Практическое занятие № 4
Тема: Основные типы лексических значений слова.
I Теоретический материал.
1. Повторить теоретический материал: понятие о лексическом значении слова.
2. Типы лексических значений:
- по соотнесённости слова с обозначаемым: прямые, переносные (с живой образностью, с потухшей образностью);
- по степени мотивированности: мотивированные, немотивированные; различные виды мотивированности номинации (словообразовательная и семантическая);
- по лексической сочетаемости: свободные, несвободные (фразеологически связанные, синтаксически обусловленные, конструктивно ограниченные);
- по характеру выполняемой функции: номинативные, номинативно-эмотивные; вопрос об экспрессивно-синонимическом типе лексического значения.
II Практическое задание.
Задание 1
Найдите в тексте слова, используемые в переносном значении. Каковы функциональные особенности данного типа ЛЗ?
Российские власти напишут кодекс для соцсетей
Общественная палата России и Министерство иностранных дел собираются подготовить этический кодекс соцсетей и представить его на международных площадках для внедрения единых общих подходов к оценке контента в рунете.
– Ситуация в новых медиа накаляется ежедневно, и пресекать вседозволенность в социальных сетях нужно немедленно. Мы намерены проделать большую работу, подготовленный нами кодекс будет предложен для подписания и зарубежным партнёрам, — заявил во вторник заместитель председателя Комиссии Общественной Палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич.
Малькевич пояснил, что российские власти намерены выйти на международные площадки, чтобы добиться фиксации единого прочтения у всех новых медиа. Член ОП РФ отметил, что большинство проблем сводится к тому, что все по-разному определяют границы дозволенного в интернет-пространстве.
|
https://gazeta.a42.ru/lenta/news/rossiiskie-vlasti-napishut-kodeks-dlya-socsetei
Задание 2.
Определите тип значения выделенных слов по характеру сочетаемости.
1. Поездку, на которую возлагались большие надежды, пришлось отменить: третий день шёл проливной дождь.
2. Из дровяного склада купца, прыгая на трёх ногах и оглядываясь, бежит собака (Чехов).
3. «Вишь, какой батько?» - подумал про себя старший сын, Остап: «всё старая собака, знает, а ещё и прикидывается» (Н.Гоголь)
4.Не сдаётся бабушка, говорит упрямо: «Всё равно я, Петенька, болею за «Динамо» (А.Барто).
5. Иван Ильич болел уже несколько недель.
6. «Шляпа вы, - замечает он тонким певучим голосом, - вы же своего подводите таким ходом. Вы даже в игре шляпа» (Чехов).
7. Не велела говорить, что я её мать, выдала меня за свою экономку.
Задание 3.
Определить типы лексических значений следующих слов по соотнесённости с обозначаемым предметом, по степени мотивированности, по лексической сочетаемости, по выполняемой функции: маршрут, кусать, дубасить, дубовый.
Образец анализа.
Высотный – «производящийся на большой высоте»
1. по соотнесённости с обозначаемым предметом – прямое (прямо, непосредственно указывает на предмет, в словаре находится под №1);
2. по степени мотивированности – мотивированное, мотивированность словообразовательная (слово «высотный» производное, мотивировано словом «высота», от которого оно образовано с помощью аффикса);
|
3. по лексической сочетаемости – несвободное, лексически связанное (сочетаемость слова «высотный» ограничена возможностью связи со словами «дом», «здание», «строительство»);
4. по выполняемой функции – номинативное (в лексическом значении слова не содержится коннотации (эмоциональности, образности, оценочности).
Примечание: В многозначном слове тип лексического значения определяется для каждого значения отдельно.
Задание 4.
Прочитайте текст. Выполните следующие задания:
1. Определить типы внутренней формы подчёркнутых слов.
2. Определить типы лексических значений подчёркнутых слов.
3. Указать лексические недочёты текста.
Кузбасским малолетним осуждённым провели терапию бабочками
Несовершеннолетние осуждённые которые состоят в филиале по Берёзовскому, посетили выставку бабочек. Для них также организовали арт-терапевтический тренинг.
Посещение музея и тренинги для несовершеннолетних осуждённых организовали в преддверии нового учебного года, рассказали в ГУФСИН Кузбасса. В «Городском музее имени Плотникова» им показали выставку «Удивительный мир насекомых», дети смогли рассмотреть насекомых и сфотографировать их.
«На базе местной православной церкви с участием отца Андрея для подростков провели уникальный арт-терапевтический тренинг. Осуждённые подростки познавали древнее искусство рисования на камнях акрилом, создавали обереги из ниток в виде кукол и рисовали таинственные мандалы», – добавили в ГУФСИН.
Основная литература:
1.Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. – М., 1990. – С. 36 - 44.
2. Крысин Л. П. Современный русский язык: Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография: учеб. пособие / Л. П. Крысин. – Москва: Академия, 2007. – С.58-64
3. Кишина Е. В. Типы лексических значений (методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов) – Кемерово, 2016.
Кишина Е.В.