Чинопоследование священнической хиротонии




Во священника хиротонисуют только на Литургии святого Иоанна Златоуста или святого Василия Великого.
На Литургии Преждеосвященных Даров, которая бывает только в некоторые седмичные дни Великого поста, рукоположение в священника не положено.

Чтобы рукоположенный мог участвовать в освящении Даров, хиротонию начинают по окончании Херувимской песни после перенесения Святых Даров с жертвенника на Престол.

Схема чина хиротонии во священника
Во время пения Херувимской песни на главу посвящаемого возлагается воздух. Воздух передается дьякону. Возглас: «Повели, повелите, повели Преосвященнейший Владыко». При пении тропарей ставленник троекратно обходит вокруг Престола. Посвящаемый становится на колени перед Престолом. Архиерей возлагает край омофора на главу поставляемого. Архиерейское благословение. Архиерей возлагает руку на главу хиротонисуемого. Тайносовершительная молитва. Хор: «Господи помилуй – Кирие элейсон». Две молитвы. Мирная ектенья. Облачение поставляемого в епитрахиль, пояс и фелонь. Вручение креста и служебника рукоположенному. Приветствие сослужителей целованием. Новопоставленному иерею даются части Святого Агнца. Читается 50-й псалом. Новопоставленный иерей возвращает части Святого Агнца архиерею. Причащение Святых Таин. Чтение заамвонной молитвы.

Во время пения Херувимской песни архиерей подходит к жертвеннику и полагает воздух либо на плечо, либо на голову посвящаемого, стоящего тут же. На Великом входе посвящаемый несет этот воздух (или дискос с Божественным Агнцем), символизируя тем самым окончание своего дьяконского служения.Перед благословением архиереем народа трикирием и дикирием и пением «Ис полла» посвящаемый ставится посреди храма и творит три поклона.
После этого протодьякон и дьякон, а не иподьяконы, как в случае с дьяконской хиротонией, подводят его к Царским вратам.
Далее чин посвящения совершается таким же образом, как и хиротония в дьякона, с тем отличием, что:

1) в алтаре ставленника принимают священники (а не протодьякон), в лик которых он вступает; 2) вокруг Престола его обводит старший из священников (протоиерей или архимандрит); 3) рукополагаемый во священника преклоняет пред Престолом не одно, а оба колена, в знак того, что он принимает большее, чем дьякон, служение. При этом возглас «вонмем» произносит священник, а не протодьякон.


Во время кругового обхождения поются те же три песнопения, что и при дьяконской хиротонии. Троекратное обведение посвящаемого вокруг Престола с целованием углов выражает посвящение его Пресвятой Единосущной и Нераздельной Троице, символизирует вечный союз иерея с Иисусом Христом.
Далее архиерей полагает край омофора на главу посвящаемого, трижды благословляет его и возлагает руку на его главу. Иерей, обводивший ставленника вокруг Престола возглашает: «Вонмем», и архиерей произносит вслух тайносовершительную молитву: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует (имярек), благоговейнейшаго диакона, во пресвитера; помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа».
В ответ весь храм трижды поет: «Господи, помилуй», затем протодьякон возглашает: «Господу помолимся».
Архиерей трижды благословляет рукополагаемого, полагает руку на его главу и читает две тайные молитвы.

1. В первой, обращаясь к Господу, – «Боже безначальный и безконечный» – архиерей молит Господа сохранить новорукоположенного «в непорочном жительстве и непреклонной вере». 2. Вторая молитва является завершением и окончанием совершительной молитвы: «Боже великий в силе и неизследный в разуме, дивный в советех паче сынов человеческих, Сам, Господи, и сего, егоже благоволил еси на пресвитерский взойти степень, исполни Святаго Твоего Духа дара, да будет достоин предстоять непорочно жертвеннику Твоему, вествовати Евангелие Царствия Твоего, священно-действовати слово истины Твоея, приносити Тебе дары и жертвы духовныя, возобновляти люд Твой чрез купель втораго рождения. Яко и сей, сретив во Втором Пришествии Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Единороднаго Твоего Сына, приимет мзду благаго икономства своего чина, во множестве благодати Твое я».


Эта молитва как бы «устанавливает» те пять действий, которые будут определяющими в жизни человека, воспринявшего в Таинстве благое иго священнослужения. Они следующие.

1. Своим служением сохранять непрерывность апостольского преемства, непорочно предстоя жертвеннику Искупителя. 2. Проповедовать Евангелие Христово, утверждая веру в Господа нашего Иисуса Христа, как Спасителя мира. 3. Благовествовать Божественную истину не только словом, но и всеми своими делами. 4. Совершать Литургию, принося бескровную жертву славословия и благодарения. 5. Крестить водой и Духом Святым во имя Пресвятой Троицы, рождая людей в новую жизнь и служа их духовному росту.


Мирную ектенью произносит не протодьякон, а иерей, добавляя к ней прошения:

«О архиереи нашем (имярек), священстве, защищении, пребывании, мире, здравии, спасении его и деле рук его, Господу помолимся»; «О рабе Божием (имярек), ныне проручествуемом пресвитере и спасении его, Господу помолимся»; «Яко да Человеколюбец Бог нескверно и непорочно ему священство дарует, Господу помолимся».


После этого архиерей дает рукополагаемому священнические одежды: епитрахиль, пояс и фелонь, а также Служебник как руководство для священнодействия.
Рукополагаемый в ответ целует то, что получает, и затем руку архиерея.

Подавая посвящаемому священнические одежды, архиерей возглашает: «Аксиос». Клир и хор в ответ трижды поют »аксиос».

Новорукоположенный после завершения вышеописанных действий целует омофор и руку архиерея; затем целует сослужителей в рамена (плечи),
выражая тем апостольскую любовь, которая должна соединять служителей алтаря, и становится как равный в ряду священников.

При целовании дискоса и Потира к ним прежде других иереев приступает хиротонисанный, ибо в этот день он имеет первенство.

После преложения Святых Даров архиерей, взяв Святое Тело в руки и отломив верхнюю часть с надписью «ХС» (Христос), кладет ее на особый дискос и дает новопоставленному, говоря при этом: «Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последняго твоего издыхания, о нем же имаши истязан быти во второе и страшное Пришествие Великаго Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».

Священник, принимая, целует руку архиерея и начинает читать 50-й псалом, моля Господа сил об укреплении в предлежащем великом и страшном священническом служении.

Перед возглашением «Святая святым» он возвращает Святой Хлеб архиерею. Рукоположенный первым из священников приступает к Причащению (по обычной практике – после первого протоиерея), получая предпочтение ради благодати обновления от Божественного Духа.

После этого новопоставленный читает заамвонную молитву, делая явным для присутствующих на службе свое вступление в чин священства.

Если при поставлении диакона и священника совершается хиротония – то при поставлении в чтеца и иподиакона - Хиротесия
Хиротесия - (греч. хэир – рука и тифими – возлагаю, назначаю; руковозложение) – богослужение, во время которого совершается поставление в церковнослужители.
Поставление в чтецы совершается из мирян, в иподьяконы – из чтецов. Посвящение совершается архиереем посреди храма.

1. В чтеца и певца – перед чтением Часов, по облачении архиерея. 2. В иподьякона – по прочтении Часов, перед началом Литургии.

Посвящают в церковнослужители в следующие моменты богослужения.


Посвящение в чтецы и певцы состоит в том, что архиерей возлагает на преклоненную голову посвящаемого свою руку,
читает две установленные для этого молитвы, постригает крестовидно волосы на его голове и надевает на него короткую фелонь.

Схема чина поставления в чтеца Чин поставления в чтеца и певца разделяется условно на три части.
I часть состоит из архиерейского благословения посвящаемому; возложения рук епископа на его главу; первой молитвы епископа; пения тропарей; пострижения волос; облачения поставляемого в фелонь. II часть состоит из архиерейского благословения посвящаемому; возложения рук епископа на его главу; второй молитвы епископа; чтения посвящаемым Апостола; снятия с посвящаемого фелони. III часть состоит из архиерейского благословения; благословения стихаря; облачения посвящаемого в стихарь; поучения об обязанностях чтеца; благословения посвященного в чтеца; вручения чтецу подсвечника («лампады»).

Чтец – низшая степенЬ церковного клира, которую в качестве приготовительной, должен пройти всякий готовящийся к принятию священного сана. Посвящение (хиротесия, руковозложение) в чтеца, певца и иподьякона не является Таинством, а служит торжественным обрядом выдвижения мирянина для прислуживания при храмовом богослужении.

Чин поставления чтеца совершается посреди храма перед Литургией, по облачении архиерея.
До начала чтения часов иподьяконы приводят поставляемого на середину церкви, где тот трижды поклоняется алтарю и также архиерею. Потом кандидат, преклонив голову, подходит к архиерею, который осеняет его крестным знамением и возлагает на посвящаемого руки, читая первую молитву:
«Раба Твоего, предходити свещеносца Святым Твоим Таинствам изволившаго, украси нескверными Твоими и непорочными одеждами ». В молитве говорится о чтеце, как о «свещеносце», поскольку выносить свечу перед священнослужителями – одна из его обязанностей.

После этого поются тропари.

1. Апостолам: «Апостоли святии, молите Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим». 2. Святителям. 3. Составителям Литургий: а) святому Иоанну Златоусту: «Уст твоих, якоже светлость огня, возсиявши благодать…»; б) святому Василию Великому: «Во всю землю изьще вещание твое…»; в) святому Григорию Двоеслову: «Пастырская свирель богословия твоего рит оров победи трубы…». 4. На «Слава, и ныне»61 поется тропарь: «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы Твой мир даждь нам и помилуй нас, яко Един Щедр».

 

Бывает, что посвящение в чтеца и певца совершается не на Литургии.
В этом случае прежде чтения тропарей архиерей произносит возглас: «Благословен Бог наш», затем поется «Царю Небесный» и Трисвятое по «Отче наш».

По окончании тропарей архиерей постригает волосы чтеца крестовидно и произносит:

при первом пострижении: «Во имя Отца», протодьякон или чтец отвечает: «Аминь»; при втором пострижении: «И Сына», протодьякон или чтец отвечает: »Аминь»; при третьем пострижении: «И Святаго Духа», протодиакон или чтец отвечает: "Аминь»; В конце пострижения также произносятся слова: «Всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».


Затем чтеца облачают в короткую фелонь, что символизирует его посвящение Богу.
Архиерей трижды благословляет его главу, возложив на нее руку и читает о нем вторую молитву:
«И даждь ему со всякою мудростию и разумом Божественных Твоих словес поучение и прочитание творити, сохраняя его в непорочном жительстве ».

После этого чтец прочитывает отрывок из Апостола, символизируя этим, что чтение – его первая обязанность.
Затем с него снимается короткая фелонь, архиерей трижды благословляет чтеца и подаваемый ему стихарь. Поставляемый целует нашитый на стихаре крест и руку архиерея и после облачается с помощью иподьяконов.
Архиерей читает поучение об обязанностях чтеца из Архиерейского чиновника:«Чадо, первая степень священства чтец есть. Подобает убо тебе на всяк день Божественныя Писания прочитовати, да слушающии, зряще тя, пользу и назидание приимут, и тебе самому вящщий степень притвориши, никакоже постыждая о тебе избрание. Целомудренно бо, и свято, и праведно жительствуя, и Человеколюбца Бога милостива возъимаши, и вящщаго сподобишися служения во Христе Иисусе, Господе нашем. Ему же слава во веки веков. Аминь». После этого архиерей произносит: «Благословен Господь! Се, бысть раб Божий (имярек), чтец святейшия церкве (имярек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа » и дает ему подсвечник («лампаду»). Во время совершения Литургии чтец со свечей стоит перед архиереем, как это положено по ходу службы. Обычно в этот день чтец причащается, как мирянин, на солее. Чтецы также называются клириками, причетниками или дьячками

Чин посвящения в иподьякона По древнему уставу в круг обязанностей иподьякона входило: подготовка для умывания рук архиерея; контроль за тем,
чтобы оглашенные вышли из храма перед началом Литургии верных; охрана Святых врат, чтобы никто из недостойных не вошел в алтарь.

Схема чина посвящения в иподьякона
Благословение архиереем ораря. Крестообразное опоясывание посвящаемого орарем. Архиерейское благословение. Возложение епископом рук на главу посвящаемого. Молитва о посвящаемом. Первое омовение рук архиерея. Второе омовение рук архиерея. Заключающее архиерейское благословение.  

Сейчас посвящение в иподьякона, как и в чтеца, совершается посреди церкви перед Литургией, по облачении архиерея. Иногда это поставление следует сразу же за посвящением в чтеца.
По благословении архиереем ораря, посвящаемый целует его и руку архиерея,
затем иподьяконы опоясывают чтеца крестообразно.
Это, по словам Симеона Солунского, символизирует, что «он с настоящего времени смирением, целомудрием чресл своих и чистотою должен стяжать себе одежду чистоты духовной: почему и не может после этого вступать в брак». Но если иподьякон до своего поставления законным образом вступил в брак, то он может пребывать в этом супружестве. Затем архиерей трижды благословляет посвящаемого и, возложив на него руку, читает молитву: «Сего раба Твоего достойна быти, еже служити Святей Твоей Церкви, Сам, Владыко, безпорочна его во всех сохрани. И даждь ему любити благолепие дому Твоего, предстояти дверем храма святаго Твоего, возжигати светильник селения славы Твоея. И насади его во Святей Твоей Церкви, яко маслину плодовиту, плодоносяща плод правды, и совершена покажи раба Твоего во время пришествия Твоего, благоугодивших Тебе восприяти воздаяние ». После молитвы протодьякон возглашает: «Господу помолимся», а иподьяконы дают посвящаемому лохань и убрус (плат). Новопоставленный льет воду на руки архиерея, а затем целует его руку и отходит на указанное место, где стоит до Херувимской песни, держа лохань и «рукоумывало» с платом. В это время он шепотом или «про себя» читает: Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш», «Господи, помилуй» (трижды), «Верую», «Ослаби, остави» и другие известные ему молитвы по желанию.
Во время Херувимской песни новопоставленный приводится к Царским вратам, где снова служит при умывании рук архиерея, подходя к нему позади всех с лоханью и «рукоумывалом»). После Великого входа иподьякон стоит у Царских врат «на уреченном месте по чину» (на клиросе), а по возгласе архиерея: «И да будут милости» отводится иподьяконами в алтарь и, приняв благословение от архиерея, становится с иподьяконами.

Священник перед пением «Достойно есть…» (или задостойника) принимает кадило, возглашает: «Изрядно о Пресвятей…», затем кадит Святые Дары на престоле и отдает кадило диакону. Диакон совершает каждение алтаря по чину: престол с остальных трех сторон, жертвенник, горнее место, иконы справа от горнего места, иконы слева от горнего места, икону над царскими вратами. Затем переходит на южную сторону престола, кадит священника, становится у горнего места, кадит других служителей в алтаре, после чего кадит престол спереди, предстоятеля, поклоняется и отдает кадило пономарю.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: