II Перекрестная эластичность




Спрос на товар зависит не только от цены на этот же самый товар. Он зависит и от цен на другие товары. Данная зависимость характеризуется перекрестной эластичностью спроса по цене.

Перекрестная эластичность спроса – измерение чувствительности потребительского спроса на один продукт к изменению цены какого-то другого продукта

Перекрестная эластичность = изменение величины спроса (покупок) в % / изменение цены в %

Эта формула нам уже знакома. Отличие лишь в том, что объем спроса относится к одному товару, а цена - к друго­му.

1 Когда перекрестная эластичность спроса на какой-либо товар имеет положительное значение (Е > 0). Такое значение коэффициента характерно для взаимозаменяемых товаров (товаров- субститутов). Т.е. количество испрашиваемой продукции Х варьируется в прямой зависимости от изменения продукта У. например, падение цены на масло заставляет потребителей покупать меньше маргарина и наоборот. Чем больше коэффициент, тем больше степень заменяемости двух данных товаров

Задача

Оборот магазина по яблокам и грушам

Показатель Август Сентябрь
Цена на груши, руб.    
Объем покупок яблок, кг    

 

Рассчитать перекрестную эластичность спроса.

Изменение покупок яблок в % = (90 – 180) / 180 = -50%

Изменение цен в % = (22 – 30) / 22 = -36,36%

Перекрестная эластичность спроса:

Е = -50% / -36,36% = 1,375 (Е >0)

Товары являются взаимозаменяемыми, цена и спрос изменяются в одном направлении. Так как цена на груши снизилась, то часть покупателей яблок переключилась на покупку груш.

 

2. Когда перекрестная эластичность спроса имеет отрицательное значение (Е < 0). Такое значение коэффициента характерно для взаимодополняемых товаров. Так рост цен на автомобили приведет к сокращению количества покупателей бензина. Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем больше степень взаимодополняемости двух данных товаров.

Задача

Оборот магазина сотовых телефонов

Показатель Август Сентябрь
Цена (средняя) на сотовые телефоны, руб.    
Объем покупок аксессуаров, шт    

 

Рассчитать перекрестную эластичность спроса.

Изменение покупок в % = (130 – 100) / 130 = 23,08%

Изменение цен в % = (3600 – 4100) / 4100 = -12,20%

Перекрестная эластичность спроса:

Е = 23,08% / -12,20% = -1,89 (Е<0)

Товары являются взаимодополняемыми, цена и спрос изменяются в разных направлениях. Так как цена на сотовые телефоны снизилась (соответственно их стали приобретать больше), то возрос спрос на аксессуары к сотовым телефонам.

3 Нулевой или почти нулевой коэффициент эластичности свидетельствует о том, что два продукта несвязанны между собой т.е. являются независимыми товарами. Навряд ли рост цены на автомобили приведет к падению цен на сливочное масло.

 

III Эластичность спроса по доходу

Эластичность спроса по доходу – позволяет определяет степень спроса на товар при изменении доходов потребителей при прочих равных условиях. Измерение эластичности спроса по доходу подразумевает, что цена данного товара в данный конкретный период времени не меняется.

Эластичность спроса по доходу позволяет выделить три группы товаров:

1. С отрицательной эластичностью (Е < 0). К ним относятся товары низкого качества. Чем выше доход потребителя, тем меньше он потребляет данные товары.

Задача

Данные о доходах населения и объеме покупок картофеля

Показатель Август Сентябрь
Доходы (средние) потребителей, руб.    
Объем покупок ливерной колбасы, кг    

Рассчитать эластичность спроса по доходам.

Изменение доходов потребителей в % = (8000 – 5500) / 5500 = 45,45%

Изменение объема покупок в % = (2400 – 3000) / 3000 = -20%

Эластичность спроса по доходам:

Е = -20% / 45,45% = -0,44 (Е <0)

Так рост дохода вызывает снижение спроса на данный товар, то можно сделать вывод, что ливерная колбаса относится к товарам низкого качества.

2. С эластичностью (0< Е > 1). К ним относятся качественные неэластичные товары. Потребление таких товаров обычно мало зависит от доходов потребителей к таким товарам можно отнести зубную пасту, соль и т.п.

Задача

Данные о доходах населения и объеме покупок картофеля

Показатель Август Сентябрь
Доходы (средние) потребителей, руб.    
Объем покупок мыла, шт    

Рассчитать эластичность спроса по доходам.

Изменение доходов потребителей в % = (8000 – 5500) / 5500 = 45,45%

Изменение объема покупок в % = (3200 – 3000) / 3000 = 6,6%

Эластичность спроса по доходам:

Е = 3,3% / 45,45% = 0,15 (Е <0)

Так рост дохода не вызывает особого повышения спроса на данный товар, то можно сделать вывод, что мыло относится к неэластичным товарам.

 

 

3. С эластичностью (Е > 1). Нормальные товары (т.е. рост дохода вызывает повышение спроса на товар)

Задача

Данные о доходах населения и объеме покупок персональных компьютеров

Показатель Август Сентябрь
Доходы (средние) потребителей, руб.    
Объем покупок персональных компьютеров, шт    

 

Рассчитать эластичность спроса по доходам.

Изменение доходов потребителей в % = (8000 – 5500) / 5500 = 45,45%

Изменение объема покупок в % = (90 – 60) / 60 = 50%

Эластичность спроса по доходам:

Е = 50% / 45,45% = 1,10 (Е >1)

Так рост дохода вызывает повышение спроса на данный товар, то можно сделать вывод, что персональные компьютеры относятся к категории нормальных товаров.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: