Средства компьютерной психодиагностики




Обучающие и развивающие компьютерные программы для детей

Игра всегда была одним из самых мощных инструментов развития, воспитания и обучения детей.

Основные направления использования возможностей развивающих игр:

-формирование начальных навыков владения основными приемами мыслительной деятельности (анализ, синтез, классификация, систематизация понятий, предметов, явлений и т.д.);

-развитие познавательных способностей;

-развитие индивидуальных качеств (восприятие, внимание, зрительная память, творческое и логическое мышление, рациональность и планирование действий и т.д.)

-развитие навыков межличностной коммуникации;

-эстетическое развитие (музыка, изобразительное искусство);

-экологическое воспитание (представление о мире, природе, моделирование окружающей действительности).

Компьютерные игры можно по праву считать диагностическими, поскольку опытный педагог и психолог по способу решения компьютерных задач, по стилю и способу игровых действий сможет многое сказать о ребенке (уровне общих умственных способностей; уровня развития психических и психофизиологических свойств личности (памяти, внимания, восприятия, умственной работоспособности, интеллекта, эмоционального состояния, нервно-психического статуса, моторики, быстроты движения и т. д.); о творческих способностях; уровне готовности к поступлению в детский сад и в школу и т.п.

Основные тематические блоки в содержании развивающих игр

цвет— цвета спектра, смешивание, палитра и т.д.;

форма— геометрические фигуры, тела и т.д.;

время— время суток, время года, дни недели, месяцы и т.д.;

ориентировка в пространстве — перспектива, право—лево, верх—-низ, уличное движение и т.д.;

человек—жилье, пища, профессии (промышленность, транспорт, город), игры, эмоции, и т.д.;

явления природы – живое- неживое, климат, экспериментирование, опыты физические и биологические, экология и т.д.;

растения — овощи, фрукты, кустарники, деревья, уход за ними и т.д.;

животные — насекомые, птицы, звери, домашние—дикие, условия проживания, питания и т.д.;

строение тела — человека, животных, части лица и т.д.;

счет — число, цифра, математические операции и т.д.;

слово (русский и английский языки)— слог, буква, предложение и т.д.;

звук (музыкальный) — высота, длительность, музыкальные инструменты и т.д.

Среди компаний, производящих игры для детей наиболее известны компании «Новый диск», «Кирилл и Мефодий», «Кудиц», Никита» и другие.

 

 

Средства компьютерной психодиагностики

Компьютерный психодиагностический инструментарий – это сложный аппаратно-программный комплекс, позволяющий психологам осуществлять психодиагностическое исследование испытуемого.

Положительные эффекты: повышение эффективности работы психолога за счет быстроты обработки данных и получения результатов тестирования; освобождения психолога от трудоемких рутинных операций первичной обработки данных; повышение четкости, тщательности и чистоты психологического исследования; возможность проводить в сжатые сроки массовые психодиагностические исследования; повышение уровня стандартизации условий психодиагностического исследования за счет единообразного инструктирования испытуемых и предъявления заданий вне зависимости от индивидуальных особенностей исследуемого и экспериментатора; возможность для испытуемого быть более откровенным и естественным во время эксперимента благодаря конфиденциальности автоматизированного тестирования; возможность распространять опыт работы психологов; возможность систематически накапливать и хранить не только данные об испытуемом, но и сами результаты тестирования; тем самым разрешение проблемы «утраты» психодиагностической информации, характерной для тестирования с помощью «бланковых» тестов.

По предмету исследования компьютерные методы делятся на психофизиологические (методики, направленные на исследование свойств нервной системы (подвижность и лабильность процессов возбуждения и торможения, скорость реакции), свойств анализаторов (преимущественно – зрительного, аудиального) и некоторых других характеристик (например, поля зрения, «вызванных потенциалов» в течение некоторого контролируемого процесса), психологические (методики, направленными на исследование психических процессов (восприятия, внимания, памяти и пр.), личностных свойств (темперамента, характера, уровня субъективного контроля, интеллекта, способностей, мотивации и пр.), психических состояний (например, цветовой тест М. Люшера)) и социально-психологические свойства личности (направленность, потребность в достижении, предрасположенность к конфликтному поведению и пр.), а также социально-психологические характеристики группы (социометрия, методы диагностики социально-психологического климата, сплоченности группы и пр.).

Компьютерные методы, применяемые в целях диагностики, можно также классифицировать по типу (способам) построения самих методик на: «плоские» (компьютеризированные версии стандартизованных психологических методик, при этом тесты, предполагающие компьютерную обработку информации, собранной на бланках, не являются компьютерными) и «интерактивные» (методики, предполагающие «диалог» между обследуемым и машиной, алгоритм которых имеет несколько «степеней свободы» и реализуется не по одному жестко заданному образцу, а зависит от действий обследуемого(ых)).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: