Спрос на товар зависит не только от цены на этот же самый товар. Он зависит и от цен на другие товары. Данная зависимость характеризуется перекрестной эластичностью спроса по цене.
Перекрестная эластичность спроса – измерение чувствительности потребительского спроса на один продукт к изменению цены какого-то другого продукта
Перекрестная эластичность = изменение величины спроса (покупок) в % / изменение цены в %
Эта формула нам уже знакома. Отличие лишь в том, что объем спроса относится к одному товару, а цена - к другому.
1 Когда перекрестная эластичность спроса на какой-либо товар имеет положительное значение (Е > 0). Такое значение коэффициента характерно для взаимозаменяемых товаров (товаров- субститутов). Т.е. количество испрашиваемой продукции Х варьируется в прямой зависимости от изменения продукта У. например, падение цены на масло заставляет потребителей покупать меньше маргарина и наоборот. Чем больше коэффициент, тем больше степень заменяемости двух данных товаров
Задача
Оборот магазина по яблокам и грушам
Показатель | Август | Сентябрь |
Цена на груши, руб. | ||
Объем покупок яблок, кг |
Рассчитать перекрестную эластичность спроса.
Изменение покупок яблок в % = (90 – 180) / 180 = -50%
Изменение цен в % = (22 – 30) / 22 = -36,36%
Перекрестная эластичность спроса:
Е = -50% / -36,36% = 1,375 (Е >0)
Товары являются взаимозаменяемыми, цена и спрос изменяются в одном направлении. Так как цена на груши снизилась, то часть покупателей яблок переключилась на покупку груш.
2. Когда перекрестная эластичность спроса имеет отрицательное значение (Е < 0). Такое значение коэффициента характерно для взаимодополняемых товаров. Так рост цен на автомобили приведет к сокращению количества покупателей бензина. Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем больше степень взаимодополняемости двух данных товаров.
Задача
Оборот магазина сотовых телефонов
Показатель | Август | Сентябрь |
Цена (средняя) на сотовые телефоны, руб. | ||
Объем покупок аксессуаров, шт |
Рассчитать перекрестную эластичность спроса.
Изменение покупок в % = (130 – 100) / 130 = 23,08%
Изменение цен в % = (3600 – 4100) / 4100 = -12,20%
Перекрестная эластичность спроса:
Е = 23,08% / -12,20% = -1,89 (Е<0)
Товары являются взаимодополняемыми, цена и спрос изменяются в разных направлениях. Так как цена на сотовые телефоны снизилась (соответственно их стали приобретать больше), то возрос спрос на аксессуары к сотовым телефонам.
3 Нулевой или почти нулевой коэффициент эластичности свидетельствует о том, что два продукта несвязанны между собой т.е. являются независимыми товарами. Навряд ли рост цены на автомобили приведет к падению цен на сливочное масло.
III Эластичность спроса по доходу
Эластичность спроса по доходу – позволяет определяет степень спроса на товар при изменении доходов потребителей при прочих равных условиях. Измерение эластичности спроса по доходу подразумевает, что цена данного товара в данный конкретный период времени не меняется.
Эластичность спроса по доходу позволяет выделить три группы товаров:
1. С отрицательной эластичностью (Е < 0). К ним относятся товары низкого качества. Чем выше доход потребителя, тем меньше он потребляет данные товары.
Задача
Данные о доходах населения и объеме покупок картофеля
Показатель | Август | Сентябрь |
Доходы (средние) потребителей, руб. | ||
Объем покупок ливерной колбасы, кг |
Рассчитать эластичность спроса по доходам.
Изменение доходов потребителей в % = (8000 – 5500) / 5500 = 45,45%
Изменение объема покупок в % = (2400 – 3000) / 3000 = -20%
Эластичность спроса по доходам:
Е = -20% / 45,45% = -0,44 (Е <0)
Так рост дохода вызывает снижение спроса на данный товар, то можно сделать вывод, что ливерная колбаса относится к товарам низкого качества.
2. С эластичностью (0< Е > 1). К ним относятся качественные неэластичные товары. Потребление таких товаров обычно мало зависит от доходов потребителей к таким товарам можно отнести зубную пасту, соль и т.п.
Задача
Данные о доходах населения и объеме покупок картофеля
Показатель | Август | Сентябрь |
Доходы (средние) потребителей, руб. | ||
Объем покупок мыла, шт |
Рассчитать эластичность спроса по доходам.
Изменение доходов потребителей в % = (8000 – 5500) / 5500 = 45,45%
Изменение объема покупок в % = (3200 – 3000) / 3000 = 6,6%
Эластичность спроса по доходам:
Е = 3,3% / 45,45% = 0,15 (Е <0)
Так рост дохода не вызывает особого повышения спроса на данный товар, то можно сделать вывод, что мыло относится к неэластичным товарам.
3. С эластичностью (Е > 1). Нормальные товары (т.е. рост дохода вызывает повышение спроса на товар)
Задача
Данные о доходах населения и объеме покупок персональных компьютеров
Показатель | Август | Сентябрь |
Доходы (средние) потребителей, руб. | ||
Объем покупок персональных компьютеров, шт |
Рассчитать эластичность спроса по доходам.
Изменение доходов потребителей в % = (8000 – 5500) / 5500 = 45,45%
Изменение объема покупок в % = (90 – 60) / 60 = 50%
Эластичность спроса по доходам:
Е = 50% / 45,45% = 1,10 (Е >1)
Так рост дохода вызывает повышение спроса на данный товар, то можно сделать вывод, что персональные компьютеры относятся к категории нормальных товаров.