Проект «Театр для каждого»




Пояснительная записка

Театрализованная деятельность является эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же развития у них коммуникативных навыков. Необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе стало очевидно.

Данный проект является экспериментальным и носит практико-ориентированный характер, создан на основе опыта работы с детьми ОВЗ 4-5 лет в логопедической группе.

Развитие проекта предполагает через театральное искусство создание творческого пространства при использовании новейших технологий на основе федеральных государственных требований, для успешной социализации и социальной реабилитации детей с ОВЗ в общество.

Новизна проекта определяется интеграцией в процесс обучения инновационных технологий, таких как легоконстуирование, логоритмики и тд. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. Основной формой и ведущим видом деятельности для детей-участников является игра.

Самореализация каждого ребенка посредством театрализованной игры включает в себя интерес к театру, проигрывание и рассказывание сказок, активным в своей игре, создателем и проектировщиком своей деятельности, совершенствуется навык воплощать в игре определенные переживания, создание новых образов.

Участвуя в театрализованной деятельности, у детей активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи. Дети становятся активными, инициативными, что значительно повышает уровень положительного эмоционального состояния ребёнка.

Актуальность

С введением ФГОС одной из первостепенных задач современного образования выдвинута задача воспитания всесторонне развитой, творческой личности.

Дошкольный возраст - период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.

В настоящее время в дошкольном образовании одной из главных задач является поиск действенных форм и методов развития детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их индивидуальными особенностями, обеспечивающие равные стартовые возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ).

Для детей с ограниченными возможностями социокультурная адаптация имеет большое значение в дальнейшей интеграции в общество и жизни в целом. Это происходит с помощью приобщения к культурным и духовно-нравственным ценностям, через включение в мир искусства, культуры и творчества. Следует иметь в виду, что приобщение к культуре, участие в театрализованной деятельности наряду со всеми сверстниками способствуют повышению эмоционального тонуса, социальному включению детей с ОВЗ, почувствовать свою нужность и значимость в социуме, что носит для них общий реабилитационный характер.

В процессе участия в театрализованной деятельности осуществляется не только развитие, но и коррекция нарушенных функций ребенка с ОВЗ.

В рамках проекта «Театр для каждого» дети с особенностями развития получат возможность интенсивной социальной реабилитации. Все это время, работа по проекту будет направлена на комплексное развитие личностных психофизиологических качеств «особенного» ребенка, улучшение его координации движений, развитие моторики, памяти, внимания, эмоциональной сферы, коммуникации, что в первую очередь является мощным фактором успешной социализации ребенка.

Проект направлен на успешную адаптацию и социокультурную реабилитацию детей с ограниченными возможностями.

Наш проект призван сделать театр доступным для каждого ребенка, и направлен на популяризацию театрализованной активности среди детей с особенностями развития.

Инновация

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают внедрение метода проектов в практику педагогической работы, реализацию содержания образовательной программы посредством проектной деятельности. Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной) рассматриваются в Стандарте в качестве условия поддержки индивидуальности и инициативы детей, необходимого для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.

Направленность: Театральные технологии

Проект «Театр для каждого»

Тип проектной деятельности: практико-ориентированный (внедрение и реализация).

По содержанию: ребенок и общество.

По продолжительности: долгосрочный (сентябрь 2018г. – март 2019г.)

Цель: Реабилитация и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через развитие творческих способностей средствами театрального искусства.

Рабочий план реализации проектной деятельности

Мероприятия Сроки проведения Ответственные
Проект «Театр и мы» сентябрь - октябрь 2018 Дети, родители, воспитатели
Проект «Поиграем в LEGO - сказки». ноябрь 2018 Дети, воспитатели, родители
Проект «АРТеатр» март 2019 Дети, родители, воспитатели

Проект «Театр, и мы».

Содержание проектной деятельности

В основе проекта была идея формирования заинтересованности детей в потребности заниматься театрализованной деятельностью не только с педагогами, но и самостоятельно в свободное время. Свою работу мы начали с реализации познавательно-творческого, краткосрочного проекта, рассчитанного на две недели «Театр, и мы».

Цель проекта: приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности, развивать речь и коммуникативные навыки у детей.

Формы работы: Индивидуально, в подгруппах. Время проведения 2-3 раза в неделю по 20мин.

Реализация проекта:

В рамках изучения лексической темы недели «Театр» побеседовали с детьми о театре, его видах, декорациях, о людях, которые работают в театре, об артистах с целью выяснить, что дети знают по данной теме, использовали специальную методику – модель трех вопросов «Что мы знаем», «Что мы хотим узнать», «Что сделать, чтобы узнать». Вопросы и ответы детей фиксировали в таблице в процессе беседы.

Что мы знаем Что мы хотим узнать Что сделать, чтобы узнать
-Театр большое, красивое здание, там показывают спектакли. (Данил) -В театре есть артисты и играют в спектаклях. (Сережа) -Спектакли бывают для детей, взрослых (Рома) -Театры бывают разные. (Таня) -Есть кукольный театр, пальчиковый. (Саша) -Какие бывают театры? (Кира) - Как артисты готовятся к спектаклю? (Артем) -Трудно быть артистом? (Арслан) - Кто работает в театре? (Сережа) -Как узнают, какой будет спектакль? (Саша) -Что такое декорации? (Данил) - Поискать в Интернете. (Таня) - Спросить у мамы и папы. (Данил) - Сходить в театр. (Артем) - Рассмотреть иллюстрации. (Рома) - Отгадать загадки. (Кира)  

Результаты беседы были представлены родителям. В этом случае родители невольно продолжают разговор с детьми - удивляются их знаниям или вопросам, подсказывают, вместе смотрят нужную информацию или книгу.

Так естественно и взрослые включены в образовательную работу группы. У детей появляются новые стимулы, новая информация, ресурсы по теме. А мы получаем подкрепление, как в определении содержания, так и в организации деятельности по теме.

В группе дети делились новой информаций и предлагали разные идеи, и мы совместно выработали план действий. Идеи и предложения детей записывали и разместили на доску. Совместное планирование для детей нашей группы сыграло большую роль в дальнейшей работе:

1. Дела и действия были выбраны детьми самостоятельно и осознанно, т.е. мы, воспитатели, не придумывали мотивацию для того, чтобы организовать их деятельность.

2. Дети знали, чем они будут заниматься сами и что предстоит сделать другим.

3. Просматривалась индивидуализация образовательной работы с детьми.

4. Обращались к записям, что из намеченного выполнено и что пока не реализовано.

5. У детей повысилось чувство собственного достоинства, т.к. их идеи и высказывания были нами записаны. Дети придают этому большое значение.

План работы

Познавательно исследовательская деятельность Продуктивная культурная практика Коммуникативная культурная практика
-Презентация «Что такое театр?» (Данил с родителями). - Интерактивная деятельность с Роботом Bee-Boot «Собери сказку». (Пуртова Ю.Р.). - Интерактивная доска «Добрые сказки». (Пуртова Ю.Р.). экспериментирование: «Теневой театр». (Сережа с родителями). -Аппликация - «Парик для Актера». -Конструирование из бумаги оригами по сказке Н. Сутеева «Кто сказал мяу?». -Легоэмоции «Веселый Актер». -Конструирование из конструктора «Шар Папье» «Теремок». -Аппликация с элементами рисования «Актер».   -Театрализация сказки «В гостях у солнышка» ((дети, родители). -Чтение стихотворения В.Степанова «Артист». (Арслан). -Презентация в форме выступления «Театр одного Актера». (Таня). -Презентация «Подарим сказку детям». пальчиковый театр. (Артем с родителями). -Театрализация сказки «Теремок».
Чтение художественной литературы Игровая культурная практика Взаимодействие с возрастными группами
-Принести книгу Мамин Сибиряк «Аленушкины сказки» (Таня), «Сказки народов Севера» (Артем). - Выставка «Такой разный Театр!». (дети, родители, воспитатели) - Игровые театральные этюды «Что я изобразил», «Замри»,«На что похоже настроение?», «Веселый поезд», «Ежик в ямке», «Лисичка», «На солнышке». - Выступление в первой младшей группе со сказкой «Колобок». -Выступление во второй младшей группе со сказкой «Под грибком». - Выступление со сказкой «Муха-Цокотуха» перед родителями группы и гостями.

Для реализации этого проекта мы создали предметно-пространственную среду: сцену для выступления, дидактический наглядный материал по сказкам, пополнили маски для новых сюжетов. В начале года предложили родителям показать для детей сказку с целью демонстрации образцов поведения в созданных декорациях.

В книжный уголок для рассматривания дети принесли книги «Аленушкины сказки», «Сказки народов Севера». Сережа и Артем принесли из дома для ознакомления и показа пальчиковый и теневой театры, сделанные родителями. Для организации выставки «Такой разный Театр!» дети и родители принесли различные виды театра. Дети приняли решение, что каждый день будут узнавать новое о театре, чтобы делиться впечатлениями о полученных знаниях.

Разговор о знакомстве с театром начали с просмотра презентации «Что такое театр?» подготовленным Данилом с родителями дома, мы с удовольствием заслушали его рассказ, детей очень заинтересовали театральные профессии, такие как художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист. После, мы с детьми выполнили аппликацию «Парик для актера», дети были очень увлечены этим процессом.

Арслан, прочитал стихотворение В.Степанова «Артист». В совместном обсуждении с детьми о стихотворении мы выяснили, что профессия актёра очень интересная, но одновременно трудная и ответственная. Артем отметил, что нужен талант, чтобы играть разные роли и уметь изображать эмоции.

В начале года начали активно использовать такую форму творческого домашнего задания «Театр одного Актера», когда каждый родитель один раз в неделю готовит дома с ребенком для рассказывания в группе сказку с опорой на иллюстрации. Такой прием применили с целью развития монологической речи детей, формирования навыка выступления перед аудиторией сверстников. Таня подготовила презентацию в форме выступления и познакомила детей с правилами поведения в театре и рассказала о важности в театре «кассира», «билетера», «зрителя». Свое выступление Таня завершила сказкой «Три медведя» с опорой на иллюстрации.

После выступления Тани, мы с детьми решили создать каждый образ своего «Актера». С целью научить, в рисунке передавать образ персонажа его эмоции. Используя в своей работе различные средства выразительности, дети переносили свое настроение в рисунок, передавали особенности внешнего вида актера, соблюдая пропорции и форму, характер и настроение своего актера. Дети учились всматриваться в лицо изображенного человека, видеть его внутреннее эмоциональное состояние через выражение глаз, бровей, губ. У нас создалась театральная атмосфера.

Для дополнительной мотивации, чтобы привлечь внимание детей к театрализованной деятельности применила интерактивное оборудование Робот Bee-Boot и специальный разборный коврик «Сказка». С целью помочь детям вспомнить последовательность сказки и научить пересказывать её, это способствует развитию лексико-грамматического строя речи, эмоциональной выразительности, коммуникативных способностей. Дети самостоятельно моделировали коврик в зависимости от выбора сказка и сюжета «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», шаг за шагом задавали маршрут движения программируемого робота-мыши. Взаимодействие ребенка с «Робо-мышью» положительно влияет на формирование речи в целом. Этот процесс связан с пониманием и активным употреблением детьми словесных обозначений, выраженных предлогами, наречиями, умением выделять и различать пространственные признаки и отношения, правильно их словесно обозначать.

Затем предложила детям интерактивную игру – раскраску «Добрые сказки» на интерактивной доске. Работа предполагает коллективное участие детей в игре, так как действуют на доске дети по очереди, и общими усилиями добиваются нужного результата. Основной целью этого мероприятия в игровой, доступной форме достигнуть нового качества знаний, стимулируя речевую, познавательную активность, развивая логическое мышление и творческие способности детей.

В своей работе мы уже не первый год используем детское экспериментирование т.к. считаем, что именно оно повышает познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Мы на прогулке проводили наблюдение за тенью днем и вечером, дети сумели сделать вывод о том, что тень появляется, когда есть источник света. А теперь теневой театр, что- то интересное и необычное, но в тоже время уже понятное для понимания детей. Арслан подметил, что в теневом театре главное – тень только теперь она от сказочных героев. Вовремя познавательно – исследовательской деятельности Сережа рассказал детям о семейном «Теневом театре», свой рассказ он сопровождал показом фигурок из театра, пояснял, почему они черные, так как изображение должно быть непрозрачным, чтобы не пропускать через себя световой луч. Дети все рассматривали внимательно и определяли персонажей по силуэту. Во второй половине дня Сережа с мамой показали для детей долгожданную теневую сказку.

На одной из культурных практик мы совместно с детьми из бумаги смастерили игрушки – самоделки в стиле оригами по сказке Н. Сутеева «Кто сказал мяу?». Дети проявляли аккуратность в работе с бумагой, старались самостоятельно изготавливать персонажа к полюбившейся сказке.

Выступление Артема «Подарим сказку детям» было очень познавательным для детей. Он делился своими впечатлениями, как дома с мамой смастерили пальчиковый театр «Теремок». Дети рассматривали и примеряли пальчиковый театр, задавали вопросы Артему. Затем Артем вместе с мамой показал пальчиковый театр «Теремок».

После просмотра, детям предложила построить свой «Теремок» в виде декорации из конструктора «Шар Папье». В совместной постройке дети помогали друг, другу передавали легкие «кирпичики". Основной целью совместной деятельности, учить общаться, договариваться, чтобы дети рассуждали, отстаивали свою точку зрения, при этом развивалась диалогическая и монологическая речь. Работа была сложной, требовала внимания, сосредоточенности, но дети справились с этим заданием и получили удовольствие от сделанной поделки.

Затем предложила детям сегодня стать артистами персонажами сказки и поиграть в сказку, которая получилась у них. На этом этапе инициатива полностью в их руках.Дети сами распределили роли. Их задача была научиться регулировать свою игру без участия взрослого. Все артисты очень старались, эмоционально и точно передали характер своих героев.

Сережа, имея младшего брата, предложил идею показать сказку малышам детского сада, и дети поддержали его. Перед началом показа сказки дети волновались, но очень постарались передать образ того или иного героя, поэтому представление получилось ярким, выразительным. Дети зрители хлопали и радовались за гостеприимную мышку, за весёлого зайчика, за красавицу лису, за добрую лягушку, каждый персонаж понравился по - своему. И даже голодный волк и неуклюжий мишка в конце сказки всех порадовали.

С каждым днем мы познавали новое о театральном искусстве. С целью развития выразительности движений, жестов, артистических способностей применяем игровые театральные этюды. Кира представила себя, что она «Лисичка - сестричка» и старалась передать выражение хитрости, настороженности, любопытства. Хитрющая, глазки узенькие, ко всему приглядывается, ко всему принюхивается, лапками осторожно ступает. У ребенка активизируется словарь, звуковая культура речи, происходит автоматизация и дифференциация звуков, закрепление их в речи.

Для совершенствования у детей общаться без слов используем упражнения и игры, с целью развития мимики и позы, пантомимики, дети в дальнейшем начинают легче переключаться с одного движения на другое, понимать выражения лица, жестов и движений другого человека.

В процессе игровой деятельности предложила задание с целью развития речевой коммуникации, придумывание диалогов к картинке, разыгрывание ситуаций общения. По итогу игры обсуждаем действия и поступки детей, разнообразные варианты выхода из создавшейся ситуации.

Итоговым мероприятием детского проекта стало выступление детей со сказкой «Муха-Цокотуха» для родителей. Целью этого мероприятия: раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через театральную деятельность, развитие речи, мимики, жестов, активности, самостоятельности, повышения уровня положительного эмоционального состояния ребёнка.

Таким образом, в результате работы по театрально - игровой деятельности у детей развиваются навыки общения, которые являются основой для развития коммуникативной компетенции.

Проект «Поиграем в LEGO - сказки».

Содержание проектной деятельности

В основе проекта была идея реализация творческих интересов детей в сфере конструирования через театральную деятельность не только с педагогами, но и самостоятельно в свободное время. Актуальность применения LEGO-технологий значима в свете внедрения ФГОС, так как является эффективным средством способствующей развитию исследовательской, познавательной активности, конструктивной деятельности дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация).

Дети создают из LEGO – конструктор образ самого себя, модели героев сказок и построек для развития сказочных сюжетов с дальнейшим использованием их в игре. Этот процесс значительно расширяет возможности визуального представления сказок для детей и открывает им простор для творчества и фантазии.

Цель проекта: Развивать связную речь, творчество, воображение детей ОВЗ в конструктивной и игровой деятельности.

Формы работы: Индивидуально, в парах, в подгруппах. Время проведения 2-3 раза в неделю по 20мин.

Направление работы:Игры с LEGO – конструктором «Эмоции». Моделирование фигур. Конструирование «Построй свою сказку».

План работы:

Приёмы Совместная и самостоятельная образовательная деятельность взрослого и детей Игровая культурная практика
Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. Воспроизводство знаний и способов деятельности (собирание моделей и конструкций по образцу, беседа) Знакомство с набор LEGO-конструктором. Игра «Сказка о стране LEGO». Игра «Сказочная страна LEGO». Знакомство с набор LEGO- «Эмоции». Игра «Весёлые кирпичики». Моделирование фигур людей по замыслу: Игра «Добрый герой». Игра «Собери героя». Игра «Злой герой». Игра «Это Я». Конструирование модели - «Построй свою сказку». Игра «Что построим, то расскажем». Игра «Угадай, что за сказка». Игра «Создание постройки на новый лад». Игра «Сказочка собиралочка». Игра «Вот и сказочки конец». Игра «Моя сказка». Игра «Построй свою историю». Игра «Сказка малышка». Игра «Самый интересный сюжет». Классификация: Д/и: «Чудесный мешочек». Д/и: «Собери модель». Внимание и память: Д/и: «Собери модель по памяти». Д/и: «Ворота в сказку». Логические закономерности: Д/и: «Я, и мой друг». Д/и: «Поиск недостающей фигуры». Пространственное ориентирование: Д/и: «Собери модель по ориентирам». Д/и: «Составь сказочную полянку». Д/и: «Веселая прогулка кирпичиков». Д/и: «Калейдоскоп из сказок». Д/и:«Продолжи сказку».

Содержание работы: Свою работу мы начали с реализации в образовательной среде возможностей для познавательно - поисковой и творческой деятельности детей объединив в целое LEGO-конструирование и театрализацию.

В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием LEGO-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними: Игра «Сказка о стране LEGO», Игра «Сказочная страна LEGO», Д/и: «Чудесный мешочек», Д/и: «Я, и мой друг», Д/и: «Собери модель». Умение определять кубик (кирпичик) определенного размера, правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки, закрепляются с детьми в течение некоторого времени, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре: Д/и: «Поиск недостающей фигуры», Д/и: «Собери модель по памяти», Д/и: «Ворота в сказку». При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий Д/и: «Собери модель по ориентирам». В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления Д/и: «Составь сказочную полянку». Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, выказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции Д/и: «Калейдоскоп из сказок », Д/и: «Продолжи сказку». После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой. Предлагаемые задания были выполнены индивидуально, парами. Дети осознали успешность своей деятельности. Получили удовольствие от своей деятельности.

Для эмоционального развития детей с ОВЗ используем набор LEGO – конструктор «Эмоции». Набор «Эмоции». Разработаны варианты занятий, цветные иллюстрации, изображающие персонажей, карты-схемы для сборки. Дети могут изучать эмоции и физические характеристики в увлекательной, мотивирующей к получению новых знаний, форме.

В группе был поддержан разговор с детьми на тему «Сказочный герой моей сказки», с целью выяснить каких сказочных героев по характеру «добрых» или «злых», дети хотели бы видеть в своей придуманной сказке? Почему их выбор был таким? В основном дети назвали«добрых». Дети объясняли, что «Положительные герои обычно мягкие, все время стараются кому-то угодить, помочь всем на своем пути борьбы со злом». Данил вспомнил слова из сказки, что «Добро побеждает зло». Для создания образа «Добрый герой», «Злой герой» детям был предложен LEGO – конструктор «Эмоции», с целью научится распознавать и понимать эмоции, определять сходства и различия в процессе выполнения задания. Нафосат испытала затруднения в подборе кирпичиков эмоции и строения сказочного персонажа, и она воспользовалась картой-схемой. Используя карты-схемы, дети могут снова и снова собирать новые модели. Выполнение задания прошло в увлекательной форме, и дети были довольны результатом своей деятельности. В свободной деятельности дети продолжили играть со своими фигурками создавая им придуманный сюжет.

В повседневной свободной деятельности был поддержан разговор «Как Я выгляжу» с целью помочь детям развивать самовосприятие. Интерес к этой теме возник, как узнали, что будут выполнять задания «Это Я». В процессе обсуждения проговаривала с каждым ребенком физические характеристики, например, его рост и цвет волос, во что одеты, и какие кирпичики наилучшим образом дадут это понять, интересуемся тем, какие чувства они сегодня испытывают, и решаем какие выбрать для фигурок выражения лиц. Дети с радостью приступили к выполнению задания и мастерили фигурки похожие на них самих. Рома видел сегодня себя очень веселым и радостным и старался передать это своей LEGO фигурке, Саша был крайне удивлен, что сейчас он увидит себя через LEGO фигурку и подбирал выражение лица соответственно этой эмоции. И в завершении задания нужно было показать друг другу «нового» себя и рассказать о своей эмоции. По итогам деятельности детям были заданы развивающие вопросы, направленные на стимулирование интеллектуальной и коммуникативной активности. Что для тебя было самым интересным, когда ты собирал фигурку? Что бы ты хотел доделать и почему? Что легче (труднее) всего было сделать? Выполняя это задание, дети учились осознавать и воспринимать себя, обсуждать сходства и различия, учились узнавать и понимать эмоции.

Конструктивно-модельная деятельность «Построй свою сказку» с LEGOконструктором.

Игра «Что построим, то расскажем». Предложить построить рассказанную сказку. Работа в парах. Каждая пара строит свою часть сказки. Затем дети по своим постройкам сами пересказывают сюжет.

Игра «Собери героя». Предложить детям картинку-схему эмоции (радость, печаль, ухмылка, злость, удивление и т.д.). И предложить составить рассказ, в котором данная эмоция проявилась бы. Остальные дети должны определить, какая эмоция была предложена для построения.

Игра «Вот и сказочки конец». Начать рассказывать детям сказку, затем предложить построить её конец.

Игра «Моя сказка». Предложить детям построить свою маленькую сказку. Можно работать в парах.

Игру «Угадай, что за сказка». Предложить построить сказку на основе иллюстраций. Можно работать в парах, а потом по своим постройкам дети пересказывают содержание. После того, как один ребёнок построит свою сказку, предложить другим детям угадать, о чём эта сказка.

Игра «Самый интересный сюжет». Предложите детям построить сцену из прочитанной сказки, которую они считают наиболее важной или интересной, и объяснить почему.

Игра «Создание сказки на новый лад». Предложите детям построить свой вариант окончания рассказа. Объяснить, как этот новый конец повлияет на персонажей.

Игра «Сказочка собиралочка». Предложите детям собрать свой сюжет из конструктора, не договариваясь друг с другом. А затем предложите составить рассказ, объединив все сюжеты в одну сказку.

Игра «Построй свою историю». Предложить найти решение для проблемного сюжета. Например, мышонок попал впервые в большой лес и не может перебраться через речку. Предложить построить из набора конструктора сюжет, который ему поможет. А затем рассказать и описать построенную сказку.

Игра «Сказка малышка». Сказка из ограниченного набора кирпичиков LEGO – конструктора ребёнок строит фигурку, затем придумывает короткую сказку для своего персонажа, перестраивая его по ходу рассказа в соответствии с сюжетом, используя только имеющиеся кирпичики.

Таким образом, используя в своей работе такие игровые методы и формы игровой деятельности дети учились конструировать модели «шаг за шагом». Познакомились с LEGO – конструктором установили правила и сейчас уже многопланово можно использовать эти элементы в коррекционно-развивающем процессе. Театр с LEGO – конструктором очень интересен для детей, где сами дети создают декорации и персонажей для театрализованной деятельности. Дети справляться со сложными, поэтапными постройками, придумывают сюжет к сказкам, и обыгрывать их. Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию была направлена на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциал на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом.

Проект «АРТеатр».

Содержание проектной деятельности

Работа по данному проекту способствует раскрытию творческих возможностей детям с ОВЗ в различных видах деятельности, а группу сплотить еще сильнее. Выступления детей, способствовали повышению самооценки, стать более коммуникабельными, открытыми в общении и создало ситуацию успеха.

Цель проекта: Развитие творческих и коммуникативных способностей и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством искусства.

Формы работы: Индивидуально, в парах, в подгруппах. Время проведения 2-3 раза в неделю по 20мин.

Метод Изотерапия.

Изотерапию применяем как коррекционное воздействие ребёнка с использованием изобразительных средств, эффективный метод, который поможет детям с ОВЗ справиться с негативными эмоциями, снять напряжение

Цель: развитие мелкой моторики и ассоциативное мышление, повышение самооценки и уверенности.

Направление работы:Рисуночная терапия «Детские сказки».

Содержание работы:

Дети любят рисовать и всегда с удовольствием откликаются на предложение порисовать про сказку. Перед началом работы детям предлагается Роме и Данилу лист А4 и краски и объясняю суть творческой работы: «Мы с вами будем рисовать и беседовать. Вы можете рисовать и говорить, о чем угодно. Я буду хранить ваши рисунки в отдельной папке с вашим именем. Когда эта работа завершится, я отдам папку вам» (нужно показать детям папку, которую они при желании могут раскрасить). Потом предлагаю: «Нарисуйте картинку, которая изображает какую-то сказку». Рома и Данил рисуют. После чего важно спросить каждого ребенка: «Этот рисунок изображает какую-то сказку?» «Можешь рассказать мне, что происходит на этом рисунке?» «У рисунка есть название?» «Какие события предшествуют этому рисунку?» «Что произойдет потом?» «О чем ты думал, когда рисовал?» Рисунки при этом не интерпретируются. В конце игры проводится беседа с детьми. Налаживается процесс осмысления событий окружающего мира. Через рисунок дети выражают свои мысли и впечатления.

Таким образом, в процессе рисования каждый рисунок уникален, ребенок с удовольствием комментирует свои действия, рассказывает о себе, о своих чувствах и мыслях, а также о своем опыте. Инициируются творческие процессы, раскрываются различные способности.

Метод Песочная терапия

Дети с нарушением речи, очень быстро утомляются, а песок помогает лучше сохранить работоспособность. Благодаря играм с песком у детей развивается тактильно-кинетическая чувствительность и мелкая моторика рук, снижается мышечная напряженность, способствует развитию речи.

Цель: Развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья зрительного восприятия, память, внимания, речи, творческого мышления, воображения и фантазии средствами песочной терапии.

Направление работы: «Песочная сказка» в технике песочной терапии. Игры.

Формы работы: Индивидуально, в парах, в подгруппах. Время проведения 2-3 раза в неделю по 20мин.

Содержание работы:

Данной терапией мы занимаемся в группе, создав стимулирующую среду, в которой ребенок проявляет творческую активность. Непосредственно перед игрой мы знакомимся с песком. Для этого показываю возможные методы работы с песком: его можно мять, из него можно строить, можно делать различные следы, манипулировать игрушками на песке. Подбираю интересные задания, игры в сказочной форме, чтобы дети испытывали реальное проживание и проигрывание всевозможных ситуаций, вместе с героями сказочных игр.

Дети любят играть с песочком, могут самостоятельно объединяются в группы для игры с ним. Иногда они выбирают кинестетический песок с ним можно строить башенки, замки, играть в формочки. Когда дети мнут песок, он снимает физическое и эмоциональное напряжение, активно развивает мелкую моторику. Мы вместе с детьми строим из песка горочку и рушим ее и тем самым стимулирую детей к новой постройке более высокой горки.

В игре «Песочная сказка» важна инициатива и фантазия ребенка. Сережа выбрал роль ведущего, волшебника, который создает свою волшебную страну, свою сказку. В совместной игре, предлагаю различные проблемные ситуации. Сережа самостоятельно или с моей помощью находит выходы из них. В игре по сказочному сюжету использую «волшебные» фигуры: песочный человечек – властелин песка, песочная фея, различные колдуньи, а также ритуалы вхождения в сказку через «волшебный» шар, подаренный сказочной феей или «волшебный » тоннель, помогающий попасть в сказочную песочную страну.

Игры с песком, в которые мы проигрываем в группе с детьми применяем с целью развитие воображения, речи, развитие коммуникативных навыков, межличностных отношений.

Игра «Путешествие в сказку».

Игра «Нарисуйте сказку». Детям читается сказка и по ходу прочтения и появления в сказке героев, нужно их выставлять в песочнице.

Игра «Придумай сказку». Детям предлагается нарисовать сказку выставление персонажей их в песочнице.

Игра «Проигрывание сказок». Предлагается детям на песке построить декорации к сказке. В процессе пересказывания сказки выполняются действия с предметами.

Игра «Волшебная поляна». Детям предлагается нарисовать на песке что-нибудь, любой предмет. Далее предлагается детям нарисовать историю про этот предмет и дорисовывать по ходу рассказа персонажей к своей сказке.

Игра «Сказочный город». Предлагается детям на песке построить декорации к вымышленной ими сказочной стране.

Таким образом, песочная терапия способствовала развитию у детей связной речи, мелкой моторики кисти руки, коррекцией психических процессов детей с ОВЗ,так каксочетал в себе невербальный процесс построения композиции и вербальный способ рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции.

Метод Логоритмика

В своей работе логоритмику применяем как комплексную коррекцию сенсорных, психомоторных, речевых, коммуникативных детей с ОВЗ. Развитие речи идёт с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движения помогают осмыслить слово. Слово и музыка организуют и реализуют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную д



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: