Современные тенденции и направления развития белорусского и зарубежных рынков рекламы




 

На сегодняшний день Беларусь располагает сформированным рекламным рынком. Следует заметить, что с каждым годом мы наблюдаем значительный рост белорусской рекламы, а также достойное ее качество, в некоторых случаях даже не уступающее зарубежным аналогам в развитых странах. Эксперты рекламного бизнеса говорят об общем падении объема рекламного рынка в Беларуси в последнее время из-за кризиса. Однако, проанализировав данные статистики за 2012-2013 год, можно заметить, что объем телевизионной рекламы вырос на 6 процентов, наружной – на 21 процент. Сегодня на рекламном рынке объем иностранной рекламы значительно уменьшился: если в 2008 году доля отечественной рекламы составляла 47 процентов, а иностранной – 53 процента, то сейчас ситуация кардинально изменилась: отечественная реклама занимает примерно 59 процентов рекламного рынка, а иностранная – 41 процент.

Стало очевидно, что наши товаропроизводители стали уделять рекламе больше внимания. И это правильно, ведь несмотря на кризис, без рекламы и грамотной маркетинговой кампании товар не продать: задача производителей состоит в том,чтобы не только обеспечивать прямые поставки своих товаров, но и знакомить потребителей с ними. Каждое предприятие без исключения должно быть заинтересовано в создании эффективной рекламной стратегии, его главная цель – заинтересовать потребителя, рассказать о достоинствах товара. Ведь не новость, что белорусские продукты славятся своим качеством и надежностью.

Для некоторых групп товаров характерно применение нестандартных решений по их продвижению. В этой связи очень перспективным сегодня является Интернет. Во Всемирной сети можно наблюдать более двухсот предприятий из действующих в Беларуси 560, подведомственных отраслевым министерствам и концернам. Это очень удобный вид рекламы для потребителей и очень выгодный для предприятия. Реклама в Интернете требует меньше денежных затрат, чем реклама в телевизионном эфире, и она является одним из самых эффективных средств продвижения товара из-за активности интернет-аудитории в последние годы. Удобным является то, что сайты постоянно обновляются, в них размещается информация о перечне и стоимости товаров, рекламных акциях и скидках. Проведение акций и предоставление скидок, а также информация о продукции и деятельности отечественных производителей анонсируются на новостных белорусских порталах [38].

Для любого цивилизованного человека в нашей стране Интернет имеет большое значение. Белорусское правительство уделяет значительное внимание развитию Сети: сейчас доступ в Интернет есть в сельских школах и библиотеках. И если говорить об интернет-рекламе, следует отметить, что её доля в общем объеме лишь ненамного уступает традиционной телевизионной. Это прямо свидетельствуют о том, что такая реклама востребована, перспективы её развития очевидны.

Надо сказать, что выбор медианосителя своей рекламы рекламодатель должен выбирать, учитывая объект рекламирования и целевую аудиторию, на которую рассчитана продукция. Например, размещать в Интернете рекламу товаров для пожилых людей было бы нелогично по понятным причинам. Их внимание скорее можно привлечь, разместив рекламу на телевидении, радио или в печатных изданиях.

В последнее время в Беларуси много внимания уделяется также наружной рекламе. После телевизионной наружная реклама – наиболее популярный вид. Сегодня в стране размещено более 20 тысяч рекламных конструкций. Существуют особые региональные концепции развития такого рода рекламы, в соответствии с которыми местная власть взяла на себя обязательство всячески содействовать развитию и модернизации этого рынка. При отсутствии рекламы на конструкции предусмотрено размещение там социальной рекламы. Главным примером такой рекламы в Беларуси является известное всем: "Беларускае – самае маё". Сегодня сложно представить себе города Беларуси без такой рекламы: в самом слогане – гордость за свое, белорусское. Примечательно, что производство этой рекламы оплачивается рекламными организациями. Это свидетельствует о социальной ответственности рекламного бизнеса [38].

Каждый год принимаются нормативные документы для регулирования сферы рекламы, что говорит о её непрекращающемся развитии, что не может не радовать. Это факт, что сегодня много внимания уделяется социальной рекламе, а именно "Беларускае – самае маё", «Купляйце беларускае!» Она отражает особенности белорусского рынка продовольствия, товаров, в какой-то степени ценности граждан нашей страны. Преимуществ у рекламы огромное количество. Но важен и тот факт, что только грамотно спланированная рекламная кампания способна увеличить оборот рекламируемого товара, сделать его известным. Поэтому к вопросу о создании и распространении рекламы следует подходить основательно и желательно с привлечением профессионалов.

За рубежом наблюдается тенденция снижения эффективности рекламы. В частности, эффективность рекламы в США была высокой 10-20 лет назад, далее последовали периоды ее засилья и снижения эффективности. Коснемся более детально отдельных вопросов использования рекламы. В большинстве случаев достаточно точный расчет конечной коммерческой эффективности рекламной кампании является трудновыполнимой задачей. Это обусловлено прежде всего тем, что на результаты продаж, помимо рекламы, может влиять множество других неконтролируемых факторов.

Главные причины падения эффективности рекламы можно свести к следующему [6, с. 25]:

В современном перенасыщенном информационном пространстве заметность и воздействие рекламы падают.

В силу безадресности массовой рекламы приходится охватывать сотни тысяч «лишних» для данного бизнеса потенциальных потребителей. Таким образом, при проведении рекламных кампаний часто бьют по площадям, а надо бить по целям, особенно когда продвигаются немассовые продукты.

Сегодня только 20-40% потребителей обращаются к рекламе, чтобы выбрать товар. Таким образом, цифры фактического охвата аудитории следует делить на 2, а то и на 5.

В условиях усиления конкурентной борьбы, как отмечалось выше, имеет место «перенасыщенный» рынок мало отличающихся по своим потребительским свойствам товаров, что приводит к снижению цен, а следовательно, прибыли производителей и их возможностей тратить на рекламу, стоимость которой неуклонно растет. Как правило, вознаграждение рекламных агентств рассчитывается исходя из размещенной рекламы и не увязано с фактической продажей товара. Наметилась тенденция сокращения доли телевизионной и печатной рекламы в пользу рекламы в местах продаж и прямого маркетинга.

Кроме того, следует отметить, что реклама ориентирована, прежде всего, на рост текущих объемов продаж, прибыли без учета ее влияния на эти показатели в будущем. Усилилось отрицательное отношение к рекламе из-за ее назойливого, раздражающего характера. Около 60% опрашиваемых относятся к рекламе отрицательно и только порядка 10% – положительно. С учетом этих обстоятельств для многих групп товаров более широко используются методы стимулирования сбыта – прежде всего, торговых посредников (конечный результат в данном случае является вполне конкретным – товар, взятый на реализацию, заключение сделки). Эффективно работающие на рынке компании помимо рекламы и стимулирования сбыта все шире используют другие коммуникационные факторы: сам продукт, его упаковку и этикетки, эффективность работы персонала (торговых агентов, продавцов), связи с общественностью и др. Так, явно наблюдаются усиление роли комплексного, интегрированного использования средств маркетинговых коммуникаций, их большая адаптация к типу продукта и рынка, запросам потребителей и уровню их осведомленности о продукте, стадии его жизненного цикла.

Таким образом, реклама появилась еще в древние века, однако формы ее были совершенно иные. Реклама – на сегодняшний день самый действенный инструмент в попытках фирмы (предприятия) модифицировать поведение покупателей, привлечь их внимание к товарам, создать положительный образ самой фирмы (предприятия), показать ее общественную значимость и полезность. Реклама содействует реализации товара, процессу превращения товара в деньги, способствует ускоренному и успешному завершению процесса оборота средств, т.е. воспроизводства на уровне фирмы. Она может конструировать спрос и рынок и управлять им. Реклама является каналом распространения информации на рынке, так же как и предпосылкой обратной связи с ним.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аниськина, Н.В. Языковые особенности и структура текста в радиорекламе / Н.В. Аниськина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2010. – Т. 16. – № 1.

2. Антонов, Л.В. Особенности предпринимательской деятельности на рынке рекламы / Л.В. Антонов // Социально-экономические явления и процессы / Л.В. Антонов. – 2011. – № 8.

3. Багиев, Г.Л. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. / Г.Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн. – СПб.: Питер, 2007. – 736 с.

4. Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учеб. / В.И. Беляев. – М.: КНОРУС, 2005. – 456 с.

5. Бендина, Н.В. Маркетинг (конспект лекций). / Н.В. Бендина. – М.: «Приор-издат», 2005. – 215 с.

6. Валдайцев, С.В. Менеджмент технологических инноваций / С.В. Валдайцев. - СПбГУ, 2008. - 560 с.

7. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник / Ин-т международного права и экономики / В.Р. Веснин. - М.: Триада, 2006. -383 с.

8. Вишняков, В.А. Информационный менеджмент: учебно-методический комплекс: в 8 ч. Ч. 8: Информационное обеспечение и интернет-маркетинг / В.Д. Вишняков, Д.П. Ковалев, С.Г. Щербакова. - 2006. - 391 с.

9. Головлева, Е.Л. Основы рекламы / Е.Л. Головлева. – М.: ОАО «Московские учебники», 2006. – 271 с.

10. Голубков, Е.П. Основы маркетинга / Е.П. Голубков. – М.: Фин-Пресс, 2003. – 688 с.

11. Гордеева, Н.В. Основы создания хорошего текста в радиорекламе/Н.В. Гордеева//Социально-экономические и технические системы: Исследование, проектирование, оптимизация. – 2007. – № 2.

12. Евстафьев, В.А. Введение в медиапланирование / В.А. Евстафьев, В.Н. Яссонов. – М.: Рой, 1998. – 260 с.

13. Закарян, И., Филатов, И. Интернет как инструмент для финансовых инвестиций. – СПб.: БХВ – Санкт-Петербург, 2009 г.

14. ИмериВинс. Как сделать бизнес в Интернет, 3-е изд. пер. с англ. под ред. Н. М. Макаровой. – Москва: Диалектика, 2008. – 612 с.

15. Информационные системы в экономике. Под ред. проф. В.В. Дика. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 218 с.

16. Котлер, Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок / Ф. Котлер; Пер.с англ. В.А. Гольдича и А.И. Оганесовой. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 272 с.

17. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Амстронг, Д. Сондерс, В. Вонг. – Пер. с англ. – 2-е европ. изд. – М.; СПб.: Издательский дом «Вильямс», 2002. – 944с.

18. Маркетинг: Общий курс: Учебное пособие /Под ред. Н. Я. Калюжниковой, А. Я. Якобсона. – 2-е изд., испр. – М.: Омега-Л, 2007. – 795 с.

19. Маркетинг: Учебник. / Под ред. Проф. Т. Н. Парамоновой. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 360 с.

20. Медведева, Е.В. Рекламная коммуникация / Е.В. Медведева. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 280 с.

21. Мильнер, Б.З. Теория организации: учебник. / Б.З. Мильнер. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 558 с.

22. Минько, Э.В. Маркетинг: учеб.пособие / Э. В. Минько, Н. В. Карпова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 415 с.

23. Морозова, Н.С. Этапы планирования рекламной кампании. / Н.С. Морозова // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – № 6 – С 34-39

24. Ноздрева, Р.Б. Маркетинг: как побеждать на рынке / Р.Б. Ноздрева, Л.И. Цыгичко. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 345 с.

25. О рекламе: Закон Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З (с изменен. и дополнен. Закона Республики Беларусь от 3 января 2013 г. № 15-З) / Электронный ресурс – режим доступа: https://www.pravo.by.

26. О средствах массовой информации: Закон Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 427-З (с изменен. и дополнен. Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 84-З) / Электронный ресурс – режим доступа: https://www.pravo.by.

27. Об утверждении норм расходов на представительские цели: Указ Президента Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 398 (утратил силу в соответствии с Указом Президента РБ от 27 сентября 2010 года № 495) / Электронный ресурс – режим доступа: https://www.pravo.by.

28. Океанова, З. К. Маркетинг: учебник. / З. К. Океанова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 424 с.

29. Панкрухин, А.П. Маркетинг: учеб. / А. П. Панкрухин. – М.: Омега-Л, 2007. – 518 с.

30. Пименов, П.А. Основы рекламы / П.А. Пименов. – М.: Гардарики, 2006. – 399 с.

31. Полукаров, В.Л. Телевизионная радиовещательная реклама / В.Л. Полукаров. – М.: Полипресс, 2010. – 124 с.

32. Ромат, Е.В. Реклама / Е.В. Ромат. – СПб.: Питер, 2003. – 556 с.

33. Ружников, В.Н. От «Радиовестников» РОСТА до информационной программы «Маяк» / Ярошенко В.Н. // Информационные жанры журналистики. М.: Знание, 2010. – С. 45

34. Смирнов, В.В. Реклама на радио / В.В. Смирнов. – СПб.: Питер, 2012. – С. 13.

35. Соловьев, Б.А. Маркетинг: Учебник. / Б.А. Соловьев. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 340 с.

36. Статкевич, Е.А. Речевые стратегии и тактики современной радиорекламы // Е.А. Статкевич Омский научный вестник. – 2011. – № 95.

37. Сулягин, Ю.А. Реклама. Учебное пособие / Ю.А. Сулягин, В.В. Петров. – М., 2006. – 532 с.

38. Тенденция развития рекламы в Беларуси / С. Бережная // Союз предпринимателей // Электронный ресурс – режим доступа: https://businessnews.by

39. Ученова, В. Реклама: палитра жанров / В. Ученова. – М.: Инфра-М, 2012. – С. 150.

40. Уэллс, У. Реклама: принципы и практика / У. Уэллс, Д. Бернет, С. Мориарти. – СПб, 1999. – 270 с.

41. Щепилова, Г.Г. Критерии классификации радиорекламы / Г.Г. Щепилова // Медиаскоп. – 2010. – № 1.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: