ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
(СамГУПС)
Кафедра «Экономика и финансы»
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине Б3.В.ДВ.3 «ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ»
Для направления подготовки: 080100 (38.03.01) «Экономика»
профили «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Экономика предприятий и организаций»
Разработчик: _____________/Т.М.Тарасова/
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры
от «_____» _____________ 20 ___ г., протокол № ________
Зав.кафедрой ______________/П.А. Первов/
План и содержание лекционных занятий
Лекция 1. Понятие и сущность цены в рыночной экономике
Цель лекции: рассмотреть сущность цен в современной экономике.
План лекции:
1. «Цена» и стоимость товара, понятие и сущность, роль и функции цены в условиях рыночной экономики.
2. Особенности рыночного ценообразования.
3. Функции цен в рыночной экономике.
Рек омендуемая литература: 1-5.
1. «ЦЕНА» И СТОИМОСТЬ ТОВАРА, ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ФУНКЦИИ ЦЕНЫВ УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Цены и ценообразование являются одними из ключевых элементов рыночной экономки. Цена – сложная экономическая и социальная категория, в которой пересекаются практически все основные проблемы экономики и общества в целом. Цена регулирует как отдельные акты покупки и продажи товаров, так и процессы производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. Цена – мощный рычаг управления экономикой и орудие конкурентной борьбы, важный инструмент самофинансирования фирм. От уровня цен на сырье, материалы, комплектующие изделия и услуги, а также на выпускаемую фирмами продукцию зависят финансовые результаты их деятельности. Цены выступают главным ориентиром в решении таких вопросов, как определение рынков сбыта товаров и услуг, целесообразности их производства и вложений капитала в инвестиционные проекты. Что же такое цена и чем определяется ее уровень? Это один из самых сложных вопросов экономической теории, который до сих пор вызывает споры сторонников различных научных школ и течений. Многие экономисты склоняются к такой формулировке: цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. Ценность благ может выражаться не только в денежной, но также в натуральной, трудовой, процентной и других формах. Решающий момент в понимании сущности категории «цена» – обмен товарами, работами, услугами. Нет обмена – нет ценообразования и цен. Рассмотрим подходы к трактовке цены двух мощных экономических школ: классической и неоклассической. По мнению сторонников классической школы политэкономии, цена есть денежное выражение стоимости единицы товара. Сущность цены проявляется в ее взаимодействии со стоимостью. Сторонники неоклассической экономической школы считают, что цена товара представляет собой количество денег, которое покупатель готов заплатить за этот товар и за которое продавец согласен его продать. В чем же состоит принципиальная разница между этими двумя определениями? Еще на ранней стадии развития капитализма возникла затратная теория цены (теория трудовой стоимости), согласно которой цена товара определяется количеством труда, необходимого для его производства. Яркими сторонниками этой теории были Уильям Петти (1623–1687), Адам Смит (1723–1790), Давид Рикардо (1772–1823) и Карл Маркс (1818–1883). У. Петти различал политическую (рыночную) цену, определяемую соотношением спроса и предложения на рынке, и естественную цену (стоимость). Естественная цена товара определяется количеством металлических денег, получаемых в среднем за него. Это количество, в свою очередь, зависит от соотношения затрат труда на производство единицы этого товара с затратами труда на производство единицы денежного материала. 5 По А. Смиту меновая стоимость товаров, т. е. их количественное соотношение в обмене, определяется количеством труда, затраченного на производство обмениваемых товаров. Рыночные цены колеблются вокруг уровня, обусловленного соотношением трудовых затрат на производство обмениваемых товаров. Д. Рикардо считал, что труд является единственным и конечным основанием цен. К. Маркс довел теорию трудовой стоимости до завершения. Он создал учение об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости. Согласно этому учению, товар имеет стоимость и цену. Стоимость – это воплощенные в товаре общественно необходимые затраты труда, соответствующие средним для данного периода условиям, умелости и интенсивности труда. Такой качественно однородный, лишенный конкретики труд называется абстрактным трудом. Он делает все товары сопоставимыми и соизмеримыми. Цена отдельного товара есть денежное выражение его стоимости, сама стоимость создается живым трудом наемных работников. Цена товара может отклоняться от стоимости под влиянием различных факторов. Еще А. Смит выявил, что с появлением капитала и земельной собственности товары уже не обмениваются пропорционально затратам труда. При капитализме стоимость товаров складывается из суммы получаемых от их продажи основных доходов: заработной платы (источник – труд), процента (капитал) и земельной ренты (земля). Эта новая теория стоимости – предшественница теории факторов производства, которая в дальнейшем была развита в работах Жана Батиста Сэя (1767–1832) и Фредерика Бастиа (1801–1850). Позже к трем основным факторам производства (труду, капиталу и земле) добавился четвертый – предпринимательские способности – источник предпринимательского дохода. Современные экономисты в качестве специфических факторов производства рассматривают также энергию, информацию, технологию, организацию и др. Согласно неоклассической концепции рыночная цена товара зависит не столько от его стоимости и от лежащих в ее основе общественно необходимых затрат труда, сколько от оценки полезности данного товара его покупателями. В 70-е годы XIX века появились новые варианты теории стоимости – теории предельной полезности. Предмет исследования переместили из сферы производства в сферу обращения. В основу цены положили полезность товара, степень которой каждый участник обмена определяет исходя из собственных субъективных представлений. Предельная полезность представляет собой ту цену, за которую покупатель готов приобрести товар. Если оценка покупателя выше фактического уровня цен, то спрос на рынке превышает предложение, что приводит к дефициту товара. Если оценка ниже – предложение превышает спрос. Это приводит к перепроизводству и затовариванию, т. е. к избытку товара. Если оценка покупателя (предельная полезность) совпадает с фактической ценой, то на рынке возникает равновесие. Таким образом, определяющую роль в ценообразовании играет спрос и стоящее за ним потребление. Основатель микроэкономики Альфред Маршалл (1842–1924), изучая закономерности формирования цен на частных рынках, доказал, что стоимость определяет соотношение цен только в редких случаях, когда возникает равновесие во всех частях экономики. Поскольку на практике такого равновесия не существует, то цены непосредственно не связаны со стоимостью товаров. Вместо теории стоимости появилась теория цены. В итоге спор между представителями двух основных концепций цены сводится к вопросу: что же определяет цену товара предложение (стоимость) или спрос (полезность)? Согласно современным представлениям цену в равной мере формируют спрос и предложение. Цена, спрос и предложение – три функционально связанные между собой величины. Цена определяется денежными издержками производства, которые сами определяются соотношением спроса и предложения на те факторы производства, которые образуют эти издержки. Предельные полезности, выраженные в денежных единицах, выступают на рынке как максимальные цены – цены спроса. Издержки производства определяют минимальные цены – цены предложения. В краткосрочном периоде большее влияние на уровень цен оказывает спрос, в долгосрочном – предложение товаров.
|
|
|
2. ОСОБЕННОСТИ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Продавцы и покупатели встречаются на рынке. У каждой из сторон собственные интересы и свои цели. Цель отдельного продавца – продать свои товары с наибольшей выгодой для себя, т. е. с максимальной прибылью, для чего нужно по возможности поднимать цены. Так как каждый продавец приходит на рынок с одними и теми же намерениями, то между ними возникает конкуренция, в том числе и ценовая конкуренция, снижающая цены.
Покупатели заинтересованы в приобретении нужных им товаров с как можно большей полезностью за приемлемую для них цену. Цель отдельного покупателя – приобрести больше полезности за наименьшую цену, т. е. ориентиром для него служит соотношение «цена / качество». Выравнивание интересов продавцов и покупателей осуществляется через цену, которая на конкурентном рынке формируется путем взаимодействия спроса и предложения.
Таким образом, рынок можно представить как экономический процесс, который через столкновение противоположных интересов продавцов (предложение) и покупателей (спрос) приводит к установлению свободной рыночной цены. Это можно выразить схемой на рис. 1.
Рис. 2. Процесс рыночного ценообразования
Ценообразование должно решать следующие задачи:
1) покрытие затрат на производство и продажу товаров и обеспечение прибыли, достаточной для нормального функционирования и развития производителей и продавцов;
2) учет взаимозаменяемости товаров;
3) содействие решению социальных, экологических, внешнеполитических вопросов;
4) стимулирование научно-технического прогресса (НТП).
Первые две задачи решались уже на ранних стадиях развития рыночной экономики, особенностью которых являлось преобладание горизонтальных связей между производителями, посредниками и потребителями. Первая задача ценообразования вытекает из требований продавца, вторая – из требований потребителя. Потребителя совершенно не интересует, сколько и каких ресурсов затрачено на изготовление и продажу конкретного товара, и какую прибыль получит продавец. Если одинаковые товары предлагаются по разным ценам, то потребитель, естественно, предпочтет товар по более низкой цене. Если по одинаковой цене предлагаются товары разной полезности (качества), потребитель выберет товар с большей полезностью (более высокого качества). В этих условиях ценообразование является пассивной функцией рынка.
Третья и четвертая задача ценообразования решаются уже на современных рынках, когда сбалансированность экономики достигается не столько с помощью стихийных рыночных регуляторов, сколько путем проведения государственной политики, призванной выражать общенациональные интересы. В этих условиях ценообразование является не только функцией рынка, но и активной функцией централизованной политики государства, важным рычагом управления экономикой.
Процесс формирования цены товара называется ценообразованием. Существуют две основные системы ценообразования: 1) рыночная, основанная на взаимодействии спроса и предложения, и 2) централизованная, которая предполагает формирование и утверждение цен государственными органами.
С января 1992 года в России введена рыночная система ценообразования.
Централизованная система существовала в СССР, но даже в советские времена на продовольственных (колхозных) и вещевых рынках (так называемых «толкучках») торговля осуществлялась по свободным рыночным ценам. Они использовались также в сфере спекуляции.
В небольших масштабах централизованное ценообразование существует практически во всех странах с рыночной экономикой. Оно применяется в монополизированных секторах экономики, таких как коммунальное хозяйство, муниципальный и пригородный транспорт и др.
3. ФУНКЦИИ ЦЕН В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Сущность цен проявляется в их функциях, через которые выполняются задачи ценообразования. Ценам присущи четыре основные функции: учетная (измерительная), распределительная, стимулирующая и функция балансирования спроса и предложения. Учетная функция цен следует из того, что цены представляют собой определенные суммы денег, уплачиваемые и получаемые за единицы товаров и услуг. Таким образом, с помощью цен многообразный мир товаров и услуг переводится из натурально-вещественной формы в денежную. Цены позволяют соизмерить различные товары и услуги, несопоставимые по потребительским свойствам (например, продукты питания и зрелищные мероприятия). В этой функции цены служат средством исчисления всех стоимостных показателей как на микроуровне (на уровне фирм), так и на макроуровне (на уровне страны, региона, отрасли). Следовательно, цена – это уникальный, незаменимый инструмент управления экономикой. Для лучшего выполнения ценами учетной функции они должны быть как можно более стабильными (неизменными). Суть распределительной функции цен состоит в том, что с их помощью осуществляется распределение и перераспределение валового внутреннего продукта страны между хозяйственными единицами (предприятиями и организациями), отраслями экономики, регионами страны, различными группами населения и индивидами. Распределительная функция цен связана с возможностью отклонения их от стоимости под воздействием различных факторов. При установлении цены на товар выше его стоимости, как бывает в условиях товарного дефицита, покупатель несет повышенные расходы, а продавец получает повышенные доходы. При установлении цены ниже стоимости товара (при товарном избытке) покупатель «недоплачивает» продавцу, и тот недополучает причитающийся ему доход. Особенно наглядно распределительная функция проявляется в ценах, регулируемых государством. Государство может регулировать цены прямо, устанавливая фиксированные цены на некоторые товары и услуги. Оно может влиять на них и косвенными методами, повышая или понижая налоговую нагрузку на производителей и продавцов. Так, с помощью акцизов государство поддерживает повышенный уровень цен на товары престижного спроса и вредные для здоровья товары (легковые автомобили, алкогольную и табачную продукцию). Налоговые доходы бюджета, дополнительно изъятые из кармана налогоплательщиков через акцизы, используются на поддержание относительно низких цен на товары первой необходимости, на финансирование социальных программ поддержки малообеспеченных категорий населения. С помощью цен распределяется не только валовой внутренний продукт, но также товары и услуги, Поскольку их количество ограничено и на всех желающих может не хватить, то высокие цены на некоторые товары и услуги служат барьером, ограничивающим их потребление. Стимулирующая функция цен заключается в поощрительном или сдерживающем их воздействии на производство и потребление различных товаров и услуг. Завышенные цены на определенные товары стимулируют их производство и продажу, но сдерживают их приобретение и, следовательно, потребление. Заниженные цены, наоборот, стимулируют приобретение товаров, но сдерживают их производство и продажу. Стимулирующая функция цен может проявляться стихийно, как результат игры рыночных сил, но она может осуществляться и целенаправленно посредством прямого или косвенного воздействия государства на цены. С помощью цен можно стимулировать или сдерживать научно-технический прогресс, повышение качества продукции, экономию материальных, трудовых и других ресурсов, вредное воздействие на окружающую среду и другие процессы. Функция балансирования спроса и предложения состоит в том, что через цены осуществляется связь между предложением и спросом, производством и потреблением товаров и услуг. При появлении диспропорций в экономике, несоответствии между спросом и предложением равновесие между ними достигается либо увеличением (сокращением) предложения, либо путем повышения (снижения) цены, либо тем и другим способами одновременно (рис. 2). С данной функцией связан перелив капиталов из одних отраслей экономики в другие и внутри отдельных отраслей туда, где норма прибыли более высокая. Для выполнения ценами распределительной и стимулирующей функций, а также функции балансирования спроса и предложения они должны быть гибкими, подвижными Функции цен взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, а в ряде случаев вступают в противоречия. Так, стимулирующая функция цен усиливает функцию балансирования спроса и предложения, способствуя увеличению производства или импорта товаров, пользующихся повышенным спросом.
Рис.2.Взаимосвязь спроса и предложения
Распределительная функция также взаимодействует с функцией балансирования спроса и предложения, способствуя переливу капиталов в те отрасли и секторы экономики, где существует повышенный спрос на определенные товары и услуги.
Учетная функция цен нередко вступает в противоречия со всеми остальными функциями, так как в условиях рынка под воздействием множества коньюнктурных факторов цена часто отклоняется от стоимости товаров.
Лекция 2. Система цен и их виды в рыночной экономике РФ
Цель лекции: рассмотреть систему цен и их виды в современной экономике.
План лекции:
1. Система цен в рыночной экономике.
2. Виды цен и их группировка.
3. Требования, предъявляемые к системе цен.
Рекомендуемая литература: 1-5.
1. СИСТЕМА ЦЕН В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Система цен обладает характерными особенностями.
Во-первых, все конкретные виды цен, являющиеся элементами системы цен. увязаны между собой и их следует рассматривать и анализировать в единстве. Например, при формировании цен на сельскохозяйственную продукцию необходимо изучать цены на удобрения, сельскохозяйственную технику, газ и электроэнергию, тарифы на перевозку продукции сельского хозяйства и др.
Во-вторых, все элементы системы цен находятся в определенной соподчиненности между собой, несмотря на то, что каждый вид цен решает конкретные, четко определенные для него задачи. Они функционируют в едином механизме, по единым принципам.
В-третьих, система цен динамична. Она находится под воздействием меняющихся экономических условий. Система цен своевременно должна реагировать на меняющиеся условия в экономике. Но в то же время обладает устойчивостью, что определяется объективными условиями экономики. Конкретные виды цен обладают меньшей устойчивостью, чем система цен в целом. Под влиянием различных факторов происходят изменения отдельных видов цен. Такое изменение вызывает изменение других цен, так как все виды цен взаимосвязаны. К примеру, изменились цены на зерно. В результате этого с большой вероятностью можно ожидать изменение цен на хлебобулочные и кондитерские изделия, на комбикорма, на молоко, мясо и т.д. Однако изменение отдельных цен не всегда вызывает изменение других даже технологически тесно связанных видов цен. Существуют определенные границы воздействия изменения одних цен на другие. Если цены на какой-то товар изменились, но не вышли за пределы допустимых границ, то при этом не обязательно будут изменяться цены других товаров. Например, в разы могут измениться цены на иглы, которые применяются для пошива костюмов. При этом цены на костюмы могут и не меняться. Это показывает то, что конкретные виды цен взаимосвязаны, но при этом обладают и относительной самостоятельностью в своем движении.
В-четвертых, системе цен присущи обратные связи. Допустим, что по ряду причин выросли цены на железную руду на 20%. Это вызовет рост цен на другие товары по технологической цепочке: руда — чугун — сталь — машины (горное оборудование). Горное оборудование будут покупать рудники уже по более высоким ценам. Это вызовет рост затрат на добычу железной руды, допустим, на 2%. Значит, рост цен на железную руду на 20% вызвал дополнительный рост затрат и цен на нее еще порядка 2%. Общий рост цен уже составит 22%.
При изучении и анализе системы цен следует особое внимание уделять следующим ее параметрам:
§ уровень цены конкретных товаров, их видов и групп. Под уровнем цены понимается абсолютное выражение цены в денежной форме (в рублях, евро, долларах США и других денежных единицах);
§ структура цены. Под структурой цепы понимается отношение отдельных элементов цены к ее уровню, выраженное в процентах, либо долях:
§ динамика цены. Под динамикой цены понимается изменение уровня цены во времени. Характеризуется динамика цены либо абсолютным отклонением цены (в денежных единицах) анализируемого периода от цены базового периода, либо индексами цены.
2. ВИДЫЦЕН И ИХ ГРУППИРОВКА
В зависимости от ряда экономических признаков в переходный период все цены классифицируются по видам и разновидностям.
Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения.
В зависимости от этого признака цены подразделяются на следующие основные виды:
? оптовые цены на продукцию промышленности;
? цены на строительную продукцию;
? закупочные цены на сельскохозяйственнуюпродукцию;
? тарифы грузового и пассажирского транспорта;
? розничные цены;
? тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые населению;
? цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).
Оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями со сменой форм собственности, чего не было при административном ценообразовании. В этом принципиальное отличие оптовых цен в условиях перехода к рыночным отношениям.
Оптовые цены на продукцию промышленности в свою очередь подразделяются на два подвида:
? оптовая цена предприятия (отпускная цена);
? оптовая цена промышленности.
Оптовая цена предприятия (отпускная цена) – цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. В условиях перехода к рынку эти цены призваны обеспечивать возможность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям и организациям. Другими словами, реализуя свою продукцию по оптовым ценам, предприятие или фирма должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такой размер прибыли, который бы позволил им выжить в условиях рынка. Прибыль является важнейшим элементом цены.
Получение прибыли – главный побудительный мотив любой формы предпринимательства. В условиях рыночной экономики, конкуренции существует объективная тенденция к получению максимальной прибыли.
Необходимый размер прибыли для предприятия (фирмы) определяется потребностями его развития и не может быть меньше минимально допустимого уровня, обеспечивающего нормальный процесс воспроизводства. В противном случае в условиях жесткой конкуренции предприятие может разориться и стать банкротом.
Если в плановой экономике допустимо существование низкорентабельных и нерентабельных предприятий (а их в дореформенный период было около 15% от общего числа), живущих за счет дотаций из бюджета, то в рыночных условиях их практически не может быть, за редким исключением, когда государство с целью поддержания приоритетных отраслей и производств вынуждено выделять дотации предприятиям этих отраслей.
В условиях рынка, в отличие от плановой экономики, никаких нормативов прибыли, рентабельности «сверху» не устанавливается, за исключением продукции отраслей и предприятий-монополистов, по которой осуществляется регулирование цен государством.
Норма прибыли формируется на рынке в результате конкуренции товаропроизводителей, и она может меняться и фактически меняется под воздействием множества конъюнктурных факторов. Предприятия стремятся максимизировать размер прибыли. Они производят оценку спроса, качества товаров, издержек производства и реализации применительно к разным условиям цен и выбирают такую цену, которая может обеспечить возмещение затрат и максимально возможную прибыль.
Однако полной гарантии предприятию (фирме) в том, что оно получит запланированный размер прибыли, никто дать не может, так как коммерческий успех его деятельности зависит от многих рыночных факторов, предугадать действие которых весьма сложно, тем более, что многие из них являются довольно подвижными. Поэтому конечный экономический результат деятельности предприятия может оказаться как положительным (прибыль), так и отрицательным (убыток).
На основе оптовых цен предприятия (отпускных цен) производится планирование, анализ и расчет стоимостных показателей работы предприятия (фирмы). Оптовая (отпускная) цена предприятия состоит из себестоимости (издержек производства и реализации), прибыли, акциза (по подакцизным товарам) и НДС.
Цена изготовителя продукции обращена кпроизводству, тесносвязана с ним.
Разновидностью оптовой цены предприятия-изготовителя является трансфертная цена.
Трансфертная цена применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия. Она может использоваться как в отношении готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, так и в отношении услуг, в том числе управленческих платежей и процентов за кредит.
В последние годы трансфертные цены получают большое распространение, поскольку внутрифирменная торговля становится все более важным элементом международной торговли. Так, внутрифирменная торговля широко осуществляется между американскими компаниями и их филиалами, находящимися в других странах. Такимже образом действуют и другие страны на территории США.
Использование трансфертных цен может оказывать существенное влияние на конкурентоспособность фирмы на рынке. Так, путем снижения цен на сырье и материалы, поставляемые дочерними предприятиями, можно заметно повысить конкурентоспособность конечного товара.
Пониженные трансфертные цены иногда применяются также для уменьшения таможенных пошлин и др. Однако это противоречит антимонопольному законодательству и может быть наказуемо.
Оптовые цены промышленности – цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям.
Оптовая цена промышленности помимооптовой (отпускной) цены включает в себя снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и НДС. Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка или скидка – это цена на услугу по снабжению и сбыту; как любая цена она должна компенсировать издержки снабженческо-сбытовых или оптовых организаций и обеспечить им прибыль.
Если цены изготовителей продукции больше тяготеют к производству, то оптовые цены промышленности теснее связаны со сферой обращения (оптовой торговлей).
Разновидностью оптовой цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок). Эта цена формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров, расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.
Таким образом, цены различаются в зависимости от того, на какой стадии товародвижения они формируются. Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения:
? предприятие – оптовая торговля;
? оптовая торговля – розничная торговля;
? розничная торговля – потребители.
Этим стадиям товародвижения соответствуют три вида цен:
? оптовая цена предприятия (отпускная цена), ее еще называют ценой изготовителя;
? оптовая цена промышленности;
? розничная цена (о ней речь пойдет дальше).
Цены на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трем видам цен:
1) сметная стоимость – предельный размер затратна строительство каждого объекта;
2) прейскурантная цена – усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 кв.м жилой площади, 1 кв.м полезной площади, 1 кв.м малярных работ и др.);
3) договорная цена, устанавливаемая по договоренности между заказчиками и подрядчиками; сфера действия этой цены все более расширяется с развитием рыночных отношений, соответственно сужается сфера действия других видов цен на строительную продукцию.
Закупочные цены – это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением. На практике закупочные цены для отдельных хозяйств трансформируются в средние цены фактической реализации, в которых учтены цены и количество продукции, проданной по различным каналам реализации (заготовительным организациям, по прямым связям с розничной торговлей, на колхозном рынке и др.). Закупочные цены – договорные (свободные) цены, они устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения.
По своему составу закупочная цена состоит из: во-первых, себестоимости, во-вторых, размера прибыли, необходимого для продолжения осуществления хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений на основе не только простого, но и расширенного воспроизводства, и, в-третьих, НДС.
Важнейшим для развития сельского хозяйства является вопрос обеспечения ценового паритета в обмене продукцией между промышленностью и сельским хозяйством, эквивалентности этого обмена, недопущения ценового противостояния между городом и селом. Этот паритет должен обеспечить через цены взаимовыгодный обмен продукцией между промышленностью и сельским хозяйством без потерь как для сельского хозяйства, так и для промышленности.
Ценовой паритет в течение длительного времени постоянно нарушался, что приводило к значительным потерям в сельском хозяйстве и отрицательно сказывалось на его экономике, сдерживало развитие этой отрасли.
Наиболее ощутимые удары сельское хозяйство получает во время инфляционного роста цен. Дело в том, что результаты своего труда оно реализует один раз в году – осенью после уборки и продажи части урожая, а покупает необходимые материально-технические ресурсы постоянно, на протяжении всего года в условиях непрерывного роста цен.
Поэтому в отношении сельского хозяйства необходимо постоянное проведение экономической и социальной поддержки со стороны государства (льготные кредиты, обеспечение материально-техническими ресурсами и т.д.). В РФ такая помощь оказывается, особенно в период посевных работ и уборки урожая (обеспечение топливом, удобрениями, сельскохозяйственной техникой и др.). Во многих экономически развитых странах, например в США, сельскому хозяйству оказывается финансовая поддержка (субвенции), а также помощь в виде закупок государством по гарантируемым ценам значительной части урожая.
Поэтому обеспечение ценового паритета, эквивалентности обмена между сельским хозяйством и промышленностью должно быть предметом постоянного и пристального внимания со стороны государства, было и остается одним из центральных вопросов экономической политики страны.
Тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Составные элементы тарифа – издержки и прибыль транспортных организаций и НДС.
Особенностью формирования издержек в этой отрасли является то, что затраты грузового транспорта состоят из двух частей: ставки за начально-конечные операции (погрузка и выгрузка) и ставки за движенческую операцию (транспортировка грузов).
Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, они являются конечными; по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве.
Состав розничной цены характеризуется следующими экономическими элементами, ее образующими: оптовой ценой промышленности, НДС и торговой надбавкой или торговой скидкой, а также налогом с продаж. Торговая надбавка состоит из издержек торговых организаций и их прибыли для продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в процентах к ценам приобретения товаров (с НДС).
Схематично весь процесс ценообразования можно представить следующим образом:
Издержки (себестоимость) предприятия | Прибыль | Снабженческо-сбытовая, или оптовая, наценка (скидка) | Торговая надбавка (скидка) |
Нетрудно заметить, что каждый последующий вид цены включает в себя предыдущий.
Следует подчеркнуть, что на каждой стадии реализации (оборота) товара в цену дополнительно включается налог на добавленную стоимость, а также акциз (по подакцизным товарам), который уплачивается в бюджет предприятием – изготовителем товара.
Следует отметить, что, являясь косвенным налогом, НДС образуется в каждом звене товародвижения и аккумулируется в розничной цене. Он оплачивается конечным потребителем, т.е. населением или государством. Этот налог, как правило, составляет 20%, но имеются льготные ставки его по отдельным группам товаров (некоторые продукты питания, медикаменты, товары детского ассортимента и некоторые другие).
Доля косвенных налогов в цене достигает от 90% по алкогольной продукции до 10% по основным продуктам питания.
С либерализацией цен в результате отрыва их от сложившегося уровня издержек производства и обращения, при постоянном снижении объемов производства в натуральном выражении НДС полностью утратил связь с действительным процессом возрастания стоимости. НДС продолжает оставаться ценовой надбавкой.
НДС и акцизы наряду с налогом на прибыль и таможенной пошлиной являются основными доходными статьями бюджетов.
Для правильного понимания категории цены следует различать понятия состав цены и структура цены. Состав цены характеризуется ее экономическими элементами (себестоимость, прибыль и т.д.), выраженными их абсолютными значениями, например в рублях. В отличие от состава цены, структура цены есть соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, или удельный вес этих элементов в цене товара. Так, если цену взять за 100%), то себестоимость по отношению к цене составит, например, 70%, а прибыль – 20% и т.д.
Разновидностью розничной цены является аукционная цена.
Аукционная цена – цена товара, проданного на аукционе.Онаможет существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров и в значительной степени зависит от уровня профессионализма лица, проводящего аукцион.
Кроме продажной цены имеется еще цена потребления или издержки потребления. Дело в том, что недостаточно купить товар, чтобы удовлетворить потребность. По многим товарам, особенно длительного пользования, необходимо еще осуществить затраты по эксплуатации – расходы на обслуживание, ремонт, запасные части, топливо, электроэнергию и т.д. Поэтому расходы потребителя состоят из двух частей – рыночной цены товара и цены потребления, включающей затраты, связанные с потреблением товара. Цена потребления по товарам длительного пользования, как правило, намного выше продажной цены. Продажная ценаот общих расходовпо эксплуатации за весь срок службы, например легкового транспорта, составляет 20%, а бытового холодильника – 10%.