Анализ и интерпретация результатов исследования




 

Обработка и анализ полученных в ходе исследования данных осуществляется поэтапно. Предварительным этапом обработки результатов выступил качественный анализ анкеты «Значение саморазвития в жизни современного руководителя», который заключался в том, чтобы выяснить какую роль играют особенности самосознания личности в профессиональной жизни руководителя.

Анализ результатов показал, что в группе руководителей среднего звена (группа 1) счастливыми людьми считают себя 11 человек (36,7%), несчастливыми – 2 (6,7%), иногда счастливыми 17 (56,7%). В группе руководителей нижнего звена (группа 2) счастливыми себя считают 10 человек (33,3%), несчастливыми – 4 (13,3%), иногда счастливыми 16 (53,3%).

С утверждением «Любовь к людям начинается с любви к себе» в первой группе согласен 21 человек (70%), не согласны – 6 (20%), затрудняются ответить – 3 (10%). Во второй группе с этими утверждениями согласны 22 человека (73,3%), не согласны – 8 (26,7%).

Наиболее верным определением понятия «самоотношение» считают:

- степень интереса к своему Я – 0 человек (0%) в группе №1 и 0 человек (0%) в группе №2;

- то, как человек к себе относится – 19 человек (63,3 %) в группе №1 и 23 человека (76,7 %) в группе №2;

- степень уважения к себе – 11 человек (36,7 %) в группе №1 и 7 человек (23,3 %) в группе №2.

Среди положительных качеств и умений руководители среднего звена чаще выделяют:

- ответственность, исполнительность – 15 человек (50 %);

- честность – 14 (46, 7%);

- доброжелательность – 12 (40%);

- отзывчивость, аккуратность – по 10 (33,3%);

- целеустремленность – 8 (26,7 %);

- активность, принципиальность – по 7 (23,3 %);

- обаяние, открытость, терпеливость – по 5 (16, 7%);

- сдержанность, уважительность – по 4 (13,3 %);

Руководители нижнего звена чаще отмечают следующие качества:

- целеустремленность – 11 человек (36,7 %);

- доброта, честность – по 9 (30%);

- отзывчивость – 6 (20%);

- спокойствие, коммуникабельность – по 5 (16,7 %);

- исполнительность, терпимость, аккуратность – по 4 (13,3 %).

Если бы руководителю представилась возможность поучаствовать в тренинге, то тренинг уверенности в себе выбрали бы 6 человек (20%) из группы №1 и 8 человек (26,7 %) из группы №2; бизнес-тренинг – 4 (13,3 %) и 0 (0 %); тренинг познания самого себя – 15 (50 %) и 16 (53,3 %); тренинг развития творческих способностей – 5 (16,7 %) и 6 (20%).

С мнением о том, что уровень самоуважения, самооценки руководителя влияет на стиль и характер взаимоотношений с подчиненными, в первой группе согласны 11 человек (36,7 %); согласны, но считают, что бывают исключения – 16 (53,3 %); не знают – 2 (6,7%); совершенно не согласен – 1 человек (3,3 %). Во второй группе полностью согласны 10 человек (33,3 %); согласны, но считают, что бывают исключения – 14 (46,7 %); не знают – 4 (13,3%); не согласны, но считают, что бывает всякое – 1 человек (3,3 %); совершенно не согласен – 1 человек (3,3 %).

Среди умений и качеств, которые руководители среднего звена хотели бы изменить в себе, отмечены следующие:

- доверчивость – 12 человек (40 %);

- неуверенность в себе – 11 (36,7 %);

- нерешительность – 9 (30%);

- пассивность, застенчивость – по 7 (23,3%);

- обидчивость – 6 (20%);

- жестокость – 5 (16,7%);

- обязательность, упорство – по 4 (13,3%) и др.

Руководители нижнего звена хотели бы изменить:

- несдержанность – 11 человек (36,7%);

- застенчивость – 10 (33,3%);

- мнительность – 7 (23,3%);

- легковерие, безотказность – по 6 (20%);

- упрямство, равнодушие, эгоизм, подозрительность – по 5 (16,7%);

- медлительность, жесткость, болтливость, конфликтность – по 4 (13,3%) и др.

Результаты исследования ответов на вопросы, касающиеся личности респондента, с использованием пятибалльной системы оценивания в группе №1 представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 - Распределение респондентов группы №1 по вопросу №8

Утверждение Баллы
           
Я к себе хорошо отношусь Чел.          
% 13,3 3,3 33,3 23,3 26,7
В целом я удовлетворён собой Чел.          
%   6,7 16,7 26,7  
Мне всегда интересно собственное Я Чел.          
% 23,3 13,3 16,7 33,3 13,3

 

Как видно из таблицы, с утверждением «Я к себе хорошо отношусь» полностью не согласны 4 человека (13,3%), скорее не согласны, чем согласны, - 1 (3,3%), ни не согласны, ни согласны – 10 человек (33,3%), скорее согласны, чем не согласны – 7 (23,3%), полностью согласны – 8 (26,7%).

С утверждением «В целом я удовлетворен собой» полностью не согласны 3 человека (10%), скорее не согласны, чем согласны - 2 (6,7%), ни не согласны, ни согласны – 5 человек (16,7%), скорее согласны, чем не согласны – 8 (26,7%) и полностью согласны – 12 (40 %).

С утверждением «Мне всегда интересно собственное Я» полностью не согласны 7 человек (23,3%), скорее не согласны, чем согласны - 4 (13,3%), ни не согласны, ни согласны – 5 человек (16,7%), скорее согласны – 10 (33,3%), полностью согласны – 4 (13,3%).

Результаты исследования ответов на эти же вопросы в группе №2 представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 - Распределение респондентов группы №2 по вопросу №8

  Утверждение Баллы
           
Я к себе хорошо отношусь Чел.          
% 3,3   26,7    
В целом я удовлетворён собой Чел.          
%   6,7 13,3 46,7 23,3
Мне всегда интересно собственное Я Чел.          
% 13,3   23,3   23,3

 

Как видно из таблицы, с утверждением «Я к себе хорошо отношусь» не согласен 1 человек (3,3%), ни не согласны, ни согласны – 8 человек (26,7%), скорее согласны, чем не согласны – 15 (50%), полностью согласны – 6 (20%).

С утверждением «В целом я удовлетворен собой» не согласны 3 человека (10%), скорее не согласны, чем согласны - 2 (6,7%), ни не согласны, ни согласны – 4 человека (13,3%), скорее согласны, чем не согласны – 14 (46,7%) и согласны – 7 (23,3 %).

С утверждением «Мне всегда интересно собственное Я» полностью не согласны 4 человека (13,3%), скорее не согласны, чем согласны - 3 (10%), ни не согласны, ни согласны – 7 человек (23,3%), скорее согласны – 9 (30%), полностью согласны – 7 (23,3%).

Из опрошенных согласны считать себя неудачниками 3 человека (10%) из группы №1 и 2 человека (6,7%) из группы №2; не согласны – 15 (50%) и 14 (46,7%); от случая к случаю считают себя неудачниками 12 (40%) и 14 (46,7%) человек.

Все респонденты первой группы считают, что руководитель любого ранга, положения для повышения эффективности в работе должен заниматься самопознанием и саморазвитием. Но только пять человек (16,7 %)

из всех респондентов используют специальные приемы и упражнения для саморазвития: чтение литературы, посещение семинаров, поддержание хорошей физической формы. Два человека (6,7%) такие приемы используют от случая к случаю. А большинство – 23 человека (76,7%) – не используют их никогда.

Во второй группе 24 человека (80%) согласны, что руководитель должен заниматься самопознанием и саморазвитием; 2 человека (6,7%) так не считают и 4 (13,3%) затрудняются ответить. Из них 10 человек (33,3%) используют специальные приемы и упражнения для саморазвития, например, читают литературу, посещают семинары, общаются с коллегами, ходят в туристические походы. 19 человек (63,3%) ничего не предпринимают для развития своей личности. 1 человек (3,3%) в качестве специального приема использует самостоятельное освоение сложных заданий.

Следующим этапом анализа результатов выступила обработка полученных данных с помощью методов математической статистики, которая также выполнялась в несколько этапов.

На первом этапе произведена описательная статистика. Полученные результаты представлены в ПРИЛОЖЕНИИ В. На втором этапе был проведен сравнительный анализ с помощью критерия Хи - квадрат, критерия t - Стьюдента для независимых выборок.

 

Таблица 3 – Результаты сравнительного анализа по методике «Изучение самоотношения» В.В. Столина, С.Р. Пантилеева

Шкалы M 1 M 2 t df p σ 1 σ 2 Р
  S 84,31 76,96 1,30   0,1977 18,22 24,98 0,09
  Самоуважение 69,30 72,68 -0,51   0,6116 23,93 27,22 0,49
  Аутосимпатия 67,15 73,28 -1,05   0,2964 23,85 21,06 0,50
  Ожидание полож. отношения других 74,04 57,09 2,65   0,0103 19,58 29,08 0,04
  Самоинтерес 79,71 66,30 2,82   0,0140 25,08 31,67 0,21
  Самоуверенность 75,18 72,28 0,42   0,6696 21,50 30,15 0,07
  Отношение других 76,01 61,28 2,49   0,0156 16,86 27,65 0,01
  Самопринятие 74,78 81,34 -1,04   0,3031 27,66 20,72 0,13
  Саморуководство 70,49 69,25 0,22   0,8231 20,32 22,55 0,58
  Самообвинение 53,64 56,94 -0,50   0,6216 23,55 27,80 0,38
  Самоинтерес 75,89 59,21 2,17   0,0344 25,94 33,27 0,19
  Самопонимание 64,85 62,02 0,46   0,6517 20,88 26,95 0,18

 

Из таблицы видно, что статистически значимые различия существуют по следующим шкалам: «Ожидание положительного отношения других», «Самоинтерес» и «Отношение других».

Так, по шкалам «Ожидание положительного отношения других» и «Отношение других» средние значения группы руководителей среднего звена выше, чем в группе руководителей нижнего звена, т.е. для руководителей среднего звена более значимо положительное мнение о них окружающих, одобрение их взглядов, поступков и т.п. Возможно это связано с тем, что ситуация принятия важных решений, а следовательно и большая ответственность, является для них фрустрирующей и поэтому для поддержания уверенности в себе и высокой самооценки эти руководители нуждаются в одобрении и дополнительных свидетельствах своей правоты. Вместе с тем, одобрение и поддержка окружающих, в частности подчинённых и коллег, может являться одним из факторов дальнейшего карьерного роста, что делает его значимым для руководителя среднего звена.

По шкале «Самоинтерес» среднее значение группы руководителей среднего звена также выше, чем в группе руководителей нижнего звена, т.е. управленцы более близки к своему внутреннему миру, им в большей степени интересно собственное Я. Можно предположить, что у руководителей нижнего звена, поглощенных решением большего количества производственных задач, просто не хватает времени на самопознание, изучение своего Я. С другой стороны, руководители среднего звена, уже имеющие опыт руководящей работы, поняли, что для дальнейшего карьерного роста необходимо не только совершенствование профессиональных навыков, но и саморазвитие, самоактуализация, которая начинается с интереса к себе, к своему Я.

 

Таблица 4 - Результаты сравнительного анализа по методике «Якорь карьеры» Э. Шейна

Шкалы M 1 M 2 t df p σ 1 σ 2 Р
  Профессиональная компетентность 6,23 5,74 1,03   0,3069 1,90 1,78 0,72
  Менеджмент 6,51 5,09 2,38   0,0203 2,48 2,12 0,41
  Автономия 6,40 7,10 -1,35   0,1816 2,03 1,98 0,91
  Стабильность места работы 8,92 9,41 -1,63   0,1077 1,23 1,07 0,46
  Стабильность места жительства 5,40 5,75 -0,45   0,6503 2,64 3,28 0,25
  Служение 8,26 7,33 2,01   0,0496 1,50 2,06 0,09
  Вызов 6,56 6,13 0,87   0,3872 1,81 2,03 0,55
  Интеграция стилей жизни 8,33 7,73 1,82   0,0731 1,15 1,38 0,33
  Предпринимательство 3,99 3,55 0,89   0,3788 2,06 1,77 0,43

 

Как видно из таблицы, существенные различия выявлены по шкалам «Менеджмент» и «Служение». Так по шкале «Менеджмент» среднее значение группы руководителей среднего звена выше, чем в группе руководителей нижнего звена. Это говорит о том, что для руководителей среднего звена в своей профессиональной деятельности важно интегрировать усилия сотрудников, нести ответственность за результат, соединять различные функции организации, т.е. управлять различными сторонами деятельности предприятия. Данное различие связано с тем, что успешное выполнение таких функций требует хорошо развитых аналитических навыков, навыков межличностного и группового общения, эмоциональной уравновешенности, глубоких знаний и т.д., которые приобретаются и совершенствуются с возрастом и опытом работы.

В то же время у управленцев имеется больше возможностей для реализации этой ориентации, вследствие того, что они в большей мере могут участвовать в деятельности всей организации. А руководители нижнего звена, как правило, связаны только с одной из сфер производства и, следовательно, не имеют таких широких возможностей для разностороннего управления.

По шкале «Служение» средние значения группы руководителей среднего звена выше, чем в группе руководителей нижнего звена, что характеризует управленцев как ориентированных на работу с людьми, служение человечеству, желающих улучшить мир. С одной стороны, это может объясняться тем, что, занимая более высокие посты, они имеют больше возможностей для реализации таких идей. С другой стороны, демонстрация альтруистических ценностей может являться тактически – продуманным имиджевым решением, т.к. руководители среднего звена являются более публичными и известными лицами.

Руководители же нижнего звена в большей степени вовлечены в детали и непосредственное участие в производственном процессе, а значит, испытывают дефицит времени и возможностей. Поэтому отсутствие выраженных альтруистических стремлений может объясняться, скорее всего, нехваткой сил и свободного времени.

 

Таблица 5 - Результаты сравнительного анализа по методике «Стиль межличностного отношения» Т. Лири

Шкалы M 1 M 2 t df p σ 1 σ 2 Р
  Авторитарный 7,73 8,70 -1,18   0,2437 2,50 3,73 0,04
  Эгоистичный 4,70 6,67 -3,59   0,0006 1,84 2,37 0,18
  Агрессивный 6,00 7,90 -3,09   0,0030 1,74 2,88 0,01
  Подозрительный 5,00 6,57 -2,16   0,0348 2,26 3,27 0,05
  Подчиняющийся 7,53 6,40 1,49   0,1429 2,86 3,05 0,74
  Зависимый 6,40 6,63 -0,39   0,7010 2,70 1,92 0,07
  Сотрудничающий 7,90 9,17 -1,80   0,0777 2,38 3,04 0,20
  Альтруистичный 8,07 10,27 -2,51   0,0148 3,46 3,32 0,82

Из таблицы видно, что существенные различия обнаружены по следующим шкалам методики: «Эгоистический стиль межличностных отношений», «Агрессивный стиль межличностных отношений», «Подозрительный стиль межличностных отношений» и «Альтруистический стиль межличностных отношений».

Итак, по шкале «Эгоистический стиль межличностных отношений» среднее значение группы руководителей среднего звена ниже, чем в группе руководителей нижнего звена, т.е. последним в большей степени присущи доминантность, эгоцентричность, обособленность, самодовольство, низкая подчиняемость и конформность. Предположительно, это обусловлено изменением статуса рядового сотрудника на статус руководителя, которое в свою очередь отразилось на самооценке испытуемых и следовательно, на поведении.

По шкале «Агрессивный стиль межличностных отношений» средние значения группы руководителей нижнего звена выше, чем в группе руководителей среднего звена. Таким образом управленцы нижнего звена более ригидные, прямолинейны и непосредственны, обидчивы, враждебны по отношению к окружающим. Это может объясняться тем, что они ежедневно должны вникать во все детали процесса, разрешать мелкие производственные проблемы, отвечать за сырьё, оборудование и т.п. Такая ежедневная напряженность приводит к накоплению раздражительности, которая, в свою очередь, и выливается в агрессию. А руководители среднего звена, являясь буфером между низовым и высшими звеньями управления, для успешного выполнения своих функций должны быть лабильными, адаптивными и уметь сдерживать свои эмоции, в том числе и отрицательные.

По шкале «Подозрительный стиль межличностных отношений» средние значения у группы руководителей среднего звена ниже, чем у группы руководителей нижнего звена. Таким образом, для руководителей нижнего звена более характерны замкнутость, неудовлетворённость своей позицией, неконформность, убеждённость в недоброжелательности окружающих, высокая конфликтность. Возможно, наличие таких характеристик связано с неудовлетворённостью потребности в дальнейшем продвижении по службе.

По шкале «Альтруистический стиль межличностных отношений» средние значения в группе руководителей нижнего звена выше, чем в группе руководителей среднего звена. Это говорит о том, что руководителям нижнего звена в большей степени присущи гибкость в контактах, коммуникабельность, доброжелательность, альтруизм, стремление соответствовать социальным нормам. Этот факт связан с тем, что они, в отличии от руководителей среднего звена, непосредственно взаимодействуют с подчинёнными, общаются с ними, осведомлены об их личной жизни.

Данные сравнительного анализа по методике «Стиль межличностных отношений» Т. Лири являются несколько противоречивыми и требуют дальнейшего уточнения.

 

Таблица 6 - Результаты сравнительного анализа по методике «Деловые ситуации» Н.Г. Хитровой в исследуемых группах

Шкалы Эмпирическое χ² Критическое χ² Уровень достоверности Степень свободы (ν)
  Е’ 44,44 42,56 ≤ 0,05  
  I’ 23,82 42,56 ≥ 0,05  
  М’ 63,62 49,59 ≤ 0,01  
  Е 46,46 42,56 ≤ 0,05  
  Е 83,45 49,59 ≤ 0,01  
  I 30,11 42,56 ≥ 0,05  
  I 33,59 42,56 ≥ 0,05  
  M 34,48 42,56 ≥ 0,05  
  e 37,11 42,56 ≥ 0,05  
  i 27,74 42,56 ≥ 0,05  
  m 39,82 42,56 ≥ 0,05  

Таблица 7 - Средние значения по шкалам методики «Деловые ситуации» Н.Г. Хитровой в исследуемых группах

Шкалы М1 σ 1 М2 σ 2
  Е’ 3,57 2,06 3,83 2,89
  I’ 1,90 1,42 2,73 1,98
  М’ 5,13 2,70 5,53 3,34
  Е 5,40 2,79 4,43 2,85
  Е 3,77 2,67 5,77 2,24
  I 2,50 2,06 1,97 1,79
  I 3,60 2,66 4,10 2,20
  M 2,80 1,73 3,20 2,31
  E 6,43 2,57 5,87 2,37
  I 7,93 2,08 7,40 2,62
  M 4,67 2,51 4,33 2,22

 

Как видно из таблицы, существенные различия существуют по следующим факторам: «Е’», «М’», «Е», «Е ».

Так по фактору «Е’» (экстрапунтивная реакция с фиксацией на препятствие) сумма частот группы руководителей нижнего звена выше, чем в группе руководителей среднего звена, т.е. для первых в большей степени характерна тревожность и обострённая фрустрированность в ситуациях конфликта. Это связано с тем, что управленцы нижнего звена непосредственно участвуют в производственном процессе и во всей полноте понимают, что от их решений зависит отлаженность и чёткость ежедневного трудового процесса. Так же фрустрирующим фактором в этом случае может выступать чувство личной ответственности перед работниками. Руководители же среднего звена менее тревожны в ситуации принятия решения, так как более высокий статус обуславливает и большую уверенность в своих силах, в правильности принимаемых решений.

По шкале «М’» (импунитивная реакция с фиксацией на препятствии) сумма частот в группе руководителей нижнего звена больше, чем в группе руководителей среднего звена, что характеризует первых как более склонных не замечать трудности фрустрирующей ситуации или вообще отрицать её. Возможно это объясняется тем, что возникающие в ситуации принятия решения тревожность и фрустрированость являются разрушительными чувствами. Поэтому на уровне подсознания срабатывают механизмы отрицания и вытеснения, призванные защитить психику от разрушительного воздействия негативных факторов. Тревожность при принятия решений у руководителей среднего звена ниже, в следствие большей уверенности в себе, поэтому данные реакции (отрицание и вытеснение) им не характерны.

По шкале «Е» (экстрапунтивная реакция с фиксацией на защите собственной личности) сумма частот выше в группе руководителей среднего звена, по сравнению с группой руководителей нижнего звена. Таким образом, управленцы среднего звена чаще проявляют реакции враждебности, порицания, сарказма, обвинений, чем управленцы нижнего звена. Это может быть связано с тем, что достигнув более высокого карьерного уровня, они стали самоуверенней, менее чувствительными к окружающим. Постоянное ощущение того, что на них лежит большая ответственность, может приводить к накоплению раздражения, которое провоцирует подобные самозащитные реакции.

Наконец, по шкале «Е » (экстрапунтивная реакция с фиксацией на защите личности) сумма частот выше в группе руководителей нижнего звена, что показывает их склонность к отрицанию собственной вины и ответственности в большей мере, чем руководителей среднего звена в ситуациях обвинения со стороны окружающих. Возможно, они бояться ответственности и неудач, так как не имеют достаточной уверенности. Вместе с тем, это может быть обусловлено тем, что заняв начальную ступень управления, руководители нижнего звена боятся не оправдать возложенных на них надежд и полномочий. Поэтому они скорее откажутся от собственных слов и обещаний, чем признают свою неправоту.

По шкалам методики «Диагностика направленности руководителя» в исследуемых группах существенных различий не выявлено. Результаты сравнительного анализа по этой методике помещены в ПРИЛОЖЕНИИ Г.

Далее, для проверки гипотезы работы был выполнен анализ с помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона в статистическом пакете Statistica 6.0.

 

Таблица 8 - Результаты корреляционного анализа

Шк                        
I 0,10 0,05 0,05 0,14 0,00 0,02 0,31 0,12 -0,06 0,10 0,12 0,18
II 0,49 0,19 0,46 0,40 0,25 0,41 0,36 0,31 -0,07 -0,28 0,31 0,38
III -0,24 -0,21 -0,33 -0,03 -0,17 -0,36 -0,11 -0,08 -0,09 0,30 -0,25 -0,24
IV -0,17 -0,09 -0,04 -0,07 -0,16 -0,02 -0,01 0,06 -0,06 0,14 -0,10 -0,30
V -0,29 -0,32 -0,38 -0,31 -0,32 -0,49 0,00 -0,16 -0,09 0,37 -0,39 -0,22
VI 0,30 0,20 0,14 0,31 0,29 0,27 0,36 0,23 0,01 0,10 0,36 0,33
VII 0,31 0,15 0,17 0,30 0,16 0,20 0,33 0,08 0,03 -0,05 0,18 0,31
VIII 0,06 0,32 -0,14 -0,01 0,03 -0,03 -0,19 0,02 0,40 0,26 0,01 0,37
IX 0,02 -0,19 0,21 0,03 0,14 -0,06 0,09 0,07 -0,36 -0,20 -0,01 -0,20

 

Обозначения:

1-интегральное чувство за или против собственного Я; 2-самоуважение;3-аутосимпатия;4-ожидание положительного отношения других;5-самоинтерес; 6-самоуверенность; 7-отношение других;8-самопринятие; 9-саморуководство; 10-самообвинение;11-самоинтерес; 12-самопонимание; I-профессиональная компетентность; II-менеджмент; III-автономия;IV-стабильность места работы;V -стабильность места жительства; VI-служение; VII-вызов;VIII-интеграция стилей жизни; IX- предпринимательство;

Как видно из таблицы, в группе, испытуемые которой являются руководителями среднего звена, обнаружена средняя положительная корреляция между шкалами «Интегральное чувство за или против собственного Я», «Аутосимпатия», «Ожидание положительного отношения других», «Самоуверенность», «Самопонимание» теста самоотношения и шкалой «Менеджмент» теста карьерных ориентаций. Исходя из этого, можно предположить, что самоуверенные, аналитичные, положительно относящиеся к себе и ценящие себя руководители стремятся управлять различными сторонами деятельности предприятия, интегрировать усилия подчиненных и нести ответственность за результат. Вместе с тем, для них значимо положительное мнение других людей о них.

Выявлена слабая (r=-0,38 и r=-0,39) и средняя (r=-0,49) отрицательная корреляционная зависимость между шкалами «Аутосимпатия», «Самоуверенность», «Самоинтерес» методики самоотношения и шкалой «Стабильность места жительства» методики «Якорь карьеры». То есть можно говорить о том, что для самоуверенных, самовлюбленных руководителей, близких к своему Я не характерна потребность стабильности места жительства, они не боятся менять работу, если это влечет за собой и смену места проживания.

Вместе с тем, обнаружена слабая положительная корреляционная зависимость между шкалой «Самообвинение» методики самоотношения и шкалой «Стабильность места жительства» методики «Якорь карьеры». Это говорит о том, что руководители, обвиняющие во всех неудачах лишь себя, стремятся к стабильности и безопасности, предпочитая отказ от повышения, чем связанные с ним временные трудности.

Выявлена средняя (r=0,40) и слабая (r=0,33) положительная корреляция между шкалами «Саморуководство», «Самопоследовательность», «Самопонимание» методики самоотношения и шкалой «Интеграция стилей жизни» методики «Якорь карьеры». Следовательно, руководители, характеризующиеся как рациональные, организованные, аналитичные, ориентированы на сбалансированность всех сторон своей жизни.


Таблица 9 - Результаты корреляционного анализа

Шк                        
I 0,48 0,13 0,53 0,29 0,43 0,45 0,33 0,51 -0,23 -0,19 0,50 0,36
II 0,51 0,30 0,63 0,25 0,48 0,66 0,09 0,63 0,03 -0,27 0,44 0,21
III -0,03 -0,11 0,01 -0,22 0,17 -0,02 -0,17 0,09 -0,02 0,27 0,04 -0,16
IV -0,31 -0,45 -0,12 -0,29 -0,11 -0,28 -0,29 -0,06 -0,14 0,13 -0,26 -0,45
V -0,28 -0,26 -0,19 -0,19 -0,11 -0,29 -0,04 -0,18 -0,24 0,30 -0,13 -0,13
VI -0,26 -0,37 -0,26 -0,28 -0,10 -0,34 0,06 -0,26 -0,42 0,29 -0,17 -0,32
VII 0,32 0,11 0,30 0,15 0,22 0,26 0,30 0,29 -0,22 -0,06 0,21 0,27
VIII 0,22 0,24 0,26 0,00 0,43 0,24 0,12 0,35 -0,01 0,20 0,36 0,26

 

Обозначения:

1-интегральное чувство за или против собственного Я; 2-самоуважение; 3-аутосимпатия; 4-ожидание положительного отношения других; 5-самоинтерес; 6-самоуверенность; 7-отношение других; 8-самопринятие; 9-саморуководство; 10-самообвинение; 11-самоинтерес; 12-самопонимание; I-авторитарный; II-эгоистичный; III-агрессивный;IV-покорный; V-подчиняющийся; VI-зависимый; VII-сотрудничающий;VIII-альтруистичный;

Как видно из таблицы, в группе руководителей среднего звена выявлена средняя положительная корреляция между шкалами «Интегральное чувство за или против собственного Я», «Аутосимпатия», «Самоинтерес», «Самоуверенность», «Самопринятие» методики самоотношения и шкалой «Авторитарный стиль межличностных отношений» методики Т. Лири. Таким образом, самоуверенные, некритичные к себе, активные, самодостаточные, самодовольные руководители властны, склонны к лидированию, доминированию.

Установлена средняя положительная корреляция между шкалами «Интегральное чувство за или против собственного Я», «Аутосимпатия», «Самоинтерес», «Самоуверенность», «Самопринятие» методики самоотношения и шкалой «Эгоистичный стиль межличностных отношений» методики Т. Лири. Это позволяет сделать вывод, что для самодовольных, самоуверенных, позитивно относящихся к себе руководителей характерны эгоцентричность, доминантность, низкая конформность и подчиняемость. При некритичном отношении к себе такие руководители критичны к окружающим.

Выявлена средняя отрицательная корреляционная зависимость между шкалами «Самоуважение», «Самопонимание» методики самоотношения и шкалой «Подозрительный стиль межличностных отношений» методики Т. Лири. Исходя из этого, можно предположить, что руководители, не понимающие себя и причины своих поступков, неадекватные в самооценке, относящиеся к себе некритично, являются ригидными, неконформными, конфликтными, замкнутыми и подозрительными.

Можно отметить слабую (r=-0,37) и среднюю (r=0,42) отрицательную корреляционную зависимость между шкалами «Самоуважение», «Саморуководство, самопоследовательность» методики самоотношения и шкалой «Зависимый стиль межличностных отношений» Т. Лири. То есть можно говорить о том, что неорганизованные, неадекватные в самооценке, подверженные влиянию среды и окружающих людей руководители тревожны, неуверены в себе, конформны, исполнительны и самокритичны.

Обнаружена средняя положительная корреляционная зависимость между шкалой «Самоинтерес» методики самоотношения и шкалой «Альтруистический стиль межличностных отношений» методики Т. Лири. Другими словами, руководители, субъективно близкие к своему Я, коммуникабельны, жертвенны, чувствительны, доброжелательны и ориентированы на социальные нормы поведения.

 

Таблица 10 - Результаты корреляционного анализа

Шк                        
Е’ -0,05 -0,13 -0,00 -0,03 0,13 -0,03 0,08 0,16 -0,34 0,14 -0,05 -0,05
I’ 0,06 -0,08 0,09 0,11 -0,13 -0,09 0,24 0,03 -0,13 -0,13 -0,11 0,16
М’ 0,06 -0,08 0,06 0,00 0,28 0,12 0,03 0,26 -0,23 0,23 0,07 -0,09
E -0,17 -0,38 -0,04 -0,10 -0,05 -0,08 -0,12 0,03 -0,20 0,26 -0,10 -0,25
Е -0,09 0,19 0,04 -0,23 -0,27 0,03 -0,17 0,01 0,26 0,03 -0,20 0,06
I 0,03 -0,30 -0,00 0,19 -0,21 -0,10 0,28 -0,14 -0,10 -0,08 -0,09 -0,08
I -0,03 -0,01 0,03 0,15 -0,13 -0,02 0,10 -0,08 0,08 -0,04 0,10 -0,04
M -0,22 -0,18 -0,09 -0,32 0,01 -0,16 -0,21 0,06 0,21 0,32 -0,10 -0,17
e 0,15 0,45 0,19 0,21 -0,15 0,33 -0,18 -0,08 0,09 -0,47 0,17 0,27
i 0,13 0,28 -0,10 0,21 0,00 0,07 0,07 -0,16 0,24 -0,23 0,09 0,18
m 0,09 0,04 0,00 0,01 0,31 -0,11 0,23 -0,03 0,11 -0,06 0,25 -0,04

 

Обозначения:

1-интегральное чувство за или против собственного Я; 2-самоуважение; 3-аутосимпатия; -ожидание положительного отношения других; 5-самоинтерес; 6-самоуверенность; 7-отношение других; 8-самопринятие; 9 – саморуководство; 10-самообвинение; 11-самоинтерес; 12-самопонимание; Е’ – экстрапунитивные, препятственно-доминантные;I’-интропунитивные,препятственно-доминантные; М’ – импунитивные, препятственно-доминантные; Е – экстрапунитивные, самозащитные; Е – экстрапунитивные, самозащитные, в ситуациях обвинения; I – интропунитивные, самозащитные; I – интропунитивные, самозащитные, в ситуациях обвинения; M-импунитивные, самозащитные; e – экстрапунитивные, необходимо-упорствующие; i – интропунитивные, необходимо-упорствующие; m – импунитивные, необходимо-упорствующие реакции.

Исходя из данных таблицы видно, что в группе руководителей среднего звена обнаружена слабая отрицательная корреляция между шкалой «Самоуважение» методики самоотношения и шкалой «Е» (экстрапунтивная реакция с фиксацией на защите личности) методики «Деловые ситуации». Это позволяет предположить, что, неуважающие себя руководители в ситуациях конфликта проявляют враждебность, порицание, саркастические выпады, направленные против кого-либо в окружении.

Установлена средняя положительная корреляция между шкалой «Самоуважение» методики самоотношения и шкалой «е» (экстрапунитивная реакция с фиксацией на разрешении ситуации) методики «Деловые ситуации». То есть, можно сказать, что уважающие себя руководители в ситуациях фрустрации требуют, ожидают или явно подразумевают, что ее должен разрешить кто-то другой.

Вместе с тем, выявлена средняя отрицательная корреляция между шкалой «Самообвинение» методики самоотношения и шкалой «е» методики Н.Г. Хитровой. Это говорит о том, что, требуют или ожидают разрешения конфликта от окружающих также руководители, которые не склонны к самообвинению.

 

Таблица 11 - Результаты корреляционного анализа



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: