КАТЕГОРИИ ПСИХОЛОГИИ
Ф.И. студента Борисова Татьяна 2\9
№ 1
Активность.
1. Активность - это поддержание или изменение жизненно значимых связей индивида с миром.
Источник активности человека |
Цель |
Мотив |
Деятельность |
Потребность |
2.Составьте логическую схему конспекта «Проблема активности в психологии».
Деятельность |
Потребность |
Мотив |
Средства |
Результат |
Цель |
Действия |
3. Внешняя и внутренняя характеристика активности
Индивидуальное Я |
В чьих интересах и ради чего проявляется активность? |
Мотив |
Я другого во мне |
Всеобщее Я |
Не Я |
Механизмы реализации активности. |
Процесс деятельности |
Знания |
Навыки |
Направление активности |
Потребности |
Цель |
необходимость в пище, воде, во сне, телесных контактах, чувстве безопасности, продолжении рода |
Цель деятельности есть предвосхищение ее результата, образ возможного как прообраз действительного |
№ 2
«Общение как психическое явление»
Общение - это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта
Стороны общения | ||
Коммуникативная (передача информации) | Интерактивная (взаимодействие) | Перцептивная (взаимовосприятие) |
Физиологическая характеристика –
Психологическая характеристика речи – различают два вида внутреннюю и внешнюю
Речь |
Внешняя Внутреняя
Механизм речи, этапы:
1 этап. Говорение — это порождение, отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию. При говорении мысль говорящего, облеченная в словесную форму, кодируется с помощью акустических (звуковых) комплексов, т.е. звучащих слов, словосочетаний, предложений. При этом соблюдаются законы фонетики языка, интонация, правила орфоэпии.
|
2 этап Слушание (аудирование) — это восприятие акустических речевых сигналов и их понимание
3 этап Письмо — это «зашифровка», кодирование речевых сигналов с помощью графических знаков (письма). Письменная речь оформляется по законам графики, орфографии, пунктуации данного языка.
Нарушения речи - При наиболее серьезных нарушениях речи страдает не только произношение звуков, но и умение различать звуки на слух, ограничен активный (используемый в речи) и пассивный (тот, который ребенок воспринимает на слух) словарь ребенка, возникают проблемы с построением предложений и фраз. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем могут привести к развитию у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и возможности.
Центр Брока - это двигательный центр речи, зона речедвигательных органов - моторики речи, ответственной за воспроизведение речи.
Центр Вернике - отвечающий за понимание речи, - слуховой центр речи (вторичное слуховое поле). Это крупная область в верхне-заднем участке височной доли, в задней части верхней височной извилины недалеко (сзади) от первичной слуховой коры. Он занимает заднюю треть верхней височной извилины и часть нижней теменной дольки.
|
Ролевые ожидания в процессах общения
Роль - описание ограниченного множества действий, выполняемых кем-то или чем-то в рамках определённого процесса
Ролевые конфликты - ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями.
Ролевые ожидания - Взаимодействие людей, исполняющих различные роли.
Такт - Умение вести себя в соответствии с принятым этикетом и этическими нормами.
Бестактность - Нарушение ролевых ожиданий воспринимаемыми людьми
Психологический контакт в педагогическом общении
(составить логическую схему)
Учитель |
Принятие чувств,желаний,переживаний |
Учащийся
Свобода выбора
Внутреннее состояние учащегося
Общение как понимание людьми друг друга
Перцептивный аспект – Связан с восприятием партнера, впечатлением от него
Механизмы восприятия человека человеком
1. Идентификация- это один из механизмов познания и понимая другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподобления для себя значимому другому. В реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Это механизм познания и понимания другого человека, Понятие идентификации по своему содержанию близко к понятию эмпатия.
2. эмпатия – это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопережевания. При эмпатии принимается внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходяиз стратегий своей линии поведения.
|
3.Рефлексия- это осознание индивидом того,как он воспринимается партнером по общению,т.е как будет партнер по общению понимать меня.
4.Аттракция- это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е некоторое качество отношения.
5. Стереотипизация –это восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений.
Обратная связь в общении
(составить логическую схему)
Канал коммуникации
Источник Адресат
Обратная связь
№ 3
Чувства.
1. Чувства в психологии – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам
Виды чувств |
Стенические |
Астенические |
По степени обобщенности |
Выделение чувств в соответствии с их объектами |
№ 4
Индивид и личность.
1. Человек как биологический индивид. Темперамент
1. Выделите основные группы индивидных свойств. Для каждой группы приведите примеры конкретных ситуаций, в которых эти свойства проявляются.
Индивидуальные свойства человека
Возрастно-половые свойства Индивидуально-типические свойства
1 возрастные стадии онтагинетической1 конституция индивида
эволюции индивида2 функциональная асиметрия индивида
2онтогинез полового диморфизма3 нейродинамические свойства мозга
2 Человек как личность
Тест «Направленность личности»
Цель: изучение направленности личности
Инструкция: опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому пункту необходимо выбрать один из вариантов: А, Б или В. В опросном листе обводи нужную букву.
Тестовый материал
1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:
а) одобрения моей работы
б) сознания того, что работа сделана хорошо
в) сознания того, что меня окружают друзья.
2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то хотел бы быть:
а) тренером, который разрабатывает тактику игры
б) известным игроком
в) выбранным капитаном команды
3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
а) проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход
б) вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете
в) создаёт в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказывать своё мнение
4. Мне нравится, когда люди:
а) радуются выполненной работе
б) с удовольствием работают в коллективе
в) стремятся выполнить свою работу лучше других
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья были:
а) отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности
б) верны и преданы мне
в) умными и интересными мне
6. Лучшими друзьями я считаю тех:
а) с кем складываются хорошие взаимоотношения
б) на кого всегда можно положиться
в) кто может много достичь в жизни
7. больше всего я не люблю, когда:
а) у меня что-то не получается
б) портятся отношения с товарищами
в) меня критикуют
8. По-моему, хуже всего, когда педагог:
а) не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними
б) вызывает дух соперничества в коллективе
в) недостаточно хорошо знает предмет, который преподаёт
9. В детстве мне больше всего нравилось:
а) проводить время с друзьями
б) ощущение выполненных дел
в) когда меня за что-нибудь хвалили
10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
а) добился успеха в жизни
б) по-настоящему увлечён своим делом
в) отличается дружелюбием и доброжелательностью
11. В первую очередь школа должна:
а) научить решать задачи, которые ставит жизнь
б) развить индивидуальные способности ученика
в) воспитать качества, помогающие взаимодействовать с людьми
12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его для:
а) общения с друзьями
б) отдыха и развлечений
в) своих любимых дел и самообразования
13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
а) работаю с людьми, которые мне симпатичны
б) у меня интересная работа
в) мои усилия хорошо вознаграждаются
14. Я люблю, когда:
а) другие люди ценят меня
б) испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы
в) приятно провожу время с друзьями
15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:
а) рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учёбой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать
б) написали о моей деятельности
в) обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю
16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:
а) имеет ко мне индивидуальный подход
б) сумеет вызвать у меня интерес к предмету
в) устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем
17. Для меня нет ничего хуже, чем:
а) оскорбление личного достоинства
б) неудача при выполнении важного дела
в) потеря друзей
18. В свободное время я охотно прочитал бы книги:
а) о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми
б) о жизни интересных и знаменитых людей
в) о последних достижениях науки и техники
19. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:
а) дирижёром
б) композитором
в) солистом
20. Мне бы хотелось:
а) придумать интересный конкурс
б) победить в конкурсе
в) организовать конкурс и руководить им
21. Для меня важнее всего знать:
а) что я хочу сделать
б) как достичь цели
в) как организовать людей для достижения цели
22. Человек должен стремиться к тому, чтобы:
а) другие были им довольны
б) прежде всего выполнить свою задачу
в) его не нужно было упрекать за выполненную работу
23. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:
а) в общении с друзьями
б) просматривая развлекательные фильмы
в) занимаясь своим любимым делом
Обработка данных: Отмечай свои ответы в «ключе», подсчитав количество совпадений по каждому показателю, узнаешь, какая у тебя направленность личности преобладает, и какая на 2 месте
Я | А | Б | А | В | Б | В | В | А | В | А | Б | Б | В | А | А | А | А | Б | В | Б | А | В | Б |
О | В | В | В | Б | А | А | Б | Б | А | В | В | А | А | В | В | В | В | А | А | В | В | А | А |
Д | Б | А | Б | А | В | Б | А | В | Б | Б | А | В | Б | Б | Б | Б | Б | В | Б | А | Б | Б | В |
Направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
Направленность на общение (О) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
Направленность на дело (Д) – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
13 – О, 7 – Д, 3 – Я
2. Из приведенных примеров выберите те, которые характеризует поведение человека как индивида и как личности. Обоснуйте ответы.
+а) У девочки наблюдается медлительность в моторике, в речи, в мышлении, в возникновении чувств. Она медленно и с трудом переключается с одного вида деятельности на другой.
б) Сотрудник рассказывает коллеге, как он распределяет рабочее время.
в) Учитель внес предложения, осуществление которых значительно повысило успеваемость в школе.
г) У студента К. прекрасная дикция и приятный голос.
д) Мальчик записался в шахматный клуб.
+е) Девушка отличается выразительной мимикой, резкими движениями и быстрой походкой.
3. Напишите перечень личностных свойств и распределите их по группам в соответствии с психологической структурой личности: психические процессы: познавательная сфера, эмоциональная сфера, волевая сфера; психические свойства: способности, характер; психические состояния: потребностно-мотивационная сфера; психические состояния: самосознание.
4. Саша – типичный представитель сангвинического темперамента. Какую из черт личности сформировать у него легче всего? Сила, устойчивость.
5. Оля – типичный представитель меланхолического темперамента. Какие черты личности могут сформироваться у нее? Нерешительность, застенцивость.
6. Виталий – ученик шестого класса, низкорослый и щупленький, слабо развит физически, внимание не отличается устойчивостью, поэтому невелики успехи в учебе. Какой из вариантов развития личности наиболее вероятен? Внимание не отличается устойчивостью, невелики успехи в учёбе.
7. Приведите примеры проявления такого личностного свойства как тревожность на различных возрастных этапах – в подростковом – учебная деятельность, зрелом – близкие, серьёзные отношения, застой и ненужность, старческом возрасте – принятие смерти и страх смерти.
8. Спрогнозируйте, какие личностные черты могут сформироваться у ребенка в различных социальных условиях при благоприятных и неблагоприятных воспитательных воздействиях
при благоприятных - трудолюбие, аккуратность, совесть, честь, забота о ближних, ответственность и пр. при неблагоприятных - карыстолюбие, небрежность, зависть, подлость, раздражительность, обман, агрессия, чувства вины, подавленность, скупость и пр.
9. Разработайте рекомендации по оптимизации неблагоприятных воспитательных воздействий на ребенка социальной среды.
1) коммуникативные игры 2)трененговые занятия по повышению самоотценке и творческого потенциала 3)групповые и индивидуальные консультации 4)совместные праздники 5) выступление перед педагогами и родителями
10. Составьте психологический портрет хорошо знакомого вам человека. Перечислите основные личностные черты, которыми он обладает. Напишите, как можно взаимодействовать с данным человеком, учитывая особенности его личности.
Мужской пол, 20 лет, получение первого высшего образования, не женат;
Рост 185, сангвиник, настойчивый, принципиальный, дисциплинированный.