МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего профессионального образования
«Сибирский государственный аэрокосмический университет
Имени академика М. Ф. Решетнева»
(СибГАУ)
Кафедра технической эксплуатации летательных аппаратов и двигателей
Методическое пособие к практическим работам
По дисциплине
"Математические основы теории систем"
для направления подготовки 162300.62 «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей»
Красноярск 2015
ББК –
УДК 629.7.
Рецензент
Начальник Красноярского межрегионального территориального управления ВТ МТ РФ С.В. Родькин
Печатается по решению методической комиссии факультета гражданской авиации и таможенного дела
Методические указания по проведению практических работ по дисциплине «Математические основы теории систем» для направления подготовки 162300.62 «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей». Составители: Бойко О.Г., Фурманова Е.А., Пигин А. С. – Красноярск, СибГАУ, 2015, - 52с.
В методических указаниях приведены ссылки на теоретические сведения по основным разделам изучаемого курса, задания, варианты заданий и контрольные вопросы по дисциплине «Математические основы теории систем»
©Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, 2014
Содержание
Тема 1 Элементы теории множеств……………………….. …………..…..4
1.1 Задание…………………………………………………………………..4
1.2 Варианты заданий...……………………….……………………..……..4
1.3 Контрольные вопросы………………………………………………….10
Тема 2 Элементы алгебры логики…………………………….…………..11
2.1 Варианты заданий………………………………………………….…..11
2.2 Контрольные вопросы………………………………………………....14
Тема 3 Метод пространства состояний …………………………..………15
3.1 Получение векторно-матричной стандартной формы Коши……......15
3.1.1 Одномерные системы…………………………………………...…....15
3.1.1.1 Задание………………………………………………………….…..15
3.1.1.2 Варианты заданий…………………………………………….…...16
3.1.2 Многомерные системы…………………………………………….....32
3.1.2.1 Задание………………………………………………………….…..32
3.1.2.2 Варианты заданий………………………………………………….32
3.2 Оценка управляемости и наблюдаемости методом пространства состояний…………………………..……………………………............................39
3.2.1 Задание ……………………………………………………….……..39
3.2.2 Варианты заданий……………………………………………………..39
3.3 Канонические формы в пространстве состояний………………..…...40
3.3.1 Задание………………………………………………………………40
3.4 Контрольные вопросы……………………………….……………….41
Тема 4 Структурные схемы надежности………………………………….42
4.1 Задание……………………………….………………………………..42
4.2 Варианты заданий ……………………………………………………..43
4.3 Контрольные вопросы….………………………………………….......51
Библиографический список ……………………………………………....52
Тема 1 Элементы теории множеств
Цель изучения темы: ознакомить учащихся с элементами теории множеств, освоить основные операции над множествами, изучить диаграммы Эйлера – Венна.
С элементами теории множеств, операциями над множествами, диаграммами Эйлера – Венна ознакомиться в лекционном курсе или в [ 1, 2 ]
Задание
1 Ознакомиться с теорией.
2 Получить вариант задания у преподавателя.
3 Составить отчет о выполненной работе.
Варианты заданий
Таблица 1.1 – Варианты заданий
№ варианта | ||||||||||
№ задания | 2, 8а | 3а, 15в | 4а, 10б | 7, 15н | 5б, 17а | 11а, 20б | 10а, 19 | 9д, 20в | 9б, 17в | 8б, 20а |
№варианта | ||||||||||
№ задания | 5а, 15л | 1а, 21б | 1в, 15д | 3б, 9а | 5в, 18а | 12б, 20г | 10в, 20д | 9г, 15о | 12а, 14 | 8в, 15к |
№варианта | ||||||||||
№ задания | 6, 15з | 1б, 15а | 3в, | 4б, 21а | 11б, 15б | 11в, 15п | 11г, 18б | 9е, 17б | 13а, 18в | 9в, 15е |
1 Равны ли множества А и В, если
а А = {1, 2, 3} и В = {{1, 2}, {2, 3}}; А = {2, 3} и В = {{2}, {3}};
б А = {4, 5, 6} и В = {{3, 4}, {4, 5}}; А = {4, 5} и В = {{4}, {5}};
в А = {7, 8, 9} и В = {{5, 6}, {6, 7}}; А = {6, 7} и В = {{6}, {7}};
2 Задать различными способами множество А всех четных чисел 2, 4, 6,
…., не превышающих 1000.
3 Верно ли, что:
а {{1,2}, {2,3}}={1,2,3}; 2).{{1,2}}={1,2}
б{{4,5}, {2,3}}={1,2,4}; 2).{{3,5}}={1,3}
в{{1,2}, {4,6}}={1,3,5}; 2).{{1,3}}={2,4}
4 Перечислить элементы следующих множеств:
а А ={ a|a Í B, B ={1,2,3}}
б A ={ a | a Î B, B ={1,2,3}}
5 Заданы множества:
а U = {1, 2, 4, 5}; X = {2, 5}; Y = {1, 2, 4}; Z = {2, 5}.
Найти: X Y; (X
Z)
Y; X
(Y
Z); (X
Y)
(X
Z);
(X Y); X
Y; (X
Y)
Z; X \ Z; (X \ Z) \ (Y \ Z)
б U = {3, 6, 7, 9}; X = {4, 5}; Y = {3, 4, 7}; Z = {4, 5}.
Найти: X Y; (X
Z)
Y; X
(Y
Z); (X
Y)
(X
Z);
(X Y); X
Y; (X
Y)
Z; X \ Z; (X \ Z) \ (Y \ Z)
в U = {3, 4, 5, 8}; X = {3, 5}; Y = {6, 7, 9}; Z = {7, 8}.
Найти: X Y; (X
Z)
Y; X
(Y
Z); (X
Y)
(X
Z);
(X Y); X
Y; (X
Y)
Z; X \ Z; (X \ Z) \ (Y \ Z)
6 Существуют ли такие множества А, В и С, что А В ≠ Ø, А
С = Ø,
(А В) \ С = Ø?
7 Пусть А – произвольное множество. Что представляют собой следующие множества:
8 Доказать следующие тождества:
а (A B)
(A
B) = (A
B)
(A
B) = A
б(A B)
A = A
B
в(A \ B) \ C = (A \ C) \ (B \ C)
9 Проверить, что X × Y ≠ Y × X, если
а X = {3, 4, 5} и Y = {0, 1}
б X = {1, 3, 6} и Y = {1, 2}
в X = {2, 3, 5} и Y = {2, 3}
г X = {3, 5, 6} и Y = {3, 4}
д X = {4, 5, 7} и Y = {2, 4}
е X = {3, 6, 9} и Y = {4, 7}
10 Даны произвольные множества А, В, С такие, что:
а и
Чему равно
б и
Чему равно
в и
Чему равно
11 Записать в явном виде отношение R ={(x, y) / x, y A, x – делитель y }
а x ≤ 3, где А = {1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10}
б x ≥ 5, где А = {3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 15}
в x ≤ 7, где А = {2, 3,4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 13}
г x ≥ 8, где А = {8, 9, 10, 14, 16, 18, 24, 26}
12 Записать область определения D ® и область значений E ®, если
отношение R = {(x, y) / x, y A, x – делитель y }
а x ≤ 3, где А = {1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10}
б x ≥ 5, где А = {3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 15}
в x ≤ 7, где А = {2, 3,4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 13}
г x ≥ 8, где А = {8, 9, 10, 14, 16, 18, 24, 26}
13 Проверить, является ли отношение ρ = {(a, b): a, b ∈ А и a + b – четное},
агде А = {1, 2, 3, 4, 5, 6} является рефлексивным, симметричным, транзитивным и антисимметричным.
Бгде А = {1, 4, 5, 7, 8, 10} является рефлексивным, симметричным, транзитивным и антисимметричным.
Вгде А = {1, 3, 4, 6, 7, 9} является рефлексивным, симметричным, транзитивным и антисимметричным.
14 На множестве А = {–4, –3, –2, –1, 0, 1, 2, 3, 4} определены следующие отношения: ρ = {(a, b): a < b }; σ = {(a, b): b – 1 < a < b + 2};
τ = {(a, b): a 2 ≤ b }.
Записать в явном виде множества ρ(0), σ(0), τ(0), ρ(1), σ(–1), τ(–1).
15 Упростить выражения:
а
б
в
г
д
е
ж
з
и
к
л
м
н
о
п .
16 Проверить, правильно ли заданы следующие операции:
x y = x – y на N; x
y = x
y −1 на Z; x
y = max(x, y) на N.
Если правильно, то проверить свойства (коммутативность и ассоциативность) и найти (если это возможно) единичный и обратный элементы.
17 Для произвольных множеств А, В, С, D I построить диаграммы Эйлера-Венна при условии:
а
б
в
г .
18С помощью диаграмм Эйлера-Венна установить справедливость каждого из следующих утверждений относительно произвольных множеств А, В, С I:
а
б если и
, то
в если и
то
г
19 Показать с помощью диаграмм Эйлера-Венна, какое из двух множеств и
является подмножеством другого.
20 Пусть даны множества А, В и С; С Í В; Доказать, что:
а
б
в
г ;
д
21 Доказать, что:
а если то
б
1.3 Контрольные вопросы
1 Что называется множеством?
2 Какое множество называется конечным или бесконечным?
3 Какое отличие между понятиями принадлежит () и включается (
)?
4 Что такое прямое произведение множеств? Какими свойствами обладает прямое произведение?
5 Что называется отношением на множестве? Какими свойствами обладают отношения на множествах?
6 Что называется разбиением множества? Приведите примеры.
7 Что называется отношением эквивалентности и отношением частичного порядка? Приведите примеры.
8 Что называется алгебраической операцией на множестве?
9 Какими свойствами обладает алгебраическая операция?
10 Что называется единичным и обратным элементом?
Тема 2 Элементы алгебры логики
Цель изучения темы: ознакомить учащихся с понятиями логических функций, их определением и законами. Дать основные понятия Булевой алгебры.
С понятиями логических функций, их определением и законами, понятиями Булевой алгебры ознакомиться в лекционном курсе или в [ 1, 3 ]
Задание
1 Ознакомиться с теорией.
2 Получить вариант задания у преподавателя.
3 Составить отчет о выполненной работе.
Варианты заданий
Таблица 2.1 – Варианты заданий
№ варианта | ||||||||||
№ задания | 1г, 5а | 1з,4а | 1а,2д | 1д, 3а | 1ж,2в | 1в,3б | 1з,5б | 1б,2г | 1б,3а | 1з,3д |
№варианта | ||||||||||
№ задания | 1е, 5б | 1б,3д | 1в,3в | 1ж, 4б | 1д,3г | 1а,2а | 1е,4а | 1г,4б | 1е, 3в | 1б, 2б |
1 Найти совершенно дизъюнктивную нормальную форму (СДНФ), совершенно конъюнктивную нормальную форму (СКНФ); (в задании даны логические формулы двух переменных)
а
б
в
г
д
е
ж
з
2 Составить СДНФ для функций (функции берутся из таблицы истинности 2.2 для ЛФ двух переменных)
а
б
в
г
д
Таблица 2.2
x 1 | x 2 | y= ![]() | ||||||||||
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ||
3Составить СДНФ и СКНФ для функций (функции взять из таблицы истинности 2.3 для ЛФ трех переменных).
А
б
в
г
д
Таблица 2.3
x 1 | x 2 | x 3 | y = ![]() | ||||||||||
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | |||
4 Упростить логическое выражение с помощью законов алгебры Буля, проверить упрощенное выражение с исходным с помощью таблицы истинности.
а
б
5На основе формул взаимосвязи между логическими операциями
доказать справедливость нижеприведенных тождеств. С помощью диаграмм Эйлера–Венна подтвердить справедливость этого доказательства.
а
б
2.3 Контрольные вопросы
1 Что называется логической функцией?
2 Перечислите логические функции с двумя переменными и дайте их определение?
3 Представьте каждую логическую функцию двух переменных в базисе И, ИЛИ, НЕ?
4 Дайте определение алгебры Буля. Охарактеризуйте ее достоинства?
5 Дайте определение СДНФ и СКНФ?
6 Перечислите законы алгебры Буля?
7 В чем заключается сущность аксиоматического способа минимизации формул алгебры Буля?
8 В чем заключается минимизация формул алгебры методом диаграмм Вейча?