На 2017 – 2018 учебный год
(1 четверть)
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Месяц | Темы занятий | Дата | Дидактический материал | Примечание |
Сентябрь | Упражнения по подражанию на движения мимической мускулатуры. | 07.09.2017 | ||
Упражнения для губ и языка. | 14.09.2017 | |||
Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают». | 21.09.2017 | |||
Зрительные и аудиальные упражнения с антропоморфными игрушками и картинками. | 28.09.2017 | |||
Октябрь | Аудиальные и двигательные упражнения «Слушай и делай вместе со мной». | 05.10.2017 | ||
Обобщение | 12.10.2017 | |||
Аудиальные и зрительные упражнения типа «Слушай стишок и показывай картинку» | 19.10.2017 | |||
Работа с пиктограммами из серии «Игрушки». | 26.10.2017 |
(2 четверть)
Месяц | Темы занятий | Дата | Дидактический материал | Примечание |
Ноябрь | Слушание аудиокниг с иллюстрациями | 09.11.2017 | ||
Жестово-образные игры. | 16.11.2017 | |||
Работа с пиктограммами из серии «Предметы». | 23.11.2017 | |||
Любимые сказки | 30.12.2017 | |||
Декабрь | Кто где живет? | 07.12.2017 | ||
Слушание аудиокниг с иллюстрациям. Узнавание звуков и животных | 14.12.2017 | |||
Слушание аудиокниг с иллюстрациями. На арене цирка. | 21.12.2017 | |||
Прослушивание сказок К.И. Чуковский | 28.12.2017 |
(3 четверть)
Месяц | Темы занятий | Дата | Дидактический материал | Примечание |
Январь | Прослушивание сказок, С.Я. Маршак | 11.01.2018 | ||
Прослушивание сказок Э. Успенский | 18.01.2018 | |||
Слушание аудиокниг с иллюстрациями А.Барто «Игрушки» | 25.01.2018 | |||
Февраль | Народные сказки. Подбор картинок | 01.02.2018 | ||
Жестово-образные игры. | 08.02.2018 | |||
Определи героя сказки по признакам | 15.02.2018 | |||
Слушание аудиокниг с иллюстрациями | 22.02.2018 | |||
Март | Признаки предмета | 01.03.2018 | ||
Народные сказки. Аудиопрослушивание | 15.03.2018 | |||
Узнай на картинке предмет | 22.03.2018 |
(4 четверть)
|
Месяц | Темы занятий | Дата | Дидактический материал | Примечание |
Апрель | Упражнения «Слушай и узнай на картинке». | 05.04.2018 | ||
Аудиальные и зрительные упражнения типа «Слушай сказку и показывай героев | 12.04.2018 | |||
Аудиальные и зрительные упражнения типа «Слушай сказку и показывай героев | 19.04.2018 | |||
Загадки в картинках | 26.04.2018 | |||
Май | Загадки в картинках | 03.05.2018 | ||
Слушаем и отгадываем загадки | 10.05.2018 | |||
Слушаем и отгадываем загадки | 17.05.2018 | |||
Повторение | 24.05.2018 |
Календарно - тематический план занятий
По предмету «Человек»
На 2017 – 2018 учебный год
(1 четверть)
Месяц | Темы занятий | Дата | Дидактический материал | Примечание |
Сентябрь | Представление о строении человека. | 04.09.2017 | ||
Представление о лице человека. | 11.09.2017 | |||
Представление о состоянии своего здоровья. | 18.09.2017 | |||
Представление о членах семьи. | 25.09.2017 | |||
Октябрь | Родственные отношения в семье. | 02.10.2017 | ||
Изучение названий одежды и обуви: уличной, школьной, домашней. | 09.10.2017 | |||
Смена одежды и обуви по сезонам. | 16.10.2017 | |||
Осень. Листопад. | 23.10.2017 | |||
Игра «Кукла собирается гулять» | 27.10.2017 |
(2 четверть)
|
Месяц | Темы занятий | Дата | Дидактический материал | Примечание |
Ноябрь | Режим дня | 10.11.2017 | ||
Правила личной гигиены | 13.11.2017 | |||
Название своего имени и фамилии | 20.11.2017 | |||
Представление о бытовой деятельности членов семьи | 27.11.2017 | |||
Декабрь | Представление о бытовой деятельности членов семьи | 04.12.2017 | ||
Называние своего возраста даты рождения | 11.12.2017 | |||
Представление о возрастных изменениях человека | 18.12.2017 | |||
Представление о состоянии своего здоровья. | 25.12.2017 |
(3 четверть)
Месяц | Темы занятий | Дата | Дидактический материал | Примечание |
Январь | Представление о досуговой деятельности членов семьи | 15.01.2018 | ||
Режим дня Утро Завтрак Дорога в школу | 22.01.2018 | |||
Режим дня Обед Приход из школы | 29.01.2018 | |||
Февраль | Режим дня Отход ко сну | 05.02.2018 | ||
Представление о занятиях в свободное время | 12.02.2018 | |||
Рассказ о себе | 19.02.2018 | |||
Рассказ о своей семье | 26.02.2018 | |||
Март | Рассказ о членах семьи | 05.03.2018 | ||
Представление о том кто такие мама и папа | 12.03.2018 | |||
Представление о том кто такая сестра | 19.03.2018 |
(4 четверть)
Месяц | Темы занятий | Дата | Дидактический материал | Примечание |
Апрель | Представление о том кто такой дедушка | 02.04.2018 | ||
Представление о том кто такая бабушка | 09.04.2018 | |||
Представление о домашних обязанностях мамы и папы | 16.04.2018 | |||
Представление о домашних обязанностях сестры и брата | 23.04.2018 | |||
Представление о домашних обязанностях меня | 30.04.2018 | |||
Май | Представление о бережном отношении к старшим членам семьи | 07.05.2018 | ||
Представление о бережном отношении к старшим членам семьи | 14.05.2018 | |||
Листая страницы семейного альбома | 21.05.2018 | |||
Листая страницы семейного альбома | 28.05.2018 |
|
В результате коррекционно–образовательной работы к концу года дети должны уметь:
- Считать до 5, уметь ответить на вопросы: «Сколько всего?»; сравнивать количество предметов в группах; сравнивать два предмета по величине на основе их приложения или наложения; различать и называть геометрические фигуры; определять положение предметов в пространстве, двигаться в нужном направлении; определять времена года;
- Называть разные предметы, которые окружают учащихся, знать их назначение; называть диких, домашних животных и птиц; различать и называть некоторые растения, дикие, домашние животные и птицы ближайшего окружения;
- Сравнивать предметы по размеру, цвету, форме; считать различные предметы в пределах 5, уметь ответить на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»; отсчитать заданное количество предметов и обозначить количество соответствующими числами; сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений; ориентироваться на листе бумаги;
- Называть времена года, отмечать их особенности.
В процессе индивидуальных занятий используются игры на сенсорное развитие; на формирование пространственных представлений; на развитие мнемических процессов; на развитие межанализаторных систем;на формирование функции программирования и контроля собственной деятельности; на развитие памяти, мышления, внимания; на развитие мелкой и общей моторики.
Направления коррекционной работы | Форма занятий | Задачи обучения | Средства |
1. Сенсорное воспитание | индивидуальная | - Учить детей дифференцировать качества и отношения предметов. - Учить детей выделять основной признак в предметах, отвлекаясь от второстепенных признаков. - Формировать у детей образы восприятия, учить запоминать и называть предметы и их свойства. - Формировать у детей целостные формы предметов, образы-представления о знакомых предметах, их свойствах и качествах. - Учить воспринимать свойства предметов в разнообразной деятельности: в игре с сюжетными игрушками, в строительных играх, в дидактических играх | Дидактические игры и упражнения (узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различение предметов, букв; анализ сложного образца: нахождения сходства и различия двух изображений; установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор»); вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение повторяющихся фигур, букв, их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду букв; графические диктанты; перерисовывание фигур по точкам; комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия, моторного развития: «Колечко», «Кулак-ладонь-ребро», «Зеркальное рисование», «Ухо-нос», «Змейка»; игра «Волшебный мешочек»; игра «Узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры «Волшебный мешочек»). |
2.Формирование пространственных представлений: | индивидуальная | -формирование умения ориентировки в схеме собственного тела; -формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классной комнаты); -формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга); | Дидактические игры и упражнения (ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; определение пространственного расположения элементов букв; пространственный праксис; определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты). |
3. Развитие мнемических процессов: | индивидуальная | -тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; -произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций; -развитие тактильной и кинестетической памяти. | дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «Запомни звуки», игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание букв). |
4.Развитие межанализаторных систем: | индивидуальная | -развитие слухомоторной координации; -развитие зрительно-моторной координации; -развитие слухозрительной и зрительно-двигательной координации; | дидактические игры и упражнения (двигательное воспроизведение ритмических структур; графические диктанты (по словесной инструкции выстукивание ритмической структуры по зрительному (графически представленному) образцу; срисовывание образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений букв, предметов; рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти. |
5.Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности: | индивидуальная | -регуляция простейших двигательных актов; -формирование умения ориентировки в задании; -формирование умения планирования этапов выполнения задания; -формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания; -формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате | дидактические игры и упражнения (анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»; определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду сделать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»; проверка работы: «Сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «Что нужно исправить?»; речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?»; игры «Найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»; «Помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание. |
6. Формирование мышления | индивидуальная | Учить детей решать задачи наглядно-образного плана: предлагать детям сюжетные картинки с изображением ситуаций, знакомых из собственного практического опыта, стимулировать их высказывания, обобщения, раскрывающие смысл ситуаций. Формировать у детей восприятия целостной сюжетной ситуации, изображенной на картинках. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями, изображенными на сюжетных картинках. Формировать у детей умения выполнять операции сравнения, обобщения, элементы суждения, умозаключения. | Создавать предпосылки для развития у детей наглядно-образного мышления: формировать обобщенные представления о предметах-орудиях, их свойствах и качествах, а также об их роли в жизни и деятельности людей. Учить детей анализировать проблемно-практическую задачу в речевых высказываниях. Формировать у детей зрительную ориентировку о основные функции речи (фиксирующую, сопровождающую, планирующую) в процессе решения проблемно-практических задач. |
7. Развитие общей и мелкой моторики | индивидуальная | - Развивать движение кистей и пальцев рук учить произвольно, регулировать скорость движений, действуя по подражанию; одной рукой, одновременно двумя руками; - Развитие общей моторики через двигательные упражнения | Дидактические игры и упражнения «Перебирание круп», «Раскладывание и застегивание пуговиц, бусин», «Шнуровка». Двигательные упражнения «Повтори за зайкой» «Прыгни так же» |