Дисциплина О.В.02 Компьютерные технологии в науке и образовании является дисциплиной вариативной части общенаучного цикла дисциплин ФГОС.
Содержание дисциплины служит основой для освоения дисциплин «Психология и педагогика», «Научно-исследовательская практика», для оформления результатов курсовых работ, курсовых проектов и выпускной квалификационной работы.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
(с распределением общего бюджета времени в часах)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.
Содержание (дидактика) дисциплины
КУРС | СЕМЕСТР | Номера разделов | Наименование разделов и дидактических единиц | ВСЕГО | АУДИТОРНЫЕ | Самостоятельная работа студентов | |||
ВСЕГО/ в том числе в интерактивной форме | Лекции | Аудиторный практикум (семинар) | Лабораторный практикум | ||||||
Раздел 1. Информационные технологии: понятие, история развития, основные виды информационных технологий. | 6/2 | ||||||||
Раздел 2.Информационные технологии в научно-исследовательской деятельности. | 8/2 | ||||||||
Раздел 3.Информационные технологии в педагогической деятельности. | 9/2 | ||||||||
Раздел 4.Информационно-коммуникационные технологии как новый этап развития информационных технологий. | 6/2 | ||||||||
Раздел 5.Проблемы и методы поиска информации в компьютерных сетях, релевантность информации, вопросы авторского права и правила цитирования. | 10/3 | ||||||||
Раздел 6.Использование информационно-коммуникационных технологий в научном и образовательном общении. Принципы сетевого этикета. | 6/4 | ||||||||
Раздел 7.Использование информационно-коммуникационных технологий в организации образовательного процесса. | 6/2 | ||||||||
ВСЕГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ | 51/17 |
Аудиторный практикум
|
№ п/п | Номер и наименование раздела дисциплины | Тема практического занятия | Объем, ауд. часов |
Раздел 1. Информационные технологии: понятие, история развития, основные виды информационных технологий. | 1.1 Различные подходы к определению понятия «информационные технологии». История развития информационных технологий в человеческом обществе. 1.2 Сущность понятий «информационная культура», «информационное общество». Развитие технологий обработки информации в современном обществе. 1.3 Связь понятий «ресурс», «процесс», «система», «технология». 1.4 Различные подходы к классификации информационных технологий. | ||
Раздел 2.Информационные технологии в научно-исследовательской деятельности. | 2.1 Компьютерная обработка результатов научных исследований. Программные средства визуализации результатов: текстовые процессоры, графические редакторы, программы подготовки презентаций. 2.2 Анализ и математическая обработка результатов научных исследований; использование электронных таблиц и математических пакетов. 2.3 Накопление и структурирование информации средствами систем управления базами данных (СУБД). | ||
Раздел 3.Информационные технологии в педагогической деятельности. | 3.1 Использование информационных технологий при разработке обучающих материалов в традиционных формах и методах обучения. 3.2 Электронные образовательные ресурсы (ЭОР): назначение, классификация, критерии выбора и принципы разработки. Особенности использования ЭОР в учебном процессе. | ||
Раздел 4.Информационно-коммуникационные технологии как новый этап развития информационных технологий. | 4.1 Понятие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Виды ИКТ. 4.2 История развития сети Internet как средства коммуникации. Основные возможности и сервисы Internet, проблемы сетевой коммуникации. | ||
Раздел 5.Проблемы и методы поиска информации в компьютерных сетях, релевантность информации, вопросы авторского права и правила цитирования. | 5.1 Понятие контента. 5.2 Сетевые ресурсы: распределенные базы данных, файловые сервера, сайты, порталы. 5.3 Основные средства и методы поиска информации в компьютерных сетях, принципы работы с поисковыми системами и службами каталогов. Правила оценки результатов поиска, релевантность информации и ее актуальность. 5.4 Правила цитирования сетевых источников. Проблемы авторского права при работе в сети. | ||
Раздел 6.Использование информационно-коммуникационных технологий в научном и образовательном общении. Принципы сетевого этикета. | 6.1 Развитие новых форм профессиональной коммуникации с появлением информационно-коммуникационных технологий: профессиональные теле- и видеоконференции, форумы, сообщества; использование образовательных и тематических порталов для обмена профессионально-значимой информацией. | ||
Раздел 7.Использование информационно-коммуникационных технологий в организации образовательного процесса. | 7.1 Новые методы и средства организации учебной и образовательной деятельности на базе ИКТ. 7.2 Образовательные порталы: структура, основные задачи, требования к организации. 7.3 Дистанционные образовательные технологии: правовые, технологические, психологические и методические аспекты использования. Принципы построения и поддержки сетевых электронных образовательных ресурсов различных типов. 7.4 Новые средства коммуникации в образовательном процессе. Системы управления обучением (LMS), принципы их создания и функционирования. | ||
Итого: |
Лабораторный практикум
|