по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»




На 2017 – 2018 учебный год

(1 четверть)

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Месяц Темы занятий Дата Дидактический материал Примечание
Сентябрь Упражнения по подражанию на движения мимической мускулатуры. 07.09.2017    
Упражнения для губ и языка. 14.09.2017    
Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают». 21.09.2017    
Зрительные и аудиальные упражнения с антропоморфными игрушками и картинками. 28.09.2017    
Октябрь Аудиальные и двигательные упражнения «Слушай и делай вместе со мной». 05.10.2017    
Обобщение 12.10.2017    
Аудиальные и зрительные упражнения типа «Слушай стишок и показывай картинку» 19.10.2017    
Работа с пиктограммами из серии «Игрушки». 26.10.2017    

(2 четверть)

Месяц Темы занятий Дата Дидактический материал Примечание
Ноябрь Слушание аудиокниг с иллюстрациями 09.11.2017    
Жестово-образные игры. 16.11.2017    
Работа с пиктограммами из серии «Предметы». 23.11.2017    
Любимые сказки 30.12.2017    
Декабрь Кто где живет? 07.12.2017    
Слушание аудиокниг с иллюстрациям. Узнавание звуков и животных 14.12.2017    
Слушание аудиокниг с иллюстрациями. На арене цирка. 21.12.2017    
Прослушивание сказок К.И. Чуковский 28.12.2017    

(3 четверть)

Месяц Темы занятий Дата Дидактический материал Примечание
Январь Прослушивание сказок, С.Я. Маршак 11.01.2018    
Прослушивание сказок Э. Успенский 18.01.2018    
Слушание аудиокниг с иллюстрациями А.Барто «Игрушки» 25.01.2018    
Февраль Народные сказки. Подбор картинок 01.02.2018    
Жестово-образные игры. 08.02.2018    
Определи героя сказки по признакам 15.02.2018    
Слушание аудиокниг с иллюстрациями 22.02.2018    
Март Признаки предмета 01.03.2018    
Народные сказки. Аудиопрослушивание 15.03.2018    
Узнай на картинке предмет 22.03.2018    

(4 четверть)

Месяц Темы занятий Дата Дидактический материал Примечание
Апрель Упражнения «Слушай и узнай на картинке». 05.04.2018    
Аудиальные и зрительные упражнения типа «Слушай сказку и показывай героев 12.04.2018    
Аудиальные и зрительные упражнения типа «Слушай сказку и показывай героев 19.04.2018    
Загадки в картинках 26.04.2018    
Май Загадки в картинках 03.05.2018    
Слушаем и отгадываем загадки 10.05.2018    
Слушаем и отгадываем загадки 17.05.2018    
Повторение 24.05.2018    

 

Календарно - тематический план занятий

По предмету «Человек»

На 2017 – 2018 учебный год

(1 четверть)

Месяц Темы занятий Дата Дидактический материал Примечание
Сентябрь Представление о строении человека. 04.09.2017    
Представление о лице человека. 11.09.2017    
Представление о состоянии своего здоровья. 18.09.2017    
Представление о членах семьи. 25.09.2017    
Октябрь Родственные отношения в семье. 02.10.2017    
Изучение названий одежды и обуви: уличной, школьной, домашней. 09.10.2017    
Смена одежды и обуви по сезонам. 16.10.2017    
Осень. Листопад. 23.10.2017    
Игра «Кукла собирается гулять» 27.10.2017    

(2 четверть)

Месяц Темы занятий Дата Дидактический материал Примечание
Ноябрь Режим дня 10.11.2017    
Правила личной гигиены 13.11.2017    
Название своего имени и фамилии 20.11.2017    
Представление о бытовой деятельности членов семьи 27.11.2017    
Декабрь Представление о бытовой деятельности членов семьи 04.12.2017    
Называние своего возраста даты рождения 11.12.2017    
Представление о возрастных изменениях человека 18.12.2017    
Представление о состоянии своего здоровья. 25.12.2017    

(3 четверть)

Месяц Темы занятий Дата Дидактический материал Примечание
Январь Представление о досуговой деятельности членов семьи 15.01.2018    
Режим дня Утро Завтрак Дорога в школу 22.01.2018    
Режим дня Обед Приход из школы 29.01.2018    
Февраль Режим дня Отход ко сну 05.02.2018    
Представление о занятиях в свободное время 12.02.2018    
Рассказ о себе 19.02.2018    
Рассказ о своей семье 26.02.2018    
Март Рассказ о членах семьи 05.03.2018    
Представление о том кто такие мама и папа 12.03.2018    
Представление о том кто такая сестра 19.03.2018    

(4 четверть)

Месяц Темы занятий Дата Дидактический материал Примечание
Апрель Представление о том кто такой дедушка 02.04.2018    
Представление о том кто такая бабушка 09.04.2018    
Представление о домашних обязанностях мамы и папы 16.04.2018    
Представление о домашних обязанностях сестры и брата 23.04.2018    
Представление о домашних обязанностях меня 30.04.2018    
Май Представление о бережном отношении к старшим членам семьи 07.05.2018    
Представление о бережном отношении к старшим членам семьи 14.05.2018    
Листая страницы семейного альбома 21.05.2018    
Листая страницы семейного альбома 28.05.2018    

 

В результате коррекционно–образовательной работы к концу года дети должны уметь:

- Считать до 5, уметь ответить на вопросы: «Сколько всего?»; сравнивать количество предметов в группах; сравнивать два предмета по величине на основе их приложения или наложения; различать и называть геометрические фигуры; определять положение предметов в пространстве, двигаться в нужном направлении; определять времена года;

- Называть разные предметы, которые окружают учащихся, знать их назначение; называть диких, домашних животных и птиц; различать и называть некоторые растения, дикие, домашние животные и птицы ближайшего окружения;

- Сравнивать предметы по размеру, цвету, форме; считать различные предметы в пределах 5, уметь ответить на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»; отсчитать заданное количество предметов и обозначить количество соответствующими числами; сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений; ориентироваться на листе бумаги;

- Называть времена года, отмечать их особенности.

В процессе индивидуальных занятий используются игры на сенсорное развитие; на формирование пространственных представлений; на развитие мнемических процессов; на развитие межанализаторных систем;на формирование функции программирования и контроля собственной деятельности; на развитие памяти, мышления, внимания; на развитие мелкой и общей моторики.

 

Направления коррекционной работы Форма занятий Задачи обучения Средства
1. Сенсорное воспитание индивидуальная - Учить детей дифференцировать качества и отношения предметов. - Учить детей выделять основной признак в предметах, отвлекаясь от второстепенных признаков. - Формировать у детей образы восприятия, учить запоминать и называть предметы и их свойства. - Формировать у детей целостные формы предметов, образы-представления о знакомых предметах, их свойствах и качествах. - Учить воспринимать свойства предметов в разнообразной деятельности: в игре с сюжетными игрушками, в строительных играх, в дидактических играх Дидактические игры и упражнения (узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различение предметов, букв; анализ сложного образца: нахождения сходства и различия двух изображений; установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор»); вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение повторяющихся фигур, букв, их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду букв; графические диктанты; перерисовывание фигур по точкам; комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия, моторного развития: «Колечко», «Кулак-ладонь-ребро», «Зеркальное рисование», «Ухо-нос», «Змейка»; игра «Волшебный мешочек»; игра «Узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры «Волшебный мешочек»).
2.Формирование пространственных представлений:   индивидуальная -формирование умения ориентировки в схеме собственного тела; -формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классной комнаты); -формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга); Дидактические игры и упражнения (ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; определение пространственного расположения элементов букв; пространственный праксис; определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты).
3. Развитие мнемических процессов: индивидуальная -тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; -произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций; -развитие тактильной и кинестетической памяти. дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «Запомни звуки», игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание букв).  
4.Развитие межанализаторных систем:   индивидуальная -развитие слухомоторной координации; -развитие зрительно-моторной координации; -развитие слухозрительной и зрительно-двигательной координации; дидактические игры и упражнения (двигательное воспроизведение ритмических структур; графические диктанты (по словесной инструкции выстукивание ритмической структуры по зрительному (графически представленному) образцу; срисовывание образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений букв, предметов; рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти.
5.Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:   индивидуальная -регуляция простейших двигательных актов; -формирование умения ориентировки в задании; -формирование умения планирования этапов выполнения задания; -формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания; -формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате дидактические игры и упражнения (анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»; определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду сделать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»; проверка работы: «Сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «Что нужно исправить?»; речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?»; игры «Найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»; «Помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание.
6. Формирование мышления индивидуальная Учить детей решать задачи наглядно-образного плана: предлагать детям сюжетные картинки с изображением ситуаций, знакомых из собственного практического опыта, стимулировать их высказывания, обобщения, раскрывающие смысл ситуаций. Формировать у детей восприятия целостной сюжетной ситуации, изображенной на картинках. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями, изображенными на сюжетных картинках. Формировать у детей умения выполнять операции сравнения, обобщения, элементы суждения, умозаключения. Создавать предпосылки для развития у детей наглядно-образного мышления: формировать обобщенные представления о предметах-орудиях, их свойствах и качествах, а также об их роли в жизни и деятельности людей. Учить детей анализировать проблемно-практическую задачу в речевых высказываниях. Формировать у детей зрительную ориентировку о основные функции речи (фиксирующую, сопровождающую, планирующую) в процессе решения проблемно-практических задач.
7. Развитие общей и мелкой моторики индивидуальная - Развивать движение кистей и пальцев рук учить произвольно, регулировать скорость движений, действуя по подражанию; одной рукой, одновременно двумя руками; - Развитие общей моторики через двигательные упражнения Дидактические игры и упражнения «Перебирание круп», «Раскладывание и застегивание пуговиц, бусин», «Шнуровка». Двигательные упражнения «Повтори за зайкой» «Прыгни так же»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: