Артём Ефименко
Всюду синие рыбки
Пьеса, в которой героев больше, чем действующих лиц
Действующие лица:
Йозеф
Марта
Гьокче
Люди
Во флешбеках, снах и фантазиях:
Вольф
Мать (она же Бабушка)
Отец (он же Василий)
Положительный человек
Старичок из Гамбурга
Несколько вводных сцен
Первая
Берлинские улицы. Люди говорят.
Кто-то говорит
Ты знаешь, я каждый день делаю мейк
Ну типа такой естественный
Ну чтобы парень какой-нибудь сказал
Мне так нравится твоя естественная красота
Не как все остальные
Вот
И это ж куча времени
И вообще это редко кто замечает
И вот
У меня времени было в обрез
Ну вечер был длиннее ночи
Как говорится
И в общем утром – на работу
Спала часа два
Ну я убрала волосы в хвост
Намазала красным губы
Натянула майку, в которой сплю
И на работе все такие
Господь, ты ли это
Ты сегодня охренительно выглядишь
Просто секс
И вот я думаю теперь
Двое говорят
Она трахнула его, понимаешь
Он сделал намаз
Ну помыл свой тёмный член и она ему отсосала
Чувак
Если араб полощет член под краном
Это ещё не значит, что он делает намаз
Да
Она просто трахается с ним
Со сраным турком
Кто-то говорит
Вчера у парня в тиндере видела в профиле
Не араб и не пидор
Многого добился чувак
Свайп влево
Кто-то говорит
Возраст такая вещь
У моей мамы парней больше, чем у меня
А ей уже за 50
И никто из её парней на меня даже не смотрит
И почему меня вообще это нахер беспокоит?
Кто-то говорит
Слышал, недавно в какой-то потасовке парня убили
Тот, кто науськивал этих наци, с собой покончил
Прикинь
|
Кто-то говорит
Ультрас прижали меня
Один приставил нож и сказал
Донер, ты бы валил, откуда родом
Я убежал домой
Кто-то говорит
В общем в сухую
И нахера им в Бундеслиге играть?
Не понимаю
Кто-то говорит
И парня того турецкого раздавили, как арбуз
Жесть
Кто-то говорит
Вот знаешь
Всегда хотел собаку
С самого детства
Ну а родители были против
Точнее
Они типа не против и спрашивали меня
Семилетнего-десятилетнего-четырнадцатилетнего пацана
А ты будешь с ней гулять три раза в день?
А ты будешь ей корм покупать?
А говно – ты
Будешь убирать?
Ну и в общем не было у меня собаки
Сам понимаешь
И вот проходит время
Я уже не с родителями живу
Приезжаю к ним как-то
И между делом говорю
Вот решил наконец себе собаку купить
Они молчат
Молчат
И говорят
Понятно
Вечер тот как-то закончился
И уже в дверях родители прощаются со мной
И мать говорит мне
Ты бы лучше ребёнка завёл, а не собаку
И вот знаешь
У меня это в голове засело
Эти их слова
Лучше уж ребёнка, чем собаку
И вот знаешь
Не хочу я больше собаку
Кто-то говорит
Ну вот
И парень тот
Он там художник или бля акционер какой-то
В общем загонял про исламизацию и всё такое
И чуваки, которые его слушали, всё поняли, что он говорил
Мимо них шли парни с другой сходки
Ну которые наоборот против этого говна
Ну и потасовка
И парня одного раздавили
Как арбуз
А тот, кто загонял это всё тем отморозкам
Потом – того
На электрическом проводе повесился
Вот так
Кто-то говорит
Недавно фильм смотрел старый
Ему лет сто наверно
|
Ну то есть реально сто
Он типа чёрно-белый
Немой
И русский
То есть там как бы, знаешь, идёт фильм
Потом чёрный экран и текст
Типа что происходит или что говорят
Ну знаешь
Субтитры по сути
А фильм русский
И под русскими субтитрами ещё немецкие были
Странно как-то
Так вот
Фильм – классика кинематографа
Он из СССР походу
Там про восстание какое-то
Ну типа большевик
И остальные
И вот там сцена крутая была
На лестнице
Там полиция ну или солдаты разгоняют людей
Стреляют в них
И всё на большой такой лестнице
Там дети, женщины, старики
Всех убивают
Они там ещё все умирают, как будто им плохо стало
Или споткнулись
Как в шекспировской драме
Ну знаешь
И вот
Убивают там одного мальчика
И мать хватает его тело
Мальчика этого
Сына своего
И бежит навстречу солдатам
Вверх по лестнице
И кричит
Стойте! Не стреляйте!
Моему мальчику очень плохо
И они её тоже убивают
Кто-то говорит
Как арбуз
Хлоп
Вторая
Несколько громких настойчивых стуков в дверь. Мужчина открывает дверь. Перед ним стоит женщина.
Она насквозь вымокла. В руке она держит зонт. Она улыбается мужчине и что-то спрашивает у него.
Тот кивает.
Женщина спрашивает ещё что-то.
Мужчина вновь кивает и говорит что-то в ответ.
Женщина ставит зонт к стене и снимает туфли.
Женщина поправляет влажные волосы и смотрит на мужчину.
Мужчина подходит к ней и предлагает выпить.
Женщина проходит в комнату и снимает пальто.
Затем женщина, как бы замешкавшись, снимает платье.
Мужчина подходит к женщине сзади.
Ещё несколько минут они находятся в таком положении.
|
Затем женщина говорит:
Приятное знакомство
Третья
В комнате пожилой человек и кошка.
Пожилой человек стоит перед большой скульптурой, закрытой тёмной тканью.
Он стоит так некоторое время, затем сдёргивает ткань.
Фигура представляет собой геометрическую композицию из прямого железного шеста и нескольких фигур вокругнего.
Пожилой человек смотрит на скульптуру.
О его ноги трётся кошка.
Пожилой человек смотрит на часы.
Он беспрестанно шевелит губами.
Что-то говорит.
Что-то об опоздании.
Что-то о кошке
Что-то о молодых девушках.
Долгая пауза.
Открывается дверь.
С шумом и смехом в комнату входят несколько молодых людей.
Они кричат пожилому человеку
Халло, герр Йозеф
В открытую дверь убегает кошка.
Пожилой человек смотрит ей вслед и закрывает дверь.
Четвёртая
Девушка стоит у двери тёмного коридора
Девушка улыбается.
Девушка звонит в дверь.
Затем ещё раз. И ещё раз. Всё чаще.
В руках она держит телефон.
Девушка прикладывает телефон к уху и продолжает звонить.
Девушка несильно стучит в дверь. Она нагибается к замочной скважине и говорит
Девушка
Эй, это – я
Открой
Открой
Слышишь?
Из трубки или из замочной скважины раздаётся голос
Голос
Уходи
Не сегодня
Девушка
А когда?
Голос
Может, завтра
Девушка выпрямляется стоит ещё несколько секунд
Улыбается
Уходит
Основные сцены
1.
Квартира в невысоком доме на бывшей улице Победы бывшего Восточного Берлина.
В квартире трое: Йозеф, Марта и Гьокче.Во флешбеках, снах и фантазиях в квартире появляются другие герои.
Гьокче упаковывает коробки и с кем-то говорит.
Чья-то фантазия
Вольф
Меня здесь нет
Это чей-то сон
Фантазия
Или приход
Мой, их
Или ваш
Йозеф и Марта стоят на балконе квартиры и курят.
Марта
Не хочется идти
Йозеф
Ты разве не хотела
Марта
Хотела
И сейчас хочу
Вот только
Разве так должно быть
Йозеф
Что должно быть?
Марта
Всё
Разве
Так происходят такие сцены?
Йозеф
Я не знаю, как происходят такие сцены
Марта
Что мы стоим здесь снаружи
И оба не хотим идти
Мы стоим и курим
Я редко курю
Я редко курю больше одной
Я редко курю больше одной подряд
А сейчас
Какую уже
Йозеф
Я не знаю, Марта
Дверь была открыта
Ты была здесь
И с кем-то говорила
Марта
Я же говорю
Это всё какая-то неправильная сцена
Это не так происходит
Пауза
Йозеф
Ты когда-нибудь замечала, что этот дом окружен русскими лавками
Под нами вот «Русская икона», напротив рюмочная, а за углом
Кажется, люди со скорбными лицами стоят в какой-то очереди
Марта
Там магазин надгробий
Лавка памятников
Точка по продаже…
Чёрт возьми
Йозеф
Филология убивает
Пауза
Йозеф
Знаешь, что там всё-таки на вывеске?
Где торгуют надгробиями
Ритуал
Просто
Ритуал
И ведь правда есть в этом слове нечто, ассоциирующееся только со смертью
Долгая пауза
Йозеф
Вот, например
То, что мы с тобой стоим на этом балконе
Своего рода Ритуал
То, что мы курим на этом балконе
Ритуал
То, что я сказал тебе
«Здравствуй, Марта»,
Когда вошёл –
Тоже Ритуал
Марта
И что?
Мы окружаем себя предзнаменованиями смерти?
Йозеф
Я этого не говорил
Хотя
Учитывая обстоятельства
Пауза
Марта
Ты работаешь сейчас над чем-нибудь?
Йозеф
Над тем, чтобы затащить тебя внутрь
Марта
Йозеф
Йозеф
Когда-то это звучало гораздо привлекательнее
Когда-то давно
Только Вольф
Вольф
В молодости они были очень красивы
Часто я слышал
У Вольфа такие красивые родители
Будто с картинки
Меня заботило это
Я думал, что Йозеф и Марта не мои родители
Ведь они красивые
Будто с картинки
А у меня нескладное лицо с плохой кожей и желтоватые зубы
Затем я вырос
И то ли похорошел, то ли мне стало плевать
Стоп
Марта
Йозеф
Йозеф
Я хотел затащить тебя к себе
Я был тогда симпатичнее
Марта
Йозеф
Йозеф
Это же тоже ритуал
Я всё время пытаюсь куда-то тебя затащить
Уже лет тридцать
Марта
Да
Ритуальные услуги от Йозефа Ноймана
Или как-то так?
Йозеф
Ох
Как хорошо, что ты ведёшь мои дела
Может сменим вывеску?
Марта
Йозеф, ты работаешь над чем-нибудь?
Йозеф
Да
Это большая скульптура
Марта
Бронза?
Йозеф
Металл и пластик
Марта
Хорошо
Это важно, чтобы ты работал
Йозеф
Кому?
Марта
Всем
Всем важно, чтобы ты работал
Йозеф
Лишняя реплика
Какая-то реплика на реплику
Копия
Фальшивка
Всё должно быть по-другому, да?
Марта
Йозеф говорит Марте, чтобы она фильтровала базар
Марта посылает Йозефа нахер
Йозеф
Марта берёт другую сигарету
И вновь посылает Йозефа нахер?
Да, так и есть
Даёт Марте прикурить.
Пауза.
Йозеф
Это большая работа
Но она пугает меня
Я чувствую, что должен её создать
Давно не было во мне этой уверенности
Не просто красивое сочетание несочетаемого
Или же мой фирменный стиль в скучной работе на заказ
Сейчас я чувствую нечто большее
И оно должно существовать
То есть
Должно что-то выйти из моей головы, сердца, внутренностей
Должна кровь прилиться к рукам
И они должны сотворить задуманное
Но при этом
Я чувствую, что эта оно не должна существовать
Будто оно обречено двояко
Дважды или как там
Быть созданным и не существовать одновременно
Марта
Мне кажется
Нет противоречия в созданном и несуществующем
Это разные категории
Ровно как нечто и ничто
Жизнь и смерть
Реальность и фикция
Всё это создано и существует по разным законам
Эти вещи соприкасаются лишь потому
Что нам кажется, будто жизнь связана со смертью,
Реальность со сном или фикцией
Но если задуматься
С чего мы это взяли?
Если всё отделить от этих мнимых, надуманных соприкосновений
Как бы засунуть всё в пузыри
Знаешь, как при тяжёлых болезнях
Изолировать всё это
То тогда жизнь сможет спокойно соседствовать со смертью
Реальность с фикцией
И так далее, и так далее
И здесь нет противоречия
Всё становится возможным
Йозеф
Нет противоречия
Снова нет противоречия
Всё становится возможным
Пауза.
Йозеф
Марта, а мы ведь
Мы давно не виделись
Марта
Мы давно не разговаривали
Йозеф
Видим друг друга и не говорим
Созерцаем
Ты всё так же красива
Марта
Ты всё так же будто ждёшь увидеть обратное
Пауза.
Марта
Знаешь, сколько прошло времени со смерти Вольфа?
Йозеф
Пару недель?
Марта
Почти семь
Долгая пауза.
Йозеф
Пойдём внутрь
Иначе действие не сдвинется с места
И нас ждёт трагичный исход
Марта
Пару недель
Гьокче (одна в спальне)
Вольф Нойман умер почти семь недель назад
Однажды он проснулся утром
Погулял по парку
По дороге домой зашёл в магазин и купил вино и консервы
Не знаю какие консервы, знаю, что консервы
Вольф Нойман купил вино и консервы и вернулся домой
Он открыл вино и консервы, только потому, что он любил использовать штопор и открывашку
Это два инструмента в одном
Вот смотрите
Вот он
(показывает штопор и убирает в коробку)
Он обычно лежал в левом верхнем ящике на кухне
Вольф Нойман открыл вино и консервы
Затем встал на стул и снял электрический провод с крючка
Провод был завязан петлёй
Вольф Нойман накинул петлю на шею
Написал какое-то сообщение в телефоне и сделал шаг вперёд
Так умер Вольф Нойман
Йозеф
Иначе нас ждёт трагичный исход
Ведь с балкона есть всего два пути
И коли мы не вернёмся в квартиру…
Марта
Йозеф, я вижу, что тебе тоже тяжело
Не обязательно всё это
Не обязательно
Строить из себя циника
Мы с тобой не циники
Мы бы не выжили с тобой, будь мы ими
Пауза.
Знаешь, что понимает каждый циник, когда состарится?
Что циником его всю жизнь называли лишь люди, которые симпатизировали ему
Остальные называли его просто мудаком
Йозеф
А те циники, которые умирают молодыми, лишают себя этого открытия?
Марта
Да
Вероятно
Прозревшие мудаки – это обычно старпёры
Йозеф
Как здорово
Пойдём внутрь
Там всего лишь коробки
Пауза.
Йозеф
Много там их?
Марта
Тридцать две
Йозеф
По одной на каждый год
Так?
Скверная арифметика
Марта
Это не арифметика
Это какая-то нумерология
Йозеф
Не пойму
Разве ты не хотела?
Марта
Хотела
Только
Йозеф
Что?
Это сцена неправильная
Я должен вести себя иначе?
Должен говорить нечто другое
Марта
Возможно
Ты сказал
Две недели
Ты правда думал, что прошло две недели?
Йозеф
Счастливые часов не наблюдают
Прости
Это наверно от нервов
Так говорят
Хотя я в сущности не знаю, что это значит
Может, мне просто как-то не по себе
Хотя это тоже нечто не понятное
Прости
Но мне правда казалось, что прошло совсем немного времени
Я помню
Только Вольф
Вольф
Это флешбек
Меня там уже не было
Стоп
Йозеф
Помню
Было холодно
Ты куталась в пальто
Я жалел, что забыл шапку
Точнее
Я оставил её в машине
Я снял её перед тем, как вылезти из машины
Строгая тройка и вязаная шапка
Глупо, скверно
Было холодно
Остальные тоже мёрзли
Дул такой ветер, что у всех текли слёзы
Хотя, возможно, дело было не в ветре
Я просто
Марта
Я ведь просто вспоминаю
Помню, было холодно
И сейчас холодно
Пауза
Ты помнишь когда-нибудь такой холодный май?
Марта
Помню
Да
Это было ещё при Востоке
В мае же был парад
Трудящихся кого-то за что-то
Йозеф
Это почти полное название государственного праздника
Марта
И погода была скверная
Холодно, ветер, дождь
Флаги были похожи на мокрые тряпки, которые оставили сушиться на дворе, но забыли
Плакаты и транспаранты размокли
Но люди не уходили
Чёрт знает почему
Потому что праздник
Потому что парад
Потому что потому
И мы стояли с тобой тоже на балконе
И мы тогда тоже курили
И пили какое-то дешёвое вино
Было и дорогое
Но ты сказал
Демократическим праздникам вторит лишь дешёвое пойло
Вот нормальное румынское вино
И на балконе у нас был пляжный зонт
И мы смотрели на пёстрый парад
И думали, что так погибает человеческая воля
Йозеф
И смеялись
И боялись, что это закончится
На самом деле боялись
Марта
Да
Хотя не знали об этом
Думали, это неприятие лжи, обманов, прочих догматов
А на деле страх, что потеряем и это
Йозеф
А может потеряем и самое дорогое
А не просто
И это
Жизнь в сопротивлении быласамым дорогим
Может
Не знаю
Марта
Может
Да
Не знаю
Пауза.
Йозеф
Погода тогда и правда была паршивая
Пауза.
Марта
Я ещё вспомнила
Ты помнишь, что случилось после того, как закончилось вино?
Йозеф
В этом классическом сюжете исход один
Марта
Да
Ты взял меня
И потом родился Вольф
Только Вольф
Вольф
Меня там не было
А потом они потрахались
И у них появился сын
Его назвали Вольфом
Стоп
Йозеф
Да?
Мы зачали сына под парад трудящихся?
Более того
Мы зачали Вольфа, пока природа оплакивала мечты коммунистов на лучшее будущее
Марта
Совпадение?
Пауза.
Марта
Я недавно думала об этом
О том, как мы зачали Вольфа
Я почему-то помню тот день
Прямо будто он записан на камеру
И я могу отмотать или перемотать вперёд
Бывают такие дни
Вроде бы сосем обычные
Ну без вообще каких-то примет
Не-при-ме-ча-тель-ные
Но я помню его
Мы проснулись рано утром
Потому что позвонил телефон
Ты снял трубку
Какой-то приятель поздравлял нас с праздником
Он говорил
Ты слушал
Улыбался, злился и снова улыбался
В трубке говорили
С таким великим днём нужно поздравлять сранья
Сранья, понимаешь?
Ты повесил трубку
Спросил меня
Он тебя тоже разбудил?
Я сказала
Да, с первым мая
Ты сказал
Как бы ни так
Я уже сбился со счёта какое-то это мая
Здесь всегда будто бы май
Самый дрянной месяц
Жаркий, а деревья наполовину голые
Ты сказал
Чёртов май
Ты много ругался по утрам
Потом был завтрак
И за завтраком ты сказал
Марта, а давай напьёмся
И
Мы напились
И было хорошо
И потом ты взял меня
И ты был нервный и, поэтому не очень хорош
И потом родился Вольф
Йозеф
Будто бы в тот же день
Марта
Не в тот же
Но разве легко теперь вспомнить, что было тогда
Йозеф
Да
Пауза.
Да
Этот май был такой же холодный, как тогда
Пауза.
Там тридцать две коробки?
Марта
Да
Гьокче пересчитывала
Йозеф
Как ты думаешь, у Вольфа появились зубы мудрости?
Или он удалил их
Или быть может потерял в драке
Или в нелепом случае
Может быть, у него было ровно тридцать два зуба?
Марта
Я не знаю, Йозеф
2.
Йозеф и Марта в комнате. В соседней комнате слышен звук отрываемого скотча.
Йозеф
У тебя что?
Марта
Какие-то журналы и записями
Вперемежку школьные дневники
Причём всё больше чужих
Обычные табели
Зачем они были нужны Вольфу?
Йозеф
Марта
Ты ведь изучила каждую из этих коробок
Ты сама собирала их
Сама подписывала
Марта
Подписывала Гьокче
Йозеф
Да?
О, теперь всё стало немного понятнее
Вот смотри на эту коробку
Рядом с «Кухонные приборы» и «Бытовая химия (Нов.)»
Написано
«Посуда. Фаркерглин пр.»
Думаю
Удивительно, что мой сын мог увлекаться коллекционированием посуды
Причём не обычной, а какой-то редкой, которую своими руками сделал некий мастер Фаркерглин
К тому же ещё и
Пр
Профессор
Профессор Фаркерглин
Я открываю коробку
И знаешь, что там?
Марта
Обычная посуда?
Йозеф
Абсолютно верно
Посуда из Икеи
У меня почти такая же дома
Кто же тогда этот Фаркерглин
И тут я присматриваюсь
А это бл сокращения
Фар.Кер.Глин
Фарфор
Керамика
Глина
Торгсин
Ширпотреб
Фаркерглин
Марта
Гьокче очень мне помогла
Она аккуратно убрала всё по коробкам
Мне было тяжело прикасаться к этим вещам
Понимаешь?
Гьокче
Ей было тяжело прикасаться к этим вещам
Марта
Ведь они тогда ещё даже пахли им
Гьокче
Ей было тяжело прикасаться к его вещам,
Потому что они тогда ещё даже пахли им
Марта
Гьокче очень помогла
Йозеф
Да
Она молодец
Гьокче
Спасибо
Марта
Да, да
Йозеф
И всё же
Ты видела эти вещи
Рассматривала их
Изучала
К тому же тот парень из Крипы
Гельдберг (из машины)
Крипа – это сокращение от криминальной полиции
Йозеф
Который расследовал дело
Марта
Гельдберг
Йозеф
Да
Ведь он тоже всё видел
И вы вместе всё смотрели
Изучали
Так?
Марта
Да
Йозеф
Тогда почему ты вновь здесь
Среди тех же коробок
Марта
Йозеф
Наш сын просто убил себя
На это ушло всего несколько минут
Но сколько минут было позади
И впереди тоже
И это был мир
Целый мир другого человека
И вот теперь в нём остались только эти вещи
И они тоже почти мертвы
По крайней мере, пока они в коробках
И это ведь несправедливо
Йозеф
Да
Снова это соседство
Жизнь и смерть
Реальность и
Марта
Ведь если ты хочешь уничтожить свой мир, почему необходимо лишать себя жизни
Можно ведь просто уничтожить мир
И выжить
Йозеф
Так не сможет каждый
Я понимаю его
Зачем столько суеты вокруг небольшой жизни
Марта
Как это плохо звучит
Небольшая жизнь
Йозеф
Величиной в тридцать две коробки
И столько же зубов
Пауза.
Марта
Кажется, Вольф лечил зубы
Да, точно
Точно!
В вспомнила
И, кажется, ему вырвали один
Или два
Пауза.
Я хочу понять
Йозеф
Я сомневаюсь в том, что это возможно
Понять того, кого больше нет
У кого больше нет жизни
Это кажется сомнительным для обычного человека,
И становится невозможным для матери или отца
Мы сможем лишь отгадать
Построить гипотезу
Рассказать об этом в интервью
Гьокче
После смерти Вольфа
Им стали названивать журналисты
Великим художникам
Родителям лидера правых
Они дали интервью
Оно облетело все газетные ларьки и новостные ленты
Среди прочего
Их спросили там
А у Вольфа были женщины?
Марта сказала
Было много случайных связей
Йозеф сказал
Много пустых поёбок
Вот так
Марта
Я хочу видеть все эти коробки
Йозеф
Давай откроем их все
И
Да
Это будет хорошо
Выпотрошим все коробки и будем говорить
Марта
Будем говорить долго
Мы будем вспоминать и помнить
Будем показывать на вещь и говорить
А помнишь?
И так захочется трогать эти вещи
Йозеф
Давай, мы будем говорить, пить и курить
Я стащил у студентов какую-то дрянь
Марта
Да
Давай
Только Вольф
Вольф
Меня здесь нет
Они напьются
А она будет плакать
3.
Йозеф
Здорово
Йозеф встаёт и начинает доставать вещи из всех коробок, какие находит, и всё бросает на ковёр.
Йозеф
За дело
Марта смотрит на Йозефа и аккуратно кладёт вещи перед собой. Оглядывает комнату, словно кто-то за ней наблюдает.
Йозеф
Так ты ничего не поймёшь
Марта
Так ничего не выйдет
Марта
Все эти вещи
Почему их так мало
Один человек и тридцать две коробки
Разве это возможно
Какой-то сюр
Йозеф
Тридцать две коробки с вещами и одна коробка с человеком
Так тебе больше нравится?
Марта
Я тебя не понимаю
Ты погрязла в этом расследовании
Гьокче
Марта отсматривала часами видео всяких массовых потасовок, задержаний
Публичных выступлений
Интервью
Перфомансов
Чёрт знает чего ещё
Йозеф
Ты погрязла
А всё зачем
Ты говорила
Хочу понять, почему
Зачем
Хотя причин было достаточно
И был повод
И Вольф не слишком ценил свою жизнь
Насколько я могу судить
И ты втянулась в расследование
ЭтотГельдберг тебе помогал
Только Гельдберг
Гельдберг
Её волосы
Они всегда ложатся ровными волнами
Какую позу бы она не приняла
Когда она одна
Или когда мы вместе
Когда она просто сидит и смотрит на меня или в сторону
Или когда я в ней
Теперь понимаю, что такое волнистые волосы
Волны
Волны
Стоп
Йозеф
Для него это было обычное скучное дело
Какие в Берлине происходят десятками ежедневно
Но здесь он тоже втянулся
Он хотел увидеть политический подтекст
Или ещё что
Может убийство
Может травлю
Скандал
Что угодно
Но это всего лишь мёртвый человек
Труп Вольфа
Нашего сына
Который покончил с собой из каких-то соображений
Им двигал какой-то мотив
Но всё это
Совершенно человеческие
Я уверен
Приземленные инсинуации
Марта
И ты погрузилась
Ушла с головой
И ты пропала
Как будто бы совсем
Я помню
Мне нужно было что-то для работы
Закончилась дрянная охра
И вот она кончилась и я звоню тебе
А ты не отвечаешь
Точнее
Ты просто недоступна
И я подумал
Когда ты в последний раз была недоступна?
И не вспомнил
Затем я начал вспоминать, где ты покупала эту краску
Я погуглил и не нашёл
Я поехал к тебе в офис
Там была та девочка
Гьокче
Гьокче
Я была там
Он просто пришёл и сказал
Привет, девочка
Йозеф
Она ушла куда-то вниз или наверх
И через несколько минут вернулась с охрой и ещё какими-то красками
Которые по академическим канонам обычно используют вместе с охрой
Я поблагодарил её
И она сказала
Пожалуйста, Йозеф
Мы вроде как не знакомы, хотя почти вся моя работа – это вы
Я сказал ей
У тебя паршивая работа, зайка
А где Марта?
Давай дальше по ролям
Йозеф и Гьокче
Йозеф
А где Марта?
Гьокче
Она не говорит мне
Она звонит мне два раза в день
Утром и вечером
Говорит, что нужно сделать
Вот, например, сказала
Что вы зайдёте за охрой
Я вам ещё красок принесла, подумала, может пригодятся
Йозеф
Да, спасибо, милая
А часто она так?
Гьокче
Нет
До этого такого не было
Но я думаю, вы понимаете
Ей сейчас тяжело
Йозеф
Да?
Да, понимаю
Гьокче
Вольф
Это так ужасно
И неожиданно
Йозеф
Да, мне тоже нелегко
Когда позвонит Марта, передай ей, чтобы позвонила мне
Стоп
Йозеф
И ты позвонила мне через несколько дней
И всё было, как прежде
Ты снова стала той, в ком я нуждаюсь
Стойкой, спокойной
И я сказал тебе
Спасибо, за охру
Где ты её берёшь?
И ты пошутила
Сказала что-то такое женское, что я тебя захотел
Я это помню
Марта
Ты знаешь, я тогда мучился
Я почти не спал
То есть
Не было какой-то особенной тревожности или страха
Как будто вообще чего-либо не могло быть
Как будто присутствие в пространстве, наличие предметов
Само существование ушли куда-то
И я думал о тебе
Вспоминал нашу жизнь
И думал о тебе
Но я вспоминал её не жадно, а как-то конфузливо,
Скупо
Я гладил воспоминания, словно корешки книг, снимал с полки и клал на стол
Чтобы прочесть в ближайшее время
Не знаю
Я думал о тебе
И так было несколько ночей
А потом ты позвонила
И всё стало, как прежде
И я снова стал хорошо спать
Я тогда подумал
Наверно, ты куда-то ездила
С кем-то хорошо потрахалась
И тебе стало лучше
Только Гельдберг
Гельдберг
Она приехала ко мне домой и спросила
Вы расследуете смерть моего сына?
Затем она разделась
А после
Одеваясь
Сказала
Приятное знакомство
Я буду расследовать это дело с вами
Стоп
Йозеф
И вот теперь
Недавно
Ко мне вновь вернулась эта пустота
Я снова много думал о тебе
Снова теребил корешки воспоминаний
Перед тем как прийти сегодня, я проходил мимо лавочек в этом доме
На одной было написано «Ритуал»
И я решил, что обязательно расскажу тебе, когда приду
А в другой продавались русские иконы
Ужасно отталкивающие, но чем-то успокаивающие
И я захотел рассказать тебе и о них
Рассказать тебе о моём детстве
Ты знаешь
И затем я шёл мимо цветочного магазина
И я захотел купить тебе цветы
Их продавала старая русская женщина
Она была не старой
То есть много моложе меня
Но в её взгляде уже было столько смерти
И она
Она посмотрела на меня и улыбнулась через силу
И я подумал о матери
Только Вольф
Вольф
У бабушки были очень светлые глаза
Как-то мы приехали к ней
Я был совсем маленьким
И я долго смотрел ей в лицо
Так что она даже немного смутилась
Она спросила
Что, Вольфик, сильно состарилась уже?
А я смотрел на её глаза и не мог оторвать свои
Я сказал
Бабушка, у тебя такие глаза
Какие, что с ними?
Они такого цвета
Они Himmelblau
Небесно-голубые
Так это называется
И я запомнил, что есть такой цвет
И такого цвета глаза у моей бабушки
Стоп
Йозеф
А потом я подумал о тебе
И почему-то так и не купил цветы
Просто прошёл мимо
Поднялся по лестнице
Зашёл в квартиру
Заметил тебя через балконную дверь
И немного так постоял
Я волновался
И лишь затем зашёл
Марта
Марта?
Марта
Что, Йозеф?
Йозеф
Эти коробки
Эта квартира
Эта ты
Почему это мне кажется чем-то хорошим?
Необязательным, грустным
Хорошим
Марта
Потому что это всё – любовь
Ты отчего-то очнулся, Йозеф
От какого-то сна
По какой-то причине
Йозеф
Это чувство пустоты
И я думаю о тебе
И о Вольфе
И о Матери
И об отце
Марта
Всё это – любовь, Йозеф
Йозеф
Да
Какая пустота
Пауза.
Марта
Йозеф, найди в коробке с посудой два бокала
Йозеф
Какой материал предпочитаешь?
Марта
Плевать
Йозеф
Интересно, где искать
В «Рюмки, стаканы и проч.» или в «Стеклянная утварь»
Марта
А что ты стащил у студентов?
Йозеф
Они называют это как-то ласково
Мяу, хрю, кусь
Я не помню
Мы принимаем его, когда занимаемся внеклассной импровизацией
Он просто перещёлкивает тумблеры внутри
С ней я могу ощущать эту пустоту всегда
Марта
Легко спутать пустоту и лёгкость
За кадром я скажу ещё две реплики
4.
Сцена с вымышленным флешбеком.
Гьокче
В том интервью
Марта и Йозеф говорили очень много
Они много вспоминали о своей жизни
Я помогала Марте
И видела, как они записывают интервью
Как они оба с нетерпением ждут следующего вопроса об их жизни
Они будто вспоминали
Как хороша была наша жизнь
Непроста, интересна, наполнена
Да
Жизнь
Наша жизнь
И я подумала
А что, если бы это интервью видел Вольф?
Что бы он сказал?
Только Вольф
Вольф
А что было бы, если бы у моих родителей взяли интервью после моей смерти
Они бы долго выставляли свет, проверяли записывающие устройства
Интервьюер бы раскладывал листы и улыбался
И затем он бы задавал много вопросов по этим листкам
Много из того, что интервьюеру спрашивать вовсе не интер