Исходным моментом для выявления понятия «личность» следует считать категорию «индивид».
Индивид - единичный представитель человеческого рода, который является конкретным носителем всех физических и социальных черт человечества.
Индивидуальность — это совокупность свойств и способностей, отличающих одного индивида от других, неповторимость каждого отдельного человека. В психологии под индивидуальностью понимается характеристика определенного человека через его темперамент, характер, потребности, интересы, способности.
Личность — это субъект сознательной деятельности, устойчивая совокупность социально значимых качеств человека, присущих ему как члену общества.
Темперамент — это индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамичных проявлений психики (темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний). Основные компоненты темперамента — общая активность, моторика (двигательные проявления), эмоциональность.
Структура личности | |||
Биологическая подструктура | Психическая подструктура | Социальная подструктура | Духовная подструктура |
темперамент, пол, возраст, конституция тела | память, эмоции, ощущения, восприятия, влечения, желания, воля, привычки, способности | опыт, знания, умения, навыки | интересы, убеждения, кругозор, ценности, идеалы, мировоззрение |
Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные способы поведения. На формирование характера влияют: а) врожденные, наследственные особенности, б) социальное окружение, в) самовоспитание. В отличие от темперамента, характер изменяется в течение жизни в зависимости от социальной среды.
Однако главным показателем личности является ее социальная сущность.
Социально значимые качества личности:
• самосознание - осознание человеком своих целей, интересов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя;
• социальная, активность — способность ориентироваться в обществе, успешно взаимодействовать с другими людьми;
• жизненная позиция — наличие убеждений и принципов и готовность отстаивать их;
• свобода — возможность выбора способа действия для достижения какой-либо цели, самостоятельность, независимость; способность мыслить и поступать в соответствии со своими интересами и желаниями;
• ответственность - способность предвидеть последствия своих поступков и действий, их значение для общества;
• самоопределение — сознательное выявление и утверждение своих интересов, способностей, призвания, а также степень самооценки себя как специалиста, овладение определенной социальной ролью.
Человек становится личностью в ходе социализации.
Социализация — это процесс становления личности, усвоение индивидом социального опыта и преобразование его в собственные ценности, установки, ориентации. В процессе социализации происходит, во-первых, освоение социальных ролей и, во-вторых, нахождение человеком своего места в обществе. Процесс социализации личности связан с освоением социального поведения.
Социальное поведение — система поступков и действий в успешном взаимодействии с другими людьми. Такое поведение требует осознания личностью социального смысла (то есть значимости для людей) своих поступков.
Воспитание — это процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта (воспитателя) с целью передачи, привития определенной системы представлений, понятий, норм, ценностей. Воспитание является частью общего процесса социализации, но при этом отличается от нее планомерностью.
Факторы социализации:
• агенты - это конкретные люди, которые способны обучать других культурным нормам: а) агенты первичной социализации — родители, родственники, друзья; б) агенты вторичной социализации — учителя, коллеги, руководители. По отношению к агентам личность является перципиентом — объектом воздействия;
• институты — общественные отношения и учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его (семья, школа, армия, церковь);
• каналы социализации — способы усвоения и передачи культурных норм (игра, обучение, воспитание, подражание).
Социализация включает в себя адаптацию — процесс привыкания и приспособления к новым условиям существования. Она может быть пассивной (восприятие человеком норм, ценностей и установок группы) и активной (стремление изменить, переосмыслить существующие формы социальных отношений).
Разновидность адаптации - конформизм - пассивное усвоение норм социального окружения при внутреннем неприятии их. Причинами конформного поведения могут быть зависимость от мнения группы, непроизвольное подражание, скромность.
Личность может стать субъектом процессов десоциализации и ресоциализации.
Десоциализация — это утрата или сознательный отказ от усвоения ценностей, норм, образцов поведения, социальных ролей. Десоциализация может происходить в результате деформации или распада, деградации личности (под влиянием психического заболевания, тяжелой болезни, зависимости).
Ресоциализация — восстановление утраченных ценностей и социальных норм, переобучение, возвращение к нормальному образу жизни.
Социализация личности включает в себя несколько этапов: детство, юность, зрелость, старость.
К особенностям подросткового возраста (12-15 лет) можно отнести следующие:
1) анатомо-физиологическая перестройка организма — для подростков этого возраста характерны изменение артериального давления, повышенная утомляемость, перепады настроения, неуравновешенность. Это связано с активизацией гормонов роста и половых гормонов, которые вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие;
2) особенности социальной ситуации развития — подростковый возраст занимает промежуточное положение между детством и взрослостью, в этот период происходит переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;
3) общение со сверстниками становится ведущей деятельностью - происходит переориентация общения с родителей и учителей на сверстников;
4) конформизм (от лат. — подобный, сообразный) — склонность подростка к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей;
5) особенности учебной деятельности и познавательное развитие — развивается теоретическое мышление, творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере ведут к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой, в то же время многие подростки испытывают трудности в учебе;
6) отношение подростка к себе как к взрослому — стремление к самостоятельности, желание оградить определенные стороны своей жизни от вмешательства родителей, потребность в самоутверждении.