Программы государственной поддержки




 

С конца девяностых годов прошлого века в России шло накопление разнообразного опыта государственного финансирования неправительственных некоммерческих организаций. Подобные программы поддерживали ряд министерств и ведомств, а также некоторые регионы России. Ситуация изменилась принципиально с проведением в 2006 г. первого общенационального конкурса среди независимых некоммерческих организаций на получение финансирования. Он был ориентирован на ресурсные центры третьего сектора. Конкурс стал пробным шагом в практической реализации государственной политики, направленной на поддержку институтов гражданского общества. В 2006 г. грантовые средства распределялись через Общественную палату РФ.

Начиная с 2007 г. конкурс на соискание федерального гранта (его часто называют «президентским») стал более открытым, он распространился на все сферы деятельности неправительственных организаций, приобрел ярко выраженную социальную направленность, стал использовать новые организационные механизмы. Все это выводит федеральную грантовую программу на качественно иной уровень. Можно говорить о том, что конкурс на соискание финансирования стал неотъемлемой частью государственной политики в отношении институтов гражданского общества. Некоммерческие организации заранее ожидают его и серьезно рассчитывают на поддержку. Количество заявок в 2008 г. утроилось по сравнению с 2007 г. Почти 90% грантополучателей 2007 г. через год снова подали заявки на финансирование. Более трети из них стали вновь победителями конкурса. Очень важно отметить разнообразие сфер деятельности НКО, подавших заявки на конкурс. Эти данные показывают, что социальная сфера и образование становятся приоритетными для гражданского общества России.

Всероссийский конкурс социальных проектов проводился на основании распоряжения Президента Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 367-рп «Об обеспечении в 2007 г. государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества». Распределение грантовых средств осуществлялось по традиционной схеме, применяемой в развитых странах: государственные структуры поручают проведение конкурса независимым некоммерческим организациям (далее - НКО-операторы), которые в свою очередь привлекают экспертов для определения победителей конкурса. В дальнейшем НКО-операторы в течение года администрируют программы грантов и взаимодействуют с грантополучателями. Для каждого из шести назначенных операторов была определена тематика конкурсных проектов (табл. 1).


Таблица 1

НКО-оператор Сфера финансируемых проектов
Автономная некоммерческая организация «Институт общественного проектирования» Социологические исследования и мониторинг состояния гражданского общества
Международный гуманитарный общественный фонд «Знание» Образование, искусство, культура и общественная дипломатия
Некоммерческое партнерство «Независимая организация «В поддержку гражданского общества» Защита прав и свобод человека и правовое просвещение населения
Общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации» Пропаганда здорового образа жизни, охрана здоровья населения и окружающей среды
Общероссийский общественный фонд «Национальный благотворительный фонд» Поддержка и социальное обслуживание малоимущих и социально незащищенных категорий граждан
Фонд подготовки кадрового резерва «Государственный клуб» Молодежные инициативы, проекты молодежных движений и организаций

 

Основные тенденции

Определение тенденций развития гражданского общества в России является одной из важнейших задач на современном этапе. С одной стороны, развитие гражданского общества представляется темой, простой и доступной для обсуждения всеми заинтересованными сторонами, даже без специальной подготовки. С другой стороны, объективные данные, в том числе статистические и эмпирические, об этой сфере стали доступны лишь в последние несколько лет. Хотя не все исследования сравнимы между собой и не охватывают все стороны развития гражданского общества, тем не менее, на их основе и на базе экспертных оценок можно выявить изменения, в том числе системные, и сделать некоторые прогнозы.

Важность явного оформления тенденций именно сегодня связана с тем, что гражданское общество и его юридически оформленная часть - организации третьего сектора - играют все большую роль в жизни страны. Появление проектов государственных концепций в разных сферах социальной жизни - молодежной политике, образовании, благотворительной деятельности и добровольчестве - требует понимания направлений развития гражданского общества.

Для выявления основных тенденций использовались методы экспертных оценок, широко велась профессиональная и общественная дискуссия. В результате рассмотрения тематических разработок, обсуждения полученных выводов и голосования, при котором цена голоса зависит от уровня знаний и специализации эксперта, исследователями было выявлено, что развитие гражданского общества в нашей стране характеризуется следующим:

ñ усилением активности и влияния государства в разных сферах гражданского общества;

ñ развитием диалога государства и институтов гражданского общества в рамках законотворческого процесса;

ñ системным развитием благотворительности;

ñ усилением личной активности граждан в общественной жизни;

ñ развитием профессионализма НКО при общем снижении их количества.

Это не единственные тенденции, которые характеризуют современный вектор развития гражданского общества. Основанием для отнесения вышеперечисленных тенденций к числу основных являются продолжительность, сила и всеобщность их проявления в различных элементах системы гражданского общества. Кроме того, по оценкам экспертов, именно эти тенденции будут доминирующими в ближайшие годы.

Интерес к гражданскому обществу и отдельным его составляющим в настоящий момент проявляют различные круги - власть, бизнес, средства массовой информации, научные и экспертные сообщества, некоммерческие общественные организации. Все они оказывают значительное, иногда прямо противоположное воздействие на развитие гражданского общества и отдельные его элементы. В науке и на практике понятие гражданского общества многозначно. В результате описанные тенденции сформировались в сложных условиях, и существуют примеры, подтверждающие как саму тенденцию, так и исключения из правила.

Большинство выделенных тенденций можно считать положительными, способствующими развитию гражданского общества, их сохранение и развитие будут зависеть как от деятельности гражданских организаций, так и от позиции других заинтересованных сторон и их взаимодействия.

 


Заключение

 

В заключение работы, сделаем некоторые выводы. Можно выделить, по меньшей мере, три уровня анализа гражданского общества, различаемые по степени конкретности:

общественный (или общесоциологический), когда гражданское общество рассматривается как развитая социальность, индивидуализированные социальные отношения, рефлективные политическому строю государства; социально-классовый (или стратификационный), где гражданское общество предстает сферой взаимодействия социальных слоев, сословий, классов, альтернативных общественных организаций, партий; как определенный общественный строй или социальная организация общества;

личностно-индивидуальный, где гражданское общество - способ социального бытия отдельного человека, выражающий индивидуальность его интересов в социальной, экономической, политической, духовно-нравственной сферах общественной жизни.

Гражданское общество, таким образом, представляет собой то состояние или уровень развития человеческого социума, основа которого - не абстрактное всеобщее благо, коллективный интерес или классовая потребность, а многомерный живой человек; это та стадия прогресса его, когда цивилизация переходит от одномерного и «однополушарного» (исключительно государственного, политического) к интегративно-синтетическому, или «двухполушарному» мышлению. С этой точки зрения человек предстает и как гражданин государства и как член гражданского общества, а не маргинализированный и люмпенизированный «винтик» -подданный в механизме колоссальной государственной машины принуждения. Гражданское общество - еще один шаг на пути обретения человеком свободы, его собственной сущности.

Становление гражданского общества означает отказ от иерархических структур власти в обществе и замену их новыми, открытыми социальными структурами, ячейку которых и составляют общественные, гражданские объединения и организации граждан, взаимоотношения которых как внутри, так и между собой строятся на оппозиции авторитарным методам государственного управления.

Гражданское общество - это тот исторический тип социальности, где главным действующим лицом оказывается осознавший свои общественные и индивидуальные интересы человек со всей многообразной гаммой его непосредственных жизненных потребностей и соответствующей системой ценностей.

Становление гражданского общества по мере своего развития обретает системность, которая предполагает собственную структуру и массовидный характер, стержнем чего выступают персонифицированные отношения частной собственности, основанной на общественном договоре.

Тем самым гражданское общество выступает великой объединительной силой человеческого социума, представляя собой тот первичный, первоначальный уровень общественности человеческого бытия, ту «истину» индивидуальной и общественной жизни, которая в цивилизационных условиях образует коренной способ преодоления общественного отчуждения во всех его формах.

Гражданское общество имеет исторически изменчивый характер, принимая в истории различные формы своего существования, будучи в, каждый данный момент системой открытого и незавершенного типа. Но если претерпевает изменения сама реальность гражданского общества, то неизбежно меняется и наше знание о нем, его сущности, структуре и функциях.

В различных культурах существуют разные понятия о толерантности и соответственно разный уровень её проявления. Но толерантность это очень важное свойство любого общества, условие его выживания. А для России, где проживают сотни этносов, исторически существует специфическая политическая и гражданская культура, развитие и поддержание толерантности должно быть одной из первоочередных государства и политической власти. Однако следует отметить, что не только государство, но и граждане должны понимать важность терпимого отношения к другим. Отсюда становление гражданского общества - важнейшее условие реализация поливалентных принципов толерантности. При этом бесценен для постсоветской России и зарубежный опыт, и собственные исторические традиции, опыт, как положительный, так и - увы - отрицательный.

На наш взгляд, уровень-толерантности в стране тесно связан с уровнем материального благополучия граждан. Вполне справедлива формула: чем выше доходы, тем более терпимы люди друг к другу. Но возможна и другая ситуация, когда уровень доходов крайне низок, а толерантность в обществе достаточно высока. Это возможно, только в тех случаях, когда расслоение общества невелико, т.е. нет огромных непреодолимых разрывов между различными слоями общества.

Такая ситуация была характерна, например, для СССР, где при достаточно низком уровне жизни населения, уровень толерантности между народами и людьми, проживающими на одной территории был необычайно высок. Однако наряду с изучением процессов становления политической толерантности, особое внимание следует обращать и на параллельный мейнстрим - естественное для транзитного общества нарастание интолерантности.

Таким образом, можно констатировать, что исходные предпосылки не задают четкий вектор политической толерантности в постсоветской России, оставляя широкий простор для вариативного развития событий. Соответственно огромное значение приобретает анализ факторов и детерминант воздействующих на политическую толерантность в текущий момент. Этим в обозримом будущем и будет определяться гражданами и правящим классом выбор стратегии реализации одного из сценариев становления режима политической толерантности.


Список литературы

 

1. Алисова Л.Н. Взаимодействие политических партий как фактор реформирования общества. М. - 2006.

2. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии// Полис. 2012. - № 4.

. Аринин А.Н. Российский федерализм и гражданское общество. М. -2009.

. Аринин А.Н. К новой стратегии развития России. Федерализм и гражданское общество. М.: Институт Федерализма и гражданского общества. - М. - 2000.

. Библер В. С. О гражданском обществе и общественном договоре// Через тернии. М. - 2010.

. Боднар А. Гражданское общество: проблемы интерпретации// Политология-вчера и сегодня. М. - 21011г. - № 3.

. Бэрк Э. Правление, политика и общество: Сб. -М.-2001.

. Васильев В. А. Гражданское общество: проблемы его исследования: М. -2005.

. Васильев В.А. К вопросу о толерантности с современной России // Социально-гуманитарные знания. 2000. - № 3.

. Васильчук Ю. Гражданское общество / Полис. 2011.- № 4.

. Володин А.Г. Гражданское общество и модернизация в России// Полис. -2000.-№3.

. Гражданское общество: мировой опыт и проблемы России. М. - 2008.

. Гражданское общество России: перспективы XIX. СПб. - 2000.

. Гражданское общество в России. М: - 2008.

. Гражданское общество в России: западная парадигма и российская реальность. М. - 2011.

. Гражданское общество: теория, история, современность. М. - 2009.

. Гражданское общество: истоки и современность. М. - 2010.

. Гуторов В.А. Гражданское общество: эволюция практической философии и современная реальность.// В.А. Гуторов/ Стратегии формирования гражданского общества в России. СПб. - 2002.

. Демидова M. В. Из истории возникновения и развития понятия «гражданское общество». М. - 2004.

. Политические партии России: Страницы истории: М. - 2000.

. Федотова В.Г. Государство и гражданское общество как подлинная цель российских реформ / В.Г. Федотова// Философские науки. 2002. - № 4.

. Фергюссон А. Опыт истории гражданского общества. М. - 2000.

. Хлопин А. Гражданское общество в России// Pro et contra. 2012. - № 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: