Умение просклонять существительные в ед. ч. (умение употребить падежное окончание).




Инструкция: измени существительные по падежам.

Материал — существительные в ед. ч.

И. п. овца

Р. п. (нет) овцы

Д. п. (дам) овце

В. п. (вижу) овцу

Т. п. (играю с) овцой

П. п. (думаю об) овце.

Умение просклонять существительные во мн. ч.

Инструкция: измени существительные по падежам.

Материал — существительные во мн. ч.

И. п. овцы

Р. п. (нет) овец

Д. п. (дам) овцам

В. п. (вижу) овец

Т. п. (играю с) овцами

П. п. (думаю об) овцах

Следить за правильным употреблением предлогов и окон­чаний.

Инструкция: скажи, где находится карандаш?

Материал — карандаш и окружающие предметы.

Умение согласовывать прилагательное с существитель­ным в роде и числе и косвенных падежах (рис. 21—24)

Инструкция: назови предметы и их цвет.

Материал — предметные картинки разных цветов (бело­го, голубого, красного) и размеров: красный флаг, красное кресло, красная крыша, красные лыжи; белый халат, белая кастрюля, белое полотенце, белые голуби; голубой шар, голу­бое ведро, голубая шаль, голубые карандаши; большой стул, большая матрешка, большое ведро, большие ведра.

Умение согласовывать существительные с количествен­ными числительными

Инструкция: закончи предложение.

Материал — фразы:

Три шара, а пять шаров.

Три ложки, а пять....

Два медведя, а пять....

Четыре пуговицы, а десять....

Одна конфета, а шесть....

Один олень, а восемь....

Одна капля, а десять....

Один пень, а два....

Два уха, а шесть....

Одно ведро, а семь....

Инструкция: я начну считать, а ты продолжи считать до пяти (одно дерево, два дерева, три дерева, четыре дерева, пять деревьев).

Материал — слова: дерево, палец, стул, шея, матрешка, кресло, кит, песец, журавль, мышь, море, поле, ухо, стреко­за, одеяло, зеркало, елка, весло, утенок, кукушонок.

Умение согласовывать существительные и притяжатель­ные местоимения в роде и числе (рис. 25—27)

Инструкция: скажи, что это мой, моя, мое, мои.

Материал — картинки: сковорода, тарелка, вишня, шар; помидор, арбуз, кольцо, яйцо; мыло, шахматы, тетради, кофе.

• Умение употреблять глаголы ед. и мн. ч. настоящего вре­мени (рис. 28—30)

Инструкция: назови, что делают персонажи картинок.

Материал — картинки-действия:

Мальчик раскладывает ложки. — Мальчики (дети) раскла­дывают ложки.

Девочка пишет в тетради. — Девочки (дети) пишут в тет­ради.

Девочка читает книгу. — Девочки читают книгу.

Ребенок лепит снежную бабу. — Дети лепят снежную бабу.

Мальчик бежит в школу. — Дети бегут в школу.

• Умение употреблять глаголы прошедшего времени по родам (рис. 31—33)

Инструкция: назови действия, изображенные на картинках.

Девочка упала. Мальчик упал. Яблоко упало.

Чайник разбился. Крынка разбилась. Блюдце разбилось.

Стул сломался. Скамейка сломалась. Кресло сломалось.

Туча плыла. Плот плыл. Облако плыло.

Критерии оценки

Высокий уровень (5 баллов) — правильное выполнение за­дания без помощи логопеда.

Уровень выше среднего (4 балла) — правильное выполне­ние задания при незначительной помощи логопеда или само­стоятельное исправление неправильного ответа после повтор­ного предъявления (уточнения) задания.

Средний уровень (3 балла) — форма слова подобрана непра­вильно, т.е. не соответствует данному типу словоизменения.

Уровень ниже среднего (2 балла) — образование от данного слова другой его формы.

Низкий уровень (1 балл) — неправильное выполнение за­дания, отказ от ответа.

2. Словообразование

• Умение образовывать имена существительные при по­мощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением

(рис. 34—42)

Инструкция: назови предмет уменьшительно или ласка­тельно.

Материал — картинки:

-чнк -очк. -ечк -ерк
стакан — стаканчик стул — стульчик кувшин — кувшинчик миска — мисочка санки — саночки кольцо — колечко подушка — подушечка скамейка — скамеечка ведро — ведерко
-нчк -ик -оньк, -еньк
пуговица — пуговичка стол — столик дом — домик карандаш — карандашик мяч — мячик береза — березонька дочь — доченька нога — ноженька тетя — тетенька
-иц, -ец -ышк -ек
платье — платьице кресло — креслице масло — маслице письмо — письмецо солнце — солнышко перо — перышко крыло - крылышко пальто — пальтишко веник — веничек платок — платочек замок — замочек
 
машина — машинка кукла— куколка (беглая гласная) синица — синичка (чере­дование согласной) одеяло — одеяльце зеркало — зеркальце  

 

• Умение образовывать имена существительные со значе­нием очень маленький или очень большой (рис. 43—45)

Инструкция: образуй существительные со значением очень маленький или очень большой.

Материал — картинки (гномик, человек, великан):

голова — головка — головища; нос — носик — носище;

глаза — глазки — глазища; рот — ротик — ротище;

лоб — лобик — лбище; нога — ножка — ножища;

рука — ручка — ручища; топор — топорик — топорище;

сапог — сапожок — сапожище; кулак — кулачок — кула­чище.

• Умение образовывать названия детенышей животных (птиц) и употребление их во мн. ч. (рис. 46—48)

Инструкции: назови детеныша. Назови детенышей.

Материал — картинки: корова, теленок,телята; лошадь, жеребенок, жеребята;

 

свинья, поросенок, поросята;

овца, ягненок, ягнята;

волк, волчонок, волчата;

медведь, медвежонок, медвежата;

ворона, вороненок, воронята;

курица, цыпленок, цыплята;

индюк, индюшонок, индюшата;

верблюд, верблюжонок, верблюжата;

кролик, крольчонок, крольчата;

лев, львенок, львята;

грач, грачонок,грачата;

орел, орленок, орлята;

ястреб, ястребенок, ястребята;

журавль, журавленок, журавлята;

лебедь, лебеденок, лебедята;

голубь, голубенок, голубята;

сова,совенок,совята;

страус, страусенок, страусята;

тетерев, тетеревенок, тетеревята;

стриж, стрижонок, стрижата;

кукушка, кукушонок, кукушата;

галка, галчонок, галчата;

заяц, зайчонок, зайчата.

• Умение образовывать имена существительные, обозна­чающие сосуд, вместилище чего-нибудь

Инструкция: как назвать предмет (посуду), в котором хра­нится... (сахар)?

Материал — слова:

сахар — сахарница;

соус — соусник;

хлеб — хлебница;

вафля — вафельница;

сухарь — сухарница;

селедка — селедочница;

масло — масленка;

салат — салатница;

перец — перечница;

соль — солонка;

суп — супница;

пирожное — пирожница;

пепел — пепельница;

молоко — молочник;

мыло — мыльница;

табак — табакерка;

кофе — кофейник.

Умение образовывать названия профессий мужского и женского рода

Инструкция: ответь на вопрос (назови профессию).

Материал — вопросы.

Образование профессий мужского рода:

Кто едет на велосипеде?

Кто едет на мотоцикле?

Кто играет на гитаре?

Кто играет в хоккей?

Кто играет в футбол?

Кто катается на фигурных коньках?

Кто играет на пианино?

Кто играет на саксофоне?

Кто играет на скрипке?

Кто играет на баяне?

Кто чинит часы?

Кто чистит обувь?

Кто вставляет стекла?

Кто кладет печь?

Кто удит рыбу?

Кто водит машину?

Кто продает продукты?

Кто летает на самолете?

Кто варит?

Кто фотографирует?

Кто точит ножи?

Кто шьет сапоги?

Кто убирает двор?

Кто катается на лыжах?

Кто проверяет билеты?

Кто проектирует дома?

Кто лепит скульптуру?

Кто дирижирует оркестром?

Кто издает книги?

Кто спасает людей?

Кто кладет паркет?

Кто печет хлеб?

Кто продает лекарства?

Образование профессий женского рода с использованием того же лексического материала.

Умение образовывать сложные слова

Инструкция: ответь на вопросы.

Материал — вопросы:

Чем рубят мясо?

Кто разводит пчел?

Чем мелят кофе?

Кто варит сталь?

Что колет лед?

Кто рубит лес?

Кто разводит цветы?

Что сосет пыль?

Что ходит на пару?

Что возит пар?

В чем варят кофе?

Умение образовывать существительные от прилагатель­ных со значением отвлеченного понятия

Инструкция: образуй от прилагательного существительное.

Например: грубый — грубость.

Материал — слова:

сырой — сырость;

смелый — смелость;

храбрый — храбрость;

сухой — сухость;

глупый — глупость;

радостный — радость;

хитрая — хитрость;

жадный — жадность;

молодой — молодость;

гордый — гордость;

пытливый — пытливость;

злой — злость;

трусливый — трусость (трусливость).

Уменне образовывать существительные от глаголов

Инструкция: образуй от глагола существительное.

Напри­мер: выехать — выезд.

Материал — слова:

вылететь — вылет;

прополоть — прополка;

переезжать (переехать) — переезд;

посадить — посадка;

пересказать — пересказ;

засолить — засолка;

расчесать — расческа;

поливать — поливка;

переговорить — переговоры.

• Умение образовывать существительные при помощи не­продуктивных суффиксов

Инструкция: образуй имена существительные со значени­ем.... Если дети не справляются с заданием, то образуй имена существительные при помощи....

Суффикса -ин- (представитель народа):

Армения — армянин;

Грузия — грузин;

Мордовия — мордвин;

Болгария — болгарин;

Осетия — осетин.

Суффикса -ин- (материал):

ваниль — ванилин;

кофе — кофеин;

сахар — сахарин;

грипп — антигриппин.

Суффикса -арий- (помещение для хранения или содержа­ния):

дельфин — дельфинарий;

роза — розарий;

планета — планетарий.

Суффикса -ежк- (процесс действия):

бомбить — бомбежка;

делить — дележка;

долбить — долбежка;

зубрить — зубрежка;

кормить — кормежка.

Суффикса -анк- (-янк-) (представительница народа, мест­ности):

Америка — американка;

Волга — волжанка;

горы — горянка;

Греция — гречанка;

Индия — индианка;

Китай — китаянка;

Корея — кореянка;

Тула — тулянка.

Суффикса -изн- (отвлеченное значение):

крутой — крутизна;

голубой — голубизна;

желтый — желтизна;

левый — левизна;

новый — новизна;

белый — белизна.

Умение образовывать качественные прилагательные

Инструкция: ответь на вопросы. Какой предмет?

Материал — вопросы:

Как называют человека за жадность?

Какой день, если на улице мороз?

Какой день, если на улице солнце?

Какой день, если на улице холодно?

Как называют человека за трусость?

Как называют человека за болтовню?

Какой на вкус: сахар, соль, горчица, перец, лекарства, кон­фета, лимон, брусника, клюква, земляника, лук.

Какой цвет у: лимона, клубники, малины, вишни, сливы, черники, голубики, сирени, лилии, розы, рубина, бирюзы, золота, серебра.

Умение образовывать относительные прилагательные

Инструкция: предмет сделан из... (меха). Какой он?

Материал — слова:

предмет из металла, резины, стекла, снега, земли, дерева, бумаги, кирпичей;

каша из риса, манки, гречки, пшена, овса кукурузы; сок из вишни, крыжовника, сливы, малины, черники, смо­родины.

Инструкция: образуй имена прилагательные от существи­тельных.

Материал — фразы:

дом из камня —..., блоков —..., соломы — дерева —..., кирпича —..., бревен — досок —..., панелей —...;

шляпа из соломы, кашемира, бумаги, фетра;

платье из шелка, хлопка, трикотажа, ситца, вельвета, бар­хата, фланели;

шарф из шерсти, пуха, мохера;

кольцо из золота, меди, железа, серебра, пластмассы, пла­тины;

ложка из олова, металла; сумка из кожи, замши;

посуда из фарфора, глины, фаянса, стекла, хрусталя, ке­рамики, бронзы;

коробка из картона.

Умение образовывать притяжательные прилагательные

Инструкция: чья это голова? Чей это хвост? Чье это жилище?

Материал — картинки[3]:

головы: медведя, орла, барана, овцы, лисы, собаки, петуха, курицы, зайца, лошади, голубя, белки, тигра, оленя, гуся, утки, галки, вороны, кота, рыси; хвостов: этих же животных;

жилищ: дупло (белки), гнездо (птицы), логово (волка), бер­лога (медведя).

Инструкция: измени словосочетание так, чтобы второе суще­ствительное стало прилагательным. Например: коровье молоко.

Материал — словосочетания: молоко коровы, рога быка, чешуя рыбы, нора барсука, шкура козы, конура собаки, шерсть овцы, нора лисы, очки бабушки, яйцо утки.

Умение образовывать простую сравнительную степень прилагательных

Инструкции: сравни предметы. Закончи предложение.

Материал — фразы:

эта лента длинная, а другая —... (длиннее)-,

это яблоко красное, а другое —

этот ремень широкий, а другой —...;

этот карандаш тонкий, а другой —...;

эта краска темная, а другая —...;

эта лента короткая, а другая —...;

этот дом высокий, а другой —...;

это полотенце широкое, а другое —....

Умение образовывать глаголы с направлением движения

Инструкция: что делает... (предмет)?

Материал — парные картинки-действия:

мальчик входит в дом — мальчик выходит из дома;

ребенок наливает в стакан воду — ребенок выливает из стакана воду;

кот зашел за дом — кот вышел из-за дома;

мячик закатился под диван — мячик выкатился из-под дивана;

мама открывает дверь — мама закрывает дверь;

самолет садится — самолет взлетает.

Умение образовывать приставочные глаголы противо­положного значения

Инструкция: скажи антоним.

Материал — слова: выиграл — проиграл, заснул — про­снулся, выйти — войти, одеть — раздеть, отступать — на­ступать, отъезжать — приезжать, приходить — уходить, улететь — прилететь, уходить — приходить, приклеить — отклеить, привязать — отвязать, пригнуть — отогнуть, сги­бать — разгибать, собирать — разбирать, входить — выхо­дить, разоружить — вооружить.

Умение образовывать глаголы со значением начала дей­ствия

Инструкция: скажи, что начал делать предмет?

Материал — глаголы: бежал — побежал, плясал — запля­сал, пел — запел, цвел — зацвел, шел — пошел, лил — по­лил, кричал — закричал.

Умение образовывать глаголы со значением непродол­жительного действия или доведения действия до конечного результата

Инструкция: что делал предмет недолго. Например: кор­мил — покормил.

Материал — глаголы: смотреть — посмотреть, играть — поиграть, лежать — полежать, спать — поспать, лить — по­лить, кусать — покусать, мыть — помыть, пить — попить, говорить — поговорить.

Умение образовывать глаголы со значением приближе­ния к чему-либо или удаления от чего-либо

Инструкция: скажи, что делает предмет, когда приближа­ется и когда удаляется. Например: бежать — подбежать — отбежать.

Материал — глаголы: идти — подойти — отойти;

ползти — подползти — отползти;

ехать — подъехать — отъехать; /

клеить — подклеить — отклеить;

плыть — подплыть — отплыть;

гнуть — подогнуть — отогнуть;

цеплять — подцеплять — отцеплять;

толкнуть — подтолкнуть — оттолкнуть;

двигать — пододвигать — отодвигать.

Умение образовывать глаголы со значением распрост­ранения вокруг

Инструкция: образуй глагол со значением направленнос­ти действия вокруг чего-либо.

Материал — глаголы: клеить — оклеить, лететь — обле­теть, просить — опросить, копать — окопать, ехать — объ­ехать, смотреть — осмотреть, вязать — обвязать, жарить — обжарить, идти — обойти, расти — обрасти, городить — ого­родить, зеленеть — озеленить.

Умение образовывать глаголы со значением направлен­ности действия через что-либо

Инструкция: образуй глагол-движение через что-либо, пе­ресечение чего-либо.

Материал — глаголы: бросить — перебросить, идти — перейти, плыть — переплыть, прыгнуть — перепрыгнуть, менять — переменить, шагнуть — перешагнуть, зимовать — перезимовать, класть — переложить, скакать — перескочить.

Умение образовывать глаголы с приставками различ­ных значений

Инструкция: скажи, что делает предмет?

Материал — картинки-действия с одним и тем же пред­метом:

мальчик переходит улицу; мальчик идет возле дома; мальчик обходит дом; мальчик отходит от дома; мальчик подходит к дому; мальчик входит в дом; мальчик выходит из дома; мальчик заходит за угол; мальчик выливает воду; мальчик поливает цветы; мальчик наливает воду; мальчик переливает воду;

девочка прыгает на площадке; девочка упала;

девочку перепрыгивает через ручей;

машина едет между домами;

машина подъезжает к гаражу;

машина выезжает из гаража;

мама пришивает пуговицу;

мама подшивает подол;

мама вышивает узор;

мама зашивает носок;

мама шьет рубашку.

Умение образовывать глаголы совершенного и несовер­шенного вида

Инструкция: кто, что делает? Кто, что сделал?

Материал — парные картинки-действия:

мальчик лепит зайца — мальчик слепил зайца;

девочка ставит чайник — девочка поставила чайник;

девочка пьет чай — девочка выпила чай;

мальчик чинит тачку — мальчик починил тачку;

девочка рисует бабочку — девочка нарисовала бабочку;

мальчик строит башню из кубиков — мальчик построил башню из кубиков;

птица вьет гнездо — птица свила гнездо;

цыпленок вылупливается (вылупляется) — цыпленок вы­лупился;

дети лепили снеговика — дети слепили снеговика.

Умение образовывать возвратные глаголы

Инструкция: скажи, что делает?

Материал — парные картинки-действия:

девочка причесывает куклу — девочка причесывается;

мальчик обувает брата — мальчик обувается;

девочка одевает игрушки — девочка одевается;

девочка моет куклу — девочка моется;

девочка качает куклу — девочка качается;

мальчик прячет мишку — мальчик прячется.

Умение образовывать глаголы от существительных

Инструкция: образуй от существительного глагол.

Материал — существительные: синева —синеть, расчес­ка — расчесывать, пеленка — пеленать, чистка — чистить, разговор — разговаривать, болтовня — болтать, горе — горе­вать, просмотр — просматривать, слух — слушать, бег — бе­гать, сон — спать, краска — красить, белила — белить, про­полка — прополоть, белизна — белеть.

• Умение образовывать глаголы от прилагательных

Инструкция: образуй от прилагательного глагол.

Материал — прилагательные:

шитый — шить, колотый — колоть, молодой — молодеть, белый — белеть, гнутый — гнуть, желтый — желтеть, знакомый — знакомить, ученый — учить, одетый — одевать, родной — родниться, гордый — гордиться, крикливый — кричать, заметный — замечать, мерный — ме­рить, мирный — мирить, видный — видеть, обидный — оби­жать, редкий — проредить, догадливый — догадываться, бор­цовский — бороться.

• Верификация словосочетаний

Инструкция: найди ошибку (скажи правильно).

Материал — словосочетания с правильным и неправиль­ным употреблением приставок в глаголах: подлетела к кор­мушке, набежать в комнату, вколоть орех, нализал сметаны, переделал задание, выпил сок, перевидел все передачи, пови- деть по телевизору, вошел из автобуса, вскочить с постели, свидеть медвежат, налезть на гору, забираться под корзину, навязать повязку, подзвенел колокольчик.

Критерии оценки

Высокий уровень (5 баллов) — правильное, самостоятель­ное выполнение задания.

Уровень выше среднего (4 балла) — правильное выполнение задания с помощью логопеда или самостоятельное исправле­ние неправильного ответа после уточнения задания.

Средний уровень (3 балла) — преобразование заданного слова в неологизм или преобразование слова в другое слово, не соот­ветствующее данному словообразовательному типу.

Уровень ниже среднего (2 балла) — образование от данного слова другой его формы, образование несуществующего слова.

Низкий уровень (1 балл) — неправильное выполнение за­дания, простое повторение заданного слова или отказ от вы­полнения заданий.

3. Усвоение грамматического значения слова и его связи с формальными признаками слов

• Определение рода существительного по конечной части слова

Инструкция: определи, какого рода слова.

Материал — карточки со словами, в которых пропущены первые буквы:...ма,...ко,...пог,...кон,...це,...на,...то,...ля,...лет.

Возможные варианты: мама, панама, лама; балкон, бекон; корыто, болото; золото, долото; молоко, облако, яблоко; поло­тенце, блюдце; цапля, земля, сабля; сапог; стена, спина, ка­лина; браслет, билет.

• Понимание грамматического значения суффиксов (по методике Д.Н. Богоявленского)

Инструкция: объясни значение малознакомых слов.

Материал — задания:

В волшебной стране живут сказочный зверь лар и его се­мья. Кто такой ларище? Какая между ними разница? Кто больше: лар или ларище? А кто такой ларенок? Какая между ними разница? Кто больше?

Кашемир — это материал. Кашемирщик — это кто или что? Что он делает?

Лафит — это сладкое вино. А что такое лафитница?

• Выявление уровня развития речи, продуктивности ассо­циаций (методика Эббингаузера)

Инструкция: вставь пропущенные слова.

Материал — текст:

Над городом низко повисли снеговые.... Вечером началась.... Снег повалил большими.... Холодный ветер выл как дикий.... На конце пустынной и глухой... вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и с... пробиралась по.... Она была худа и бедно.... Она продвигалась медленно вперед, валенки свали­лись с ног и... ей идти. На ней было плохое... с узкими рука­вами, а на плечах.... Вдруг девочка... и, наклонившись, нача­ла что-то... у себя под ногами. Наконец она стала на... и свои­ми посиневшими от... ручонками стала... по снегу.

Критерии оценки

Высокий уровень (5 баллов) — правильное, самостоятель­ное выполнение задания, без дополнительных разъяснений исполняет предложенную экспериментальную программу.

Уровень выше среднего (4 балла) — правильное выполнение задания с помощью экспериментатора или самостоятельное исправление неправильного ответа после уточнения задания.

Средний уровень (3 балла) — ребенок в состоянии выпол­нить задание после нескольких попыток, подсказок и наво­дящих вопросов логопеда.

Уровень ниже среднего (2 балла) — ребенок допускает боль­шое количество ошибок после развернутой помощи логопеда.

Низкий уровень (1 балл) — неправильное выполнение за­дания, задание недоступно даже после развернутой помощи логопеда, отказ от выполнения заданий.

Понимание и воспроизведение теиста

• Пересказ текста

Класс

Пичугин мост

Короткая дорога в школу шла через речку Быстринку. Реч­ка текла в крутых бережках. Ребятам было трудно перепры­гивать речку. Сема Пичугин задумал построить мост. У реки росла толстая ветла. Два дня мальчик рубил дерево. Наконец ветла рухнула и легла через речку. Сема стал обрубать ветки у ветлы. Дед помог сделать мальчику перильца из жердей. Хороший получился мостишко. Стали его называть Семиной фамилией.

(По Е. Пермяку.)

4 класс

Хлеб спасен

Путник уронил в пустыне крошку хлеба. Он остановил караван и стал ее искать. Хлеб топтать нельзя. Да разве най­дешь его в песке? Дело было к ночи. Путник пометил место и воткнул свой посох. С рассветом вернулся, чтобы найти свой хлеб. Его посох стал золотым. Такова легенда о хлебе, об отно­шении к нему.

А вот и быль. Отправляли зерно беднякам в аул. Враги узнали об этом и напали на обоз. Охрана мужественно всту­пила в бой. Командир приказал одному из бойцов доставить зерно по назначению. Оставшиеся солдаты вместе с команди­ром приняли удар врага.

Работа с деформированным текстом

Инструкция: составь предложения из слов.

Материал — слова:

незабудки, там, крупные, росли;

хороший, на, выдался, редкость, день;

берег, переехали, мы, другой, на, реки;

за, отправились, город, мы;

дал, старый, нам, дед, лодку;

спустились, Алла, в, Римма, овраг, и;

забрались, душистый, сена, ребята, на, стог.

 

Инструкция: из полученных предложений составь рассказ, озаглавь его.

Материал — предложения (см. предыдущее задание).

Инструкция: составь рассказ, используя данные слова.

Материал — слова к рассказам (Е.Ф, Pay, В.И. Рожде­ственская, 1980).

3 класс

Снежная королева

Света, билет, спектакль «Снежная королева», бинокль, окон­чание, аплодисменты, сильное впечатление.

Москва

Красивейший город, старинный Кремль, замечательное метро, троллейбусы, кино, театры, музеи, выставки, высот­ные дома.

4 класс

Гроза

Вечер, ветер, ураган, облака, ливень, гром, молния, град, роща, деревья, поломка, дома, треск, удар.

Экскурсия по реке

Пристань, пароход, школьники, посадка, суматоха, смех, каюты, палуба, осмотр, берега, рассказы, экскурсовод, исто­рия края, отдых, через сутки, возвращение.

Рассказ по картинке и серии сюжетных картинок

Инструкция: составь рассказ.

Материал — сюжетная картинка (диагностический мате­риал Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, 1999); серия сюжетных кар­тинок «Кошка, собака и заводная мышь», «Обезьяна, мышь и клубника» (Н. Радлов, 1989); «Лентяй», «Жадина» (И.В. Ба­ранникова, Л.А. Варковицкая, 1974). Критерии оценки

Высокий уровень (5 баллов) — правильное, самостоятель­ное выполнение задания без дополнительных разъяснений, задание выполняет в полном объеме, демонстрируя хорошее владение техникой пересказа и составлением рассказов.

Уровень выше среднего (4 балла) — правильное выполне­ние задания при пересказе и составлении рассказа с исполь­зованием незначительной помощи логопеда.

Средний уровень (3 балла) — ребенок в состоянии выпол­нить задание (пересказать и составить рассказ) после несколь­ких попыток, подсказок и наводящих вопросов логопеда. Рас­сказ приравнивается к ответам на вопросы по тексту или кар­тинке.

Уровень ниже среднего (2 балла) — ребенок допускает боль­шое количество логических ошибок, в процессе пересказа или рассказа теряет канву рассказа, цепь последовательности со­бытий.

Низкий уровень (1 балл) — задание недоступно даже после развернутой помощи экспериментатора, отказ от выполнения заданий. Ребенок не смог уловить главную логическую нить пересказа, воспроизводит разрозненные эпизоды в пересказе или рассказе.


Обследование сенсорно- перцептивного уровня речи

Воспроизведение слогов с меняющимся ударением

Инструкция: прослушай ряды слогов, запомни ударный и повтори слоги с таким же ударением.

Материал — ряды слогов:

за — зя, мя — да, бя — па, ва — сю;

дё — до, ро — сё, вы — фи, гё — сы;

лы — ли; гю — лу, зё — со, ту — мя;

фя — фа — фа, фа — фя — фа, фа — фа — фя;

га — дя — са, гя — да — са, га — да — ся;

рю — ву — ку, ру — вю — ку, ру — ву — кю;

шю — ла — гы, шу — ля — гы, шу — ла — ги;

мо — фа — ри, мё — фа — ры, мо — фя — ры.

 

Фонематическое восприятие (дифференциация фонем)

Определить способность дифференцировать звуки по би­нарным оппозициям: глухости — звонкости, мягкости — твер­дости; свистящие — шипящие, среди сонорных.

Инструкция: прочитай надписи, подходят ли эти слова к картинкам.

Материал — картинки слов-паронимов и подписи под ними (по принципу домино).

По твердости — мягкости: галка — галька; хорь — хор; оси — осы; мышка — мишка; банка — банька; тапки — тяпки; дымка — Димка; вол — вел; пальцы — пяльцы; при­бывают — прибивают.

По глухости — звонкости: бочка — почка; тачка — дач­ка; горка — корка; сова — софа; коза — коса; Луша — лужа.

Свистящие — шипящие: крыша — крыса; розы — рожи; сом — том; свет — цвет; тапки — цапки; кочка — кошка; чаша — чаща; цель — щель; челка — щелка.

Сонорные: ложки — рожки; йод — лед; майка — марка; Марина — малина.

 

Ударение в слогах

• Исследование умения находить ударные и безударные в слогах

Инструкция: прослушай слоги, определи ударный. Назо­ви в слоге гласный звук.

Материал — ряды слогов:

ба — пе, ап — он — тя, лы — пе — рю — ко, клы — ту — ню — ман.

Ударение в словах

• Обследование умения определять ударный слог в словах

Инструкция: раздели слова на слоги, найди ударный.

Материал — слова:

рассказ, поздравления, контролировать, превосходный, не­проницаемый.

• Обследование умения определить ударный гласный звук в словах

Инструкция: прослушай слово и назови ударный звук.

Материал — слова:

вооружение, уклонение, стоянка, прилипший, расстраи­ваться, кораблекрушение.

Критерии оценки

Высокий уровень (5 баллов) — правильное, самостоятель­ное выполнение задания без дополнительных разъяснений.

Уровень выше среднего (4 балла) — после выяснения лек­сического значения слова ребенок смог определить ударный гласный звук в слове.

Средний уровень (3 балла) — ударения поставлены неверно в 1—2 словах, в результате гласный звук назван неправильно.

Уровень ниже среднего (2 балла) — ударный гласный звук найден правильно в 1—2 словах.

Низкий уровень (1 балл) — во всех словах допущены ошиб­ки при постановке ударения.

 

Обследование языкового анализа, синтеза, представлений

Анализ состава предложения и синтез слов в предложение

Инструкции: определи количество слов в предложении. Определи последовательность слов в предложении (Какое сло­во 1, 2, 3 и т.д.).

Материал — предложения:

На вершинах сосен играет золотистый солнечный свет. Убегает мышь по сухим листьям. Алеет край неба.

Прямо из потемок и речной тишины мы постепенно вплы­вали в заколдованное царство.

Инструкция: составь из слов предложения.

Материал — слова:

на, горшочки, стебельках, висят, зеленых, белые (ландыши);

птицы, весной, из, перелетных, стран, долгожданной, при­летают, южных.

 

Слоговой анализ и синтез

Определение количества слогов в слове

Инструкция: определи количество слогов в слове. Материал — слова:

гребешок, золотистый, просыпаются, предзнаменование, головокружение.

Исследование умения делить слово на слоги с учетом правила переноса

Инструкция: раздели слова разными способами для переноса. Материал — слова:

алеет, подставка, ярко, сверчки, атлет.

Синтез слогов в слово и в предложение

Инструкция: произнеси слитно слова и предложения, ко­торые я произнесла по слогам.

Материал — слова и предложения:

ско-во-ро-да, за-мо-ро-жен-ный, длин-но-ше-е-е;

О-сень-ю лас-точ-ки у-ле-та-ют на юг.

На де-ревь-ях рас-пус-ти-лись поч-ки.

Про-дрог-ши-е сту-ден-ты при-бли-жа-лись к па-ла-точ-но- му го-род-ку.

Фонематический анализ

• Выделение звука из слова

Инструкция: подними руку, если услышишь звук [ч]. Материал — слова:

телефон, учитель, тачка, постель, пощечина, существенно, кощунство, постучать, паутина.

• Выделение первого звука в слове Инструкция: назови первый звук в слове. Материал — слова:

Айболит, одежда, огород, умение, штора, клад, стол, чеш­ки, пряник, двор.

• Выделение последнего звука в слове

Инструкция: назови последний звук в слове. Материал — слова:

кран, баскетбол, картина, шорох, ступор, стакан.

• Определение места звука (начало, середина, конец) в слове

Инструкция: где слышится звук [р], [щ]? Материал — слова:

[р] — роза, торт, помидор, рот, корона, порт, сор, сорт; [щ] — чаща, щечка, щучка, ящик, щепочка, часовщик, прыщ.

• Количественный анализ звуков в слове

Инструкция: определи, сколько звуков в слове.

Материал — слова:

сковорода, диктант, бутерброд, моя.

• Позиционный анализ звуков в слове

Инструкция: каким по счету стоит звук [ц] в словах?

Материал — слова:

овца, скворец, чернильница, цыпленок, учительница.

Фонематический синтез

Инструкция: произнеси слово слитно.

Материал — звуки:

[к], [р], [а], [н];

[с], [и], [т], [о];

[р] [у] [с] [с] [к] [и] [й]

[к] [р] [ы] [ш] [а]

[а] [и] [с] [т]

 

Фонематические представления

Обследуются умения осуществлять фонематический ана­лиз слов в умственном плане, на основе представлений.

Инструкции: назови слова, в которых встречается звук [л]. Назови слова, в которых 5 звуков.

 

Определение характера звука в словах

• Обследование умения дифференцировать гласные и со­гласные звуки в словах

Инструкция: назови сначала все гласные, затем согласные в словах.

Материал — слова:

забияка, улыбка, переключатель, горница, селедочница.

• Определение согласных звуков по признаку звонкости — глухости

Инструкция: определи глухой или звонкий звук.

Материал — звуки:

[л, р, п, б, с, ф, л, К, Д, Г, 3, Ж, М, Н, т, X, ч, ш ].

Логопед произносит попеременно глухие и звонкие звуки.

• Обследование знаний о способах обозначения мягкости на письме

Инструкции: вспомни, как можно обозначить мягкость на письме. Назови слова, в которых согласные всегда мягкие или твердые.

Критерии оценки

Высокий уровень (5 баллов) — правильное, самостоятель­ное выполнение задания без дополнительных разъяснений, задание выполняет в полном объеме.

Уровень выше среднего (4 балла) — правильное выполне­ние задания с использованием незначительной помощи лого­педа, единичные ошибки.

Средний уровень (3 балла) — ребенок в состоянии выпол­нить задание после нескольких попыток, подсказок и наво­дящих вопросов логопеда.

Уровень ниже среднего (2 балла) — ребенок допускает большое количество ошибок после развернутой помощи логопеда.

Низкий уровень (1 балл) — задание недоступно даже после развернутой помощи экспериментатора, отказ от выполнения заданий.

 

Обследование процессов чтения и письма

Чтение

Материал

• Слова сложной слоговой структуры: макулатура, аквари­ум, термометр, кораблекрушение, половодье, дирижабль, регу­лировщик, соковыжималка, чистильщик, кремлевские звезды.

• Предложения, состоящие из слов сложной слоговой струк­туры:

На перекрестке строители выстроили четырнадцатиэтаж­ный дом.

Преподаватель по физкультуре перепроверил у учащихся физкультурную форму.

Пограничники задержали подозрительного человека.

В комоде в стопку лежало пятнадцать пододеяльников и четырнадцать скатертей.

Регулировщик регулировал на перекрестке.

• Тексты, состоящие из слов сложной слоговой структуры 3 класс

Аистята

Один год мы прожили в небольшой станице, среди сплош­ных вишневых садов.

Неподалеку от нашего дома росло старое дерево. И вот од­нажды ранней весной на него прилетел и уселся аист. Он долго что-то осматривал.

А на следующее утро мы увидели, что на дереве хлопотали уже два аиста. Они устраивали гнездо.

Скоро гнездо было готово. Аистиха снесла туда яйца и стала насиживать. А аист то улетал за кормом на болото, то стоял около гнезда на суке, поджав под себя одну ногу. Так, на одной ноге, он мог простоять очень долго, даже мог немного вздремнуть.

Когда в гнезде вывелись аистята, для старых аистов начались большие хлопоты. Птенцы были очень прожорливы. Они целый день требовали еды, а аисты-родители по очереди с утра до вече­ра таскали им из болота лягушек, рыбешек, ужей. (129 слов.)

(Г. Скребицкий.)

Черепаха

Один раз я пошел с Мильтоном на охоту. Подле леса он начал искать, поднял уши и стал принюхиваться. Я пригото­вил ружье и пошел за ним. Я думал, что он ищет <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: