Предположительно, вы читаете эту книгу потому, что намереваетесь изменить некоторые методы, используемые в настоящее время вашей организацией для конструирования требований. Начиная свой поход за превосходными требованиями, помните о следующих четырех принципах совершенствования процессов работы над ПО (Wiegers, 1996а).
1.Совершенствование технологических процессов должно быть постепенным, непрерывным и цикличным. Не стремитесь улучшить все процессы работы за раз и смиритесь с тем, что не получится исправить все с первой же попытки. Вместо того чтобы ставить целью абсолютное совершенствование, разработайте несколько модернизированных шаблонов и процедур и начните их реализацию. Настраивайте свои методы по мере того, как ваша команда будет набираться опыта в применении новых методик. Иногда простые и легкие изменения могут привести к существенной выгоде, так что ищите плоды, висящие низко.
2.Люди и организации изменяются только при наличии стимула. Сильнейший из них — это трудности в работе. Я не имею в виду искусственно вызываемые трудности в работе вроде сокращения сроков выпуска по инициативе руководства с целью заставить команду работать усерднее, но реальные трудности, которые вы испытывали в предыдущих проектах. Вот какие проблемы могут стать значительным мотивом для изменения процессов работы с требованиями:
· разработчики не уложились в график, потому что непонятные и неоднозначные требования попали к ним поздно;
· разработчикам пришлось много работать сверхурочно, потому что непонятные или расплывчатые требования были уточнены слишком поздно в процессе разработки;
· попытка тестирования системы не удалась, потому что тестировщики не понимали, что продукт должен делать;
|
· нужная функциональность была реализована, но пользователи не удовлетворены вялой производительностью, неудобством работы или другими недостатками качества продукта;
· организации пришлось пойти на высокие расходы на сопровождение, потому что клиентам потребовалась масса дополнительных функций, которые следовало определить во время составления требований;
· организация-разработчик ПО приобрела плохую репутацию поставщика продуктов, которые не нравятся клиентам.
3.Изменения технологических процессов должны быть ориентированы на цель. Прежде чем улучшать методики, убедитесь, что знаете, куда идете (Potter и Sakry, 2002). Хотите ли вы уменьшить объем работы, которую приходится переделывать из-за проблем с требованиями? Хотите, чтобы график оказался более предсказуемым? Хотите прекратить пересмотр требований на стадии их реализации? Дорожная карта, определяющая пути к бизнес-целям, значительно увеличит ваши шансы на успех в совершенствовании технологических процессов.
4.Воспринимайте действия по совершенствованию процессов какмини-проекты. Многие попытки внесения усовершенствований терпят неудачу из-за плохого планирования или отсутствие ожидаемых ресурсов. Учтите ресурсы, необходимые для совершенствования процессов, в общих планах по проекту. Выполняйте те же процедуры планирования, учета, нормирования и отчетности, что и для любого другого проекта, но принимая во внимание малые масштабы проекта по внесению усовершенствований. Пишите план действий для каждой области совершенствования процессов, которую охватываете. Ведите учет времени, которое участники тратят на выполнение планируемого действия, чтобы проверить, действительно ли нужно столько усилий и сколько стоит работа по совершенствованию.
|
Ловушка Наибольшая угроза программе совершенствования процессов работы над ПО — это недостаточно серьезное отношение руководства к своим обязательствам, что влечет за собой череду реорганизаций, перетасовывающих участников иприоритеты программы. |
Все члены команды имеют возможность — и обязанность — активно улучшать свой рабочий процесс. Профессиональным разработчикам ПО не нужно разрешение менеджеров для совершенствования их работы и работы их команд. «Народные» программы совершенствования технологических процессов, которые возникают в результате неудовлетворенности сотрудников или инициируются харизматическим лидером, могут быть весьма успешными. Тем не менее масштабная инициатива по совершенствованию технологических процессов может преуспеть, только если руководство готово выделять ресурсы, определять ожидания и устанавливать ответственность членов команды за их вклад в программу по совершенствованию.
Шутливые советы по совершенствованию технологических процессов У опытного руководителя программ совершенствования технологических процессов со временем накапливается перечень коротких и содержательных наблюдений об этой трудной области. Вот некоторые из тех, что я собрал на протяжении ряда лет: · не откусывайте слишком много за раз (если вы попробуете глобально изменить работу, велика вероятность, что ваша команда подавится); · бурно радуйтесь малым победам (больших побед у вас будет немного); · давите мягко, но постоянно (лидеры программ совершенствования технологических процессов и заинтересованные в изменениях руководители ведут команду к лучшему будущему, поощряя инициативу и постоянно реализуя ее); · концентрация, концентрация, концентрация (занятая команда разработчиков ПО может выполнять лишь три, или два, или, может быть, всего один проект по совершенствованию за раз. Но никогда не беритесь меньше, чем за один проект); · ищите союзников (в каждой команде есть свои энтузиасты, которые с готовностью испробуют новые шаблоны и процедуры и поделятся полученным опытом с руководителем программы, растите их, благодарите их, награждайте их); · планы, не реализуемые в действиях, нельзя считать полезными (легко оценить процесс и написать план действий; трудно заставить людей работать по-новому в ожидании лучших результатов, но это — единственный полезный результат процесса совершенствования). |
|