КУРСОВАЯ РАБОТА
Изучение взаимосвязи компонентов самоотношения и особенностей межличностной сферы руководителей среднего и нижнего звена управления
Чалого Павла Владимировича
Социально-психологического факультета
Специальность 6.040100 – «психология»
Курс 3, группа 2
Научный руководитель:
Тимощук Игорь Григорьевич,
кандидат психологических наук, доцент
Форма обучения: дневная
Артек 2007
Содержание
Введение
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ САМООТНОШЕНИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ
1.1 Определение и структура самоотношения личности
1.2 Психологические особенности межличностной сферы
1.3 Понятие о карьерных ориентациях личности
РАЗДЕЛ 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КОМПОНЕНТОВ САМООТНОШЕНИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫУ РУКОВОДИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ЗВЕНЬЕВ УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Описание выборки и методов исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ВВЕДЕНИЕ
На данном этапе развития современного общества одной из самых интересующих человека сторон является тема карьеры. Каждый из нас стремится найти свою профессию, работу, которая соответствовала бы его способностям, возможностям и вместе с тем позволила бы реализовать собственные потребности, мотивы и интересы. Кому-то больше по душе работа с людьми, кому-то с машинами, кто-то стремится к повышению по службе и руководящим постам, а кого-то удовлетворяет работа простого служащего. Так происходит потому, что в трудовой деятельности, так или иначе, проявляется все многообразие личности, особенности психики человека, его личностной концепции.
|
Не так давно понятие «карьера» носило негативный оттенок, а стремление «сделать карьеру», подняться вверх по служебной лестнице считалось зазорным, недостойным. В последние годы этот негативный оттенок стал исчезать и сегодня человек, «делающий карьеру», скорее оценивается как имеющий ориентацию на реализацию личностного и профессионального потенциала. Карьера стала одним из показателей индивидуальной жизни человека, достижением желаемого статуса и соответствующего ему уровня жизни, а также достижением известности и славы. Важной детерминантой для профессионального пути человека является его представление о своей личности. Каждый из нас, составляя представление о своих качествах, характеристиках, так или иначе оценивает их. И на основе этих знаний мы выстраиваем свое отношение к своей личности. Самоотношение, хотя и состоит из определенных компонентов, у каждого человека уникально и неповторимо. В целом, изучением основных вопросов о самоотношении занимались как отечественные классики психологии (В.В. Столин, В. Шибутани, С.Р. Пантилеев, А.А. Налчаджан и др.), так и зарубежные (Р. Бернс, У. Джеймс и др.)
Личностные особенности и особенности самоотношения накладывают отпечаток на профессиональную деятельность руководителя, на его поведение, а также на то, как он строит межличностные отношения, каким стратегиям и стилям общения отдает предпочтения.
Развитые коммуникативные навыки, умения устанавливать и поддерживать социальные контакты, выстраивать межличностные отношения, также являются важными характеристиками успешного руководителя.
|
В области изучения особенностей межличностной сферы следует отметить работы В.Н. Мясищева, В.Н. Куницыной, В.М. Погольши. Компоненты самоотношения и особенности межличностной сферы связаны между собой, но характер этих связей остается малоизученным в психологии.
Актуальность выбранной темы обусловлена следующим фактом. Нельзя не обратить внимание на то, что данная тематика освещена в психологической литературе и источниках по самоменеджменту достаточно разносторонне и многопланово, но основные исследования остаются «фрагментарными и отрывочными». Таким образом, целью данной работы явилось выяснение характера взаимосвязи между компонентами самоотношения личности и особенностями межличностной сферы у руководителей разных звеньев управления.
Для достижения поставленной цели в работе решался ряд теоретических, практических задач:
1. Изучить основные подходы к исследованию самоотношения личности;
2. Исследовать профессиограмму, структуру деятельности и функции руководителя среднего и нижнего звеньев управления;
3. Провести психодиагностические процедуры обследования самоотношения и особенностей межличностной сферы испытуемых;
4. Осуществить статистическую обработку и интерпретацию полученных результатов исследования;
Объект исследования – особенности личности руководителя.
Предмет исследования – изучение взаимосвязи компонентов самоотношения и особенностей межличностной сферы руководителей среднего и нижнего звена управления.
|
Анализ литературных источников, посвященных проблеме влияния компонентов самоотношения на формирование особенностей межличностной сферы современного руководителя позволили сформулировать основную гипотезу исследования – предположение о том, что структурные компоненты самоотношения личности взаимосвязаны с особенностями межличностной сферы руководителей среднего и нижнего звена управления.
Научная новизна исследования состоит в более подробном анализе недостаточно изученной проблемы взаимосвязи компонентов самоотношения и особенностей межличностной сферы руководителей, а также в получении эмпирических результатов по проблематике исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при комплексном профотборе и профподборе руководителей среднего и нижнего звеньев управления;
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ САМООТНОШЕНИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫРУКОВОДИТЕЛЯ