Эластичность (elasticity) « » - способность одной переменной изменятся под влиянием изменения другой.
Эластичность спроса по цене показывает относительное изменение объема под влиянием изменения цены на 1%:
« » (3)
С увеличением цены « » объем спроса, как правило, снижается, « », поэтому в формуле (3) вводится знак минус или берется абсолютное значение.
Спрос называют эластичным, если « » (т.е. объем изменяется быстрее цены) и неэластичным, если « » (т.е. объем изменяется медленнее цены). Если изменение цены не сказывается на изменении объема спроса, то спрос будет совершенно (абсолютно) неэластичным « », а если малое изменение цены вызывает бесконечное расширение объема спроса, то спрос будет совершенно (абсолютно) эластичным « ».
Если же изменение цены на 1% изменяет объем спроса на 1%, то « », т.е. спрос имеет единичную эластичность. В этом случае кривая спроса имеет форму равнобочной гиперболы « » (рис. 12а).
Рис 8 Линии спроса с нулевой, единичной и бесконечной эластичностью.
Точечная эластичность:
(4)
может быть определена, если провести касательную в любой точке « » кривой спроса « » (рис.13)
Рис. 9 Точечная эластичность.
Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона касательной « ».
Дуговая эластичность (5)
Взаимосвязь изменения эластичности спроса по цене и совокупной (общей) выручки (total revenue) « » может быть проиллюстрирована графически на примере линейной функции спроса:
Общая выручка: (6)
Условие максимума : :
.
Рис. 10 Эластичность (а) и выручка (б).
Из рис. 14 видно, что общая выручка – квадратичная функция цены, достигающая максимума в середине отрезка « » при единой ценовой эластичности спроса.
|
Из рис. 14 а, б видно, что при эластичности спроса « » т.е. слева от середины линии спроса « », выручка с увеличением объема и уменьшением цены растет, а при неэластичном спросе « », т.е. справа от середины « » падает (см. рис 14б).
Эластичность предложения по цене:
(7)
показывает относительное изменение объема предложения (%) под влиянием изменения цены на 1%. Эластичность предложения блага зависит от многих факторов таких, как:
- различие индивидуальных затрат на разных предприятиях;
- уровень использования производственных мощностей;
- наличие свободных трудовых ресурсов;
- скорость перелива капитала из отрасли в отрасль и др.
На величину эластичности предложения большое влияние оказывает фактор времени; это подтверждается тем, что после изменения уровня цен проходит определенный срок (лаг), прежде чем предложение полностью к нему адаптируется (рис. 15).
Рис 11 Изменение предложения в разные периоды времени.
В кратчайшем периоде (< 1 года) предложение « » совершенно неэластично « », поэтому повышение спроса с « » до « » приводит к росту цены с « » до « » (рис 14.а). В краткосрочном периоде (« » года) предложение эластично (« », на рис. 14б показано положение « » при « »), и повышение спроса приводит не только к росту цен, но и к увеличению объема производства (так как предприятия успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом). В долгосрочном периоде (3-5 лет) предложение приближается к совершенно эластичному (« »), поэтому повышение спроса приводит к росту объема производства практически при постоянных ценах (« », « » на рис. 14 в.).
|