжатий при прокатке стали марки 08Ю на 5 клетевом стане.
Есум,% | Обжатия по клетям,% | ||||
1 2 3 4 5 | |||||
Примечание:-Допускается отклонение +/-5% (относительных от табличных значений
обжатий поклетям
Отжиг производится в колпаковых печах с водородной защитной атмосферой. Режим отжига представлен в таблице 2.4.
Таблица 2.4.
Температурные параметры отжига
Масса нижего рулона, т | Толщина, мм | Общее время отжига, час | Продолжительность нагрева и выдержек,ч//при температурах отжига,оС | Температура включения быстрого охлаждения, оС | ||||
200- | 500- | 600- | 710- | |||||
До 20 | 0,40-0,49 | |||||||
20-25 | ||||||||
СВ.25 | ||||||||
До 20 | 0,5-0,69 | |||||||
0,7-0,99 | ||||||||
Св.1,0 | ||||||||
20-25 | 0,5-0,69 | |||||||
0,7-0,99 | ||||||||
Св.1,0 | ||||||||
СВ.25 | 0,5-0,69 | |||||||
0,7-0,99 | ||||||||
Св.1,0 |
Примечание: - Температура распаковки не более90оС.
Дрессировка производится на дрессировочном стане №2 с обжатием 1,0+/-0,2%. Порезка металла производится на АПР-4,5,9,10. При порезке металла отбираются пробы и производится аттестация на механические свойства.
2.2.Критический анализ базового варианта.
Потребители автомобильного холоднокатаного листа предъявляют повышенные требования к пластичности (штампуемости), свариваемости, окрашиваемости, коррозионной стойкости проката. Штампуемость определяется механическими свойствами проката предназначенного для штамповки. Прокат должен обладать высокими прочностными свойствами, наряду с высокими пластическими. Характеристики механических свойств марки 08Ю определяются стандартом ГОСТ 9045-93. Механические характеристики должны соответствовать требованиям таблицы 2.5.
Таблица 2.5.
Механические свойства по ГОСТ 9045-93 для категории ВОСВ-Т
Способность к вытяжке | Предел текучести σт, Н/мм2, не более | Временное сопротивление разрыву σв, Н/мм2 | Относительное удлинение δ4,%, не менее, при толщине проката | ||
Менее 0,7 мм | От 0,7 до 1,5 мм вкл. | Св. 1,5 до 2,0 мм вкл. | |||
ВОСВ-Т | 250-320 |
Данные механические свойства позволяют достичь хорошей штампуемости, а следовательно, снижения брака при штамповке. Сравнение механических свойств проката для холодной штамповки и свойств проката из стали марки 08Ю, производимого на ОАО «Северсталь», представлено в таблице 2.6.
Таблица2.6.
Сравнение механических свойств проката для холодной штамповки категории вытяжки ВОСВ-Т по ГОСТ 9045-93 и свойств проката стали марки 08Ю производимого на ОАО «Северсталь»
Параметр | Наилучшие свойства для штамповки. | Марка 08Ю |
Предел текучести, σт, Н/мм2 | Не более 175 | 160-210 |
Удлинение δ4,% | Не менее 42 | 38-46 |
Коэффициент эластичности (σт/σв) по FIAT 9.52806 | Не более 0,59 | 0,57-0,63 |
Из таблицы видно, что значения параметров механических свойств для стали марки 08Ю могут выпадать из интервалов необходимых свойств для холодной штамповки. Мы имеем недостаточно низкий предел текучести и недостаточно высокое относительное удлинение.
Недостатки способа производства листовой стали для холодной штамповки включающий выплавку и непрерывную разливку в слябы марки 08Ю состоят в том, что сталь из-за низких механических характеристик имеет недостаточные вытяжные свойства, что приводит к браку при холодной штамповке изделий сложной формы. Кроме того, колебания химического состава стали и температурно-деформационных режимов производства обуславливают разброс параметров механических свойств как по длине полос, так и от плавке к плавке. В результате, снижается выход кондиционной листовой стали.
Техническая задача, решаемая в данном дипломном проекте, состоит в улучшении вытяжных свойств и увеличении выхода кондиционной стали. В связи с этим, в настоящее время, на ОАО «Северсталь» постоянно проводятся работы по повышению качества проката из стали марки 08Ю, а также по освоению производства новых сталей типа IF. Потребность в подобных сталях диктуется усложнением конструкции деталей кузова автомобиля.
Технологический процесс производства проката из стали типа IF уже известен на зарубежных металлургических предприятиях. В задачи специалистов ОАО «Северсталь» входило применить этот процесс к имеющемуся технологическому оборудованию и закупаемому сырью, определить оптимальные режимы выплавки, горячей и холодной прокатки для получения требуемого качества и свойств готового проката. Подбор оптимальных режимов осуществлялся экспериментальным путем с использованием теоретических и практических знаний, полученных по опыту производства автолистового проката стали марки 08Ю с учетом особенностей новой марки стали.