Основные подходы в обучении детей с аутизмом на занятиях по программе «Моторная азбука».




Дети коррекционного отделения нуждаются в строго индивидуализированном адаптивном физическом воспитании. У них слабо развиты навыки по владению собственным телом, отмечаются плохой контроль за скоростью, силой и равновесием, трудности включить всё тело в единый процесс движения, и они не знают, что они физически умеют делать, и как они могут двигаться. Программу «Моторная азбука» рекомендуется использовать для таких учеников начиная с первого уровня, соблюдая последовательность выполнения представленных в ней упражнений и действий. От учеников нельзя ожидать быстрого и четкого выполнения заданий. Ученики не осознают, что происходит вокруг, они не могут научиться упражнениям, как другие – наблюдая или экспериментируя. Для формирования произвольных моторных навыков детям необходимо много физической помощи. Программу необходимо начинать с заданий, выполняемых в пространстве собственного тела, тем самым, дав ученику возможность получить представление о собственном теле, ощутить отдельные части тела и конечности, почувствовать, как напрягаются и расслабляются мышцы.

Одной из конечных целей программы по развитию психомоторики, является обучение ученика выполнять упражнения без помощи взрослых. Ускорить этот процесс помогают занятия не только в стенах учебного учреждения, но и дома.

Дети школьного отделенияна начальном этапе обучения также нуждаются в физической помощи. Эти дети владеют определенными двигательными навыками, но они имеют зрительно-моторные нарушения, очень неловки и не совсем уверены в движениях. Координация движений у них нарушена в большей степени, чем мелкая моторика. Ученики могут ориентироваться в игровой ситуации. У них возможны трудности в обучении езде на велосипеде, плаванию, катанию на лыжах и коньках. Руководство по мере выполнения упражнений может улучшить их качество. Им нужно помочь добиться определенного уровня успеха. Этим детям необходимо работать над основными моторными навыками, их нужно учить элементам игры в футбол, а также в другие игры с броском и ловлей мяча.

Аутичному ребёнку, как и любому другому необходимы постоянные физические нагрузки для поддержания психофизического тонуса и снятия эмоционального напряжения. Поэтому задания из программы «Моторная азбука» рекомендуется использовать для проведения занятий дома, для чего необходимо обучать родителей работать по данной методике.

 

Методы обучения по программе «Моторная азбука»

1. Развитие умения выполнять действия, требующие ориентировки в пространстве тела.

Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закреплённой всем опытом человека системой ориентации является схема тела (Семенович, 2002).

У ребёнка представление о собственном теле («схема тела») формируется только на основе многостороннего опыта, предоставляемого органами чувств. При этом осязание и ощущение движения важны так же, как и распознавание глазами. К тому же ребёнок должен почувствовать своё тело и через прикосновение к коже, и в собственном движении, мышечном напряжении, в изменении положения тела или его частей («Азбука для родителей», изд. БелАПДИ, 1996).

Детей с ранним детским аутизмом рекомендуется обучать восприятию и воспроизведению движений, начиная с элементарных вещей, например,:

· Учить выполнять движение головой

· Учить выполнять движения кистями рук

· Учить выполнять положения, перемещения и движения рук

· Учить выполнять положения, перемещения и движения ног

· Учить выполнять положения и движения туловища

 

Методика обучения

Осознанное участие в выполнении движения или его воспроизведение является как целью обучения, так и признаком успешного развития восприятия и навыков воспроизведения.

Чтобы побудить ребёнка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и называть их необходимо:

· Медленно и чётко выполнять движения, комментируя их.

· Описывать упражнения просто, но образно, пользуясь одними и теми же обозначениями для повторяющихся движений.

· Предлагать ребёнку называть выполняемые движения.

· Начинать с простейших движений (хлопков в ладоши, вращательных движений руками, приседаний и подъёмов).

· Одновременно работать над небольшим количеством упражнений, повторяя их.

· Сопровождать движения ребёнка ритмичным стишком.

· Помогать ребёнку, ободрять его, исправлять неправильное движение, поощрять за успехи.

 

2. Развитие умения ориентировать двигательные действия во внешнем пространственном поле.

Следующим важным этапом является осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства. Усвоенные ранее навыки являются базой для развёрнутого произвольного действия (Семенович, 2002).

 

Упражнения на перемещение во внешнем пространственном поле и на преодоление и обход внешних препятствий:

 

· В ползании и лазании

· В ходьбе

· В беге

· В прыжках

 

Методика обучения

Чтобы научить ребёнка различным видам перемещений необходимо:

· Начинать обучение с коротких перемещений по прямой и постепенно подходить к передвижению на более длинные дистанции, по кругу, дуге, зигзагообразно.

· Для облегчения выполнения заданий помещение размечается сплошными цветными линиями или другими ориентирами, чётко обозначаются линии «старт», «финиш» и зона отдыха.

· Задания формулируются в виде вопросов, побуждающих ребёнка к действию, например, «Ты сможешь проползти рядом со мной?».

· Незнакомые движения показывать и называть.

· Ритмичное сопровождение движений (словами, ударами в ладоши и т.д.) является существенной помощью ребёнку.

 

3. Развитие умения выполнять точные, «прицельные» действия в пространственном поле с предметами.

 

· Упражнения на точность перемещений во внешнем пространственном поле

· Упражнения на развитие умения выполнять точные, «прицельные» действия в пространственном поле с предметами

 

Методика обучения

· Образцы движений сопровождаются коротким, но образным объяснением, относящимся только к одному из аспектов движения.

· Движения выполнять вместе с ребёнком (хотя бы частично), обязательно сопровождать движение инструкцией.

· По ходу движения давать словесные объяснения.

· Необходимо создавать интересные ситуации и побуждать ребёнка решить их, например, «Мячик с колокольчиком внутри, если ты в него попадёшь, то услышишь звон».

· Наряду с похвалой следует исправлять неправильные движения ребёнка.

· Каждый успех ребёнка отмечается и поощряется.

· Необходимо радоваться вместе с ребёнком его успехам и помогать преодолевать чувство страха перед некоторыми предметами или движениями.

Основная цель программы — совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации. Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни детей и в семье, и в дошкольном учреждении. Это касается предметной и социальной среды, всех видов детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В режиме должны быть предусмотрены занятия физкультурой, игры и развлечения на воздухе, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия. Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы решались и общие, и коррекционные задачи.

Основная задача — стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. На занятиях по физической культуре, наряду с образовательными и оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи:  формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;  изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;  развитие речи посредством движения;  формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;  управление эмоциональной сферой ребенка, развитие моральноволевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет. В работу включаются физические упражнения: построение в шеренгу (вдоль линии), в колонну друг за другом, в круг; ходьба; бег, прыжки; лазанье; ползание; метание; общеразвивающие упражнения на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, на координацию движений, на формирование правильной осанки, на развитие равновесия. Рекомендуется проведение подвижных игр, направленных на совершенствование двигательных умений, формирование положительных форм взаимодействия между детьми. В настоящее время в систему занятий по физическому развитию для детей с ОВЗ включается адаптивная физическая культура (АФК) — комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Адаптивная физкультура обеспечивает лечебный, общеукрепляющий, реабилитационный, профилактический и другие эффекты. Основные задачи, которые стоят перед адаптивной физической культурой:  формировать у ребенка осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами здоровых сверстников;  развивать способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;  формировать компенсаторные навыки, умение использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;  развивать способность к преодолению физических нагрузок, необходимых для полноценного функционирования в обществе;

 

 

 формировать потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни; стремление к повышению умственной и физической работоспособности; формировать осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества; формировать желание улучшать свои личностные качества. АФК объединяет все виды физической активности и спорта, которые соответствуют интересам детей с проблемами в развитии и способствуют расширению их возможностей. Цель АФК — улучшение качества жизни детей с ОВЗ посредством физической активности и спорта. Основной задачей является решение конкретных психомоторных проблем, как путем изменения самого ребенка, так и изменения окружающей среды, по возможности устраняя в ней барьеры к более здоровому, активному образу жизни, к равным со своими здоровыми сверстниками возможностям заниматься спортом.

 

На своих занятиях по двигательно-моторному развитию детей с расстройствами аутистического спектра особенно широко использую «Яконцепцию» (проговаривание выполняемых двигательных действий за ребенка и/или вместе с ребенком от первого лица). Например,: «Я ползу», «Я ловлю мяч», «Я бегу» и др. Таким образом, необходимо комментировать всю двигательную активность ребенка. Это помогает развивать у детей представления о самом себе, формировать схему тела и физический образ «Я».

 

Одной из конечных целей программы физического воспитания детей с аутизмом является обучение ребенка выполнению упражнения без помощи взрослых. Ускорить этот процесс помогают однообразные занятия. Следует придерживаться последовательного структурированного однообразного порядка, а в программу обучения включать разные виды упражнений, так как аутичные дети способны концентрировать внимание только в течение короткого периода времени.

 

 

В содержание программы вошли

o Действия требующие ориентировки в пространстве тела

o Действия обеспечивающие различные виды перемещения ребенка во внешнем пространственном поле – бег, прыжки, лазания, ползания и т. д.

o Упражнения на преодоления и обход внешних препятствий

o Точные прицельные действия в пространственном поле без предметов и с разнообразными предметами.

o Умения осознавать выполняемые действия- называть выполняемые действия

 

Цели программы

· Развитие у детей имитационных способностей

· Стимулирования детей к выполнению инструкций

· Формирование у детей навыков произвольной организации движения собственного тела

Задачи программы

Блок

1. Регулировать мышечный тонус

2. Научит удерживать позу

3. Стимулировать вестибулярное восприятие

Блок

1. Формирование схемы тела

2. Развитие способность совершать независимые движения различными группами мышц

3. Развитее координации

4. Развитие плавности, серийности, ритмичности

 

Блок

1. Сформировать пространственные отношения

2. Развитие чувство равновесия

3. Развитие ловкости

4. Развитие точности

 

 

В результате коррекции и развития движений уровня позы с помощью упражнений, стимулирующий глубокую чувствительность (массаж, самомассаж, крепкие объятья; упражнения на постуральные мышцы спины и многих других у детей с аутизмом появляется ощущение собственного тела. нормализуется мышечный тонус, восстанавливается вестибулярное восприятие. Это приводит к ослаблению или исчезновению страхов у ребенка, уменьшению его аутизма, появлению тонического ответа при телесном контакте, и как результат развивается общение ребенка с родителями. затем с другими детьми и взрослыми. появляется возможность социализации ребенка.

В Процессе выполнения упражнений во внешнем пространстве происходит осознание себя и своего тела. «Я» как объект в пространстве. это способствует правильному психическому развитию ребенка.

Однако процесс адоптивного физического воспитания – это еще и укрепление здоровья детей, своевременное формирование двигательных умений, навыков основных физических качеств, коррекция нарушения двигательной сферы, стимуляция физического и двигательного развития, создание предпосылок и стимуляция интеллектуального и речевого развития. Это также педагогический процесс формирования личности, обеспечивающий условия для последующей социальной адаптации и интеграции детей.

В программу так же включена Танцевально-двигательная терапия так как Танцевально-двигательная терапия является один из известных видов методик коррекции и реабилитации детей с аутичным расстройством. Танец идеально подходит для детей, страдающих аутизмом. Так как движение – это универсальное средство коммуникации. Все дети двигаются так или иначе, и аутичные дети не являются исключением. У них имеется уникальный язык движений, поэтому невербальная коммуникация является эффективным средством установления контакта. «Комплекс переживаний вовлекает всего человека настолько полно, насколько позволяет танцевальное движение: тело, эмоции, сознание Коммуникация через движение позволяет ребенку лучше осознать себя и делает его более приспособленным для взаимодействия с другими.

В свою очередь музыкальное сопровождение, а в частности классическая музыка, смягчает негативное поведение детей с расстройств аутистического спектра (РАС).Что доказаноДжульетта Алвин, ЭриелУорик в ее опублекованной работе «Музыкальная терапия для детей с аутизмом» 2008 году.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: