Просмотр документального фильма «Джонатан Свифт – англо-ирланд-ский писатель-сатирик и фантаст»




БИБЛИОТЕЧНЫЙ ЧАС

« Всем людям мнил он дать урок

Казня не имя, но порок»

(разработка к 350-летию со дня рождения Джонатана Свифта)

Цели мероприятия:

· обучающая: познакомить обучающихся с биографией Джонатана Свифта, его деятельностью, особенностями его мировоззрения; подчеркнуть своеобразность литературных произведений.

· развивающая: развитие познавательного интереса к изучению мировой литературы и истории;

· воспитательная: способствовать воспитанию всесторонне развитой личности; формированию активной гражданской позиции.

Оборудование: интерактивная доска с проектором, видеоматериалы к мероприятию, портрет писателя, мини-плакаты с афоризмами и высказываниями писателя, книги.

Аудитория: 8-11 классы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Организационный момент.

ІІ. Мотивация деятельности.

Библиотекарь: У меня в руках 2 книги:

· «Сказки бочки». Как вы думаете, о чём эта книга? На какую возрастную категорию она рассчитана? (принимаются все ответы учащихся)

· «Путешествие Гулливера». О чём эта книга? На какую возрастную категорию она рассчитана? (принимаются все ответы учащихся). А теперь давайте пройдёмся по отдельным страницам этого произведения.

Просмотр буктрейлера «Путешествие Гулливера»

Библиотекарь: Итак, на первый взгляд, это рассказ об увлекательном путешествии Гулливера в разные страны, в котором живут вымышленные Свифтом жители. Просто фантастика!

Тогда получается, что Джонатан Свифт сказочник и фантаст? Так ли это? Кем он был на самом деле? Давайте вместе разберёмся.

ІII. Основная часть.

Просмотр трейлера «Дом, который построил Свифт» (1982)

Библиотекарь: Какие слова звучат в адрес Джонатана Свифта? (ответы учащихся, исходя из кадров трейлера: обвиняется в оскорблении религии, законов, лгун, эгоист, лишённый любви и т. д.)

Согласитесь, вряд ли простая сказка вызвала бы такую реакцию в обществе.Значит, в этих произведениях заложен иной глубокий смысл. И чтобы его понять, необходимо обратиться к биографии писателя.

Просмотр документального фильма «Джонатан Свифт – англо-ирланд-ский писатель-сатирик и фантаст»

Библиотекарь: Так кто же такой Джонатан Свифт? (ответы учащихся, исходя из документального фильма: писатель-сатирик, политический деятель, декан собора Святого Патрика, философ, защитник Ирландии, её кумир).

Библиотекарь: В историю мировой литературы Дж. Свифт вошел как величайший сатирик, непревзойденное мастерство которого до сих пор поражает читателей и служит образцом для писателей разных стран. Свифта характеризовали как «мастера политического памфлета». Свифта боялись и почитали, его сочинения полны мрачной иронии, и почти каждыйиз них становился причиной политического скандала.

Ученик 1: «Сказка бочки» – эта сатирическая повесть снабжена многозна-чительным подзаголовком, который можно отнести ко всему творчеству Свифта: «Написано ради общего совершенствования рода человеческого». Заглавие памфлета имеет двоякое значение.

Во-первых, идиоматическое выражение «сказка о бочке» обозначало всякую забавную путаницу, неразбериху; и Свифт имел в виду несколько хаотическое построение своей сатиры, множество авторских отступлений и т. д. Такое безобидное заглавие служило маскировкой серьезных антирелигиозных выпадов автора. Но второе значение заглавия глубже. Свифт в предисловии ссылается на обычай моряков выбрасывать с корабля пустую бочку, когда судну угрожает опасность со стороны кита, чтобы отвлечь его внимание. К такому же способу, по словам Свифта, прибегает правительство, направляя внимание народа и философов на религиозные споры. Бочка в памфлете Свифта олицетворяет таким образом религию.

Сюжетной основой «Сказки бочки» служила старинная легенда об отцовском завещании и трех сыновьях (Петр, Мартин и Джек). Три брата получили от отца по кафтану с наказом не переделывать покрой и не добавлять никаких украшений. В братьях читатель узнавал ветви христианства: в Петре – католичество, в Мартине (тезке Лютера) – англиканство, в Джеке (названном по имени французского реформатора церкви Жана Кальвина) – крайний протестантизм. Братья не послушались отца, рассорились, перекроили кафтаны и потеряли разум. Свифт от души издевался над религиозными заблуждениями и адресовал свою сатирическую сказку «Его высочеству принцу Потомству», не надеясь быть понятым современниками. Однако, книга была всеми замечена и определила дальнейшую репутацию доктора богословия Свифта, вызывая у одних глубокое восхищение своим беспощадным и неисчерпаемым остроумием, у других (в том числе у набожной королевы Анны) – ужас и гнев своим непочтительным подходом к делам религии. Усилиями Ватикана книга попала в «Индекс запрещённых книг». Кроме того, книга сразу становится популярной и в первый же год переиздается трижды.

Ученик 2: «Путешествия Гулливера» написаны на гребне популярности книжек о приключениях и морских путешествиях. Фантазия Свифта развернулась здесь в полной мере. Он выдумывает диковинные народы, названия для них (слово «лилипут», в частности, вошло во всеязыки именно после книги Свифта), языки, обычаи, ритуалы, государственное устройство и т. д. Одного лишь этого было бы достаточно, чтобы книга имела успех.

На первый взгляд «Путешествия Гулливера» – это рассказ о забавных похождениях, книга для детей. На самом деле – это глубокая сатира. Дж. Свифт писал: «Сатира своеобразное зеркало, в котором каждый, кто смотрит в него, видит любое лицо, кроме собственного». Свифт показывает неразумие людей и при этом чутко откликается на социально-политическую обстановку в Англии XVIII века. Свифт остался верен себе. Читатели-современники без труда угадывали, что за распрей остроконечников и тупоконечников скрывается распря католиков и протестантов, или же англиканской и диссидентской церквей. Партии «высоких каблуков» и «низких каблуков» — это, конечно же, виги и тори. Порядок избрания премьер-министра, при котором претендентов на эту должность заставляют ходить по канату, – грустная метафора. Свифт знал, как непросто и опасно быть премьер-министром в Англии. Знал он, как рождаются закулисные политические интриги, и показал механизм создания подобной интриги при дворе лилипутского императора.

Сначала Гулливер попадает в Лилипутию, страну карликов. Политические распри, придворные интриги, мелочная зависть обитателей Лилипутии выглядят особенно смехотворными в столь миниатюрном обществе. Затем он посещает Бробдингнег, страну огромных, как башни, великанов. Когда он славит перед ними Англию, это потешает их так же, как его смешило тщеславие лилипутов.

Наконец, Гулливер совершает путешествие в страну гуигнгнмов, где правят благородные и в высшей степени разумные лошади, которым прислуживают йеху, звероподобные создания в человеческом обличье, униженные настолько, что их вид, как и поведение, лишний раз свидетельствуют о том, сколь низко может пасть человек, если позволит страстям господствовать над разумом.

Библиотекарь: В конце жизни Джонатан Свифт тяжело болел. В 1742 году после инсульта Свифт потерял речь, потерял (частично) память (способность узнавать людей) и умственные способности, после чего специальной комиссией был признан недееспособным. Свифт не сошел с ума, он прекрасно осознавал, что с ним происходит, от этого его положение становилось только ужаснее.

Три года спустя, в возрасте 78 лет, Свифт скончался. Похоронен писатель, публицист, философ, поэт, общественный и политический деятель, священник в центральном нефе своего собора.

Эпитафию на надгробной плите Свифт сам сочинил заранее, еще в 1740 году, в тексте завещания: «Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этого собора, и суровое негодование уже не раздирает его сердце. Ступай, путник, и подражай, если можешь, тому, кто мужественно боролся за дело свободы».

Большую часть своего состояния Свифт завещал употребить на создание лечебницы для душевнобольных. Госпиталь Святого Патрика для имбецилов был открыт в Дублине в 1757 году и существует по сей день, являясь старейшей в Ирландии психиатрической клиникой.

Еще ранее, в 1731 году, Свифт написал поэму «Стихи на смерть доктора Свифта», содержащую своеобразный автопортрет.

Поставил автор цель благую
Лечить испорченность людскую.
Мошенников и плутов всех
Хлестал его жестокий смех…
Сдержи перо он и язык,
Он в жизни многого б достиг.
Но он не помышлял о власти,
Богатство не считал за счастье…
Согласен я, декана ум
Сатиры полон и угрюм;
Но не искал он нежной лиры:
Наш век достоин лишь сатиры.
Всем людям мнил он дать урок
Казня не имя, но порок.
И одного кого-то высечь
Не думал он, касаясь тысяч.

Библиотекарь: Ребята, как вы думаете, данная поэма актуальна сейчас? (ответы учащихся).

IV. Заключение.

Библиотекарь: Сегодня мы с вами совершили путешествие по жизни Джонатана Свифта. Путешествие читателя в страну этого удивительного человека.

И пусть это путешествие даст вам не только сейчас какую-то новую информацию, новые знания, но и поспособствует тому, чтобы вы в любом возрасте могли что-то открывать для себя в бессмертном несколько столетий произведении «Путешествия Гулливера», открывать новые грани творчества Джонатана Свифта...

 

Афоризмы и высказывания Дж. Свифта:

· Все люди хотят жить долго, но никто не хочет быть старым.

· Законы точно паутина, в которую попадает мелкая мошкара, но через которую прорываются шершни и осы.

· Сатира – своеобразное зеркало, в котором каждый, кто смотрит в него, видит любое лицо, кроме собственного.

· Только несчастные верят во власть судьбы. Счастливые мира сего приписывают себе самим все успехи, которых они достигают.

· Если бы на небесах богатство почиталось ценностью, его бы не давали таким негодяям.

· Мы довольны, когда смеются нашему остроумию, но не нашей глупости.

· Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: