1. Значение языкового выражения. Многообразие отношений между языковым выражением и внеязыковой реальностью. Проблема соотношения между разными языками (онтологическая и лингвистическая относительность).
2. Язык и схемы структурирования человеческого опыта. Повествовательная форма и нарративное производство (Р. Харре).
3. Сознание. Генезис сознания, роль языка и социокультурных факторов в его развитии.
4. Психика, мышление, сознание. Чувственные и интеллектуальные компоненты сознания.
5. Восприятие и репрезентация. Присутствие, презентация и репрезентация.
6. Восприятие как данность и как деятельность. Восприятие и проблема очевидности.
7. Информационная деятельность мозга и отражательно-регулятивные системы, их онтогенез и филогенез.
8. Коммуникативные аспекты отражения и обмена информацией в природе и обществе. Естественные и искусственные языки, вербальные и невербальные средства обмена информацией.
9. Отражение действительности. Оптическая метафора, ее влияние на классическую онтологию и теорию познанию.
10. Переосмысление метафоры зеркальности в современной философии (Р. Рорти). Отражение и конструирование действительности.
11. Активность субъекта в процессе познания. Когнитивный подход и конструктивистская парадигма в современной философии, науках о человеке и обществе.
12. Сознание и бессознательное. Бессознательное и неосознаваемое. Философские аспекты психоанализа.
13. Сознание и самосознание. Диалогическая природа сознания (М. Бахтин, У. Джемс, М. Бубер). «Я» и «другой».
14. Сознание и интенциональность. Теория интенционального сознания как решение основного вопроса философии. Представления о ноэме и ноэзисе в феноменологии Э. Гуссерля.
15. Индивидуальное и общественное сознание. Идеология как форма общественного сознания.
16. Нравственное сознание и практическая философия. Майевтическая традиция и идея диалогизма в современной философии.
17. Жизнь как предмет философского анализа. Значение идей философии жизни для критического анализа наукоцентристской установки классической онтологии и теории познания.
18. Человек и его место в мире. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.
19. Историцизм как принцип познания (В. Дильтей, баденская школа неокантианства, О. Шпенглер, Р. Коллингвуд). Историческое познание и историчность человеческого бытия.
20. Философия истории: основные проблемы и подходы (А. Шопенгауэр, А. Тойнби, Р. Коллингвуд, К. Ясперс).
21. Повседневность и формы жизни как предмет онтологии (М. Хайдеггер, Л. Витгенштейн). Место повседневности в социальной теории (А. Шюц).
22. Повседневность, подлинность и неподлинность существования (Das Man) в философии М. Хайдеггера.
23. Практический и философский разум. Онтология и социальное преобразование. Философия как направляющий фактор практической деятельности в материалистической диалектике.
24. Проблема гуманизма в современной онтологии и теории познания. Исторические особенности понимания гуманизма, их влияние на установки в классической и современной теории познания
25. Критический анализ философии. Философия как метафизика (позитивизм), философия как литература (деконструкция)
Примерные вопросы для самоконтроля по дисциплине «Современные проблемы философии»
· Онтология, гносеология, аксиология как основные разделы философии. Изменение их соотношения в связи с прогрессом научно-философского понимания действительности
· Философия как мировоззрение. Специфика философского мышления.
· Религиозный, эстетический и метафизический типы мировоззрения.
· Предмет онтологии и гносеологии, их функции и роль в развитии представлений о мире, обществе и человеке.
· Место научной онтологии и эпистемологии среди других форм человеческого познания и осмысления действительности: научного, религиозного, эстетического
· Компаративистская философия. Проблема сравнения разных философских систем.
· Основной вопрос философии, его место в истории развития философской мысли, лингвоцентризм и деструкция проблемы соотношения бытия и сознания в современной философии.
· Общие понятия и категории философии, специфика философского языка.
· Общее, абстрактное и конкретное. Проблема универсалий и ее значение в истории философии.
· Роль критического анализа установок классической философии в становлении современной онтологии и теории познания.
· Исторические типы философского мышления. Классическая, неклассическая, постнеклассическая философия.
· Натурфилософия и ранние формы философского мышления.
· Метафизика и онтология как исторические формы философского осмысления действительности.
· Метафизические типы мировоззрения: натурализм, субъективный идеализм, объективный идеализм.
· Философские категории как высшие роды бытия и ступени познания (бытие и ничто, сущность и существование, единое и многое).
· Проблема бытия в истории философии (античная философия, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, М. Хайдеггер). Бытие и сущее. Общее и особенное «бытия мира» и «бытия в мире».
· Бытие и небытие. Вопрос о смысле бытия как центральная проблема философии М. Хайдеггера. Временность и бытие-к-смерти.
· Реальность как объект философского анализа. Физическая и социальная реальность.
· Объективность и субъективность как онтологические критерии реальности. Объективность идеального. Виртуалистика и виртуальная реальность.
· Материальное, духовное и идеальное в природных и социальных явлениях.
· Проблема идеального в истории философии (Платон, Г.В.Ф. Гегель, советская философия).
· Хаотичность и семиотизированность модели реальности как атрибутивные характеристики постмодернистского видения. Главные установки и идеи постмодернизма.
· Проблема субстанции в истории философии (досократическая философия, рационализм и эмпиризм, немецкая классическая философия).
· Сущность и существование. Многообразие форм существующего. Сущность и явление.
· Сущность и событие. Идеальное и «временное» (М. Хайдеггер).
· Понятие вещи. Признаки и свойства вещи. Вещь в себе.
· Материя, ее основные атрибуты и формы движения.
· Структурные уровни материи в микро-, макро- и мегамире. Законы системной организации. Роль онтологии в построении общей теории систем.
· Материальное единство мира, его общие и локальные проявления (структурная неоднородность, количественная и качественная бесконечность). Проблема построения единой теории материи в современной философии и науке.
· Философские основания концепции бесконечности мира в структуре, пространстве и времени.
· Системный характер разных форм развития, их специфических законов в органических, неорганических системах и обществе.
· Движение и развитие. Революционные и эволюционные изменения. Восходящие и нисходящие формы развития.
· Онтология пространства и времени. Эволюция философских и научных представлений о пространстве и времени.
· Особенности проявлений свойств пространства и времени в микро- и мегамире, в биологических и социальных системах.
· Направление времени. Время статическое и динамическое, циклическое и линейное. Понимание настоящего как единственно существующего в постмодернистской философии.
· Перспективы развития техногенной и информационной цивилизации в поисках решения глобальных проблем современности.
· Неживая и живая природа. Жизнь и разум в контексте глобальной эволюции Вселенной. Понятие ноосферы.
· Основные формы и законы детерминации. Виды детерминизма. Детерминизм, индетерминизм, неодетерминизм. Возможность и действительность.
· Причинно-следственные отношения. Необходимость, случайность, вероятность. Динамические и вероятно-статистические законы
· Телеология и каузальный детерминизм. Понятия причины, следствия и цели. Детерминизм и проблема свободы.
· Картина мира и пред-ставленность реальности. Обыденная и научная картина мира.
· Диалектика как фундаментальный принцип развития. Законы диалектики.
· Синергетический метод в философии. Синергетика и диалектика как фундаментальные принципы развития, их взаимодействие в современном научном познании.
· Человек как уникальное существо. Проблема общего и особенного в познании человека.
· Проблема человека в современной философии. Существование человека в мире как центральная проблема философии экзистенциализма.
· Человеческого бытие как объект философского и научного анализа. Антропоцентрическая установка современного гуманитарного познания.
· Социальная онтология человеческого бытия и общественного развития.
· Язык как горизонт жизни. Взаимосвязь мира и языка (Л. Витгенштейн). Язык как «дом бытия» (М. Хайдеггер).
· Язык как среда герменевтического опыта. Историчность человеческого опыта и пред-понимание.
· Прагматические аспекты использования языка. Языковые игры, передача традиций и обучение правилам (Л. Витгенштейн).
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Современная научная картина мира».
а) Основная литература
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 2007.
2. Канке В.А. Философия: исторический и систематический курс. Учебник для вузов. – М., 2007.
3. Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. Учебное пособие. 2-е издание. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Изд. «МарТ», 2006.
4. Кондрашев В.А. Новейший философский словарь. – Ростов н/Д, 2006.
5. Лекции по философии науки / под ред. В.И. Пржиленского. – Москва – Ростов н/Д: МарТ, 2008.
6. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. Учебник. Гардарики, 2006.
7. Пржиленский В.И., Федоровский А.П. Философия науки. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010.
8. Философский энциклопедический словарь. – М.: Инфра, 2006.
б) Дополнительная литература
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для вузов. – М., 2007.
2. Введение в философию. Учебник для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 2007.
3. Касавин И.Т. Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка. – М.: Канон+, Реабилитация, 2008.
4. Киященко Л.П., Мирская Е.З. Этос науки. – М., 2008
5. Классическая философия науки: Хрестоматия / под ред. В.И. Пржиленского. – Москва – Ростов н/Д: МарТ, 2007.
6. Когнитивный подход. – М.: Канон+, Реабилитация, 2008.
7. Коммуникативная рациональность. Эпистемологический подход. – М.: ИФРАН, 2009.
8. Конструктивизм в теории познания. – М.: ИФРАН, 2008.
9. Конструктивистский подход в эпистемологии и науках и человеке. – М.: Канон+, Реабилитация, 2009.
10. Максимов В.П., Байрачная Л.Д., Данилов О.В.Философия права. Учебное пособие. М.: ЭКСМО, 2006. – 347 с.
11. Малахов В.П. Концепция философии права // Научные школы Московского университета МВД России. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 751 с.
12. Мамчур Е.А. Образы науки в современной культуре. – М.: Канон+, Реабилитация, 2008.
13. На пути к неклассической эпистемологии. – М.: ИФРАН, 2009.
14. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. М.: Инфра М-Норма, 2006. – 832 с.
15. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Либроком. – 2010.
16. Нозик Р. Анархия, государство и утопия. М.: ИРИСЭН, 2008. – 424 с.
17. Олейник А. Н. Институциональная экономика. М., 2005.
18. Павленко А.Н. Возможность техники. СПб.: Алетейя, 2010. – 224 с.
19. Познание. Понимание. Конструирование. – М.: ИФРАН, 2008.
20. Пржиленский В.И. Дегеометризация мышления, Филоипония и др. // Философские науки. 2010. № 2. С. 140-148.
21. Пржиленский В.И. Идентичность: обретать, выбирать или конструировать? // Философские науки. 2009. № 10. С. 32-45.
22. Пржиленский В.И. Перспективы посттеоретической философии в современной России // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 1.
23. Пржиленский В.И. Российские философы в «лабиринте идентичностей» // Философские науки. 2009. № 2. С. 134-141.
24. Пржиленский В.И. Совещание гуманитариев и гуманитарная миссия // Мир образования – образование в мире. 2007. № 4. С. 298-301.
25. Пржиленский В.И. Созерцание, рефлексия и коммуникация в современной культуре // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2008. – № 4. С. 23-28.
26. Пржиленский В.И. Социально-исторический контекст становления аналитики присутствия // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2010. № 4. С. 137-141.
27. Пржиленский В.И. Философские проблемы правоведения (философия права) // Лекции по философии науки. Под ред. В.И. Пржиленского Москва-Ростов-на-Дону: МарТ, 2008. – 544 с.
28. Пржиленский В.И. Философские проекты знания в контексте развития образовательных практик // Философские науки. 2009. № 9. С. 79-89.
29. Пржиленский В.И. Эпистемологические и социокультурные детерминанты философии права: поиски новой рациональности // Философия права. 2008. № 5 (30). С. 20-26.
30. Пржиленский. В.И. Идея реальности и эпистемологический конструктивизм // Вопросы философии. 2010. № 11. С. 105-114.
31. Рикёр, П. Справедливое М.: Гнозис: Логос, 2005. – 299 с.
32. Розин В.М. Наука: происхождение, развитие, типология, новая концептуализация. – М. – Воронеж, 2008.
33. Ролз Дж. Теория справедливости. М.: ЛКИ, 2010. – 536 с.
34. Семиотика культуры: антропологический поворот. Коллективная монография. — СПб.: Эйдос, 2011. — 362 с.
35. Социальная эпистемология: идеи, методы, программы. – М.: Канон+, Реабилитация, 2010.
36. Социология в обществе знаний: от эпохи модерна к информационному обществу. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2007.
37. Спиркин А.Г. Философия. Учебник для высших учебных заведений. – М., 2007.
38. Философия для бакалавров / Под ред. В.И. Пржиленского. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
39. Философия права. 2008. № 5. С. 20-26.
40. Философия права: учебник / под ред. О.Г. Данильяна. – М.: Эксмо, 2005. – 416 с.
41. Философия: Учебник для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов/Дону, 2007.
42. фон Халем Ф. Историко-правовые аспекты проблемы Восток - Запад // Вопросы философии. 2002. № 7. С. 54-69.
43. Франк Ф. Философия науки. Связь между наукой и философией. – М., 2007.
44. Фуруботи Э. Г., Рихтер Р. Институты и экономическая теория. СПб., 2005.
45. Хабермас Ю. Техника как наука и идеология. М.: Праксис, 2007. – 208 с.
46. Хеффе О. Справедливость. М: Праксис, 2007. – 116 с.
47. Человек вчера и сегодня. Междисциплинарные исследования. Выпуск 3. – М.: ИФРАН, 2009.
48. Человеческий потенциал как критический ресурс России. – М.: ИФРАН, 2007.
49. Шаповалов В.А., Пржиленский В.И. Две культуры знания в истории науки и образования: онтологические предпосылки и методологические следствия // Вопросы истории естествознания и техники. 2009. № 1. С. 5-16.
50. Шульга Е.Н. Понимание и интерпретация.– М., 2008
Источники
1. Антология мировой философии. Т.1-4. – М., 1969-1972.
2. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. – М., 1998.
3. Апель К.-О. Трансформация философии. М., 2001.
4. Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. – М., 1976. – т. 1.
5. Баксанский О.Е. Коэволюционные репрезентации современной направленности познания. – М., 2001.
6. Белов В.А. Ценностные измерения науки. – М., 2003
7. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М.,1994.
8. Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1956.
9. Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник 1988. – М., 1988.
10. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. – СПб., 1999.
11. Границы науки. – М.,2000.
12. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? – М.-СПб., 1998.
13. Драч Г.В. Культура и разум: конвергенция и дивергенция // Вопросы философии. – 2003. – № 8.
14. Канке В А Основные философские направления и концепции науки: Итоги XX столетия. – М., 2000.
15. Касавин И.Т. Традиции и интерпретации. – СПб., 2000.
16. Кохановский В.П. Философия и методология науки. – Ростов-н/Д: Феникс, 1999.
17. Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001.
18. Лейси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. – М., 2001
19. Лекторский ВА. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2001.
20. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.
21. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.
22. Мамчур Е.А. Объективность науки и релятивизм. К дискуссиям в современной эпистемологии. – М., 2004.
23. Маркова Л.А. Наука и религия: проблема границ. – СПб., 2001.
24. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. – М., 2002.
25. Миронов В.В. Онтология и теория познания. – М., 2005.
26. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Пути разума. – М., 2000.
27. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М.,1991.
28. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.
29. Порус В.Н. Парадоксальная рациональность. – М., 2000.
30. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.
31. Проблема знания в истории науки и культуры. – СПб, 2001.
32. Разум и экзистенция / Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. – СПб., 1999.
33. Рассел Б. История западной философии. Т. 1-2. – М., 2006.
34. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1-4.– СПб., 1994-1997.
35. Рикер П. Конфликт интерпретаций. – М., 1995
36. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.
37. Рорти Р. Философия и будущее // Вопросы философии. – 1994. – № 6.
38. Сартр Ж.-П. Слова. – М., 1965
39. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. – М., 2000.
40. Системный подход в современной науке / Отв. ред. И.К. Лисеев, В.Н. Садовский. – М., 2004.
41. Современная картина мира. Формирование новой парадигмы. – М., 2001.
42. Сокулер З.А. Знание и власть: наука в обществе модерна. – СПб., 2001.
43. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М., 2004.
44. Степин В.С., Елсуков, А. Н. Методы научного познания. − Минск, 1974.
45. Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. – М., 2000.
46. Томсон М. Философия науки. – М., 2003.
47. Уайтхед А. Избранные работы по философии. – М., 1990
48. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: Учебник. – М., 2005
49. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М.,1992.
50. Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.
51. Фуко М. Слова и вещи. – М.,1994.
52. Хабермас Ю. Философ – диагностик своего времени // Вопросы философии. – 1989. – № 9.
53. Хайдеггер М. Время и бытие. Работы и размышления разных лет. – М., 1993.
54. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. – М., 1991.
55. Хюбнер К. Истина мифа. – М., 1996.
56. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991