Тип животного
Задание считается выполненным неправильно, если испытуемый нарисовал реальное животное и описал его естественный образ жизни (например, собаки или кошки). Это может быть нормальным для пяти- или шестилетнего малыша, но когда такой результат демонстрирует более взрослый ребёнок, это свидетельствует о низком уровне воображения.
Какие типы животных чаще всего изображаются при тестировании?
- Исчезнувшее с поверхности Земли, но ранее реально существовавшее (например, динозавры разных видов или мамонты). Такой рисунок может быть следствием педагогической запущенности и бедности фантазии школьника, общего невысокого уровня культуры.
- Сказочное или фольклорное. Драконы, лешие, русалки и прочие существа, нарисованные детьми до 8–9 лет — психологическая норма. Если же взрослый ребёнок или подросток рисует подобное, то это происходит от недостатка фантазии или от низкого культурного уровня.
- «Сконструированное» животное (с использованием частей тела от разных существ — лапы от собаки, голова крокодила, хвост петуха и так далее) говорит о приверженности к рационализму и небольшом творческом потенциале.
- С элементами человеческого облика. Такой подход к изображению связан с большой потребностью в общении и присущ (в основном) подросткам в возрасте от 13 до 17 лет.
- Механизированное существо, состоящее из всевозможных шестерёнок, винтиков и технических узлов. Представление такого рисунка свойственно людям с необычным подходом к жизни, креативным видением.
- Оригинальное и сложное животное, в котором очень трудно вычленить составляющие части и принадлежность к реальному миру. Подобные существа «рождаются» у людей творческих, с богатой фантазией, умеющих придумывать неординарные вещи.
Плод детской фантазии может кого-то напугать или рассмешить
Части тела
Определённую информацию можно почерпнуть и из анализа частей тела животного. Каждый элемент говорит о том или ином состоянии тестируемого в момент прохождения диагностики и о его психическом здоровье в целом.
Часть тела | Характеристика верхней части тела (о чём свидетельствует такое изображение) | ||||
Положение | Отсутствие | Размер и количество | Форма | Дополнительные моменты | |
Голова | Обращена вправо — человек действия; влево — субъект часто переживает и размышляет, не уверен в себе; прямо — признак эгоцентризма | Импульсивность или психическая болезнь | Две и более –внутриличностный конфликт, противоречивость | Искажённая — органическое поражение мозга, психоболезнь; больше тела — символ интеллектуальных способностей испытуемого | Пририсованные перья — желание приукрашивать действительность; рога — агрессивный настрой, защита; грива — подчёркивание своей половой принадлежности или повышенная чувственность |
Глаза | Астения | Неправильная — невроз | С чёрной радужкой — страхи; пустые, без зрачков — астения; с кровеносными сосудами — ипохондрия, невроз; с ресницами — высокое самомнение, манерность поведения | ||
Уши | Замкнутость, нежелание слышать других, вступать в контакт | Большие и много — заинтересованность в получении информации, подозрительность, мнительность, зависимость от чужого мнения | |||
Рот | Непропорционально большой — эрудированность, развитый интеллект, рационализм | Круглая — тревога, боязнь чего-либо | Приоткрытый и с языком — признак болтливости; с губами — чувственность; без языка и губ — страх, недоверие; с зубами — символ агрессии |
Фигура животного — не менее важная деталь, на которую необходимо обратить внимание при тестировании. Если она изобилует множеством деталей, то это свидетельствует о мощной энергетике испытуемого, составных частей очень мало -такой рисунок говорит об астении. Существо, нарисованное с большим количеством острых углов — признак агрессивного настроя человека; преобладание округлых форм говорит о замкнутости ребёнка и закрытости от внешнего мира.
Если животное обладает хвостом, его положение также необходимо проанализировать. Обращённый вправо символизирует отношение школьника к своему поведению и поступкам, влево — к мыслям и решениям (вверх — положительное, вниз — отрицательное). Излишняя красота хвоста (например, как у павлина) – свидетельство демонстративности.
Неумелость построения отношений в социальной сфере можно определить по отсутствию или недостаточному количеству лап. Если конечностей, наоборот, слишком много — человеку нужна помощь, опора. Об этом же говорят и нарисованные толстые или большие лапы. Маленькие ножки свидетельствуют об импульсивности, легкомысленности, поверхностном отношении ко многим вещам. Чем шире конечности, тем больше вероятность того, что школьник уравновешен и умеет не только принимать ответственные решения, но и отвечать за них. Одинаковые по размеру и форме лапы характеризуют человека, который не склонен к инакомыслию и творческому началу.
Чем детальнее изображено животное, тем больше оно может рассказать о своём авторе
Очень показательны при анализе теста дополнительные элементы, которые могут говорить о:
- желании защититься (чешуя, панцирь);
- агрессии (иголки, разнообразные шипы, пририсованное оружие);
- сексуальной значимости (изобилие волос на теле, половые органы, грудь, вымя);
- демонстративности (узоры и рисунки на теле);
- неврозе, ипохондрии (наличие шрамов и ран, изображение кровеносных сосудов, внутренних органов);
- романтичности и мечтательности натуры (присутствие крыльев);
- затруднениях в общении (части механизмов в теле).
Даже характер соединения конечностей с туловищем имеет определённое значение: если прослеживается чёткая их прорисовка — человек склонен следить за своими рассуждениями и ответственно подходить к принятию решений. Небрежность в изображении мест присоединения лап к телу или полное отсутствие этого — показатель недостаточного контроля над собой.
Название существа
- «Летающий крокодил», «водоплавающий ягнёнок» и подобные имена животных говорят о чёткости понимания целей, к которым стремится человек.
- Наукоподобные термины с «налётом» латыни — «зверолетиус», «устрашонис» и прочие — свидетельство эрудиции ребёнка и его желания показать это.
- Звукоподражательные имена зверюшек («мамзяка», «каряка») – признак лёгкого отношения к жизни, некоторой беспечности.
- Если в названии животного прослеживается юмор, то это показатель оптимистичного отношения к действительности. Примеры таких имён – «пузырик», «нескладушечка», «несапиенсный хомик».
- Когда имя очень сложное и длинное, то это означает, что придумавший его человек — большой выдумщик и фантазёр.
Толкование ответов на вопросы
По окончании работы ребёнка над заданием нужно обсудить с испытуемым образ жизни нарисованного им существа
Если ребёнок придумывает своему нарисованному персонажу такую жизнь, которая полностью соответствует изображению, то это нормально и логически оправдано. О нарушении логики мышления можно сделать вывод, если рисунок и рассказ о существовании животного никак не связаны друг с другом.
Фантазия с целью компенсации каких-либо негативных моментов в жизни испытуемого прослеживается при идеализации или приукрашивании своего персонажа.
Когда ребёнок утверждает, что придуманный и нарисованный зверёк живёт на острове, за границей, в субтропиках, это говорит о демонстративности; в качестве места проживания животного названа изолированная площадь (космос, другая планета, пещера, колодец, лес и так далее) — тестируемый одинок и остро переживает это. Агрессию, боязнь испытуемого, его желание найти защиту характеризуют подобные ответы: «в тайге», «в непроходимых болотах», «в лесной чащобе». Невроз может выдавать «поселение» животного в неприятные условия — тину, грязь, лужу, помойку.
«Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты» — это выражение в полной мере может быть применимо к ответам человека на вопрос о том, чем питается нарисованная зверушка. Вот что могут значить реплики школьника на этот счёт:
- ничем, воздухом, энергией — интравертность тестируемого;
- всем, что попадётся — импульсивность;
- несъедобными вещами (гвоздями, камнями, палками) – нарушения коммуникативных отношений;
- неприятными элементами (слизью, трухой, клопами, тараканами) – невроз;
- внутренними органами животных, кровью — невроз, граничащий с агрессией;
- людьми — отрицание, негативизм, агрессия.
В рассказах ребёнка животное может:
- много спать, что говорит об астении, хронической усталости испытуемого;
- крушить, ломать — это признак агрессивности, негативного отношения к окружающим;
- развлекаться и гулять — такое определение образа жизни существа символизирует желания школьника;
- искать пищу — эта характеристика подаёт сигнал о каких-либо проблемах и жизненных трудностях тестируемого.
Если нарисованное существо любит неординарные занятия (вроде хождения на голове или вверх ногами), то ребёнку, придумавшему такие действия для животного, не чуждо стремление выйти за рамки обыденности и нарушить стандарты поведения.
Импульсивность присутствует в характере людей, наделяющих своих нарисованных персонажей невозможностью сидеть без дела.
Когда описание животного связано с частым упоминанием о его врагах, то можно сделать вывод о боязни агрессии; чрезмерный акцент на проблемах с едой — символ неблагополучия в быту испытуемого, привязанности к материальному. Существо, по словам тестируемого, одиноко, у него нет друзей — скорее всего, в жизни ребёнка такое же положение вещей. Рассказ о большом количестве близких по духу людей говорит о значимости общения для испытуемого.
Пример расшифровки
«Гламурный крылокот» — такое название дал существу автор рисунка
- Полностью закрашенная радужка глаза — свидетельство страха, сконцентрированного внутри автора рисунка.
- Испытуемый зациклен на себе, об этом свидетельствует прямое расположение головы животного и его открытый взгляд.
- Тревожные сигналы — штриховка хвоста и расположение персонажа на краю листа.
- Также о беспокойстве говорят множественные линии в изображении некоторых частей тела (нижней части головы, крыльев, задних лап).
- Не слишком маленькие уши крылокота — показатель зависимости от чужого мнения, желания следовать общепринятым нормам.
- Энергетический потенциал автора очень высок, об этом можно судить по большому количеству деталей фигуры животного.
- О романтических устремлениях и мечтательности натуры сигнализируют большие крылья. Возможно, автор мечтает изменить свою жизнь, но не имеет возможности это сделать.
- Тестируемый склонен к прагматизму и рационализму, потому что все части тела прорисованы чётко, а их соединения не размыты.
Проведение теста «Нарисуй несуществующее животное» — замечательный способ получить представление о внутреннем мире, характере ребёнка и даже условиях его жизни. Результаты диагностики помогут выявить существующие проблемы и скорректировать работу по их устранению.