Методы экономической теории




Первым методом, который использовала экономическая наука, была формальная логика, т.е. изучение мысли со стороны её структуры. Основными категориями формальной логики являются:

Понятие – фиксация мысли о предмете,

Суждение – мысль, в которой утверждается или отрицается что – либо о чем – либо.

Умозаключение – примем мышления, посредством которого из некоторого исходного значения получается выводное значение.

Формальная логика разработала следующие приемы познания:

1. Анализ – метод познания, состоящий в расчленении целого на составные части.

2. Синтез – метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое.

3. Индукция – метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему.

4. Дедукция – метод, основанный на умозаключениях от общего к частному.

5. Сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений.

6. Аналогия – метод познания, основанный на переносе свойств с известного явления на неизвестное,

7. Гипотеза – метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений.

Качественно новый этап развития экономической теории связан с применением второго методадиалектики – науки о наиболее общих законах развития природы и общества.

Основными составляющими этого метода являются:

1. Восхождение от абстрактного к конкретному, а точнее от конкретного к абстрактному, а затем от абстрактного к более развитому конкретному.

2. Единство исторического и логического, когда исторический метод, собирающий эмпирический материал, подготавливает и на определенной ступени переходит в логический, а логический, проанализировав сущность предмета, переходит в исторический и дает мощный импульс для преобразования действительности.

Третьим методом развития экономической теории в 20 – 21 вв. являются экономические модели и эксперименты:

1. Экономическая модель – это формализованное описание экономического явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективными целевым характером исследования.

Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях дальнейшего практического изменения.

 

 


 

ТЕМА 2. Рыночная система и поведение потребителя

План

1.. Рыночное равновесие спроса и предложения

2. Государственное воздействие на рынок

3. Эластичность спроса и предложения

4. Теория поведения потребителя

 

1. Рыночное равновесие спроса и предложения

Спрос и предложение; потребительские предпочтения и предельная полезность; факторы спроса; индивидуальный и рыночный спрос; эффект дохода и эффект замещения; эластичность; предложение и его факторы.

Рынок (market) – способ функционирования хозяйствующих субъектов, основанный на свободной купле – продаже и обеспечивающий взаимодействие производства, распределения, обмена, потребления.

Субъекты рынка:

· -физические лица (домашние хозяйства);

· -юридические лица (предприятия и фирмы);

· -государство.

Объекты рынка – все, по поводу чего возникают отношения купли – продажи (товары, услуги, работы, финансовые инструменты, сырье).

Классификация рынков:

1) по объектам обмена: капиталов, ценных бумаг, труда, информации, научно – технических разработок, земли, валюты;

2) по территории: мировой, национальный, региональный, местный;

3) по законодательству: легальный (официальный), нелегальный (теневой);

4) по насыщенности: равновесный, дефицитный, избыточный;

5) по механизму: конкурентный, монопольный;

Механизм рынка включает в себя:

- взаимосвязь между объектами и субъектами;

- конкурентную борьбу между субъектами;

- формирование рыночной цены;

- перераспределение ресурсов и доходов между субъектами;

- законодательную систему, регулирующую рыночные отношения.

Рынок решает три главных задачи:

1. Обеспечивает соблюдение пропорций общественного производства и распределяет по сферам производства все ресурсы.

2. Повышает эффективность экономики путем дифференциации производителей: выживают сильные, погибают слабые.

3. Заставляет производителей внедрять достижения научно – технического прогресса (НТП), позволяющего повышать производительность труда (ПТ) и снижать затраты производства.

Рассмотрим теперь подробнее рынок благ (товаров и услуг).

В рыночной экономике различают два понятия: спрос и величина (объем) спроса.

Спрос (demond) « » - желание купить благо по определенной цене в данный момент времени, подкрепленное платежеспособностью потребителя.

Объем спроса (duantity) « » - наибольшее количество блага, которое потребитель способен приобрести в данный момент времени при определенных условиях:

- цене блага (price) « »,

- цене благ – заменителей (substitutes – субституты) « »,

- цене товаров, дополняющих данное благо в потреблении (complementaty – комплементарные) « »,

- доходе п отребителя (income consumer) « »,

- предпочтениях потребителя (preferences) « »,

- условиях потребления (conditions) « »,

- ожиданиях потребителя (expections) « » и др.

Аналитически функция спроса описывается зависимостью:

Обычно количество факторов (детерминант спроса) уменьшают до минимума, т.е. считают прочие факторы неизменными (правило: cetercs paribus). В этом случае получается зависимость объема спроса только от цены блага:

Экспериментально установлено, что на любом рынке при прочих равных условиях существует обратно пропорциональная зависимость между ценой блага и величиной (объемом) спроса. Эта связь называется законом спроса и в случае линейной зависимости выражается следующей формулой (см. рис. 1):

(1)

Рис 1 Закон спроса

« » и « » - постоянные величины, отражающие тот факт, что даже бесплатное потребление блага (« », « ») имеет свои пределы и, что существует максимальная цена (« », « »), выше которой потребитель не будет приобретать данное благо.

Из рис. 5 видно, что линия спроса D « » имеет отрицательный наклон, т.е. при снижении цены объем спроса растет.

Известно одно исключение из этого закона – парадокс Гиффена. Английский экономист Р. Гиффен (1837 – 1910) обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине 19 века объем спроса на картофель, цена которого выросла, существенно увеличился.

Дело заключалось в том, что картофель представлял основной продукт питания ирландских бедняков. Повышение его цены вынудило их сократить потребление других, более дорогих и качественных продуктов. Поскольку все же картофель оставался сравнительно дешевым продуктом, объем спроса на него вырос.

Иногда некоторые экономические явления ошибочно рассматриваются как исключения из общего закона спроса, например:

Часто потребитель не может квалифицированно судить о качестве блага и принимает высокую цену за высокое качество блага. На этом основано повышение цен без реального улучшения качества. Результатом такого направленного воздействия на потребителя является сдвиг линии спроса «D» вправо вверх (на рис. 1), а не движение вдоль линии спроса.

Эффект Веблена. Американский экономист Т. Веблен (1857 – 1929) связывал этот эффект с престижным спросом на дорогостоящие блага, свидетельствующие о высоком социальном статусе покупателя. Отсюда делается вывод о том, что повышение цен таких благ ведет к росту объема престижного спроса. Но в действительности, хотя престижность таких благ с ростом цен возрастает, но спрос на них сокращается для широкого круга покупателей.

В общем случае функция спроса нелинейна (рис. 2).

Рис 2 Влияние роста дохода на спрос

Отметим, что изменение объема спроса при изменении цены отражается в движении по кривой спроса « ». Если же изменяется закон спроса, то это означает, что произошли неценовые изменения, и изменяется положение или форма самой кривой спроса. Например, на рис. 6 при увеличении доходов потребителей « » спрос увеличивается, и кривая « » перемещается в положение « ».

Различают три вида спроса:

- индивидуальный – спрос одного лица;

- рыночный – спрос на данном рынке;

- совокупный – спрос одного блага на всех рынках либо на все продаваемые блага.

Предложение (suppley) « » - это все блага, предлагаемые для продажи.

Объем предложения « » - количество благ, которое предлагается производителями на рынке в данный момент времени при определенных условиях:

- цене блага « »;

- цене субститутов « »;

- цене комплементарных товаров « »;

- издержках производства (cost) « »;

- налогах и субсидиях (tax) « »;

- ожиданиях производителей « » и др.

Функция предложения характеризует зависимость объема предложения от детерминант предложения. Применяя правило: cetercs paribus, получим упрощенную формулу для функции предложения.

В случае линейной зависимости:

Рис 3 Закон предложения

Из рис. 7 видно, что закон предложения заключается в том, что более высокая цена стимулирует производителя к увеличению объема предложения.

Изменения объема предложения вследствие изменения цен на товар отражается в движении по линии предложения « ». Изменение неценовых детерминант отражает сдвиг или изменение формы кривой предложения.

Рис 4 Влияние роста затрат на предложение

Например, на рис. 4 при увеличении издержек производства или сбыта предложение уменьшается и кривая « » перемещается в положение « ». Из рис. 7 и 8 видно, что линия предложения имеет положительный наклон, т.е. с ростом цены увеличивается объем предложения.

Взаимодействие факторов спроса и предложения на рынке приводит к взаимному приспособлению продавцов и покупателей, в результате чего на рынке достигается равновесие (equilibrium) в точке « » (рис. 9).

Рис. 5 Установление равновесия на рынке, излишки.

Поскольку цена равновесия « » ниже максимально предлагаемой потребителям, то все потребители выигрывают (излишек потребителя). В то же время равновесная цена « » выше минимальной цены « », которую могли бы предложить самые передовые предприятия, т.е. у них имеет место излишек производителя (см. рис. 9)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: