Личность. Особенности подросткового возраста




Исходным моментом для выявления понятия «личность» следует считать категорию «индивид».

Индивид - единичный представитель человеческого рода, который является конкретным носителем всех физических и социальных черт человечества.

Индивидуальность это совокупность свойств и способностей, отличающих одного индивида от других, неповторимость каждого отдельного человека. В психологии под индивидуальностью понимается характеристика определенного человека через его темперамент, харак­тер, потребности, интересы, способности.

Личность это субъект сознательной деятельности, устойчивая со­вокупность социально значимых качеств человека, присущих ему как члену общества.

Темперамент это индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамичных проявлений психики (темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний). Основные компоненты темперамента — общая активность, моторика (двигательные проявления), эмоциональность.

Структура личности      
Биологическая подструктура   Психическая подструктура   Социальная подструктура   Духовная подструктура  
темперамент, пол, возраст, конституция тела   память, эмоции, ощущения, восприятия, влечения, желания, воля, привычки, способности   опыт, знания, умения, навыки   интересы, убеждения, кругозор, ценности, идеалы, мировоззрение  

Характер это совокупность устойчивых индивидуальных особен­ностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные способы поведения. На формирование характера влияют: а) врожденные, наследственные особенности, б) соци­альное окружение, в) самовоспитание. В отличие от темперамента, харак­тер изменяется в течение жизни в зависимости от социальной среды.

Однако главным показателем личности является ее социальная сущность.

Социально значимые качества личности:

самосознание - осознание человеком своих целей, интересов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя;

социальная, активность — способность ориентироваться в обществе, успешно взаимодействовать с другими людьми;

жизненная позиция — наличие убеждений и принципов и готовность отстаивать их;

свобода — возможность выбора способа действия для достижения какой-либо цели, самостоятельность, независимость; способность мыслить и поступать в соответствии со своими интересами и желания­ми;

ответственность - способность предвидеть последствия своих поступков и действий, их значение для общества;

самоопределение — сознательное выявление и утверждение своих интересов, способностей, призвания, а также степень самооценки себя как специалиста, овладение определенной социальной ролью.

Человек становится личностью в ходе социализации.

Социализация это процесс становления личности, усвоение индивидом социального опыта и преобразование его в собственные ценности, установки, ориентации. В процессе социализации происходит, во-первых, освоение социальных ролей и, во-вторых, нахождение человеком своего места в обществе. Процесс социализации личности связан с освоением социального поведения.

Социальное поведение система поступков и действий в успешном взаимодействии с другими людьми. Такое поведение требует осознания личностью социального смысла (то есть значимости для людей) своих поступков.

Воспитание это процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта (воспитателя) с целью передачи, привития определенной системы представлений, понятий, норм, ценностей. Воспитание является частью общего процесса социализации, но при этом отличается от нее планомерностью.

Факторы социализации:

• агенты - это конкретные люди, которые способны обучать других культурным нормам: а) агенты первичной социализации — родители, родственники, друзья; б) агенты вторичной социализации — учителя, коллеги, руководители. По отношению к агентам личность является перципиентом — объектом воздействия;

• институты — общественные отношения и учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его (семья, школа, армия, церковь);

• каналы социализации — способы усвоения и передачи культурных норм (игра, обучение, воспитание, подражание).

Социализация включает в себя адаптацию процесс привыкания и приспособления к новым условиям существования. Она может быть пассивной (восприятие человеком норм, ценностей и установок группы) и активной (стремление изменить, переосмыслить существующие формы социальных отношений).

Разновидность адаптации - конформизм - пассивное усвоение норм социального окружения при внутреннем неприятии их. Причинами конформного поведения могут быть зависимость от мнения группы, непроизвольное подражание, скромность.

Личность может стать субъектом процессов десоциализации и ресоциализации.

Десоциализация это утрата или сознательный отказ от усвоения ценностей, норм, образцов поведения, социальных ролей. Десоциализация может происходить в результате деформации или распада, деграда­ции личности (под влиянием психического заболевания, тяжелой болез­ни, зависимости).

Ресоциализация восстановление утраченных ценностей и социальных норм, переобучение, возвращение к нормальному образу жизни.

Социализация личности включает в себя несколько этапов: детство, юность, зрелость, старость.

К особенностям подросткового возраста (12-15 лет) можно отнести следующие:

1) анатомо-физиологическая перестройка организма — для подростков этого возраста характерны изменение артериального давления, повышенная утомляемость, перепады настроения, неуравновешенность. Это связано с активизацией гормонов роста и половых гормонов, кото­рые вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие;

2) особенности социальной ситуации развития подростковый возраст занимает промежуточное положение между детством и взросло­стью, в этот период происходит переход от зависимого детства к само­стоятельной и ответственной взрослости;

3) общение со сверстниками становится ведущей деятельностью - происходит переориентация общения с родителей и учителей на сверстников;

4) конформизм (от лат. — подобный, сообразный) — склонность подростка к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей;

5) особенности учебной деятельности и познавательное развитие развивается теоретическое мышление, творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере ведут к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой, в то же время многие подростки испытывают трудности в учебе;

6) отношение подростка к себе как к взрослому стремление к самостоятельности, желание оградить определенные стороны своей жизни от вмешательства родителей, потребность в самоутверждении.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: