в профессиональной деятельности»




Примерные тестовые задания для подготовки к комплексному экзамену по естественнонаучному модулю

Дисциплина «Математические методы обработки данных

в профессиональной деятельности»

Задание Решение
Теоретический вопрос на основные характеристики (1 вопрос)
1. Мода выборки является: 1) характеристикой положения; 2) характеристикой рассеивания; 3) ничего сказать нельзя. См. пункт 11 в файле «Справочный материал»: характеристики положения выборки – это мода, медиана, выборочное среднее.
2. К характеристикам положения выборки относятся: 1) медиана; 2) дисперсия; 3) размах вариации; 4) выборочное среднее. См. пункт 11 в файле «Справочный материал»: характеристики положения выборки – это мода, медиана, выборочное среднее.
3. Размах вариации выборки является: 1) характеристикой положения; 2) характеристикой рассеивания; 3) ничего сказать нельзя. См. пункт 12 в файле «Справочный материал»: характеристики рассеивания выборки – это размах вариации, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, исправленная дисперсия, исправленное среднее квадратическое отклонение.
4. К характеристикам рассеивания выборки относятся: 1) мода; 2) дисперсия; 3) выборочное среднее; 4) среднее квадратическое отклонение. См. пункт 12 в файле «Справочный материал»: характеристики рассеивания выборки – это размах вариации, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, исправленная дисперсия, исправленное среднее квадратическое отклонение.
5. Что показывает мода выборки: 1) наиболее часто встречающееся значение признака в выборке; 2) середину распределении признака в выборке; 3) среднее значение признака в выборке; 4) разброс значений признака в выборке; 5) насколько значения выборки отдалены от ее выборочного среднего; 6) число появлений значения признака xi в серии испытаний. См. пункт 17 в файле «Справочный материал»
6. Что показывает медиана выборки: 1) наиболее часто встречающееся значение признака в выборке; 2) середину распределения признака в выборке; 3) среднее значение признака в выборке; 4) разброс значений признака в выборке; 5) насколько значения выборки отдалены от ее выборочного среднего; 6) число появлений значения признака xi в серии испытаний. См. пункт 17 в файле «Справочный материал»
7. Что показывает выборочное среднее выборки: 1) наиболее часто встречающееся значение признака в выборке; 2) середину распределении признака в выборке; 3) среднее значение признака в выборке; 4) разброс значений признака в выборке; 5) насколько значения выборки отдалены от ее выборочного среднего; 6) число появлений значения признака xi в серии испытаний. См. пункт 17 в файле «Справочный материал»
8. Что показывает размах вариации выборки: 1) наиболее часто встречающееся значение признака в выборке; 2) середину распределении признака в выборке; 3) среднее значение признака в выборке; 4) разброс значений признака в выборке; 5) насколько значения выборки отдалены от ее выборочного среднего; 6) число появлений значения признака xi в серии испытаний. См. пункт 21 в файле «Справочный материал»
9. Что показывает дисперсия выборки: 1) наиболее часто встречающееся значение признака в выборке; 2) середину распределении признака в выборке; 3) среднее значение признака в выборке; 4) разброс значений признака в выборке; 5) насколько значения выборки отдалены от ее выборочного среднего; 6) число появлений значения признака xi в серии испытаний. См. пункт 22 в файле «Справочный материал»
10. Что показывает частота ni выборки: 1) наиболее часто встречающееся значение признака в выборке; 2) середину распределении признака в выборке; 3) среднее значение признака в выборке; 4) разброс значений признака в выборке; 5) насколько значения выборки отдалены от ее выборочного среднего; 6) число появлений значения признака xi в серии испытаний. См. пункт 5 в файле «Справочный материал»
11. Объем выборки равен: 1) сумме частот вариационного ряда; 2) моде вариационного ряда; 3) медиане вариационного ряда; 4) выборочному среднему вариационного ряда. См. пункт 6 в файле «Справочный материал»
12. Сумма относительных частот вариационного ряда равна: 1) 1; 2) моде вариационного ряда; 3) медиане вариационного ряда; 4) выборочному среднему вариационного ряда. См. пункт 8 в файле «Справочный материал»
13. Для вариационного ряда 2,2,2,2,2,2,5,5,8,8,8,8,10,10,10,10 соответствующая таблица распределения выборки имеет вид:
1) xi        
  ni        

 

2) xi        
  ni        

 

3) xi        
  ni        

 

4) xi        
  ni        

 

В данном вариационном ряду

число 2 повторилось 6 раз,

число 5 повторилось 2 раза,

число 8 повторилось 4 раза и

число 10 повторилось 4 раза.

Таким образом, получаем таблицу

xi        
ni        

Эта таблица называется таблицей распределения выборки или просто выборкой.

14.

Для выборки

xi        
ni        

соответствующий вариационный ряд имеет вид:

1) 1,1,1,1,1,3,3,3,3,7,7,9;

2) 1,1,1,1,1,3,3,3,3,7,7,9,9;

3) 1,1,1,1,3,3,3,3,7,7,9;

4) 1,1,1,1,1,3,3,3,7,7,9;

Выпишем каждую варианту столько раз, какова ее частота, получим вариационный ряд: 1,1,1,1,1,3,3,3,3,7,7,9.
15.

Если выборка задана в виде таблицы распределения с частотами ni:

xi x1 x2 xk
ni n1 n2 nk

то сумма частот ni выборки равна:

1) выборочному среднему выборки;

2) объему выборки;

3) моде выборки;

4) дисперсии выборки.

См. пункт 9 в файле «Справочный материал»
16.

Если выборка задана в виде таблицы распределения с относительными частотами wi:

xi x1 x2 xk
wi = w1 w2 wk

то сумма относительных частот wi равна:

1) 1; 2) 2; 3) 10; 4) 20.

См. пункт 10 в файле «Справочный материал»
17.

Если распределение выборки имеет вид:

xi      
ni      

то объем выборки равен:

1) 30; 2) 31; 3) 32; 4) 33.

См. пункт 9 в файле «Справочный материал»: сумма чисел в нижней строке таблицы равна объему выборки. Значит, объем выборки равен n=3+20+10=33.
18.

Если распределение выборки объема 20 имеет вид:

xi      
ni     n3

то частота n3 равна:

1) 3; 2) 4; 3) 5; 4) 6.

См. пункт 9 в файле «Справочный материал»: сумма чисел в нижней строке таблицы равна объему выборки. Значит, 3+12+ n3=20, n3=5.
19.

Если распределение выборки имеет вид:

xi      
wi 0,18 w2 0,32

то относительная частота w2 равна:

1) 0,3; 2) 0,35; 3) 0,4; 4) 0,5.

См. пункт 10 в файле «Справочный материал»: сумма чисел в нижней строке таблицы равна 1. Значит, 0,18+ w2+0,32=1, w2=0,5.
Графическое представление (1 вопрос)
20. Для графического представления дискретного вариационного ряда используется: 1) полигон частот; 2) гистограмма частот; 3) ось значимости; 4) корреляционное поле. См. пункт 27 в файле «Справочный материал»
21. Для графического представления интервального вариационного ряда используется: 1) полигон частот; 2) гистограмма частот; 3) ось значимости; 4) корреляционное поле. См. пункт 27 в файле «Справочный материал»
22. Полигон частот для распределения выборки имеет вид: Тогда объем выборки равен: 1) 100; 2) 90; 3) 80; 4) 70. См. таблицу в пункте 27 файла «Справочный материал»: сумма ординат ni всех точек на чертеже равна объему выборки. Значит, объем выборки равен: n=8+12+20+40=80.  
23. Если полигон частот для выборки объема 70 имеет вид: то частота варианты хi=3 равна: 1) 10; 2) 20; 3) 30; 4) 40. См. таблицу в пункте 27 файла «Справочный материал»: сумма ординат ni всех точек на чертеже равна объему выборки. Значит, 5+ n2+15+20 =70, n2=30.
24. Полигон частот выборки объема 80 имеет вид: Тогда сумма частот варианты хi=1 и варианты хi=8 равна: 1) 27; 2) 28; 3) 29; 4) 30. См. таблицу в пункте 27 файла «Справочный материал»: сумма ординат ni всех точек на чертеже равна объему выборки. Значит, n1+10+42+n4=80, n1+n4=28.
25. Если гистограмма частот для распределения выборки имеет вид то объем выборки равен 1) 30; 2) 67; 3) 92; 4) 100. См. таблицу в пункте 27 файла «Справочный материал»: сумма высот ni всех прямоугольников на чертеже равна объему выборки. Значит, n=12+25+30+25=92.
26. Гистограмма частот выборки объема 100 имеет вид: Тогда частота n2 равна: 1) 15; 2) 16; 3) 14; 4) 13. См. таблицу в пункте 27 файла «Справочный материал»: сумма высот ni всех прямоугольников на чертеже равна объему выборки. Значит, 5+n2+20+25+36=100, n2=14.
Вычисление основных характеристик выборки (2 вопроса)
27. Мода вариационного ряда 3,4,7,9,12,12 равна: 1) 4; 2) 7; 3) 12; 4) 9. См. пункт 13 в файле «Справочный материал»: мода – это варианта, имеющая наибольшую частоту, т.е это число, которое повторилось наибольшее количество раз. В данном примере чаще всего повторилось число 12, значит, это и есть мода.
28. Медиана и размах вариации выборки 2,5,5,7,8,9 равны: 1) 5 и 7; 2) 6 и 5; 3) 6 и 7; 4) 7 и 8. См. пункт 15 в файле «Справочный материал»: если в выборке четное число вариант, то медиана равна полусумме двух средних вариант. В данном примере 6 вариант – четное число, найдем полусумму двух средних чисел: – это и есть медиана. См. пункт 20 в файле «Справочный материал»: размах вариации – это разность между наибольшей и наименьшей вариантами. В данном примере наибольшая варианта равна 9, а наименьшая варианта равна 2. Найдем их разность: 9 – 2 = 7 – это и есть размах вариации.
29. Мода и медиана вариационного ряда 1,1,1,2,3,7,8,8,8 равны: 1) (1,8) и 7; 2) 1 и 3; 3) (1;8) и 3; 4) 8 и 3. См. пункт 13 в файле «Справочный материал»: мода – это варианта, имеющая наибольшую частоту, т.е это число, которое повторилось наибольшее количество раз. В данном примере чаще всего повторяются числа 1 и 8, значит, это и есть моды (т.е. в данном примере две моды). См. пункт 15 в файле «Справочный материал»: если в выборке нечетное число вариант, то медиана равна серединной варианте. В данном примере 9 вариант – нечетное число, посередине стоит число 3 – это и есть медиана.
30.

Мода и медиана выборки

xi        
ni        

равны:

1) 2 и 7,5; 2) 2 и 6,5; 3) 7 и 10; 4) 2 и 10.

См. пункт 13 в файле «Справочный материал»: мода – это варианта, имеющая наибольшую частоту. Наибольшее число в нижней строке – 6, его варианта x1 равна 2 – это и есть мода. В данной выборке 6+2+4+4=16 вариант – четное число. См. пункт 15 в файле «Справочный материал»: если в выборке четное число вариант, то медиана равна полусумме двух средних вариант. Выпишем каждую варианту столько раз, какова ее частота, получим вариационный ряд: 2,2,2,2,2,2,5,5,8,8,8,8,10,10,10,10. Посередине находятся числа 5 и 8. Найдем их полусумму: – это и есть медиана.
31.

Если распределение выборки имеет вид:

xi      
ni      

тогда выборочное среднее, дисперсия и исправленная дисперсия равны:

1) 5; 6 и 8;

2) 5; 6 и 9;

3) 3; 4 и 8;

4) 3; 5 и 9.

Объем выборки n=1+1+1=3. См. пункт 19 в файле «Справочный материал»: выборочное среднее находится по формуле: – это и есть выборочное среднее. См. пункт 23 в файле «Справочный материал»: дисперсия находится по формуле: = = – это и есть дисперсия. См. пункт 24 в файле «Справочный материал»: исправленная дисперсия находится по формуле: – это и есть исправленная дисперсия.
32. Выборочное среднее, дисперсия и исправленная дисперсия выборки 5,5,6,7,7,7,7,12 равны: 1) 7; 4,75 и ; 2) 7; 4,25 и ; 3) 7; 4,25 и ; 4) 8; 4,25 и .

Составим соответствующую таблицу распределения:

xi        
ni        

Объем выборки n=2+1+4+1=8.

См. пункт 19 в файле «Справочный материал»: выборочное среднее находится по формуле:

– это и есть выборочное среднее.

См. пункт 23 в файле «Справочный материал»: дисперсия находится по формуле:

=

= – это и есть дисперсия.

См. пункт 24 в файле «Справочный материал»: исправленная дисперсия находится по формуле:

– это и есть исправленная дисперсия.

33.

Если распределение выборки имеет вид:

xi      
ni      

тогда среднее квадратическое отклонение и исправленное среднее квадратическое отклонение равны:

1) и 2; 2) и 3; 3) и 3; 4) и 2.

См. пункт 25 в файле «Справочный материал»: среднее квадратическое отклонение находится по формуле: . Дисперсия была найдена в примере № 31. Отсюда получаем: . См. пункт 26 в файле «Справочный материал»: исправленное среднее квадратическое отклонение находится по формуле: . Исправленная дисперсия была найдена в примере № 31. Отсюда получаем: .
Гипотезы и ось значимости (1 вопрос)
34. Если основная гипотеза имеет вид Н 0: М(Х)>10, то конкурирующей может являться гипотеза: 1) Н 1: М(Х)>7; 2) Н 1: М(Х)≥10; 3) Н 1: М(Х)≤10; 4) Н 1: М(Х)≠10. См. пункт 29 в файле «Справочный материал»: конкурирующая (альтернативная) гипотеза – это гипотеза, Н 1, которая противоречит нулевой гипотезе Н 0. В данном примере основной гипотезе Н 0: М(Х)>10 противоречит гипотеза Н 1: М(Х)≤10.
35. Если ось значимости имеет вид –? +   Н кр(α=0,05)=3 Н кр(α=0,01)=12   и Н эмп=4,2, то можно сделать вывод: 1) принимается Н 0 на уровне значимости α=0,01; 2) принимается Н 0 на уровне значимости α=0,05; 3) принимается Н 1 на уровне значимости α=0,01; 4) принимается Н 1 на уровне значимости α=0,05. По условиям задачи имеем чертеж: –? +   Н кр(α=0,05)=3 Н эмп=4,2 Н кр(α=0,01)=12   Это случай № 3 в таблице – см. пункт 30 в файле «Справочный материал», значит, делаем вывод (см. таблицу пункта 30) – принимается альтернативная гипотеза H 1 на уровне значимости α=0,05.
36. Если ось значимости имеет вид –? +   Н кр(α=0,05)=12 Н кр(α=0,01)=3   и Н эмп=2,2, то можно сделать вывод: 1) принимается Н 0 на уровне значимости α=0,01; 2) принимается Н 0 на уровне значимости α=0,05; 3) принимается Н 1 на уровне значимости α=0,01; 4) принимается Н 1 на уровне значимости α=0,05. По условиям задачи имеем чертеж: –? + Н кр(α=0,05)=12 Н кр(α=0,01)=3 Н эмп=2,2   Это случай № 6 в таблице – см. пункт 30 в файле «Справочный материал», значит, делаем вывод (см. таблицу пункта 30) – принимается альтернативная гипотеза H 1 на уровне значимости α=0,01.
37. Если критические значения критерия равны Н кр=32 при уровне значимости α=0,05, Н кр=15 при уровне значимости α=0,01 и Н эмп=10, то эти данные можно интерпретировать следующим образом: 1) результаты индивидуальных значений в выборке различаются незначимо; 2) результаты индивидуальных значений в выборке не определены; 3) результаты индивидуальных значений в выборке различаются значимо; 4) данный критерий в этих условиях не применим. По условиям задачи имеем чертеж: –? + Н кр(α=0,05)=32 Н кр(α=0,01)=15 Н эмп=10   Это случай № 6 в таблице – см. пункт 30 в файле «Справочный материал», значит, имеем интерпретацию (см. таблицу пункта 30) – результаты индивидуальных значений в выборке различаются значимо.
38. Если критические значения критерия равны Н кр=14 при уровне значимости α=0,05, Н кр=23 при уровне значимости α=0,01 и Н эмп=19,4, то эти данные можно интерпретировать следующим образом: 1) результаты индивидуальных значений в выборке различаются незначимо; 2) результаты индивидуальных значений в выборке не определены; 3) результаты индивидуальных значений в выборке различаются значимо; 4) данный критерий в этих условиях не применим. По условиям задачи имеем чертеж: –? +   Н кр(α=0,05)=14 Н эмп=19,4 Н кр(α=0,01)=23   Это случай № 3 в таблице – см. пункт 30 в файле «Справочный материал», значит, имеем интерпретацию (см. таблицу пункта 30) – результаты индивидуальных значений в выборке не определены
Корреляционный анализ (1 вопрос)
39. Коэффициент корреляции может принимать значения: 1) от – 1 до +1; 2) от 0 до +1; 3) от –1 до 0; 4) от +1 до + 2. См. пункт 32 в файле «Справочный материал».
40. Если при увеличении значений одной переменной увеличиваются значения другой, то эти две переменные: 1) положительно коррелированны; 2)неоднозначно коррелированны; 3)отрицательно коррелированны. См. пункт 35 в файле «Справочный материал».
41. По корреляционному полю определите силу и направление связи между двумя признаками:   1) связь прямая слабая; 2) связь прямая средняя; 3) связь прямая сильная 4) связь обратная сильная; 5) связь обратная средняя; 6) связь обратная слабая; 7) связь отсутствует. Эллипснаправлен вдоль возрастающей прямой и имеет среднюю толщину. Это случай № 4 в таблице – см. пункт 37 в файле «Справочный материал», значит, (см. таблицу пункта 37) – связь прямая и средняя.
42. По корреляционному полю определите силу и направление связи между двумя признаками:     1) связь обратная сильная; 2) связь обратная средняя; 3) связь обратная слабая; 4) связь отсутствует; 5) связь прямая слабая; 6) связь прямая средняя; 7) связь прямая сильная. Эллипснаправлен вдоль убывающей прямой и по форме эллипс узкий. Это случай № 1 в таблице – см. пункт 37 в файле «Справочный материал», значит, (см. таблицу пункта 37) – связь обратная и сильная.
43. Выборочный коэффициент корреляции равен rX,Y = 0,93. Тогда связь между рассматриваемыми признаками будет: 1) прямая средняя; 2) обратная сильная; 3) прямая сильная; 4) прямая слабая. См. пункт 33 в файле «Справочный материал»: rX,Y >0, значит, связь прямая. См. шкалу Чеддока в пункте 34 файла «Справочный материал»: rX,Y >0,7, значит, связь сильная.
44. Вариационный ряд имеет вид: 1, 2, 2, 4, 5. Тогда ранжированный вариационный ряд имеет вид: 1) 1; 2; 2; 3; 4; 2) 1; 2; 3; 4; 5; 3) 1; 2,5; 2,5; 3; 4; 4) 1; 2,5; 2,5; 4; 5.

Присвоим каждой из вариант порядковый номер:

xi          
         

Теперь у совпадающих вариант найдем среднее арифметическое порядковых номеров:

Вместо порядковых номеров у повторяющихся вариант запишем полученное значение, у остальных вариант оставим уже имеющиеся порядковые номера:

xi          
ri   2,5 2,5    

Нижняя строка таблицы и есть ранжированный вариационный ряд.

45. Вариационный ряд имеет вид: 2, 4, 7, 7, 9. Тогда ранжированный вариационный ряд имеет вид: 1) 1; 2; 3; 3; 4; 2) 1; 2; 3; 4; 5; 3) 1; 2; 3,5; 3,5; 5; 4) 1; 2; 3,5; 3,5; 4.

Присвоим каждой из вариант порядковый номер:

xi          
         

Теперь у совпадающих вариант найдем среднее арифметическое порядковых номеров:

Вместо порядковых номеров у повторяющихся вариант запишем полученное значение, у остальных вариант оставим уже имеющиеся порядковые номера:

xi          
ri     3,5 3,5  

Нижняя строка таблицы и есть ранжированный вариационный ряд.

46. Вычислить коэффициент ранговой корреляции Спирмена для двух выборок:
Ранги ai 1 2 3 4
Ранги bi 2,5 1 2,5 4

1) 0,25;

2) 0,65;

3) – 0,25;

4) 1.

Найдем сумму квадратов разностей соответствующих рангов: = (1 – 2,5)2+(2 – 1)2+(3 – 2,5)2+(4 – 4)2=3,5. См. пункт 38 в файле «Справочный материал»: коэффициент ранговой корреляции Спирмена находится по формуле (где n – количество групп в выборке, т.е. количество столбцов с числовыми значениями в таблице из условия; в нашем случае n=4):
47. Вычислить коэффициент ранговой корреляции Спирмена для двух выборок:
Ранги ai 1 2 3 4
Ранги bi 4 1,5 1,5 3

1) 0,25;

2) – 1,04;

3) – 0,25;

4) 0.

Найдем сумму квадратов разностей соответствующих рангов: = (1 – 4)2+(2 – 1,5)2+(3 – 1,5)2+(4 – 3)2=12,5. См. пункт 38 в файле «Справочный материал»: коэффициент ранговой корреляции Спирмена находится по формуле (где n – количество групп в выборке, т.е. количество столбцов с числовыми значениями в таблице из условия; в нашем случае n=4):

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: