Эффект дохода и замещения




Расположение бюджетной линии меняется с изменением дохода и цен. Допустим, что цена блага « » снижается с « » до « », а цена на благо « » остается неизменной (« »). В этом случае имеют место два процесса (интерпретация Дж. Хикса, 1904 – 1989гг.):

- возрастает реальный доход потребителя;

- осуществляется замена блага « » на благо « ».

Допустим, что в результате снижения цен на благо « », положение равновесия потребителя переместилось из точки « » в точку « » (рис 19).

Рис 16 Эффект дохода и эффект замещения.

Чтобы выявить эффект дохода, нужно провести линию бюджетного ограничения « », параллельную линии бюджетного ограничения « » так, что бы она касалась первоначальной кривой безразличия « » (точка « »). Величина проекции отрезка кривой безразличия « » на ось « », равная « », называется эффектом замещения (effect substitution). Оставшейся увеличение спроса на благо « » в виде отрезка « » представляет эффект дохода (effect income), т.к. связано с переходом на более высокую линию бюджетного ограничения « ».

В случае нормальных благ эффект дохода и эффект замещения суммируются:

« »

поскольку расширяется их потребление.


 

Раздел 3 Производство экономических благ

Закон убывающей предельной производительности, эффекта масштаба, виды и издержек, фирма, выручка и прибыль, принцип максимализации прибыли.

3.1 Закон убывающей предельной производительности и принцип максимализации прибыли

Производство – это использование факторов ресурсов для изготовления товаров и оказания услуг. В теории производства чаще всего используется двухфакторная производственная функция:

,

где Q -объем выпускаемой продукции;

L - количество применяемого труда (labour);

К - количество используемого капитала.

Все производственные функции облают двумя общими свойствами:

Первое – это наличие предела увеличения объема продукта, который может быть достигнут увеличением затрат одного фактора (например, труда) при прочих равных условиях (например К-const).

Для отражения влияния переменного фактора (L) вводится следующие понятие:

- общий (совокупный) продукт (total product) - количество блага, произведенного с использованием переменного фактора L;

- средний продукт (average product) « » - количеств блага, производящегося на единицу переменного фактора на рис 21а);

т.е. средняя производительность труда.

- предельный продукт (marginal product) « » - прирост совокупного продукта на каждую единицу переменного фактора: на рис.21а), т.е. предельная производительность фактора производства. Совокупный продукт с ростом использования в производстве переменного фактора сначала будет увеличиваться, а затем он станет уменьшаться в рамках неизменной технологии (рис.19).

Рис. 21 Влияние переменного фактора на продукт

 

Производство в краткосрочном периоде (1-3 года) можно разделить на три стадии (см. рис.21):

I стадия - начало производства, когда L=0 и до , когда . На этой стадии капитал, являясь постоянным фактором производства, находится в избытке (например, много станков и много рабочих).

II стадия начинается, когда средний продукт максимален и продолжается до момента, когда предельный продукт (например количество рабочих равно количеству станков).

I I I стадия характеризуется превышением количества труда над капиталом (например, количество рабочих больше числа станков). Предельный продукт труда становится отрицательным, поскольку рабочие мешают друг другу (см. рис.21б).

Рис. 21 иллюстрирует закон убывающей предельной производительности: с ростом использования одного производственного фактора (при неизменности остальных) достигается точка на рис.19), в которой дополнительное применение переменного фактора приводит к снижению объема выпуска продукта.

Заметим, что этот закон носит относительный характер. Во- первых, он применим лишь в краткосрочном периоде, когда хотя бы один из факторов производства остается постоянным. Во-вторых, на его постоянно влияет технический прогресс. Проиллюстрируем это графически на примере улучшения технологии (technology) «tl» (см. рис.22). очевидно, что переход к лучшей технологии (от ) приводит к уменьшению количества переменного фактора: и к росту совокупного продукта ТР:

Рис.22 Влияние улучшения технологии на совокупный продукт и переменный фактор.

Обозначим предельный продукт в денежном выражении через MRP (marginal revenue product), а его цену через Р. По аналогии с законом равных предельных полезностей (см. уравнение а) производитель будет перераспределять факторы до тех пор, пока их взвешенные предельные производительности не станут равными:

 

(12)

Это правило наименьших издержек:

«Издержки минимизируется, когда последний рубль, затраченный на каждый производственный фактор, дает одинаковый предельный продукт».

 

Дальнейшим развитием этого правила является принцип максимизации прибыли:

«На конкурентных рынках каждый фактор производства используется до тех пор, пока его предельный продукт (в рублях) не станет равным его цене». Поэтому согласно теории предельной производительности каждому фактору производства полагается тот доход, который он создает: для всех и факторов производства.

Но в современной экономике распределение факторов производства характеризуется неравенством в их оплате: труд оплачивается заработной платой, земля - рентой, капитал процентом, предпринимательство и информация – прибылью; кроме того, они подчиняются разным принципам распределения. Поэтому реальные рынки факторов производства не соответствуют условиям совершенной конкуренции.

 

3.2 Путь развития производства и эффект масштаба

Вторым общим свойством производственных функций является взаимная дополняемость и взаимозаменяемость факторов производства.

Графически каждый способ производства можно представить точкой (А, В,…), координаты которой характеризуют минимально необходимые для производства заданного объема продукции количества факторов L и К, а производственную функцию - линией равного выпуска - изоквантой: (, , … на рис.23). Совокупность изоквант, каждая из которых представляет максимальный выпуск продукции (), называется картой изоквант (аналог карты безразличная см. рис. 17). Наклон изоквант ( на рис.23). характеризует предельную норму технического замещения (marginal rate of technical substitution) «MRTS» капитала трудом:

Рис. 23 Карта изоквант и интенсивность использования ресурсов

Т.к. при движении вдоль изокванты общий выпуск не менялся , то полный дифференциал равен:

Отсюда: . (14)

Это уравнение отражает правило замещения факторов производства: «Отношение прироста двух факторов обратно пропороционально отношению их предельных продуктов».

 

Лучи, проведенные из начала координат до пересечения с изоквантами (ОА и ОВ на рис.23), называются линиями роста. Они характеризуют технически возможные пути расширения производства и перехода с низкой изокванты на более высокую. Угол наклона линий роста показывает интенсивность использования ресурсов. Так, на рис.21 производственный процесс ОА более капитально интенсивен, чем ОВ .

В долгосрочном периоде можно увеличить изменение всех 5 факторов производства, что приведет к изменению объема выпуска продукции.

Это называется изменением масштаба производства.

Производственная функция будет однородной, если пи увеличении значений факторов в « » раз, выпуск возрастает в « » раз:

(15)

Степень однородности «m» используется для характеристики типа отдачи от масштаба:

- постоянная отдача от масштаба: m=1;

- убывающая отдача от масштаба: m 1;

-возрастающая отдача от масштаба: m 1.

Чаще всего для описания производства в применяется функция Кобба-Дугласа, которая для двухфакторной модели имеет следующий вид:

, (16)

где А- коэффициент производства;

и - эластичности по факторам производства, причем каждая эластичность меньше единицы.

Если , то имеет место возрастающий масштаб производства, если , то – постоянный масштаб производства, а если , то – убывающий масштаб производства.

Роль бюджетной прямой в теории производства выполняет линия равных затрат - изокоста (cost «С» - затраты) представляющая комбинации факторов, которые может приобрести на денежные средства фирма.

 

Бюджетное ограничение фирмы:

 

где - цена услуги капитала (например, арендная ставка за 1 час работы оборудования);

- цена услуги труда (например, часовая ставка заработной платы).

 

Отсюда можно получить следующее уравнение для изкосты:

 

(17)

Соотношение цен факторов производства видно из наклона изокосты «С»: (см. рис.24)

Рис. 24 Равновесие производителя.

Комбинации факторов производства К и L в точках А, Е, и С лежат на одной изокосте «С», т.е. обойдутся фирме в одну и ту же сумму. Но комбинация в точке Е предпочтительнее, поскольку она принадлежит наиболее высокой из всех достижимых при данном уровне затрат С изокванте .

Учитывая, что в точке Е (рис.24) изоканта и изокоста С имеют одинаковый наклон, и что наклон изокванты измеряется предельный нормой технического замещения, можно записать условия равновесия производителя как:

 

(18)

3.3 Фирма, затраты, выручка и прибыль

 

Одним из субъектов рыночного хозяйства является фирма. В экономической теории под фирмой (от итал. Firma – подпись) понимается объединение владельцев факторов производства, связанных меду собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация транзакционных затрат. (transaction-сделка). Такая трактировка природы фирмы объясняется многообразие форм современных предприятий, т.е. экономических субъектов, которые занимаются производственной деятельностью и обладают хозяйственной самостоятельностью.

Основными формами деловых предприятий являются:

1. Частнопредпринимательская фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в своих интересах, управляет ею, получает всю прибыль и несет персональную ответственность по обязательствам ЧПФ.

2. Партнерство- это фирма, организованная рядом лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием.

3. Корпорация – это фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данную фирму (паем, акцией).

4. Государственные фирмы.

5. Некоммерческие (неприбыльные) организации.

6. Кооперативы образуются путем добровольного объединения части ресурсов своих членов с целью извлечения взаимной выгоды.

Целью всех коммерческих фирм является получение экономической прибыли (economic profit) « », которая определяется как разность между совокупной выручкой (total revenue) и совокупными затратами (total cost) :

(19)

Затраты делятся на внешние (external) « » и внутренние (inner) . К внешним (явным) относятся платежи внешним поставщикам. Разность:

(20)

определяет бухгалтерскую (accountants) « » прибыль. Внутренними (неявными) затратами считаются:

- затраты на ресурсы предпринимателя (resources enterprise) « »

- нормальная (normal) « » прибыль за предпринимательские способности: (entrepreneurial ability):

(21)

Внешние и внутренние затраты в сумме дают экономические (альтернативные) « » затраты:

(22)

Разность совокупной выручки и экономических затрат равна экономической (economic) прибыли:

Таким образом, экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину внутренних затрат:

(23)

Совокупный доход (выручка) – это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага:

(24)

Средний доход (average revenue) « » - доход на единицу реализованного блага. В условиях совершенной конкуренции средний доход равен рыночной цене: (25)

Предельный доход (marginal revenue) « » - превращение дохода за каждую единицу реализованной продукции:

(26)

Для краткосрочного (short-run) периода, в течение которого одни факторы производства являются постоянными, а другие переменными, важное значение имеет деление затрат на постоянные, не зависящие от объема производства, и переменные, изменяющиеся при изменении размеров выпуска продукции. К постоянным (fixed cost) « » относятся затраты (см. рис. 23):

- на содержание основных производственных фондов (ОПФ): зданий, сооружений, машин и оборудования;

- на административно – управленческий персонал (АУП);

- на выплату налогов (за имущество, землю и др.);

- внутренние (неявные) и др.

К переменным (variable cost) « » относят затраты на сырье, материалы, электроэнергию, оплату труда и др. В период организаций производства переменные затраты растут быстрее, чем производственная продукция (рис. 25).

Рис 25 Постоянные, переменные и общие затраты фирмы.

При достижении оптимальных размеров производства « » имеет место экономия . Дальнейшее расширение производства приводит к новому росту переменных затрат, которые снова возрастают быстрее, чем объемом выпуска.

Совокупные (общие) затраты равны сумме постоянных и переменных затрат:

(27)

Средние общие затраты получаются делением совокупных затрат на количество выпущенной продукции: (28)

или путем сложения средних постоянных: и средних переменных затрат

(29)

Предельные затраты (marginal cost) « » - приращение совокупных издержек на единицу выпускаемой продукции:

(30)

т.е. предельные затраты есть производная от переменных издержек:

Из рис. 26 видно, что кривая предельных затрат пересекает кривую средних переменных затрат и кривую совокупных затрат в точках их минимальных значений (А и В).

Рис 26 Предельные и средние затраты.

Современная экономическая теория утверждает, что максимум прибыли или минимум затрат достигается тогда, когда предельный доход равен предельным затратам (). Это условие становится понятным из графика (рис. 27).

Рис 27 Достижение максимальной прибыли фирмы.

Из формулы (24) видно, что совокупный доход изображается прямой линией, выходящей из начала координат, а совокупные затраты получаются суммированием кривых и (см. рис. 23). Фирма получает прибыль в интервале между точками А и С которая максимальна при объеме производства (отрезок на рис. 27).

Поэтому задача фирмы попасть в точку В, где:

, т.е.

Таким образом, условием максимума прибыли является равенство предельного дохода и предельных затрат.

В долгосрочном периоде все факторы производства становятся переменными, а фирма может увеличить величину своей производительной мощности. Любая фирма работает в краткосрочном периоде, но планирует свое развитие на долгосрочный период. На рис. 28 представлены кривые средних краткосрочных затрат трех типов фирм: - малой, - средней, - крупной. Соединив точки минимума , получим кривую средних совокупных издержек в долгосрочном (long-run) периоде « ».

Рис. 28 Средние совокупные затраты в долгосрочном периоде.

Из (рис. 28) видно, что кривая имеет такую же U – образную форму, как и кривые , но с меньшей крутизной. Это говорит о том, что средние долгосрочные затраты, как и краткосрочные, сначала снижаются, достигают минимума в точке В, а затем возрастают. Левая снижающаяся кривая АВ характеризует возрастающую отдачу от масштаба, а правая ВС – возрастающая кривая – убывающую отдачу от масштаба. Рис. 26 показывает, что оптимальным размером фирмы является , в котором средние краткосрочные и долгосрочные затраты достигаются минимума.

 

Раздел 4 Модели рыночных структур

Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли, эффективность конкурентных рынков, рыночная власть, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, антимонопольное регулирование.

4.1 Модель совершенной конкуренции

Все виды конкуренции (лат. concurrentia – соперничество) экономика сводит к двум направлениям: совершенной и несовершенной. При этом модели несовершенной конкуренции подразделяют на монополистическую конкуренцию, олигополию и монополию.(таблица 1)

Таблица №1

Типология рыночных структур.

Рыночные структуры Число фирм Условие входа Дифференциация продукции
Совершенная конкуренция Очень много Свободный Полные субституты
Несовершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция Много Свободный Близкие субституты
Олигополия Несколько Барьеры Близкие и полные субституты
Монополия Одна Отсутствие входа Субститутов нет

 

Совершенная конкуренция – это такая организация рынка, при которой имеет место только один вид соперничества между продавцами или покупателями – снижение затрат.

Допущения в модели:

1) Множество и малость, т.е. объемы спроса и предложения покупателей и продавцов ничтожно малы относительно масштабов рынка, и поэтому не влияют на цену благ.

2) Однородность благ, т.е. продукция и услуги разных форм являются субститутами.

3) Производители и потребители получают бесплатно совершенную информацию о конъюнктуре рынка.

4) Фирмы действуют независимо друг от друга и стремятся получить максимальную прибыль.

5) Все фирмы обладают полной свободой входа на рынок, поставляя на него любое количество благ.

При таких допущениях на рынке имеет место равновесная ситуация, при которой фирмы получают нормальную прибыль, достаточную для того, что бы удержать их на рынке. Модель равновесия на рынке совершенной конкуренции представляется на рис. 29.

Рис 29 Краткосрочное (а) и долгосрочное (б) равновесие в модели совершенной конкуренции.

При построении модели предполагается, что кривая рыночного спроса, с которой сталкивается каждая из фирм на конкурентном рынке « » является совершенно эластичной (« » на рис 29). Кривая рыночного спроса для индивидуальной фирмы задается точкой пересечения кривой общего рыночного спроса « » и кривой общего краткосрочного предложения « » на конкурентном рынке. Горизонтальная проекция этой точки (« ») на рис 29 б) даст рыночную цену « », которая формирует кривую спроса « » для индивидуальной фирмы.

Поскольку общая выручка фирмы « » растет пропорционально увеличению объема выручки « », то средняя « », и предельная « », выручки от реализации блага равны и совпадают с ценой:

« »

Как и любая фирма, максимизирующая прибыль, в краткосрочном периоде, она будет производить объем благ, определяемый точкой пересечения её предельного дохода и предельных издержек: « » (т.E1 на рис. 29 а). Поскольку горизонтальная линия, то из равенства « » вытекает равенство:

« » (31)

В этой краткосрочной ситуации совершенно конкурентная фирма будет получать сверхприбыль (площадь « » на рис. 29а.).

Вследствие того, что действующие фирмы в краткосрочном периоде получают сверхприбыль, на рынок устремятся новые фирмы. Это приводит к сдвигу кривой совокупного предложения в долгосрочном периоде из положения « » в положение « » («т.В» на рис. 29б), где рыночная цена « » сравнивается с минимумом средних издержек « ». При этом объем выпуска благ всеми фирмами на рынке увеличивается « », а объем выпуска каждой фирмы уменьшится « » (см. рис 29), и экономическая прибыль каждой из фирм станет равной нулю.

Минимум функции средних затрат « » («т. » на рис. 29а) называется минимально эффективным масштабом производства (minimum efficient scale « »).

Дальнейшее применение правила « » при различных рыночных ценах и средних затратах (« ») приводит к выводу о том, что в краткосрочном периоде лишь отрезок кривой « », лежащий выше минимального значения средних переменных затрат (« »), является кривой предложения совершенно конкурентной фирмы.

Итак, эффективность конкурентных рынков состоит в том, что они распределяют ограниченные ресурсы так, что бы достичь максимального удовлетворения потребностей покупателей благ. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить блага с минимальными средними затратами и продавать их за цены, соответствующие этим затратам («Х» - эффективность).

4.2 Несовершенная конкуренция и модель монополии

Но в реальности существующие рынки не могут трактоваться как совершенно конкурентные по следующим причинам:

- наличия у рынков географических и политических границ;

- изменчивости потребительских предпочтений;

- ограниченности предлагаемых благ;

- неполноты информации о рынках;

- вмешательство государства,

Для функционирования рыночной экономики важнее утверждение принципов не совершенной, а эффективной конкуренции:

1) На рынке должно быть не менее пяти составимых по основным экономическим партнерам конкурентов, что исключает их сговор.

2) Ни один из конкурентов не должен занимать преобладающего положения, т.е. ни одна из фирм не должна иметь более 40% рыночной доли, а доля каждой из пяти фирм не должна быть менее 10%.

3) Должна быть обеспечена свобода входа фирм на рынок и ухода их с рынка.

При реализации этих условий достигается «конкурентный баланс», при котором ни один из соперников не может надолго захватывать контроль над рынком. Однако на практике часто имеет место ситуация, когда одна из фирм захватываетконтроль над рынком, подавляя конкурентов.

Такая ситуация называется монополией (греч. mono – один, poleo – продаю). Допущения в модели:

- отсутствие субститов;

- один продавец и множество покупателей;

- совершенная информация о параметрах рынка;

- наличие барьеров для входа на рынок.

К таким барьерам относят: исключительные права в виде патентов или полученные от правительства; собственность на редкие ресурсы; эффект масштаба производства.

Примером монополии является маленький город с одним крупным предприятием, одной коммунальной системой, одной теплоэлектростанцией.

Отличия монополии от совершенно конкурентного предприятия состоит в следующем:

1. Предложение монополии является рыночным (отраслевым), т.е. она не имеет кривой предложения. Поэтому при анализе монополии важно соотношение спроса и затрат, а не спроса и предложения.

2. Спрос на блага монополиста является рыночным, он эластичен по цене, т.е. кривая «D» имеет отрицательный наклон (рис. 30). Т.к. кривая спроса является нисходящей, то кривая предельного дохода в соответствии при « » располагается ниже кривой «D». В случае линейной кривой рыночного спроса, изображенной на рис. 30, угол наклона к оси «Q» у «MR» в два раза больше чем у «D».

3. Монополия влияет на цену, исходя из спроса на производимое благо. Она также, как и совершенно конкурентная фирма максимизирует прибыль при условии «MR=MC» («» на рис 30). Но затем она устанавливает цену « », исходя из спроса на продукцию («т.Е» на рис 28). При этом совокупная прибыль монополии будет равна: « » (заштрихованная площадь).

Рис. 30 Монополия, максимизирующая прибыль.

Ущерб, наносимый монополией обществу (неэффективность), оценивается по трем составляющим:

- уменьшение излишка потребителей до площади « »;

- снижение объема продаж по сравнению с совершенной конкуренцией (« »);

- чистые убытки от монопольной власти (площадь «AEG»).

Для оценки степени монопольной власти на рынке используется индекс Лернера:

« » (32)

В связи с трудностью расчета реальных предельных издержек их заменяют средними «AC», которые легко рассчитать, тогда:

« » (33)

Из формулы (32) видно, что для совершенно конкурентной фирмы (« ») индекс «LI=0», а при « » индекс Лернера положителен, т.е. фирма обладает монопольной властью.

Для увеличения прибыли монополия использует ценовую дискриминацию (лат. disriminatio – различие), продавая благо по разным ценам на разных рынках или в разных количествах. Совершенная ценовая дискриминация – это продажа каждой единицы блага по цене его спроса каждому покупателю. При этом монополия присваивает себе весь потребительский излишек (площадь « » на рис. 30). Ценовой дискриминацией 2-й степени называют различие цен в зависимости от объема покупок (оптовой цены).

4.3 Модель олигополии

Олигополия (греч. oligos – несколько) – это рыночная структура, в которой преобладает (« ») продавцов, реализующих более 50% всех благ на рынке.

Допущения в модели:

- малая численность фирм и большое количество покупателей;

- продукция либо дифференцирована, либо стандартизована;

- высокие барьеры для вхождения на рынок (отрасль);

- фирмы (отрасли) сознают свою взаимонезависимость, поэтому контроль за ценами ограничен.

Примером олигополии является оптовый рынок вещественных благ.

Возможны два типа поведения олигополистов: некооперативное и кооперативное. При некооперативном поведении каждый продавец самостоятельно определит цены и объемы продаж благ. Рассмотрим простейший случай – отрасль с двумя продавцами – дуополию, когда каждый дуополист производит половину продукции « » со средними издержками « » и продает её по цене « ». Обе фирмы считают, что снижение цен поможет им захватить весь рынок, и между ними начинается ценовая война. Снижение цен продолжается до уровня предельных издержек « », а т.к. средние издержки постоянны то: « ». В точке « » установится цена «P», как в условиях совершенной конкуренции (см. рис. 31).


Рис. 31 Война цен (дуополия)

От ценовой войны выигрывают потребители и проигрывают производители но, к сожалению, ценовые войны случаются очень редко. Чаще олиголисты договариваются и заключают соглашение, учитывающие их возможные действия.

Примером такого соглашения является модель лидерства в ценах, в которой лидер (leader) устанавливает монопольную цену « ». Лидирующая фирма оценивает, сколько продукции продадут при каждой возможной цене оставшиеся фирмы, и вычитает этот остаток (rest) « » из общего спроса на рынке « » (рис. 32) Таким образом она оценивает объем своего спроса на предлагаемое благо: « ». Затем,

Рис 32

она строит линию своего спроса « » (на рис. 30 « » получена из условия « », т.е. весь рыночный спрос при цене « » удовлетворяется остальными фирмами « »). Далее лидер (как монополист) рассчитывает предельный доход для этого спроса « » производит количество благ « », соответствующее точке «K», где « ». Остальные фирмы производят продукцию тоже по цене « ». В равновесии: « ».

Вторым примером кооперативного поведения олиголистов является картель (лат. charta – лист бумаги) – монополистическое соглашение между фирмами о регулировании для его участников объемов производства и сбыта (квот) с целью извлечения монопольной прибыли.

Основные разновидности карательных соглашений (сговор):

- ценовые картели;

- картели по квотированию производства;

- картельные соглашения по размещению производства;

- картельные соглашения по стандартизации;

- картельные соглашения по специализации;

- соглашения по затратам;

- соглашения по установлению скидок и льгот.

Пусть в отрасли (на рынке) действует «n» - о



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: