На сегодняшний день жилая недвижимость в городах России более чем на 2/3 обслуживается жилкомсервисами со 100%-ным государственным капиталом — прямыми наследниками советской коммунальной системы. Что касается частных эксплуатационных компаний, то их зарегистрировано мало. Кроме того, большинство таких компаний не имеют собственной материальной базы, работают нестабильно и через 1,5–2 года сворачивают деятельность. Нередко они берут на подряд те же жилкомсервисы, и, таким образом, присутствие новых частных компаний практически ничего не меняет на рынке.
Решение
Привлечение в российское ЖКХ частных компаний, способных реально улучшить качество обслуживания жилых домов. Эти компании должны обладать собственной материальной базой, ресурсами и опытом эффективной эксплуатации недвижимости. Они должны иметь штат квалифицированных кадров, достаточный для выполнения тех задач, за которые они берутся. Необходимо внести в законы конкретные критерии оценки управляющих компаний, которые претендуют на эксплуатацию жилой недвижимости.
Автоматизация систем теплоснабжения
Трудность внедрения новых систем теплоснабжения.
Решение
Один иностранный концерн с большим опытом поставки средств автоматики и автоматизации теплоснабжения, а также участия в энергосберегающих проектах во всем мире, в том числе и в России уже давно предлагает пошаговый путь внедрения передовых технологий автоматизации систем теплоснабжения, который ведет к существенному сокращению потребления тепловой энергии.
Первый шаг — оборудование домов современными индивидуальными тепловыми пунктами (ИТП) с общедомовыми узлами учета (УУ) тепловой энергии. ИТП с УУ позволят равномерно распределять тепловые нагрузки по всему зданию, регулировать теплопотребление в зависимости от температуры наружного воздуха.
Второй шаг — установка автоматических балансовых клапанов на стояках. Это оборудование сведет к минимуму диспропорцию в распределении тепла между потребителями, при которой больше тепловой энергии достается тем, кто находится ближе к ИТП.
Третий шаг — оснащение квартирных радиаторов терморегуляторами. Это даст возможность жильцам самостоятельно регулировать теплоотдачу радиатора и соответственно регулировать температуру в помещении.
Четвертый шаг — внедрение в квартирах приборов индивидуального учета потребления тепла. Что даст возможность жильцам платить за тепло по факту потребления, как за электроэнергию.Эта простая система мероприятий позволит экономить, т.е. быть готовыми к скачкам цен на энергоресурсы.
На основании многолетнего опыта проектирования и строительства инженерных систем, рекомендуется следующая комбинация отечественного и импортного оборудования. По импорту нужно закупать все высокотехнологичное оборудование: приборы, средства автоматики (в том числе предохранительные клапаны), автоматизации и телекоммуникации, насосы, теплообменники, а также трубопроводную арматуру. Отечественным могут быть трубы, фитинги, металлопрокат, крепеж и т.п.
Внедрение приборов учета потребляемых теплоносителей
Существует Федеральный закон РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в котором говорится об обязательной установке приборов учета энергопотребления (статья 13). Юридические лица обязаны оборудовать занимаемые помещения узлами учета до 1 января 2011 года, собственники жилых помещений — до 1 января 2012 года. Но вряд ли эти меры могут гарантировать снижение расхода энергии. Оборудование оплачивают потребители, приобретают и монтируют управляющие компании, имеющие лицензию на соответствующие работы, а эксплуатируют тепловые сети. Такая схема многократно усложняет процедуру установки. Вопрос контроля качества выбранного оборудования и его обслуживания остается нерешенным. В результате мы можем получить формально установленные, но не работоспособные узлы учета.
Решение
Приборы учета тепла должны закупаться и устанавливаться только тепловыми сетями. А оплачиваться — через постоянную составляющую тарифа. До тех пор пока установкой счетчиков будет заниматься потребитель, добиться эффективности проблематично.
Cтроительные материалы
Применение современных технологий позволяет сократить срок строительства, снизить требования к инфраструктуре, улучшить эксплуатационные качества зданий, их внешний вид.
Так, применение современных изоляционных материалов и энергосберегающих технологий в целом эффективно, поскольку позволяет существенно сократить потери тепла, снизить потребность в ремонте. Однако выгоду от этого в течение длительного времени получают эксплуатанты, собственники здания, государство, субсидирующее оплату тепла, теплостанции и другие экономические агенты, а все издержки на закупку дорогостоящих материалов единовременно несет строительная организация. При существующей системе спецификации прав собственности и перекрестном субсидировании это практически неразрешимая проблема. Установление государственных стандартов в области строительства привело к тому, что в проекте закладывается использование одних материалов, а в строительстве применяются совсем другие, что достаточно сложно проконтролировать.
Недостаток информации о существующих технологических возможностях ограничивает развитие строительного сектора. Нередки случаи, когда даже проектировщики не знают о новых материалах и технологиях, а строители не умеют их применять, не осознают их ценность. При этом необходимо отметить, что развитие строительных технологий идет в направлении снижения требований к квалификации персонала.
Несмотря на бурное развитие промышленности стройматериалов и значительные инвестиции международных компаний в отрасль, отдельные виды материалов по-прежнему являются дефицитом, и строителям приходится ждать их поставок. Такая ситуация позволяет производителям и посредникам диктовать цены. Напротив, на московском рынке, опережающем по уровню развития другие регионы, по большинству строительных материалов уже сложился «рынок покупателя», где условия диктует потребитель, а не производитель.
2. Стратегия развития сферы ЖКХ в программах, решениях, постановлениях .
Значение ЖКХ и связанные с ним реформы являются актуальной темой на всех уровнях управления экономикой и в средствах массовой информации. В основном подчеркивается высокая социальная значимость сферы ЖКХ.
Наряду с социальной отмечают и экономическую значимость, связанную с ее с потребительским спросом на работы и услуги отрасли и высоким потенциалом для развития частного бизнеса. В действительности значение ЖКХ определяется более широким кругом вопросов такими как: политический, социально-демографический, технический, экологический, нормативно-правовой.
В последние годы перед Россией стоит уникальная задача формирования новой жилищной политики и жилищных отношений применительно к принципам рыночной экономики с учетом интересов всех слоев населения. Главная задача при реформировании данной отрасли заключается в определении форм и размеров государственного регулирования процессов рыночного механизма при проведении реформы.
В настоящее время ЖКХ является одной из сфер, где сформулирована достаточно четкая концепция преобразований с нормативной базой федерального уровня, обеспечивающей повышение эффективности функционирования ЖКХ и снижения потребности в бюджетных дотациях на его содержание. В то же время, попытки государственного воздействия на процессы перехода жилищного фонда в управление жильем владельцами выходят за рамки отраслевой реформы. Это привело не только к корректировке курса преобразований в отдельно взятой отрасли, но и к выходу жилищно-коммунальной реформы на первый план в экономической политике России.
На самом деле решение жилищных проблем (включая уровень и качество жилищно-коммунальных услуг) во многом зависит от темпа дальнейших преобразований в России. Именно благосостояние жизни населения служит критерием выбора приоритетных направлений экономической и социальной политики государства.
Услуги жилищно-коммунального хозяйства – это одно из основных жизненных благ. Поэтому и необходимо рассматривать в первую очередь с этой позиции направления реформы в сфере ЖКХ.
В процессе реформирования ЖКХ можно выделить несколько этапов, определяемых периодами выхода федеральных законов и других законодательных актов.
Началом рыночных преобразований в ЖКХ стало принятие Федерального закона «Об основах федеральной жилищной политики», который разделил полномочия по управлению в жилищной сфере, определил новый порядок оплаты ЖК услуг; так же было принято решение о разграничении частной собственности по уровню власти.
Цель реформы состояла в том, что ЖКХ должно было перейти на самоокупаемость в течение пяти лет. Но, социально-экономическая ситуация не позволила завершить быстрый переход к покрытию стоимости ЖК услуг за счет средств потребителей, включая население. Возникла необходимость внести коррективы в процессе реформирования ЖКХ, проводить его не стихийно, а целенаправленно.
Основы федеральной жилищной политики в дальнейшем были конкретизированы в ряде законопроектов, которые заложили первые основы концепции реформы ЖКХ.
Особое значение в этой связи имеет Федеральный закон «О товариществах собственников жилья». Целью закона являлось создание условий благоприятных для формирования спроса на ЖК услуги. В законе существуют недоработки, которые до сих пор не позволяют достигнуть поставленной цели (значительные затраты на регистрацию ТСЖ как юридического лица, неудовлетворительное состояние жилого фонда и т.д.).
В целях координации процессов реформирования ЖКХ в регионах России и соблюдения сроков ее реализации Правительством РФ были введены федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, которые устанавливали величины предельно допустимых параметров:
1. обеспеченности жильем в расчете на одного человека как стандарта социальной нормы площади жилья для семей различной численности;
2. максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе, исходя их социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.
Наивысшим достижением в деле государственной поддержки реформы ЖКХ за последнее десятилетие является выделение финансовых средств из федерального бюджета беспрецедентно большого объема - 250 млрд. руб. на 2008-2011 гг.. По мнению большинства экспертов, на модернизацию и реформирование ЖКХ требуется до 10-13 трлн. руб., в то время как из всех источников предусмотрено чуть более 4 трлн. руб. Причем подразумевается, что основным источником финансового обеспечения реформы будут граждане.
Для выполнения приоритетных задач социально-экономического развития РФ была принята и одобрена концепция целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020гг.».
До недавнего времени имело место негативное изменение экономических условий функционирования организаций коммунального комплекса, связанное с резким падением уровня доходов населения. Такое положение не могло не отразиться на экономическом положении ЖКХ. Предприятия отрасли, не имея достаточных доходов от предоставленных жилищно-коммунальных услуг, не производили инвестиций в основные производственные фонды в объемах, необходимых не только для развития инфраструктуры, но и для ее поддержки. Все это привело к ряду проблем, основными из которых являются:
- недостаточное развитие коммунальных систем для обеспечения возрастающих потребностей общества, в том числе связанных с новым строительством;
- неравномерное распределение коммунальных мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов;
- высокий уровень морального и физического износа объектов и сооружений;
- неэффективное использование природных ресурсов в виде потерь ресурсов при транспортировке, а также тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки до потребителей;
- низкая эффективность системы управления в ЖКХ, преобладание административных методов хозяйствования над рыночными.
Объекты коммунальной инфраструктуры, несмотря на проводимую реформу, находятся в изношенном состоянии.
В результате этого износа расход энергетических ресурсов в российских коммунальных предприятиях на 25 – 30 %, а иногда и до 50 % выше, чем в европейских. Потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, по воде составляют 20 %, по электроэнергии – 15 %, по теплу - до 40 %.
Разработка программы комплексного развития позволяет существенно повысить эффективность расходования средств на модернизацию и реконструкцию коммунальной инфраструктуры за счет определения оптимальных масштабов строительства и координации развития различных систем инфраструктуры.
Перечисленные цели, направления, мероприятия, обозначенные в Концепции, уже предлагались в ранее принятых государственных документах, однако не были реализованы в полном объеме.
Проведенный анализ этапов реализации реформы ЖКХ показал, что пока рыночные преобразования в ЖКХ большей частью проходят на бумаге. Однако современная реформа жилищно-коммунального хозяйства в РФ ориентирована на рыночную экономику. Явным на сегодняшний момент является и то, что не все предприятия эффективно действуют в рыночных условиях. Их развитие тормозит как само несовершенство реформ, проводимых в РФ, так и нежелание населения принять данную реформу.
Кроме того эффективное развитие жилищной сферы возможно лишь на основе общественной поддержки и привлечения населения к непосредственному участию в данной работе. Речь идет, прежде всего, об информировании горожан о содержании проводимых мероприятий и принимаемых направлений развития.