Проблемы функционирования Конституционного Собрания РФ





 

Стоит обратиться к Посланию Президента РФ к Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 года, в котором, в частности, Президент высказался с предложением "увеличить сроки конституционных полномочий Президента и Государственной Думы до 6 и 5 лет соответственно" и многие другие. Это означает, что на данном этапе развития российского общества поправки в Конституцию стали в полней мере возможны и даже необходимы. Действительность уже подходит к тому рубежу, за которым может начаться, пусть даже и гипотетически и в скором будущем, пересмотр Конституции в целом. Порядок пересмотра закреплен в самой Конституции, в главе 9, а непосредственно сам порядок пересмотра регулируется ст.135, где установлено, что в случае поддержания тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 созывается Конституционное Собрание в соответствии с федеральным конституционным законом. Однако в действительности такого федерального конституционного закона "О Конституционном Собрании" не существует. И если предположить, что один из субъектов внесет предложения о пересмотре Конституции, то реализовать на практике данное правомочие будет невозможно. Очевидно, что это пробел в правовом регулировании.

Предлагается разбить процесс пересмотра Конституции РФ на несколько этапов. Первый этап начинается с внесения и рассмотрения предложений о пересмотре Конституции. Статья 134 Конституции РФ, определяя субъектов, имеющих право вносить предложения, не указывает, куда именно должны вноситься предложения.

Предположительно в Государственную Думу, которая одновременно сама может быть инициатором предложения - это также говорит о двусмысленности нормы и необходимости ее уточнения.

Второй этап заключается в созыве Конституционного Собрания. Оно либо подтверждает неизменность действующей Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции. Следует с особым вниманием обратиться к формулировке ч.3 ст.135: "...либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование". Это значит, что Конституционное Собрание само может принять совершенно новую Конституцию РФ, возможно, совершенно нового государства, с иным конституционным строем без учета мнения народа, который является единственным источником власти в Российской Федерации!

Трудно представить такой состав одного органа государственной власти, обладающего столь колоссальными полномочиями. Возникает вполне резонный вопрос: если в преамбуле Конституции закреплено, что она "принята всенародным голосованием", то на каком основании столь важный вопрос для всего государства как принятие Основного Закона государства может быть обойден через институт референдума (всенародного голосования)? Представляется, что принятие новой Конституции единоначально Конституционным Собранием в обход мнения народа противоречит ст. 1 Конституции, в которой установлено, что Россия - демократическое государство и ч. 3 ст. 3, которая гласит, что "высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы". Отсюда следует вывод, что принять новую Конституцию государства может только народ посредством прямого волеизъявления, а к компетенции Конституционного Собрания на данном основании стоит отнести только создание и разработку проекта новой Конституции. В таком случае вполне оправдано заменить в тексте ч. 3 ст. 135 Конституции РФ союз «или» на «и». В то же время возникает множество частных вопросов: должны ли мнения субъектов, уполномоченных вносить предложения о пересмотре, и Конституционного Собрания совпадать по кругу пересматриваемых положений? вправе ли Конституционное Собрание самостоятельно определять направления своей нормотворческой деятельности? Сколько времени может длиться работа Конституционного Собрания при создании проекта новой Конституции? состав, порядок образования Конституционного Собрания и другие. Каждый из вопросов требует основательного рассмотрения и решения.

Исходя из обозначенных общих и принципиальных вопросов о конституционно-правовом статусе Конституционного Собрания РФ, следует, что нерешенных задач и проблем остается во много раз решенных, что роль правовых норм в данной сфере выполняют практически идеи и теоретические предположения отдельных ученых, что недопустимо для права как регулятора общественных отношений. Потому имеет право на существование надежда, что все разработки ученых будут услышаны и воплощены в жизнь в скором будущем законодателем посредством внесения поправок в ныне действующую Конституцию РФ и принятия соответствующего федерального конституционного закона, которые бы разрешили многие возникшие противоречия и проблемы.

 





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!