ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
СУБД ACCESS. Создание реляционной базы данных
Цель работы: Создать реляционную Базу Данных регистрации заказов и продажи товаров, состоящую из трех таблиц:
Клиенты
Заказы и продажи;
Товары.
1. Создать файл новой (пока пустой!) Базы Данных с именем PRODFI.mdb, где
F - первая буква Вашей фамилии;
I - первая буква Вашего имени.
2. Создать и сохранить структуру таблиц во вновь созданной Базе Данных. Часть данных таблицы "Клиенты" импортируйте из Вашего файла приложения EXCEL SHTATFI1.xls, а затем добавьте новые поля.
Примерные наименования полей и их типы:
Таблица «Клиенты»
ИМЯ ПОЛЯ | ТИП ПОЛЯ |
Код клиента | Числовой или текстовый |
Фамилия | Текстовый |
Имя | Текстовый |
Отчество | Текстовый |
Почтовый индекс | Текстовый |
Город | Текстовый |
Адрес | Текстовый |
Кредит | Денежный |
Примечание | МЕМО или OLE |
Вид оплаты | Текстовый |
Таблица «Товары»
ИМЯ ПОЛЯ | ТИП ПОЛЯ |
Код товара | Числовой или текстовый |
Категория | Текстовый |
Наименование | Текстовый |
Цена | Денежный |
Таблица «Заказы и продажи»
ИМЯ ПОЛЯ | ТИП ПОЛЯ |
Код клиента | Числовой или текстовый |
Код товара | Числовой или текстовый |
Дата заказа | Дата/Время |
Заказано | Числовой |
Дата продажи | Дата/Время |
Продано | Числовой |
3. Установить полям "Код клиента" и "Код товара" в таблицах "КЛИЕНТЫ" и "ТОВАРЫ" значение свойства "ИНДЕКСИРОВАННОЕ ПОЛЕ" – "Да (совпадения не допускаются)", а соответствующим полям в таблице " ЗАКАЗЫИ ПРОДАЖИ " установить значение свойства "ИНДЕКСИРОВАННОЕ ПОЛЕ" – " Нет".
4. Закрыть все таблицы и установить связи между ними по полям «Код клиента» и «Код товара» (тип отношения «один-ко-многим»).
5. Ввести данные в таблицы:
|
" Клиенты" - не менее 12 записей;
"Заказы и продажи" - не менее 25 записей для разных клиентов и разных товаров, причем в некоторых записях количество заказанных и проданных товаров не должно совпадать;
" Товары" - не менее 7 записей для разных категорий товаров.
6. Распечатать все три заполненные таблицы.
7. Закрыть Базу Данных, сохранив ее.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
- Назовите все возможные компоненты СУБД ACCESS и кратко опишите их назначение.
- Какие есть ограничения на имена полей в таблицах ACCESS? Приведите 5 примеров имен полей.
- Перечислите допустимые типы полей в таблицах ACCESS.
- Опишите свойства полей следующих типов: текстовый, числовой, денежный, даты/времени.
- Опишите свойства полей следующих типов: счетчик, логический, поле MEMO, объект OLE.
- Когда и где появляется текст описания при просмотре таблицы Базы Данных? Каким образом можно ускорить ввод данных в таблицы при повторяющихся записях?
- Что такое реляционная База Данных и в каких случаях необходимо ее использование?
- Какие типы отношений между таблицами возможны в реляционной Базе Данных? Опишите свойства каждого из этих типов отношений
- Каким образом можно удалить из таблицы поле, ставшее лишним?
- Что такое структура таблицы, каким образом можно изменить структуру? Какой тип поля необходим, чтобы в него можно было бы поместить образец личной подписи сотрудника?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
СУБД ACCESS. Поиск и запросы в базе данных.
1. Открыть Базу Данных PRODFI.mdb.
|
2. Осуществить поиск с применением фильтра:
выбрать клиентов, НЕ проживающих в заданном городе И имеющих кредит БОЛЬШЕ определенной величины.
3. Создать запрос, содержащий только почтовые адреса клиентов (например, для рассылки рекламы новых товаров). Запустить запрос на выполнение и сохранить его под именем Почта.
4. Создать и сохранить следующие запросы:
а) Стоим_продаж, выбирающий фамилии клиентов, осуществивших покупки, и вычисляющий стоимость каждой покупки за весь регистрируемый период. Для вычисления стоимости покупки набрать новое вычисляемое поле с помощью Построителя выражений, использовав в нем поле “Продано” из таблицы Заказы и продажи и поле “Цена” из таблицы Товары;
б) выбирающий фамилии клиентов, заказавших определенный товар в течение заданного Вами срока, и вычислить стоимость этих заказов;
в) на основе запроса Стоим_продаж создать запрос Итого_по_клиенту, подводящий итоги продаж по каждому клиенту. Для этого использовать операцию группировки по соответствующим полям;
г) выбирающий трех клиентов с самым большим кредитом;
д) вычисляющий количество заказанных товаров по категориям товаров;
5. Оформить отчет с подробным описанием создания фильтра и всех запросов.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
- Зачем применяется индексирование в Базах Данных? Каким образом создаются индексы?
- Какие способы поиска информации в Базе Данных Вам известны? В каких случаях при поиске данных удобнее пользоваться запросами?
- Какие подстановочные символы могут быть использованы при поиске информации в таблицах? Приведите не менее 6 примеров.
- Что может служить исходными компонентами Базы Данных для формирования запросов? Приведите не менее 6 примеров различных выражений, используемых для формирования условий в запросах.
- Когда появляется на экране бланк запроса, что он содержит? Что такое И-запрос и ИЛИ-запрос? Приведите по одному примеру того и другого запросов.
- В каких случаях при создании запроса необходим Построитель Выражений? Приведите 3 примера выражений с использованием разных операторов.
- Что такое итоговый запрос, что можно вычислить с его помощью?
|
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3