Вопрос 1 – Полунощница: история, виды, порядок совершения




Полунощница – служба суточного круга, совершаемая после ночного сна. Это -одна из служб суточного богослужебного круга, посвящённая грядущим Пришествию Исуса Христа и Страшному суду. Совершается в полночь или во всякий час ночи до утра только один раз в день. Согласно Устава, полунощница предшествует Утрени, однако в современной богослужебной практике обычно служится перед Часами. В притче о десяти девах (Мф. 25;1-13) второе пришествие Господа изображается как пришествие Жениха, «грядущего в полунощи ». Отсюда служба полунощницы напоминает нам именно об этом грядущем явлении Господа, «как татя в нощи », для суда над нами, и вся состоит из песнопений, изображающих это пришествие Господне (тропари: «Се жених») и покаянных воплей души, в страхе и смятении ожидающей суда Божия (псалом 50 и 17 кафизма).

Возникновение богослужения, совершаемого ночью, относится ко времени зарождения христианской Церкви. Во время гонений на христиан в Римской империи ночное время было наиболее безопасным для богослужения. Вместе с тем Церковь всегда имела в виду, что полночь есть время по преимуществу удобное по своей тишине для сосредоточенных молитвенных бесед с Богом и для размышления о грехах и их исправлении. Так смотрит на установление полунощного богослужения Василий Великий (Второе послание к Григорию Богослову). По мнению толкователей, Полунощница установлена, во-первых, для того, чтобы напомнить верующим молитвенный полуночный подвиг Исуса Христа пред Его вольными страданиями; во-вторых, для постоянного напоминания о дне Второго пришествия Христова, которое, по общему верованию Церкви, основанному на притче Спасителя о десяти девах, имеет быть в полночь. На Руси чин Полунощницы, близкий к современному, сложился к XIV веку. Часослов из собрания Софийской библиотеки в Новгороде содержит три вида Полунощницы.


Совершается Полунощница в притворе храма (иногда в келиях), при этом завеса царских врат закрыта, а священник облачен только в епитрахиль.

Идейное содержание полунощницы. В службе полунощницы содержатся три темы:

– воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду (см. Служебник, «Известие учительное...»); – подражание Небесным Силам, непрестанно сла­вословящим Господа (см. тропари на субботней полунощнице); – ожидание Второго пришествия Христа («Се, Же­них грядет в полунощи...»)

.
Виды полунощницы и дни ее совершения
Устав Православной Церкви различает три вида полунощницы:

– вседневная полунощница (совершается во все дни седмицы, кроме субботы); – субботняя полунощница; – воскресная полунощница (совершается в том случае, если в силу каких-либо причин не служится бдение, которое, однако, положено по Уставу совершать каждое воскресенье).


Полунощница, как и малое повечерие, не совершается в том случае, если служится всенощное бдение.
Однако на практике в приходских храмах полунощница не совершается вообще, кроме Недели Пасхи.
Устав вседневной полунощницы находится в 9-й, 48-й, 49-й и 50-й главах Типикона, а чинопоследование – в Часослове и Следованной Псалтири.
Полунощница вседневная состоит из обычного начала и двух частей.

Обычное начало Священник: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». «Царю Небесный...» Трисвятое по «Отче наш…». Священник: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь». «Господи, помилуй» (12 раз). «Слава, и ныне». 1-я часть Чтец: «Приидите, поклонимся...». Псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...». 17-я кафисма. «Слава, и ныне». «Аллилуиа» (трижды). «Господи, помилуй» (трижды). «Слава, и ныне». «Верую во Единаго Бога...» (Символ веры). Трисвятое по «Отче наш…» («первое Трисвятое»). Священник: «Яко Твое есть Царство...». Чтец говорит «Аминь» и читает тропари: «Се, Жених грядет в полунощи...», «Слава»: «День он страшен...», «И ныне»: «Тебе необоримую...» (в монастырях указанные тропари поются). «Господи, помилуй» (40 раз). «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды). «Слава, и ныне», «Честнейшую...», «Именем Господним...». Священник: «Боже, ущедри ны...». (В седмичные дни Великого поста в этом месте бывает молитва преподобного Ефрема Сирина с 16-ю поклонами.) Чтец: «Аминь. Владыко Боже Отче Вседержителю...». От 22 сентября до Недели ваий после этой молитвы читаются еще две молитвы святителя Василия Великого: «Господи Вседержителю, Боже Сил и всякия плоти...» и «Тя благословим, вышний Боже...». 2-я часть Чтец: «Приидите, поклонимся...». Псалом 120-й: «Возведох очи мои...». Псалом 133-й: «Се ныне благословите...». «Слава, и ныне». Трисвятое по «Отче наш...» («второе Трисвятое»). Священник: «Яко Твое есть Царство...». Чтец говорит «Аминь» и читает заупокойные тропари: «Помяни, Господи, яко Благ...», «Глубиною мудрости...», «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Блажим Тя вси роди...». «Господи, помилуй» (12 раз). «Помяни, Господи, в надежди Воскресения...» (молитва об усопших), «Преславная Приснодево...», «Упование мое Отец...». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Священник творит малый отпуст, затем говорит: «Благословите, отцы святии, братия и сестры, и простите ми грешному». Народ: «Бог простит ти, отче святый». Священник: «Помолимся о великом господине...». Во время этой молитвы хор негромко и неспешно многократно поет «Господи, помилуй». По оконч молитвы свящ. возглашает: «Рцем и о них». Хор: «Господи, помилуй» (трижды). Священник (конечный возглас): «Молитвами святых отец наших...». Хор: «Аминь».


Особенности субботней полунощницы в отличие от вседневной Последование субботней полунощницы изложено в Следованной Псалтири.
Субботняя полунощница по отношению к вседневной имеет три особенности:

– вместо 17-й кафисмы читается 9-я кафисма; – по первом Трисвятом поются (читаются) следующие тропа­ри: «Несозданное естество, всех Зиждителю...», «Слава»: «Вышния Силы подражающе...», «И ныне»: «От одра и сна воздвигл мя еси...»; – в конце 1-й части после молитвы «Владыко Боже...» читается также молитва «Величая, величаю Тя, Господи». Часть 2-я субботней полунощницы никаких особенностей не имеет.
– 1-я часть: по первом Трисвятом поется праздничный тропарь (тропари); – 2-я часть: по втором Трисвятом поется кондак праздника (великого святого); – молитва «Помяни, Господи, в надежди Воскресения...» опускается.


Особенности праздничной полунощницы - Праздничная полунощница совершается в великие Господские и Богородичные праздники, а также в праздники бденных святых, если по какой-либо причине не совершается всенощное бдение (см., например, 8 сентября, 1 января). Также Устав указывает совершать праздничную полунощницу в некоторые особенные дни церковного года: 26 декабря, 7 января, Лазареву субботу, Великую Субботу, Преполовение Пятидесятницы, отдание Пасхи и в Понедельник Святого Духа. В этих случаях полунощница в отличие от обычной вседневной или субботней полунощницы имеет следующие три особенности:

Последование воскресной полунощницы Воскресная полунощница состоит только из одной части (в отличие от вседневной и субботней).
Устав ее находится в 7-й главе Типикона и Часослове, а последование – в Следованной Псалтири.

Священник: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». «Царю Небесный...». Трисвятое по «Отче наш…». Священник: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь. Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...». Псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...». Канон Пресвятой Троице (из Октоиха). Тропари: «Достойно есть яко воистинну, славити Тя Бога Слова…». Трисвятое по «Отче наш…». Священник: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь». Ипакои гласа. «Господи, помилуй» (40 раз). «Слава, и ныне». «Честнейшую Херувим...». «Именем Господним...». Священник: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь. Всемогущая и Животворящая Святая Троице…». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Священник творит малый отпуст, затем говорит: «Благословите, отцы святии, братия и сестры, и простите ми грешному». Народ: «Бог простит тя, отче святый». Священник: «Помолимся о великом господине...». Во время этой молитвы хор негромко и неспешно многократно поет «Господи, помилуй». По окончании молитвы священник возглашает: «Рцем и о них». Хор: «Господи, помилуй» (трижды). Священник (конечный возглас): «Молитвами святых отец наших...». Хор: «Аминь».

Последование пасхальной полунощницы Это – единственная в году полунощница, которая совершается на приходах. Так как Пасха – воскресный день, то пасхальная полунощница состоит из одной части. Ее устав излагается в конце 49-й главы Типикона в последовании Великой Субботы (то есть пасхальная полунощница – это последнее богослужение Великой Субботы, тем более что на ней поется канон Великой Субботы).

Священник: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь». Трисвятое по «Отче наш…». Священник: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь. Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...». Псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...». Канон Великой Субботы (из Триоди). Ирмосы поются по дважды, тропари читаются на 12 (обычно канон читает священник перед Плащаницей), после каждой песни поется катавасия (ирмос той же песни). По 3-й песни: «Господи, помилуй…» (трижды, вместо ектении), седален Триоди, «Слава, и ныне»: тот же седален. По 6-й песни: «Господи, помилуй…» (трижды), кондак и икос Триоди. По 9-й песни хор поет катавасию («Не рыдай Мене, Мати…»), в это время священник уносит Святую Плащаницу царскими вратами в алтарь. Чтец: Трисвятое по «Отче наш…». Священник: «Яко Твое есть Царство...». Хор: «Аминь. Егда снизшел еси к смерти…» (воскресный тропарь 2-го гласа). Священник произносит сокращенную сугубую ектению из четырех прошений и возглас (по окончании ектении): «Яко милостив и человеколюбец...».Хор: «Аминь». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Священник творит отпуст: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Хор: «Аминь».

Вопрос 2 – Хиротония во диакона и пресвитера, хиротесия во чтеца и иподиакона.
Подготовительные моменты перед принятием сана.

Хиротония (греч. хэир – рука и тонэо – тянуть, избирать голосованием; рукоположение) является по большому счету первым моментом Таинства Священства. Формально хиротония – это избрание лица для рукоположения. Но непосредственно за этим следуют остальные моменты поставления,
поэтому термин охватывает все Таинство Рукоположения: сразу за избранием следует руковозложение и свидетельство местной церкви,
которая совершает это поставление для себя.

Рукоположение в дьяконы совершается из иподьяконов, в священники – из дьяконов,
Посвящение в дьякона, пресвитера и епископа совершается в алтаре, во время Литургии, но в разные моменты ее совершения:.

1. Хиротония дьякона совершается после освящения Даров, вслед за произнесением слов «и да будут милости великого Бога…». 2. Священника – после перенесения Святых Даров с жертвенника на Престол (+3. Епископа – перед чтением Апостола).

.

Схема чина рукоположения в дьякона
Возглас: «Повели, повелите, повели, преосвященнейший Владыко». Архиерейское благословение. Троекратное шествие вокруг Престола. Пение тропарей. Посвящаемый становится на правое колено перед Престолом. Архиерей возлагает край омофора на его главу. Архиерейское благословение. Архиерей возлагает свою руку на главу хиротонисуемого. Произносится Тайносовершительная молитва. Две молитвы над посвящаемым. Мирная ектенья. Разрешение пояса. Возгласы: «Аксиос». Надевание на посвящаемого ораря и поручей. Вручение ему рипиды. Целование с дьяконами. Причащение Святых Таин. Ектенья: «Прости, приимше…». Потребление посвящаемым Святых Даров.

Чин рукоположения в дьякона - Звание дьякона было установлено святыми апостолами, когда они рукоположили для служения при трапезе в Иерусалимской общине семь мужей изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости (Деян. 6; 3). Хиротония над ними была совершена после избрания посредством молитвы и возложения рук апостолов. Дьяконское священнослужение непрерывно сохраняется в Православной Церкви, как низшая степень Священства.Обязанность дьяконов – помогать священнику и епископу при богослужении, управлении паствой и учительстве. Как говорится в Постановлениях Апостольских, «дьякон да будет умом, глазом, устами, сердцем и душою ангелом и пророком епископа и пресвитера». Рукоположение в дьякона может совершаться как на Литургиях святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого, так и на Литургии Преждеосвященных Даров. Поскольку в дьякона могут рукоположить только иподьякона, то часто на практике бывает так, что дьяконской хиротонии в тот же день предшествует посвящение во иподьякона.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: