Особенности маркетинговой деятельности и процесса разработки комплекса маркетинга компаний, работающих в сфере туристических услуг




 

Развитие туризма в любой стране, регионе зависит от целого комплекса факторов, условий и ресурсов. Несмотря на то, что Беларусь не располагает морями и горами, она имеет ряд преимуществ в сравнении с другими странами. Среди них: близость к Западной Европе, Скандинавии – туристическому рынку с очень высоким финансовым потенциалом; соседство со странами Балтии, Россией, Польшей, что является серьезным ресурсом, способствующим развитию трансграничного туризма; древняя и богатая история, самобытная культура; - роскошный природный потенциал, самый старый в мире лес – Беловежская пуща.

Рост интереса к Беларуси со стороны иностранных туристов- выгодное географическое и транспортное положение страны, живописная природа, большое количество памятников архитектуры и других объектов экскурсионного показа, гостеприимство и доброжелательность белорусского народа, высокий уровень безопасности страны открывают широкие возможности для развития туристической отрасли.

Туристическая деятельность является частью как экономической, так и социальной сферы. Развитие туристической отрасли способно оказать экономическое влияние на страну, в котором она развивается, на окружающую инфраструктуру, а также на потребительский рынок и другие сферы предпринимательской деятельности. Наличие достаточно развитой туристической индустрии позволяет решить проблему занятости населения, так как туризм является одной из самых трудозатратных отраслей, не поддающихся в большинстве случаев механизации и автоматизации.

Маркетинговые исследования – это целенаправленный процесс, их организация включает следующие этапы:

определение проблемы и постановка целей исследований;

сбор информации и создание маркетинговой информационной системы;

интерпретация и представление результатов анализа.

Чтобы определить проблему и поставить цели исследования, необходима совместная работа менеджеров по маркетингу и исследовательского отдела. Никто лучше менеджеров не понимает важности рассматриваемой проблемы и необходимости принятия по ней соответствующего решения, а специалисты-исследователи могут предложить оптимальную методику поиска информации, необходимой для принятия этого решения и организовать ее сбор и обработку. Проанализировав ситуацию не на конкретном предприятии, а в целом, по стране, уже составляется список проблем, которые являются очевидными, среди них:

сильное различие городов по степени привлекательности и узнаваемости; низкие темпы реставрации, реконструкции или ремонта многих историко-культурных памятников; слабая реклама туристического продукта; износ существующей материально-технической базы; малое число средств размещения с современным уровнем комфорта, отсутствие, как для частных, так и для государственных гостиниц, классификации по уровню сервиса (абсолютное большинство из них не обладает даже статусом однозвездочного отеля). Неразвитость транспортного сообщения, дорожного хозяйства, учреждений связи и коммуникаций, особенно в малых городах, а также отсутствие туристических обозначений и знаков ухудшают доступность туристических объектов, снижают комфортность путешествий и отдыха. Состояние инфраструктуры туристической отрасли на территории Республики Беларусь характеризуется в основном устаревшей материальной базой, слабо развитой инфраструктурой вблизи объектов историко- культурного наследия, национальных парков, автомобильных дорог, водных систем. Имеющиеся объекты общественного питания и размещения не отвечают международным стандартам. Медленными темпами ведется строительство объектов инфраструктуры, в частности, гостиниц, объектов придорожного сервиса, туристических комплексов и баз отдыха, объектов показа, центров народного творчества.

Макрорыночная – это информация прежде всего о:

тенденциях в отрасли;

социальных, экономических и политических трендах;

о конкурентах;

о клиентах по всей отрасли и др.

Микрорыночная информация включает:

данные о клиентах;

информацию о товарах и услугах;

результаты анализа и тестирования новой продукции;

данные о покупателях-посредниках;

результаты исследований по вопросам ценообразования;

информацию о ключевых клиентах;

данные о эффективности рекламы и кампаний продвижения продукции и др.

Программа управления качеством должна использовать маркетинговые исследования, касающиеся оценок производимых услуг клиентами туристической организации, анализ преимуществ и недостатков этих услуг, степени их соответствия потребностям, желаниям, интересам клиентов. Для этих исследований используются материалы внутренней и внешней информации.

Внутренняя информация – это:

записи клиентов в книге отзывов;

анкеты отзывов, заполняемые клиентами;

почтовые, телефонные, прямые (устные) опросы клиентов

изучение потребностей целевых групп клиентов;

наблюдения управляющих и менеджеров туристической компании;

результаты продаж туристических услуг.

Внешняя информация:

публикации в прессе и монографии по вопросам качества предоставления туристических услуг;

материалы отраслевых выставок;

рекламные и справочные материалы о туристической компании;

консультации со специалистами;

материалы ассоциаций туристических компаний;

национальные и зарубежные нормативы и стандарты качества оказания туристических услуг.

Для выхода на туристический рынок и улучшения его уровня необходимо: Убедиться в правильности выбранных направлений развития туристической отрасли необходимо всесторонне изучать ситуацию, сильные и слабые стороны, возможности и угрозы с помощью SWOT-анализа. Современная обстановка требует улучшения качества обслуживания туристов в соответствии с требованиями стандартизации, сертификации, лицензирования туристической деятельности. Особого внимания требует Интернет, который становится сегодня все более востребованным источником информации и, согласно статистике, является самым популярным средством при поиске туристических туров и маршрутов, электронном бронировании туров и гостиничных номеров по электронной почте через сеть туристско-информационных центров. Базируясь на положениях Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), в туристической отрасли инновационные технологии развиваются по трем направлениям:

1. Внедрение инноваций, связанных с развитием предприятия и туристического бизнеса в системе и структуре управления, включая реорганизацию, укрупнение, поглощение конкурирующих субъектов на основе новейшей техники и передовых технологий; кадровой политики (обновление и замена кадрового состава, система повышения квалификации, переподготовка и стимулирование работников); рациональной экономической и финансовой деятельности (внедрение современных форм учета и отчетности, обеспечивающих устойчивость положения и развития предприятия);

2. Инновации в маркетинге, позволяющие охватывать потребности целевых потребителей или привлекать не охваченных на данный период времени клиентов;

3. Продуктовые инновации, направленные на изменение потребительских свойств туристического продукта, его позиционирование и дающие конкурентные преимущества.

В результате приведенных выше факторов важно изучать рынок потребителя и предложения конкурентов, анализировать ситуацию на рынке и т.д. Необходимо уметь быстро реагировать на макро- и микро-рыночную информацию.

Крупнейшими представителями в туризме являются: ТEZ ТOUR, Coral, Алатан-Тур, «Тайм Вояж», «Ростинг», «ТрейдВояж». Компании проводят различные опросы в сфере туризма для того, чтобы выяснить популярные направления, качество своих оказываемых услуг, узнаваемость фирмы, предоставляют скидки постоянным клиентам, делают рассылки, разрабатывают новые маршруты, пишут рекомендации по туризму, информируют потребителей путем рассылки и прайсов.

 

 

Тест

1. Комплекс маркетинга – это...

а)определенный набор инструментов с помощью которых компания взаимодействует с рынком

б)определенный набор функций с помощью которых компания взаимодействует с людьми

в)определенный набор процессов с помощью которых компания стабильно держится на рынке

г)определенный набор действий с помощью которых компания выделяется среди конкурентов

2. Целью маркетингового комплекса является

а)обеспечение преимущества перед конкурентами

б)достижение стабильного положение на рынке

в)удовлетворение потребности клиентов

г)проведение хорошей рекламной кампании

3. Маркетинговая информация включает...

а)макро- и микро-рыночную информацию

б)исследования

в)набор определенных данных

г)данные опросов

 

4. Внутренняя информация – это …

а)любая информация, полученная из финансово-хозяйственной отчетности и документации фирмы, предприятия, организации.

б)уже существующая информация, собираемая для различных других целей, но может быть использована для конкретных маркетинговых потребностей организаций.

в)секретная информация которой владеет фирма

г)информация собранная путем опроса коллектива

 

5.Внешняя информация – это …

а)любая информация, полученная из финансово-хозяйственной отчетности и документации фирмы, предприятия, организации.

б)уже существующая информация, собираемая для различных других целей, но может быть использована для конкретных маркетинговых потребностей организаций.

в) секретная информация которой владеет фирма

г) информация собранная путем опроса клиентов

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: