Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления.




Задание. Изучить материал конспекта и презентации. В тетради написать подробный конспект и прислать мне в лс ВК.

Тема. Храмовый синтез искусств.

Что такое синтез? Как вы понимаете это слово?
Слайд 2 Синтез — процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое.

Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления.

В каких сферах художественной деятельности можно найти синтез искусств?

Си́нтез иску́сств – создание качественно нового художественного продукта посредством органичного соединения искусства или видов искусства в единое целое. Конечное явление не сводится к сумме составляющих его компонентов, оно обобщает такие их свойства как идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство, общность участия в художественной организации пространства, времени и другие, позволяя оказывать многостороннее эмоциональное воздействие на восприятие человека. Объединение искусств в новый синтетический вид происходит из-за потребности общества в более широком, всеохватывающем освоении и изображении действительности.

Выделяют два уровня синтеза искусств:

  • Внутри вида искусства (например, использование отрывков лирического текста в эпосе)
  • Между видами искусства (например, создание кинематографического образа на основе сценария, написанного по мотивам литературного произведения)

Соотношение между участвующими в синтезе искусствами:

  • Один вид может полностью доминировать над другим (например, подчинение древнеегипетской архитектурой скульптуры и живописи)
  • Всеобщее значение может приобрести качество, присущее одному из искусств (например, «пластичность» в древнегреческом искусстве, «живописность» в барокко)
  • Виды искусства могут срастаться между собой (архитектура и скульптура готики)
  • Виды искусства способны ярко контрастировать друг с другом (архитектурные сооружения двадцатого века)
  • Два вида искусства могут дополнять друг друга без слияния в одно целое (искусства в эпоху Возрождения)

Слайд 3 Возникновение, развитие и существование искусства разных народов мира обладает удивительным сходством. Это свидетельствует об общечеловеческих законах искусства, которые изначально находят свое воплощение в обрядах, верованиях, религиозных ритуалах. Первые серьезные постройки человечества – храмы и святилища

В архитектуре, оформлении храмов, музыкальном сопровождении богослужения отразились представления человека о мире, мироощущение эпохи и народа, их создавших.

Слайд 3 Храмы — это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам) и ее основные ценности.

Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души.

Земной храм является образом Храма вышнего, земным жилищем Бога. Поэтому образ Храма содержит в себе выходящую за пределы человеческого сознания идею Божественного и в то же время вбирает все представления о мироустройстве. В Храме человек ищет убежище от мирской суеты. Обращаясь в молитвенном порыве к Богу, осознает единство земного и небесного.

Сегодня поговорим об архитектуре храмов.

Слайд 4 Прочность, польза, красота — эта необычная формула была "выведена" почти две тысячи лет тому назад.

Древнеримский зодчий Витрувий пришел к выводу, что именно эта триада составляет сущность архитектуры. Каждый ее ком­понент важен сам по себе, но только вместе они позволяют архитектурному сооружению стать про­изведением искусства.

Напомните мне, пожалуйста, внешний вид храма, любого – будь то православный, католический или мусульманский. Купол, высота. Как держится купол? Как возводились огромные постройки, подобные Киевской Софии или мечети на Востоке, когда техника и цивилизация были еще не на таком высоком уровне развития, как сейчас?

Слайд 5 20 мая 1474 г. в Москве случился легкий "тря­сун" — так в древности называли на Руси землетря­сение. И все бы ничего, да вот беда — рухнул воз­веденный почти до самых сводов Успенский собор в Кремле.

Великий князь Иван III пригласил экс­пертов — псковских зодчих — установить причину катастрофы. Их оказалось две. Во-первых, слишком жидкий известковый раствор "не клеил". Во-вто­рых, были допущены конструктивные просчеты: ле­стница, устроенная в толще одной из стен, значи­тельно ее ослабила.

Так от чего же зависит надежность постройки? В значительной степени от строительного материа­ла.

Слайд 6 Но не только прочностью и надежностью строи­тельного материала определяется качество построй­ки. Многое зависит и от конструкции. Ведь недостроенный Успенский собор обрушился еще и из-за конструктивных просчетов.

На Востоке много веков назад появилась простая строительная конструкция — арка: две опоры и пе­рекинутая между ними каменная дуга.

Если не­сколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод.

А что если арку повернуть вокруг совей оси и повторить много раз?
А если арку повернуть вокруг своей оси, получится купол.

Арку, свод и купол у восточных народов позаимствовали древние римляне. От них эти архитектурные формы стали известны будущим европейцам и византийцам, которые и привезли "новин­ку" на Русь. Стена, арка, купол и свод стали осно­вой конструкций каменных сооружений на Руси — дворцов, храмов, крепостей.

Слайд 7 Особенность сводчатых построек — очень тол­стые стены. Даже невысокие каменные палаты име­ли стены толщиной до 2 м. Ведь свод давит на стены не только вертикально, но и в стороны, слов­но пытается их опрокинуть. Для укрепления стен приходилось строить контрфорсы — дополнитель­ные наружные подпорки.

Контрфо́рс (фр. contre force — «противодействующая сила») — вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путем принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.

Использовались также "связи" — деревянные или металлические балки, стягивающие противоположные стены, но уродую­щие интерьеры построек.

Любое каменное сооружение средневековья было похоже на крепость и в случае необходимости за­меняло ее. Даже небольшие щелевидные оконца, сделанные таковыми, чтобы не ослабить стену, на­поминали бойницы.

Слайд 8 Готические соборы - Еще более важное значение контрфорсы приобрели в зодчестве эпохи готики. Архитектура этого периода характеризуется высокими стенами с относительно низкой несущей способностью из-за прорезанных в них больших оконных проемов. Поэтому контрфорсы сделались видным элементом сооружений этого периода.

Каменные сооружения весили сотни и тысячи тонн, а потому нуждались в надежных фундамен­тах. Опытный инженер Аристотель Фиораванти за­ложил фундамент Успенского собора на глубине 6 м, забив под него сотни дубовых свай. Кстати, белый камень оказался очень подходящим материа­лом для фундаментов: он достаточно прочен, моро­зостоек и долговечен. Не случайно кирпичные сте­ны Кремля, Китай-города и многих других старин­ных построек в Москве покоились на белокаменных фундаментах.

Слайд 9

Польза У любого архитектурного сооружения свое на­значение: дом — для жилья, храм — для молитвы, крепость—для защиты от врагов... В зависимости от назначения здание имеет ту или иную форму, размер, внутреннюю планировку, декор. Красота архитектуры при постройке крепости, например, не имеет большого значения. Главное ее качество — прочность и надежность: высокие неприступные башни и стены с узкими прорезями бойниц. В кре­стьянском жилище, лишенном изысканной красоты дворца и избыточной прочности крепости, больше всего ценились простота и удобство.

Многое зависит и от климата. Долгая зима и дождливая осень на Руси диктовали свои законы при строительстве жилья: высокая крутая кровля не задерживала ни снег, ни воду. По этой же при­чине островерхие шлемовидные купола в русской архитектуре вытеснили покатые византийские.

Слайд 10 Из- за холодных суровых зим на Руси церкви строили двух типов: зимние — небольшие, отапливаемые; летние — более просторные, без печи. Иногда их собирали под одной крышей — внизу ставили теп­лую церковь, наверху — холодную

Слайд 11 А знаете, почему русские храмы обычно много­главы? Не только для красоты. Чем крупнее цер­ковь, тем больше требуется куполов: ведь каждый купол опирается на цилиндрический барабан с окнами, освещающими внутреннее пространство храма.

Купола ставили обычно на разном уровне, чтобы они не затеняли друг друга. Так польза порождает красоту.

Слайд 12

Красота Именно этот компонент формулы Витрувия возво­дит архитектуру в ранг искусства и отличает от простого строительства. Красоту трудно выразить математически или словесно. И все-таки попытаем­ся определить, из чего она складывается.

Многие столетия знаменитая церковь Покрова на Нерли завораживает взгляды. Небольшая, небо­гатая скульптурным убранством, незатейливая по композиции. Но стоит увидеть ее хоть раз — забыть невозможно. В чем секрет? В верно найденных про­порциях — соотношении ширины и высоты, отдель­ных частей и целого. Именно благодаря правильно выбранным пропорциям церковь эта кажется такой легкой, изящной.

А чудо русской архитектуры — собор Василия Блаженного — имеет не только богатый декор, но и необычную композицию. Восемь башеннообразных храмов словно в хороводе окружили главный, цен­тральный. Лики красоты неповторимы, каждый по- своему прекрасен.

Нотр Дам де Пари, собор Парижской Богоматери – это один из шедевров мировой готической архитектуры, который возвышается над островом Сите как огромный корабль, поставленный на якорь при помощи мощных контрфорсов. Собор Нотр-Дам-де-Пари представляет собой массивное строение, результат продуманного архитектурного замысла, реализующего в какой-то степени традиции романского стиля. Виктор Гюго, как и другие писатели романтического жанра, с благоговением относился к готической архитектуре, всерьёз считая, что вздымающиеся ввысь нефы великих соборов служат лучшим пристанищем для «измученных душ».

Золотой павильон Кинкаку-Дзи является самой известной достопримечательностью города Киото в Японии. Он был построен в 14-м столетии как вилла, и затем преобразован в храм. В 1950 году сошедший с ума монах поджог храм, и восстановить его удалось лишь спустя несколько лет.

Земной храм является образом Храма вышнего, земным жилищем Бога. Поэтому образ Храма содержит в себе выходящую за пределы человеческого сознания идею Божественного и в то же время вбирает все представления о мироустройстве. В Храме человек ищет убежище от мирской суеты. Обращаясь в молитвенном порыве к Богу, осознает единство земного и небесного.

Певучесть Слова, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей и храмов, монументальность фресок, сдержанная пластика скульптур, звучащая церковная музыка с ее строгими и возвышенными мелодиями, предметы декоративно-прикладного искусства — все это вызывает высокие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождает стремление к истине и идеалу. Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и одухотворение.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: