Музыка 5 класс (26.02.2021)
Тема урока: Колокольность в музыке и изобразительном искусстве
Задание: Записать тему урока, сделать краткий конспект (Когда и где появился колокол, ФИ композитора, название произведения и краткие сведения о 3 и 4 частях, виды колокольных звонов)
Наш сегодняшний урок будет посвящён замечательному явлению – колокольному звону.
Колокольные звоны плывут над Россией,
Разгоняя все беды, над раздольем летят.
Колокольного звона не сыщешь красивей,
Об истории русской звоны те говорят.
А можем ли мы услышать колокольный звон в картине художника?
1 из 4
Когда же появились первые колокола?
Древнейшие предки колокола – бубенец и колокольчик – существовали у многих древних народов: египтян, евреев, скифов и др. Родиной колокола ученые считают Китай, откуда по Великому шелковому пути он смог прийти в Европу в IV веке.
Первое упоминание о колоколах на Руси встречается в X веке. На протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан: возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби. Колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать. Нигде в мире не было так много звонниц, как на Руси, они стали неотъемлемой частью любого православного храма.
На Руси отлив колоколов сначала заказывали западным мастерам, но в конце 15 века русские мастера сами овладели секретами создания колоколов. Да так быстро продвинулись в своем мастерстве, что превзошли своих западных коллег и по красоте, и по качеству звона колоколов. А еще на огромных российских просторах, где селения находились далеко друг от друга, именно колокольный звон был слышен на большом расстоянии, оповещая людей о каких-либо важных событиях. В народе по-особому и с любовью, и гордостью относились к колоколам.
|
Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола символизирующего соборность сознания русского человека, конечно, не могла не отразиться в музыкальных произведениях самых различных жанров.
Исключительное место занимает колокольность в творчестве С. Рахманинова.
Серге́й Васи́льевич Рахма́нинов (1873-1943) - русский композитор 19-20 века, пианист, дирижер.
В начале ХХ века Рахманинов Сергей Васильевич написал сюиту для двух фортепиано из 4 частей.
Сюита - музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединённых единством замысла.
В детстве он приезжал к бабушке в Новгород, и там ему запомнился печальный и унылый звон монастырского колокол. В своих воспоминаниях Сергей Васильевич писал: "Одно из самых дорогих воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, вызванивающимися колоколами Новгородского Софийского собора... Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты... У меня с ними всегда ассоциируется мысль о слезах". Именно эти воспоминания нашли отражение в 3 части сюиты-фантазии для двух фортепиано.
Сюита для двух фортепиано 3 часть "Слёзы» https://classic-online.ru/ru/production/2687https://classic-online.ru/ru/production/2687
Что вы услышали, что ощутили в этой музыке?
Композитор не прибегает к звукоизобразительным приемам для создания фонического эффекта колокольного звона, а претворяет подслушанную им грустную «песню колоколов» в самостоятельный музыкальный образ. Здесь особенно ярко и наглядно проявляется выразительное значение рахманиновской остинатности. Медленно, однообразно нисходящая мелодическая фигура из четырех звуков ассоциируется одновременно и с ровными, тяжелыми ударами большого колокола и с образом падающих и застывающих слез.
|
А вот как поэт Ф.Тютчев передаёт эти чувства в своём произведении, послушайте:
Слезы людские, о слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порой...
Льетесь безвестные, льетесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые, –
Льетесь, как льются струи дождевые
В осень глухую порою ночной.
А вы знаете, что колокола называют русским чудом? Колокольные звоны – это голос Руси, нашей Родины. А всегда ли одинаково они звучат?
Колокола звучат по-разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках.
Давайте послушаем, какие голоса бывают у колоколов. https://www.youtube.com/watch?v=955cJCN9gwY
Как звучал первый колокол? (это были мерные удары в один большой колокол)
Такое звучание называется благовест – это колокольный звон, которым верующие оповещаются о начале богослужения, это мерные удары в один большой колокол. Благовест - сам призыв в церковь является благой вестью.
https://www.youtube.com/watch?v=hFPrQHzp1d8
А как звучал второй пример? (празднично, радостно во все колокола с короткими перерывами)
Такое звучание называется трезвон – праздничный, радостный звон во все колокола с короткими перерывами. Совершается в праздничные дни, в торжественные моменты богослужения, а так же во время крестного хода.
|
https://z1.fm/song/12506465
Что вы почувствовали в звучании этого колокола? (тревогу, надвигающуюся беду)
Такой колокольный звон называется набат. В набатный колокол звонят во время пожаров, бедствий, звон в набат вы правильно отметили как тревожный, предупреждающий.
Где можно услышать колокольный звон? (в церкви)
Какой великий православный праздник мы скоро будем отмечать? (Пасху) Прослушайте Колокольный трезвон
https://www.youtube.com/watch?v=4op-F36LzCw
Что вы услышали в музыке трезвона? (радостный восторг, ликование.)
И, конечно же, колокольными перезвонами церквей, храмов и монастырей будут встречать православные христиане этот праздник. Многие из вас посещали церковь, были на праздничных богослужениях и слышали пасхальный трезвон.
А сейчас послушаем 4 часть из сюиты Рахманинова, которая называется "Светлый праздник" https://www.youtube.com/watch?v=mZzPc7k-78o
4 часть отличается эпической монументальностью. И здесь основой музыкального образа служит колокольный звон, но не тоскливо-однообразный, навевающий печальное раздумье, а торжественный, ликующий, гулко разносящий по земле благую весть. Суровая эпическая тема излагается в мощной аккордовой фактуре, напоминающей хоровое пение.
А вот эпиграф поэта Алексея Хомякова к 4 части сюиты:
И мощный звон промчался над землею,
И воздух весь, гудя, затрепетал.
Певучие, серебряные громы
Сказали весть святого торжества…
Давайте сопоставим 2 части сюиты-фантазии.
Чем обусловлен яркий образный контраст 3-й и 4-й частей сюиты?
Контрастными картинами русской жизни: ровный однообразный ритм, медленный темп, негромкие, приглушенные звуки, минорный лад в 3-й части сюиты «Слёзы» и настойчивые радостные повторы основной интонации, состоящей всего лишь из трех звуков, яркая динамика, быстрый темп создает впечатление зримой колокольности звучания в 4-й части «Светлый праздник».