Кузбасским малолетним осуждённым провели терапию бабочками




Практическое занятие № 4

Тема: Основные типы лексических значений слова.

I Теоретический материал.

1. Повторить теоретический материал: понятие о лексическом значении слова.

 

2. Типы лексических значений:

  • по соотнесённости слова с обозначаемым: прямые, переносные (с живой образностью, с потухшей образностью);
  • по степени мотивированности: мотивированные, немотивированные; различные виды мотивированности номинации (словообразовательная и семантическая);
  • по лексической сочетаемости: свободные, несвободные (фразеологически связанные, синтаксически обусловленные, конструктивно ограниченные);
  • по характеру выполняемой функции: номинативные, номинативно-эмотивные; вопрос об экспрессивно-синонимическом типе лексического значения.

II Практическое задание.

Задание 1

Найдите в тексте слова, используемые в переносном значении. Каковы функциональные особенности данного типа ЛЗ?

Российские власти напишут кодекс для соцсетей

Общественная палата России и Министерство иностранных дел собираются подготовить этический кодекс соцсетей и представить его на международных площадках для внедрения единых общих подходов к оценке контента в рунете.

– Ситуация в новых медиа накаляется ежедневно, и пресекать вседозволенность в социальных сетях нужно немедленно. Мы намерены проделать большую работу, подготовленный нами кодекс будет предложен для подписания и зарубежным партнёрам, — заявил во вторник заместитель председателя Комиссии Общественной Палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич.

Малькевич пояснил, что российские власти намерены выйти на международные площадки, чтобы добиться фиксации единого прочтения у всех новых медиа. Член ОП РФ отметил, что большинство проблем сводится к тому, что все по-разному определяют границы дозволенного в интернет-пространстве.

https://gazeta.a42.ru/lenta/news/rossiiskie-vlasti-napishut-kodeks-dlya-socsetei

Задание 2.

Определите тип значения выделенных слов по характеру сочетаемости.

 

1. Поездку, на которую возлагались большие надежды, пришлось отменить: третий день шёл проливной дождь.

2. Из дровяного склада купца, прыгая на трёх ногах и оглядываясь, бежит собака (Чехов).

3. «Вишь, какой батько?» - подумал про себя старший сын, Остап: «всё старая собака, знает, а ещё и прикидывается» (Н.Гоголь)

4.Не сдаётся бабушка, говорит упрямо: «Всё равно я, Петенька, болею за «Динамо» (А.Барто).

5. Иван Ильич болел уже несколько недель.

6. «Шляпа вы, - замечает он тонким певучим голосом, - вы же своего подводите таким ходом. Вы даже в игре шляпа» (Чехов).

7. Не велела говорить, что я её мать, выдала меня за свою экономку.

Задание 3.

Определить типы лексических значений следующих слов по соотнесённости с обозначаемым предметом, по степени мотивированности, по лексической сочетаемости, по выполняемой функции: маршрут, кусать, дубасить, дубовый.

Образец анализа.

Высотный – «производящийся на большой высоте»

1. по соотнесённости с обозначаемым предметом – прямое (прямо, непосредственно указывает на предмет, в словаре находится под №1);

 

2. по степени мотивированности – мотивированное, мотивированность словообразовательная (слово «высотный» производное, мотивировано словом «высота», от которого оно образовано с помощью аффикса);

 

3. по лексической сочетаемости – несвободное, лексически связанное (сочетаемость слова «высотный» ограничена возможностью связи со словами «дом», «здание», «строительство»);

 

4. по выполняемой функции – номинативное (в лексическом значении слова не содержится коннотации (эмоциональности, образности, оценочности).

Примечание: В многозначном слове тип лексического значения определяется для каждого значения отдельно.

Задание 4.

Прочитайте текст. Выполните следующие задания:

1. Определить типы внутренней формы подчёркнутых слов.

2. Определить типы лексических значений подчёркнутых слов.

3. Указать лексические недочёты текста.

Кузбасским малолетним осуждённым провели терапию бабочками

Несовершеннолетние осуждённые которые состоят в филиале по Берёзовскому, посетили выставку бабочек. Для них также организовали арт-терапевтический тренинг.

Посещение музея и тренинги для несовершеннолетних осуждённых организовали в преддверии нового учебного года, рассказали в ГУФСИН Кузбасса. В «Городском музее имени Плотникова» им показали выставку «Удивительный мир насекомых», дети смогли рассмотреть насекомых и сфотографировать их.

«На базе местной православной церкви с участием отца Андрея для подростков провели уникальный арт-терапевтический тренинг. Осуждённые подростки познавали древнее искусство рисования на камнях акрилом, создавали обереги из ниток в виде кукол и рисовали таинственные мандалы», – добавили в ГУФСИН.

Основная литература:

1.Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. – М., 1990. – С. 36 - 44.

 

2. Крысин Л. П. Современный русский язык: Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография: учеб. пособие / Л. П. Крысин. – Москва: Академия, 2007. – С.58-64

 

3. Кишина Е. В. Типы лексических значений (методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов) – Кемерово, 2016.

Кишина Е.В.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: