Социологи часто проводят различие между первичными и вторичными отношениями. Первичными они называют те интимные, «лицом к лицу», контакты, которыми характеризуется, например, взаимодействие в большинстве семей, среди соседей, в кружке близких друзей или в компании подростков. Вторичные отношения, по-видимому, включают все остальные. Трудности, возникающие, когда делается попытка точного различения, говорят о том, что первичные и вторичные отношения следует рассматривать не как раздельные категории, а как полярные типы в континууме, где связи изменяются от очень интимных к совершенно формальным. Интерес сосредоточивается здесь на степени социальной дистанции между участниками... социальная дистанция не то же самое, что географическая. Иногда (особенно в городах) люди живут совсем рядом и часто встречаются, но остаются чужими друг другу. Итак, говоря о социальной дистанции, мы интересуемся степенью
V
Ши9утани Тамотсу, американский социальный психолог, профессор Калифорнийского университета.
психологической близости, которая способствует легкости, спонтанности взаимодействия.
Социальное взаимодействие - это скорее взаимодействие персонификаций, чем реальных личностей. Создание персонификаций основывается на том, что известно относительно данного индивида. Всякое взаимодействие строится на предположениях, которые делает один участник относительного другого. Без этого ни один человек не в состоянии принять роль другого и контролировать собственное поведение.^ Даже в простой экономической сделке возникнут трудности, если нет достаточной уверенности в том, что каждая сторона выполнит ожидаемые действия. С другой стороны, ни один человек (даже психиатр) никогда не понимает полностью другое человеческое существо. Он может лишь наблюдать различные сенсорные сигналы - жесты и действия - и делать на их основе выводы относительно внутренних переживаний. В близких контактах партнер иногда подтверждает гипотезы, доверяя некоторые из своих секретов, но каждый человек сохраняет кое-что только для себя. Кроме того, во многих взаимоотношениях люди намеренно скрывают свои действительные склонности за отвлекающими жестами. Люди узнают друг друга разными способами, и социальная дистанция может измеряться по этим линиям., s. •
|
Если социальная дистанция значительна, человек видит в другом лишь частный случай определенной социальной категории^ Из предполагаемых свойств каждой категории вытекают соответствующие экспектации.... Мужчина, сидящий за рулем автомобиля, • становится особенно осторожным всякий раз, когда он встречает машину, управляемую женщиной, хотя он может признать, что некоторые женщины весьма искусные шоферы. Во вторичных отношениях, следовательно, особенности личности партнера или не относятся к делу, или имеют второстепенное значение. Если у, продавца случилось несчастье, его печаль не сможет значительно изменить взаимодействия с покупателем. Поскольку люди живут в символической среде, где объекты классифицированы и снабжены этикетками, они в состоянии эффективно взаимодействовать даже с совершенно незнакомым человеком - просто помещая его в соответствующую категорию. Характеристики других людей часто не точны, но тем не менее они позволяют осуществляться кооперации.
|
Если сведения, которыё\1меют участники друг о друге, безличны, согласованные действия могут происходить лишь в ситуациях, где социальная структура хорошо установлена. Незнакомые люди
могут активно взаимодействовать только тогда, когда ясно определены конвенциальные роли. Именно такова природа большинства экономических сделок. Объединение людей, мало знакомых друг другу, будет непрочно, если нет сети конвенциальных норм.
Социальная дистанция достигает максимума в ситуациях, где каждый человек держится «себе на уме». Вежливость -это^яюсоб скрывать собственную личность. Люди выставляют напоказ только '«фасад», скрывая свои радости, огорчения и надежды за маской, Коммуникации в таких обстоятельствах большей частью символич-ны и формальны; экспрессивные движения часто не спонтанны -как заученная улыбка у продавца. Бывают, конечно, случаи, когда человек на мгновение теряет сдержанность, и другие получают возможность увидеть его истинное лицо. Но обычно такие импульсы сдерживаются...
Поскольку люди чаще всего испытывают чувство безопасности в социальных ситуациях, характеризующихся первичными отношениями, и поскольку вторичные контакты иногда делают возможным сохранение несправедливости, некоторые социологи осуждают последние как нежелательные. Это оценочное суждение вводит, однако, в заблуждение. Большинство вторичных отношений' не являются недружественными. К тому же в городе просто немыслимо, чтобы индивид лично знал каждого, с кем он должен иметь дело. Что может человек знать об обслуживающем его официанте? О его личном честолюбии, о его отношениях с женой или детьми? Что известно ему об официанте как о человеческом существе? Однако даже без такого знания неоднократные взаимодействия протекают ровно, приятно и без затруднений. Именно такова природа подавляющего большинства социальных контактов в современных массовых обществах.
|
"Во взаимоотношениях, где социальная дистанция минимальна, представление о другом человеке высоко индивидуализировано, и при контактах с ним принимаются в расчет его идиосинкратические черты. В таких случаях создаются уникальные персонификации. В компании близких товарищей уменьшается скрытность, и большинство людей действуют более спонтанно, нередко выдавая скрытые мысли и допуская запретные реакции. Кроме того, некоторые экспрессивные движения, будучи индивидуализированы, могут быть точно прочитаны только теми, с кем человек находится в постоянной связи^Когда люди, которые хорошо знакомы, вовлекаются в совместное действие, каждый принимает во внимание преду-
беждения и слабости других. Поэтому результат зависит скорее от личностей участников, чем от конвенциальных норм.
Кроме того, если во вторичных отношениях о человеке становится известно только то, что существенно для выполнения определенного действия (разноска почты или ремонт автомобилей), то в первичных отношениях каждый знаком со взглядами и реакциями другого во многих различных ситуациях. Близкие друзья обычно знают о прошлом друг друга и часто поверяют друг другу мечты о будущем. Наиболее всесторонняя персонификация другого позволяет лучше предугадывать его действия - даже в новых ситуациях,
При сходных обстоятельствах различия в поведении обычно обусловлены различиями в определении ситуаций. Например, стоит мужчине придержать дверь открытой, пропуская впереди себя женщину-японку, она воспримет это как показатель глубокого влечения; американка же в подобных обстоятельствах отметит только, что человек хорошо воспитан. Их последующее отношение к этому человеку будет соответственно отличаться. Но по мере того, как люди ближе узнают друг друга, они в состоянии говорить более искренне и благодаря этому лучше понимают «картину мира» каждого. При большей откровенности близкие друг другу люди начинают понимать, что вопреки различию «фасадов» они, в сущности, очень похожи. Каждый человек реагирует несколько иначе,' чем любой другой; однако его особенности становятся более понятными, когда выясняется его определение ситуации. Как это ни парадоксально, чем полнее один человек понимает своеобразие другого индивида, тем легче ему себя с ним идентифицировать.
Именно вследствие такой идентификации соображения чувств приобретают в первичных отношениях особую важность.) Те, кто состоит в близком контакте, часто закрывают глаза на конвенциальные обязанности, особенно если последние чему-то мешают. Те, кто в состоянии идентифицировать себя с другим человеком, могут понимать происходящее с его точки зрения даже тогда, когда -они с ним не согласны. Не приходится удивляться поэтому, что[по-ведение людей в интимных кругах зависит скорее от их межличностных ролей, чем от ролей конвенциальных. [
При вторичных контактах взаимоотношения людей часто основываются на взаимной полезности. Партнеры рассматриваются только как «вещи», которыми манипулируют, преследуя свои собственные интересы. Однако если по какой-либо причине социальная дистанция неожиданно сокращается, происходит значительная трансформация...
Поскольку конвенциальные нормы обычно устанавливают, что люди, находящиеся в тесных контактах, должны любить друг друга, часто полагают, что все первичные взаимоотношения дружественны-и желательны.'Однако это не так. В самом деле, по-видимому, наиболее ожесточенная ненависть, на которую, кажется, способны люди, направлена именно против тех, с кем они состоят в близком общении. Такие отрицательные чувства обычно сдерживаются или даже подавляются, но они проявляют себЯуВсяк^й раз, когда появляется благоприятная возможность. Точнее^ыло бы сказать, что люди в продолжительных контактах не могут оставаться безразличными друг к другу и что чувства, которые развиваются, могут быть как конъюнктивными, так и дизъюнктивными.
Если взаимоотношения продолжаются достаточно долго, в большинстве случаев наступает некоторое сокращение социальной дистанции. Раз установлена хоть минимальная идентификация, развиваются особые обязательства личного характера, которые в свою очередь облегчают дальнейшие контакты. Персонификации, периодически пересматриваются. Этот кумулятивный процесс может принимать также противоположное направление. Два друга, которые утратили иллюзии один в отношении другого, психологически расходятся. Они делаются все более скрытными и тактичными по отношению друг к другу и в конце концов станут снова почти чужими.
Поскольку интимность основывается на взаимном понимании внутренних переживаний, ее развитие зависит от ослабления сдержанности со стороны обоих партнеров. Сокращение социальной дистанции вызывает больше спонтанности, самосознание ослабевает, и увеличивается легкость общения. Но существуют личностные различия: некоторые устанавливают взаимоотношения легко; другие настороженны и занимают оборонительную позицию. Одни люди за всю свою жизнь устанавливают лишь несколько дружеских связей; другие заводят новых друзей почти каждый месяц. Разумеется, существуют культурные различия в степени, до которой допустима непринужденность..
Если люди постоянно общаются и добросовестно исполняют конвенциальные роли, это еще не обязательно ведет к сокращению социальной дистанции. Есть много ситуаций, где начиная с определенного пункта конвенциальные барьеры затрудняют откровенность. Хозяин и слуга, а также великий артист и его ученики получают возможность узнать друг друга очень хорошо, но, если хозяин предпочитает не переходить границы, вежливая дистанция
сохраняется даже после многих лет ассоциации. Узники и охранники постоянно находятся в обществе друг друга и даже взаимозависимы, но существуют барьеры, которые удерживают их на расстоянии; их каналы коммуникаций совершенно отделены друг от друга, и это заставляет охрану полагаться на осведомителей.
Тем не менее многие социологи вслед за Кули подчеркивали важность контактов «лицом к лицу». Такие контакты, по-видимому, способствуют сокращению социальной дистанции, поскольку облегчают «чтение» выразительных движений. Символические коммуникации создаются намеренно и контролируются сознанием; они предназначены для того, чтобы произвести определенное впечатление - обычно то, которое предписано конвенциальными нормами. Но экспрессивные движения не поддаются контролю. Посредством этих непроизвольных реакций, часто проявляющихся в сокращении мышц лица, каждый человек передает свои переживания и показывает, как долго другие могут испытывать его терпение. Находящиеся вблизи люди получают сенсорные сигналы, на основе которых можно довольно точно судить относительно импульсов, которые подавляются или в других случаях утаиваются.
Сказанное означает, что степень, в которой чувства влияют на результаты взаимодействия более, чем конвенциальные нормы, обратно пропорциональна социальной дистанции между участниками. Соображения чувств оказываются на первом месте 'в тех взаимоотношениях, в которых социальная дистанция минимальна.