Схема установки показана на рис. 2. Два шара одинакового диаметра и одинаковой массы (1) подвешены на нитях одинаковой длины. Их отклоняют в обе стороны от положения равновесия на одинаковый угол α0 и удерживают электромагнитами (2). После выключения электромагнитов шары движутся к положению равновесия, соударяются и отскакивают на меньший угол α. Так как для шаров начальные условия одинаковые, численные значения начальных скоростей также одинаковые, то есть V2 = -V1 и, следовательно, V2΄= -V1́. Тогда коэффициент восстановления
или . (7)
Определим скорости V1 и V1′.
Шар, отклоненный от положения равновесия на угол α (рис.3), увеличивает свою потенциальную энергию на величину mgh. При движении шара к положению равновесия эта энергия переходит в кинетическую и максимальная скорость достигается в положении равновесия.
На основании закона сохранения энергии имеем:
, откуда
Из рис. (3) видно, что
, откуда
.
Соответственно, и
. Таким образом, измерив углы α и α0, можно рассчитать коэффициент восстановления.
. (8)
Если провести последовательно несколько соударений (n - соударений), то для каждого можно записать:
,
,
.
Перемножим полученные n равенств и после преобразований получим:
или
, (9)
где α0 - начальный угол отклонения шара от вертикали;
αn - угол отклонения шара от вертикали после n соударений шаров.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫИ
ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ.
Приборы и принадлежности: установка для изучения удара (Рис.2).
1) Включите выключателем электромагниты, разведите шары до соприкосновения с электромагнитами и зафиксируйте в этом положении. Измерьте начальный угол отклонения шара от вертикали α0 для одного из шаров и запишите его в таблице.
α0 =
Таблица измерений.
№ измерения | среднее | |||||||
αn, град |
2) Выключите магниты, отсчитайте 10 ударов шаров (n=10) и измерьте угол αn - угол отклонения шара, за которым наблюдали сначала, после десятого удара. Результат запишите в таблицу.
3) Опыты по пунктам 1 и 2 проделайте семь раз, занося результат измерения αn в таблицу.
4) Вычислите коэффициент восстановления по расчетной формуле (9). Доверительные интервалы в этом опыте не рассчитываются.
5) Сделайте выводы по работе.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.
1. Дайте определения: средняя и мгновенная скорости при поступательном движении; среднее и мгновенное ускорения.
2. Сформулируйте законы Ньютона.
3. Закон сохранения импульса для системы тел.
4. Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения энергии.
5. Удар. Упругий и неупругий удар шаров. Коэффициент восстановления.
6. Запишите законы сохранения импульса и энергии для упругого и неупругого ударов, движущихся навстречу друг другу.
ВОПРОСЫДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
1. Ниже приводятся рассуждения знаменитого греческого, ученого Аристотеля (IХ век до нашей эры):
«Камень под действием собственной силы тяжести падает с определенной скоростью. Если положить на него еще один такой же камень, то лежащий сверху будет подталкивать падающий, в результате чего скорость нижнего возрастет».
Между тем сейчас твердо установлено, что все тела, независимо от их массы, падают с одним и тем же ускорением. В чем же заключается допущенная Аристотелем ошибка?
2. Футболист с одинаковым усилием бьет ногой по покоящемуся мячу и по мячу, летящему со скоростью V ему навстречу. Объясните, в каком случае скорость отлетевшего после удара мяча будет больше. Почему?
3. Два шарика с массами m1 = 2·10-3 кг и m2 = 3·10-3 кг движутся со скоростями, соответственно разными V1= 6 м/с и V2 = 4 м/с. Направления движения шаров взаимно перпендикулярны. Определите суммарный импульс системы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Детлаф А.А. и др. Курс физики, т.1 - М: Высшая школа,1973, -384 с, § 1.2; 1.3; 2.1; 2.3; 2.4; 2.5; 3.2; 3.3.
2. Савельев И.В, Курс общей физики, т.1 - М: Наука, 1982,-432 с, §3, 4, 7, 9, 11, 18, 19, 23, 27, 28.
3. Трофимова Т.И. Курс физики. –М.: «Высшая школа», - 1990,-480с.
[1] Механическая система тел, на которую не действуют внешние силы, называется изолированной.