Образовательная программа
«Инновационные процессы и технологии в биологическом и химическом образовании»
Уровень образования
магистратура
Форма обучения очно-заочная
Программа разработана | |
Черной А.В., д. психол. н., профессор | |
Рекомендована к утверждению на заседании кафедры | |
Организационной и возрастной психологии | |
протокол заседания от _______________№_____________ И.О. зав. кафедрой _________________ _________Жолудева С.В.___________ | |
Ростов-на-Дону – 2017
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели освоения дисциплины связаны с формированием у обучающихся комплексного видения проблем психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в высшей школе в соответствии с профилем образовательной программы магистратуры, с ориентацией на компетенции преподавания профильных дисциплин.
Задачи:
1. Сформировать целостное представление о психологии высшей школы как отрасли психологии образования, о истории, современном состоянии и тенденциях в развитии исследований, опыте организации психолого-педагогического сопровождения образования в высшей школе;
2. Обеспечить ориентацию в организационных, методических, нормативно-правовых аспектах психолого-педагогического сопровождения развития студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности и образования; способность использовать имеющийся арсенал знаний в данном направлении для организации и проектирования программ психолого-педагогического сопровождения студентов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития, задач профессионального и личностного самоопределения и построения профессиональной карьеры;
3. Обеспечить овладение практическими компетенциями в использовании психологического знания об индивидуальных и возрастных особенностях обучающихся при построении содержания образования, отборе методов и технологий обучения в контексте профиля образовательной программы магистратуры;
4. обеспечить системное видение и формирование навыков проектирования развивающего образовательного пространства высшего образования.
II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ОП МАГИСТРАТУРЫ
2.1. Учебная дисциплина «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в высшей школе» относится к циклу дисциплин, входящих в модуль университетской академической мобильности (МУАМ).
2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Психология, разделы Психология развития обучающихся, Педагогическая психология.
Знания: об основных закономерностях и этапах возрастного развития, о ведущих видах деятельности на этапах подросткового, юношеского возраста, ранней молодости.
Умения: анализировать индивидуальный путь развития на этапах подросткового, юношеского возраста; о закономерностях психологического сопровождения образования, структуре учебной деятельности, психологических аспектах ее организации.
Навыки: оценки уровня психического развития, подбора адекватных возрасту средств психологического сопровождения и поддержки развития.
2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:
- _____________________________________________________________
(наименование последующей учебной дисциплины (модуля))
Дается описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ОП (дисциплинами, модулями, практиками). Дисциплина встраивается в структуру ОП (последовательность дисциплин в учебном плане) как с точки зрения преемственности содержания, так и с точки зрения непрерывности процесса формирования компетенций выпускника. Указываются требования к «входным» знаниям, умениям и опыту деятельности обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей).
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 Биология (уровень магистратуры)
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,
соотнесенных c планируемыми результатами освоения образовательной программы:
Шифр и формулировка компетенций (результаты освоения ОП) | Элементы компетенций, формируемые дисциплиной |
Общекультурные компетенции (ОК) | |
ОК-3 способность к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности | Знания: о способах поиска, оценки и использования необходимой учебной информации |
Умения: использовать средства организации самостоятельной познавательной деятельности для анализа профильной психологической литературы, методической, нормативной и правовой базы образования в высшей школе | |
Навыки: подготовки к выступлениям, использования презентаций, докладов, сообщений, выступления перед аудиторией | |
Общепрофессиональные компетенции (ОПК) | |
ОПК-2 готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач | Знания: о закономерностях усвоения информации и построения содержания образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся |
Умения: использовать профессиональные знания для построения учебного текста, переработки научного материала в учебный | |
Навыки: владения современными методами и средствами работы с учебной информацией в целях преподавания профильных дисциплин; использования знаний об индивидуальных особенностях обучающихся для проектирования и организации научно-исследовательской деятельности; использования своего личностного потенциала и имеющихся профильных знаний для представления учебного материала с учетом специфики возраста, индивидуальных особенностей и контингента обучающихся |
IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Трудоемкость дисциплины составляет _______5____ зачетных единиц, _____180______ часов
Форма отчетности: __________________зачет____________________________________________
(экзамен, зачет, дифференцированный зачет)
Содержание дисциплины, структурированное по темам, с указанием видов занятий и отведенного на них количества академических часов
№ п/п | Раздел дисциплины/темы | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||
Лекции | Семинар | Лабораторные и практические занятия | В интерактивной форме из общего количества аудиторных часов | Самостоятельная работа | |||||
МОДУЛЬ 1. Психология высшей школы: история и современное состояние исследований и опыта организации образования в высшей школе | тестирование эссе | ||||||||
Методологические основы психологии высшей школы: деятельностная теория учения, концепция системогенеза профессиональной деятельности; компетентностный подход к организации образования в психологии и смежных науках | коллоквиум презентация | ||||||||
Современное состояние исследований и опыт ВУЗов по проблемам психологического сопровождения образования образовательного процесса в высшей школе | проектное задание, эссе | ||||||||
МОДУЛЬ 2. Психолого-педагогическое сопровождение развития студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности и образования | |||||||||
Психологические аспекты психолого-педагогической поддержки профессиональной деятельности и профилизации образования в контексте определения стратегий организации образовательного процесса в высшем образовании | проектное задание эссе, презентация | ||||||||
Средства и методы психолого-педагогического сопровождения и поддержки студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности | отчет, презентация | ||||||||
МОДУЛЬ 3. Психологические аспекты построения содержания и методов, направленный на создание развивающего образовательного пространства высшего образования | презентация | ||||||||
Психологические основы отбора содержания образования и конструирования индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с профилем образования, направлением подготовки | презентация | ||||||||
Психодидактические особенности методов обучения в высшей школе. Психологические подходы к конструированию профильной учебной информации и усвоению знаний. | презентация | ||||||||
Итого часов |
4.2 План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Недели | Название раздела, темы | Самостоятельная работа обучающихся | Оценочное средство | ||
Вид самостоятельной работы | Сроки выполнения | Затраты времени (час.) | |||
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Направления профилизации и структуры профилей в общеобразовательной школе Современные тенденции профилизации высшего профессионального образования Современные тенденции профилизации высшего образования | |||||
СТУДЕНТ КАК СУБЪЕКТ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Психологическая характеристика юношеского возраста Социально-психологические характеристики студента Особенности учебно-профессиональной деятельности студента | |||||
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫАДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Проблемы профессиональной адаптации в психологии Адаптация к учебно-профессиональной деятельности Среда адаптации и ее характеристики Психологические особенности процесса адаптации студентов в ВУЗе Стратегии адаптивного поведения студентов | |||||
ПАРАДИГМА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФИЛИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Определение ключевых понятий компетентностного подхода Теоретические основания выделения ключевых квалификаций и компетенций в структуре профессиональной деятельности Общие подходы к изучению и оценке профессиональной компетентности Профессиональная компетентность в педагогической деятельности | |||||
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФИЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Цели и функции психологического сопровождения профессионального образования Психологическое сопровождение учебно-профессиональной деятельности в личностно ориентированной парадигме Основные направления деятельности Психологической службы в высшей школе | |||||
Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час) | |||||
Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час) |