Список картин Айвазовского по алфавиту 20 глава




В Феодосии Иван Константинович уговаривает своего высокого гостя позировать ему. В результате получился портрет во весь рост на фоне горы Арарат «Хримян Айрик в окрестностях Эчмиадзина». Ныне картина хранится в Феодосийской картинной галерее.

Куда же возил Иван Константинович своего уважаемого гостя? Что могло привлечь католикоса, кроме как обаяние самого художника? Ответ на этот вопрос мы можем найти в реферате известного армянского ученого, исследователя древних архитектурных памятников X. Кучук-Ионнисяна, датированного августом 1896 г: «…Из Феодосии 23-го июля мы приехали в г. Старый Крым, где сохранились развалины нескольких армянских церквей. Около развалин Чархапан художник И. К. Айвазовский построил новую церковь того же имени. Новую икону! Богородицы для алтаря писал сам Айвазовский.

Внутри церкви, в правую сторону вделана найденная там же в груде развалин прекрасная мраморная доска с изображением на ней арки, трех крестов и чаши для святых даров, а внизу — следующая подпись:

 

«Св. знамение на память госпожи Вард — лета И05, (от Р. Хр. 1656 г.)…».

 

Поскольку церковь уже была построена, находясь рядом, причем в гостях у художника и мецената, католикос просто не мог не посетить ее, а может, как раз посещение недавно выстроенной церкви и было частью его феодосийской программы.

Зимой 1896 года Айвазовские отправились в Петербург, чтобы, получив гонорар в размере 4000 рублей за картины для Зимнего дворца «Черноморская эскадра в тишине» и «Ураган», отправиться в Ниццу. Впереди, как обычно, были обширные планы, курорт Ниццы — место, куда усиленно рекомендуют Ивану Константиновичу поехать врачи. Супруга тоже настаивала на необходимости мужу подправить здоровье. Последнее время он кашлял и начал быстрее обычного утомляться.

Они выехали без приключений, но все лечение пошло насмарку, так как уже в Ницце до них дошли вести о резне армян в Турции. Всегда тяжело переживающий народные бедствия, а тут еще речь шла о его народе, Айвазовский набрасывает эскизы будущих картин: «Погром армян в Трапезунде», «Армян погружают на корабли», «Турки армян живыми бросают в Мраморное море» и пересылает в столицу для публикации в сборнике «Братская помощь пострадавшим в Турции армянам». При этом его вдохновляет не только сама тема, Айвазовский получил благословение своей церкви, присланное ему в письме католикосом Мкртычяном.

«Божий помазанник! — пишет в ответном письме Иван Константинович. — Вы сделали мне весьма чувствительное и прекрасное предложение — изобразить красными красками картину армянской резни на фоне залитых кровью гор и дол и над развалинами — убитого горем Владыку армян. Будь угодно Всевышнему даровать мне жизнь и подольше, настанет день, когда я исполню сие трогательное предложение»[294].

Он не лечится, а вместо этого загоняет себя каторжной работой. Пройдет совсем немного времени, и люди увидят новые картины Айвазовского, увидят и содрогнутся, узрев открывшиеся им зверства. Россия, Англия, Франция — везде, где это только можно, посланцы Айвазовского будут нести эту весть, переезжая вместе с выставками.

Сейчас, наверное, непонятно звучит фраза — тяжело переживал бедствия — послал эскизы картин в сборник, написал картины по теме — устроил выставки. Но ведь тогда не было телевизора, а многие люди, как известно, не обладают достаточным воображением, чтобы, прочитав в газетах о том, как турки сбрасывают армян в море, где те неминуемо потонут, представить себе картину во всех ее пугающих красках. Понимая это, Айвазовский работает с рассвета до первого головокружения или предобморочного состояния. Лишь бы не потерять связующую нить, передать весь ужас, творимый современниками.

Выставки Айвазовского той поры — это своеобразная наглядная агитация. После посещения их журналисты подняли крик в прессе, выражая свое негодование по поводу зверств турков. Армян же справедливо жалели. Открылись многочисленные подписки в пользу жертв турецких зверств, армян-беженцев готовы были принять многие города, и даже частные лица открывали перед пострадавшими свои кошельки и дома. Вот что делала кисть великого художника! Но это было еще не все. Пробыв в Ницце не больше месяца, Иван Константинович и Анна Никитична возвращаются в Феодосию, где Айвазовский совершает поступок, о котором будут долгие годы спорить журналисты.

Мы помним, что некоторое время назад художник выполнял заказы Турции и был этим более чем доволен. Ему нравилась эта страна с ее живописной природой, своеобразной архитектурой и морскими берегами. Он получил две высшие награды Турции. Теперь же, когда Айвазовский выступал с яростной критикой в адрес кровавого султана, его грудь жгли, словно отпечатанные на ней раскаленные ордена Османии. А значит, следовало сделать выбор. И этот выбор был легок для не привыкшего подчиняться кому бы то ни было художнику. Вернувшись в Феодосию, он первым делом вбежал в дом, где стояла шкатулка со всеми наградами, полученными Айвазовским и туфелькой бедной Марии, извлек оттуда драгоценные, усыпанные бриллиантами турецкие ордена и, не задумываясь более ни секунды, вышел вместе с ними во двор, где, подозвав дворового пса Рекса и приласкав его, нацепил сверкающие ордена тому на ошейник. Взяв собаку на поводок, как был в дорожном костюме, Иван Константинович отправился на демонстративную прогулку по городу.

Вслед за ним выскочило несколько слуг, напуганных выражением лица хозяина и напускной веселостью, с которой тот чуть ли не бежал за обрадованным возвращением хозяина и нежданной прогулкой псом.

На улице к странной компании примкнули пришедшие поздороваться с Иваном Константиновичем соседи. О, это было незабываемое зрелище — впереди, натягивая поводок, шел здоровенный лохматый пес непонятной породы, грудь которого украшали искрящиеся в солнечном свете ордена, за ним чуть ли не бегом следовал старый художник, лицо которого было красно настолько, что многие справедливо подумали, что того вскоре хватит удар. Седые волосы и бакенбарды Айвазовского развевались на ветру подобно ковылю, при этом он подчеркнуто весело смеялся, приплясывая и созывая знакомых примкнуть к его прогулке. Достаточно побегав по городу, посетив рынок и пройдясь вдоль харчевен и лавок, Айвазовский, наконец, свернул к набережной, где, сняв с ошейника ордена, отпустил Рекса побегать, а сам взял первую попавшуюся рыбацкую лодку и, потребовав, чтобы сопровождающие отошли от берега на несколько шагов и никто не смел мешать или следовать за ним, с молодецкой удалью оттолкнул лодку от берега, сделав несколько шагов по воде, ловко перепрыгнул через борт и сел на весла. Проплыв достаточно далеко, Айвазовский помахал рукой озадаченным соседям, после чего поднялся, в руках его заблестели драгоценные ордена, и… давно море не принимало столь щедрого дара. Ордена Османияе и Меджидие один за другим пропали в волнах.

Не один день рыбаки и умеющие хорошо плавать мальчишки будут безрезультатно искать сокровища Айвазовского, но… море всегда было в сговоре со своим любимым художником. Не подвело оно и на этот раз.

Позже Айвазовский сообщит турецкому консулу о том, что сделал, и заявит, чтобы тот передал своему кровавому султану: «Если пожелает, пусть и он выбросит в море мои картины, их мне не жаль!»

 

Глава 31

 

Айвазовский, вероятно, обладает секретом составления красок, и даже краски сами секретные; таких ярких и чистых тонов я не видел даже на полках москательных лавок.

Из письма И. Н. Крамского П. М. Третьякову

 

Мало кто на месте Ивана Константиновича отважился бы на столь смелый и необдуманный поступок. Он же всегда делал, что должен был сделать, не задумываясь о том, что будет. Тем не менее последствия поступка отчаянно-смелого художника оказались более чем неожиданными.

Несмотря на обидные слова Айвазовского, брошенные им турецкому консулу и султану, полотна великого мариниста в Турции не были уничтожены. По сей день они украшают музеи страны, где экскурсоводы, вот ведь странность судьбы, с увлечением рассказывают гостям о создавшим их «великом турецком художнике Айвазовском».

Что это — шутка ли судьбы, или продуманный расчет? Мы не знаем этого, существуют два источника возникновения версии турецкого происхождения Ивана Константиновича. Это воспоминания А. Д. Блудовой (М., 1888. С. 23–25) и H.H. Кузьмина «Воспоминания об И. К. Айвазовском» (Санкт-Петербург: типо-лит. В. В. Комарова, 1901). Согласно версии Блудовой: «…обычай привозить с собою, после походов, спасенного от гибели турчонка или взятых в плен турчанок и дарить их своим родственникам на воспитание или в прислугу занес много примеси южной крови между нами, и в пользу нам, а не в ущерб, судя по Жуковскому, Аксаковым, Айвазовскому, которые по женской линии турецкого происхождения, и по Пушкину, который, как известно, был по матери потомок негра». Если верить Блудовой, то Константин Гайвазовский рассказывал своим детям, будто их прадед, соответственно его отец, был сыном турецкого военачальника. Во время взятия Азова русскими войсками (1696 г.), будучи ребенком, он был спасен от смерти неким армянином, который его крестил и усыновил.

Так же на турецком происхождении Айвазовского настаивает Н. Н. Кузьмин, с той, однако, разницей, что в истории фигурировал уже не дед турок, а непосредственно отец художника: «О своём происхождении сам И. К. Айвазовский вспоминал однажды, в кругу своей семьи, следующее интересное и вполне, стало быть, достоверное предание. Приведенный здесь рассказ первоначально записан с его слов и хранится в семейных архивах художника. «Я родился в городе Феодосии в 1817 году, но настоящая родина моих близких предков, моего отца, была далеко не здесь, не в России. Кто бы мог подумать, что война — этот бич всеистребляющий, послужила к тому, что жизнь моя сохранилась и что я увидел свет и родился именно на берегу любимого мною Черного моря. А между тем это было так. В 1770 году русская армия, предводительствуемая Румянцевым, осадила Бендеры. Крепость была взята, и русские солдаты, раздраженные упорным сопротивлением и гибелью товарищей, рассеялись по городу и, внимая только чувству мщения, не щадили ни пола, ни возроста». «В числе жертв их находился и секретарь бендерского паши. Пораженный смертельно одним русским гренадером, он истекал кровью, сжимая в руках младенца, которому готовилась такая же участь. Уже русский штык был занесен над малолетним турком, когда один армянин удержал карающую руку возгласом: «Остановись! Это сын мой! Он христианин! «Благородная ложь послужила во спасенье, и ребенок был пощажен. Ребенок этот был отец мой. Добрый армянин не покончил этим своего благодеяния, он сделался вторым отцом мусульманского сироты, окрестив его под именем Константина и дал ему фамилию Гайвазовский, от слова Гайзов, что на турецком языке означает секретарь. Прожив долгое время со своим благодетелем в Галиции, Константин Айвазовский поселился, наконец, в Феодосии, в которой он женился на молодой красавице-южанке, тоже армянке, и занялся первое время удачно торговыми операциями».

Известно, что Иван Константинович был знаком и состоял в переписке с Кузьминым, последний не делал секрета из своего желания написать книгу о художнике. Тем не менее до сего дня не обнаружено документа в архиве И. К. Айвазовского, на который ссылается H.H. Кузьмин и который мог бы подтвердить эту версию.

Слово «гайзов» в значении «секретарь» нет в турецком языке.

Мог ли Иван Константинович придумать эту байку? Вполне. Во время потепления отношений с Турцией, когда он писал картину за картиной по заказу султана, или, возможно, желая шокировать собеседника… впрочем, ту же байку мог с успехом измыслить и сам писатель. Бесспорным остается одно: «Воспоминания» Блудовой вышли при жизни Ивана Константиновича, но неизвестно, ознакомился ли художник с ними, и если читал, то какова была реакция. Книга же H.H. Кузьмина вышла через год после смерти Айвазовского. Скорее всего, он мог видеть куски рукописи, которые писатель присылал ему для сверки, но не факт, что видел все. Да и опять же, мы не имеем документа — письма от И. К. Айвазовского, которое бы могло пролить свет на этот скользкий вопрос.

Впрочем, позвольте мне представить еще одну версию-объяснение, отчего художник мог и должен был придумать свое турецкое происхождение. Мягкий и чувствительный от природы Иван Константинович всю свою жизнь слушал рассказы о зверствах, творимых турками, он написал много картин, клеймящих турецкие власти, заливающие землю кровью безвинных людей. Он принимал на своей земле беженцев и всячески помогал пострадавшим материально. Создавая свои антитурецкие произведения, он как истинный художник должен был вникать в драматургию происходящего на картине, следовательно, он был вынужден вставать то на одну, то на другую стороны, карать и быть поверженным, убивать и умирать. Десятки раз… он сливался со своими героями, привыкая жить их жизнями. Заметим, что при этом сам Иван Константинович продолжал находиться в любимой им Феодосии — многонациональном городе. Где рядом с армянскими, грузинскими, малоросскими лавочками стояли и турецкие кофейни, склады, прилавки. По улицам бегали ватаги детей самых разных национальностей. Живущие по соседству от Айвазовского турки — люди мирной профессии — купцы, строители, сапожники и портные… разве должны были они отвечать за турок-солдат? Турок-министров? Турок — военных стратегов? Своими картинами Айвазовский заставлял зрителей увидеть ужас, творимый Турцией, остро ощущая жалость к гонимым и поверженным. Но он отнюдь не желал резни у стен своего дома!

Скорее всего, понимая, каким уважением пользуется Иван Константинович среди населения и городского начальства, к нему на поклон не раз приходили феодосийские и крымские турки. Простые люди, возможно, никогда в жизни не видевшие картин Айвазовского, но знавшие его как доброго соседа и справедливого человека. Никто не хочет быть сожженным в собственном доме или забитым камнями в лавке. Отпуская жену на рынок или детей в школу, любой отец должен заботиться об их безопасности. Феодосийские турки не сделали ничего плохого своим соседям и не должны отвечать за ужасы, творимые страной, откуда они давным-давно уехали. Откуда, возможно, уехали даже не они, а их отцы или даже деды. Но если народ поднимется громить живущих по соседству турок, пострадают и женщины, и дети, пострадают люди, рожденные в Феодосии, чьи-то родственники и друзья. Что же мог сделать художник, чтобы не допустить резни и убийства? Художник — картины которого призывали к мщению? Чувствительный, совестливый человек, по вине которого могли погибнуть невинные люди? Оставалось либо выступать перед городским собранием на главной рыночной площади с речами и разъяснениями, либо… встать живым щитом, не допустив кровопролития, объявить, что и в его жилах течет турецкая кровь. Мол, хотите резни — начинайте с меня. Хотите крови, убейте сначала старого художника, который сам безоружный выйдет навстречу беснующейся толпе. Убейте своего старого соседа, кума, крестного отца, родственника — Ованеса Айвазяна, отец которого не раз заступался за ваших отцов в судах, а если не посмеете, то не трогайте больше уже никого!

Это всего лишь версия, и возможно, она не всем понравится, но, мне кажется, что она имеет право быть высказанной и выслушанной. Тем более что сам портрет Айвазовского — человека духовно чистого и беззаветно преданного искусству, наводит на мысль о жертвенности, которая была ему свойственна на протяжении всей жизни. К слову, для чего нужна жизнь, если ею нельзя пожертвовать, спасая жизнь другого человека, других людей? Айвазовский любил жизнь, но роздал бы ее, как раздают разломанный добрыми натруженными руками каравай хлеба, не задумываясь о последствиях. В этом был весь русский художник Иван Константинович Айвазовский, армянин Ованес Айвазян.

 

Глава 32

 

«Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».

Надпись на могиле И. К. Айвазовского

 

Весной 1900 года в Петербурге состоялась последняя выставка Ивана Константиновича Айвазовского, то есть это мы сейчас можем сказать, что она была последняя, тогда же, несмотря на преклонные лета художника, об этом было страшно подумать. Академия учредила персональные стипендии имени Айвазовского для одаренных молодых людей из Феодосии и уезда, желающих получить художественное образование. Это был еще один подарок молодым художникам. Его вечная дань Казначееву — которого Ованес всю жизнь будет почитать за второго отца.

Господь не наградил Ивана Константиновича сыновьями ни в первом, ни во втором браке. И теперь славная фамилия великого мариниста должна была исчезнуть вместе с ним, оставшись только на его картинах. Внимательный читатель, безусловно, возразит, что вся семья Ивана Константиновича, а именно все Гайвазовские изменили себе фамилию на Айвазовские. Но среди них не было художников. Не было воспитанников, которых Иван Константинович мог оставить после себя. Обидно, тем более для восточного человека, чтившего свой род и мечтавшего оставить достойных наследников.

Перед смертью Айвазовский принял непростое для себя решение: он пожелал официально усыновить своего внука Сашу Лантри, которого воспитывал с трех лет. О чем смиренно просил государя: «Не имею сыновей, но Бог наградил меня дочерьми и внуками. Желая сохранить свой род, носящий фамилию Айвазовский, я усыновил своего внука, сына старшей дочери — Александра Аантри, ребенка мужского пола доктора Аантри, о котором я уже сделал объявление. Осмелюсь просить усыновленному внуку Александру дать мою фамилию, вместе с гербом и достоинствами дворянского рода».

17 мая такое разрешение было получено. Но получила его уже Анна Никитична. Иван Константинович умер 19 апреля 1900 года в своем доме в Феодосии.

Последняя картина Айвазовского, «Взрыв турецкого корабля», осталась недописанной. Он занялся ей рано утром, в полдень супруга зашла в мастерскую и, убедившись, что Иван Константинович не против прогуляться перед обедом, предложила пройтись по берегу. После обеда Айвазовский поспешил в мастерскую, где работал допоздна. Ночью его не стало. Говорят, любимцы богов умирают во сне.

За день до смерти Иван Константинович любовался изящным букетом свежих ароматных ландышей, поставленных в вазочку на его столе.

— Какие дивные цветы, понюхай, как пахнут-то, как пахнут! — обратился он к Анне Никитичне. — Не знаешь, от кого они?

Как обычно в праздник, дом Айвазовских буквально утопал в цветах, и их все несли и несли соседи, ученики, почитатели…

— Так их же каждый год приносят, и всегда в этот день, — мельком взглянув на букет, ответила Анна, поправляя Ивану Константиновичу подушку на кресле.

— Каждый год? — Лицо Айвазовского на несколько секунд окаменело, казалось, что он мучительно пытается что-то вспомнить.

— Ну да. Что ты так разволновался? Ну, ландыши…

— Кто приносит? От кого приносит? — Голос художника предательски срывался.

— Не знаю. — Анна простодушно пожала плечами. — Ты как-то уже интересовался, и я думала спросить прислугу, да все забываю. Но ничего. В следующий раз непременно выясню.

— Ты хотя бы видела посыльного?

— Видела. — Анна подсела на табурет поближе к мужу, мучительно хотелось взять его за руку и проверить пульс. — Старик, совсем седой, высокий… ну, не можешь же ты знать всех посыльных.

— Я тоже видел, — словно в пустоту прошептал Айвазовский, — и тоже почему-то ни разу не спросил…

— Ладно, попробую расспросить слуг, может, они его знают, раз уж тебя это так заботит. Не стоит нервничать по пустякам.

Уходя, она с подозрением посмотрела на корзинку ландышей. Надо же, чтобы какие-то цветы вдруг так разволновали его.

Айвазовский, потянувшись, взял цветы в руки, и в этот момент в ближайшей церкви зазвенел колокол…

В доме художника почти всегда было людно, последнее время народу добавилось, так как Айвазовский не только писал картины, призывающие оказать помощь армянам-беженцам, не дожидаясь, когда это сделает правительство или городская администрация, он встречал беженцев на въезде в Феодосию и предлагал им поселиться на его земле, снабжая на первое время деньгами. «Стыдно отворачиваться от своей народности, тем более такой маленькой и угнетенной», — говорил Иван Константинович.

На свои деньги Айвазовский построил здание Археологического музея и подарил родному городу театр, точнее, это была сцена в его картинной галерее. Меленькая сцена, на которой не гнушались выступать композитор и пианист Рубинштейн,[295]польский скрипач Венявский,[296]армянский композитор Спендиаров, туда приезжали петербургские и московские актеры театров. Айвазовский создал приходскую школу и содержал ее. Феодосийские учащиеся были частыми гостями в доме великого художника. Айвазовский добился, чтобы в городе построили железную дорогу и полностью переделали порт, расширив его и сделав современным и удобным для кораблей.

До конца своих дней он хлопотал о стипендиях и пенсиях для жителей своего города, поэтому весть о смерти художника была воспринята как личное горе для тысяч феодосийцев. Смерть Айвазовского была ударом для всей Феодосии, для всего Крыма, для всей огромной России.

Но особенно скорбела, естественно, Феодосия, для которой Айвазовский был родным человеком — ведь он окрестил множество детей и выдал замуж сотни соседских девушек, которые славили художника, помня о его милостях. Во всех церквях звенели колокола, и все лавки в тот день были закрыты. Город погрузился в тяжелейший траур. За гробом художника шла безутешная Анна и члены его семьи, не было только Юлии, которая оставила этот мир за несколько месяцев до своего Ованеса и теперь, должно быть, дожидалась его за порогом жизни, чтобы наконец соединиться с ним навечно.

Айвазовского похоронили во дворе древней армянской церкви. Позже на его могиле появится надпись на армянском: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».

Невдалеке от похоронной процессии, утирая слезы, стоял высокий старик с длинными седыми волосами, взглянув на него, Анна Никитична мгновенно узнала таинственного посыльного, но занятая своими обязанностями у гроба, так и не смогла подойти и исполнить последнюю волю покойного.

Старик же стоял, переминаясь с ноги на ногу, утирая слезы и бестолково бубня себе под нос: «Кому теперь я буду носить цветы от Трубецких? Некому, некому…»

Умирая, Мария Тальони завещала дочери — княгине Трубецкой — каждое Вербное воскресенье посылать к Ивану Айвазовскому букет свежих ландышей, как напоминание о том дне, когда она отказала художнику, любя его всю жизнь. Год за годом старый посыльный доставлял художнику ландыши, надеясь, что тот когда-нибудь остановит его и спросит. Надеялся, оттого и вызубрил наизусть и странное имя Тальони и всю эту историю. Но Айвазовский ни разу ни о чем его так и не спросил.

Вернувшись домой, Анна Никитична сожгла розовую туфельку Марии Тальони в печке и после 25 лет не покидала дома, где была когда-то счастлива и любима. Со дня похорон она сделалась добровольной затворницей. Не принимала гостей, не давала интервью, не стремилась наладить свою вновь разбитую жизнь. В доме Айвазовского она встретила Первую мировую, пережила революцию и Гражданскую войну, как-то выдержала экспроприацию, в которую лишилась почти всех оставленных ей мужем капиталов, встретила Великую Отечественную, пропустив эвакуацию жителей. Во время оккупации она отдала свои последние драгоценности, обменяв их на хлеб и крупу. Когда же немцы оставили Феодосию, художник Николай Самокиш[297]нашел забытую всеми вдову, наверное, самого доброго и щедрого художника и забрал ее в свой дом в Симферополе.

Анна дожила до 88 лет и была похоронена рядом с мужем в сквере армянской церкви Святого Саргиса, где их когда-то венчали.

 

Приложения

 

 

Выставки, в которых принимал участие И. К. Айвазовский:

  Петербург,
  Петербург
  Петербург
  Рим
  Неаполь, Венеция
  Париж, Лондон
  Амстердам
  Петербург
  Феодосия, Одесса, Петербург, Берлин
  Феодосия (юбилейная), Одесса, Петербург
  Москва
  Петербург, Одесса
  Москва, Одесса
  Петербург
  Петербург
  Париж
  Петербург
  Петербург
  Феодосия, Петербург, Лондон
  Петербург
  Одесса
  Петербург, Одесса
  Петербург, Берлин
  Петербург, Одесса
  Тифлис, Петербург
  Петербург
  Москва
  Петербург, Москва, Ницца
  Флоренция, Рим, Вена, Ницца, Лондон
  Петербург
  Петербург, Москва, Симферополь, Одесса, Николаев, Бухарест, Рига
  Петербург, Франкфурт, Штутгарт, Амстердам, Флоренция, Генуя
  Париж, Мюнхен
  Феодосия (открытие галереи), Петербург
  Петербург, Москва, Лондон
  Петербург
  Петербург
  Петербург, Одесса, Феодосия, Киев, Вена
  Берлин, Варшава
  Петербург, Москва, Одесса, Николаев, Харьков, Рига, Берлин, Ницца, Ментона, Бухарест, Константинополь
  Петербург (юбилейная), Киев, Херсон, Париж, Бухарест
  Петербург, Киев, Константинополь
  Париж
  Петербург
  Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Вашингтон

 

Список картин Айвазовского по алфавиту

Название Год создания Место нахождения Город
Автопортрет.   Уффици Флоренция
Автопортрет. 1880-е Феодосийская картинная галерея Феодосия
Автопортрет.   Феодосийская картинная галерея Феодосия
Автопортрет.   Феодосийская картинная галерея Феодосия
Автопортрет. За письменным столом. 1880-е Феодосийская картинная галерея Феодосия
Айл Гуниб в Дагестане. Вид с восточной стороны.   Государственный Русский музей Санкт-Петербург
Алушта.   Феодосийская картинная галерея Феодосия
A.C. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал.   Одесский художественный музей Одесса
A.C. Пушкин на берегу Черного моря.   Одесский художественный музей Одесса
A.C. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца.   Государственный Русский музей Санкт-Петербург
A.C. Пушкин и Раевская в Гурзуфе. н/д 1 1 Самарский художественный музей Самара
Афинский Акрополь.   Киевский государственный музей русского искусства Киев
Аю-Даг в туманный день.   Галерея Г. Басмаджяна Париж
Баржи у морского берега. неизвестно Екатеринбургский музей изобразительных искусств Екатеринбург
Башня. Кораблекрушение.   Национальная галерея Армении Ереван
Башни на скале у Босфора.   Феодосийская картинная галерея Феодосия
Берега Далмации.   Нижегородский государственный художественный музей Нижний Новгород
Берег моря.   Киевский государственный музей русского искусства Киев
Берег моря ночью. У маяка.   Феодосийская картинная галерея Феодосия
Берег моря. Штиль.   Государственный Русский музей Санкт-Петербург
Берег моря. Туманное утро. 1850-е Частное собрания Неизвестно
Берег Неаполя. Вид Везувия.   Музей армянского искусства Париж
Берег Ялты.   Омский областной музей изобразительных искусств Омск
Беспокойное море.   Музей армянской конгрегации мхитаристов Венеция
Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фехти-Буленд» в Чёрном море 11 июля 1877 года.   Центральный военно-морской музей Санкт-Петербург
Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года.   Феодосийская картинная галерея Феодосия
Большой рейд в Кронштадте.   Государственный Русский музей Санкт-Петербург
Босфор в лунную ночь.   Музей армянской конгрегации мхитаристов Венеция
Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой.   Государственный Русский музей Санкт-Петербург
Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями.   Феодосийская картинная галерея Феодосия
Бурное море.   Национальная галерея Армении Ереван
Бурное море.   Государственная Третьяковская Галерея Москва
Бурное море.   Бурятский республиканский художественный музей Улан-Удэ
Бурное море ночью.   Частные собрания Неизвестно
Буря над Евпаторией.   Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское Село» Пушкин
Буря на Ледовитом океане.   Феодосийская картинная галерея Феодосия
Буря на море.   Национальная галерея Армении Ереван
Буря на море.   Национальная галерея Армении Ереван
Буря на море.   Собрание армянской церкви Бостон
Буря на Северном море.   Национальная галерея Армении Ереван
Буря на Северном море.   Феодосийская картинная галерея Феодосия
Буря на море ночью.   Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Павловск» Павловск
Буря у берегов Ниццы.   Национальная галерея Армении Ереван
Буря.   Частные собрания  
Буря.   Киевский государственный музей русского искусства Киев
Буря.   Национальная галерея Армении Ереван
Буря.   Государственная Третьяковская Галерея Москва
Буря.   Омский областной музей изобразительных искусств Омск
Буря.   Государственный Русский музей Санкт-Петербург
Буря.   Ярославский художественный музей Ярославль
Буря.   Закарпатская картинная галерея Ужгород
Буря. Закат.   Частные собрания  
Буря. Крушение иностранного корабля (Эпизод Крымской войны).   Дом памяти поэта Рубена Севака (Чилингиряна) Ницца
Буря на море.   Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Павловск» Павловск
Буря на Черном море.   Курская государственная картинная галерея Курск
Бушующее море.   Частные собрания  
Бушующее море. Неизвестно Дагестанский музей изобразительных искусств Махачкала
Буря на море.   Государственный дворцово-парковый музей-заповедник Петергоф Петергоф
Буря на море.   Рыбинский историко-художественный музей-заповедник Рыбинск
Буря на море лунной ночью. н/д Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств Нижний Тагил
Буря на море ночью.   Нижегородский государственный художественный музей Нижний Новгород
Буря на Черном море.   Омский областной музей изобразительных искусств Омск
Буря у мыса Айя.   Государственный Русский музей Санкт-Петербург
Бухта Золотой Рог. Турция. После 1845 Чувашский государственный художественный музей Чебоксары
В бурю.   Национальная галерея Армении Ереван
В бурю   Дагестанский музей изобразительных искусств Махачкала
В волнах.   Тюменский музей изобразительных искусств Тюмень
В гавани.   Николаевский художественный музей Николаев
Венеция. 1870-е Частные собрания  
Венецианская лагуна. Вид на остров Сан-Джорджо.   Государственная Третьяковская Галерея Москва
Венецианская ночь. н/д Государственный центральный музей музейной культуры им. М. И. Глинки Москва
Венеция.   Государственный дворцово-парковый музей-заповедник Петергоф Петергоф
Венеция.   Тверская областная картинная галерея Тверь
Венчание поэта в Древней Греции.   Национальная галерея Армении Ереван
Ветряная мельница на берегу моря.   Государственный Русский музей Санкт-Петербург
Вечер в Крыму. Ялта.   Феодосийская картинная галерея Феодосия
Вечер на море. неизвестно Волгоградский музей изобразительный искусств Волгоград
Вечер на море.   Ульяновский художественный музей Ульяновск
Вечер. На рейде. Неизвестно Дагестанский музей изобразительных искусств Махачкала
Вид Амальфи.   Одесский художественный музей Одесса
Вид Босфора.   Частные собрания  
Вид Босфора. 1864 (?) Севастопольский художественный музей Севастополь
Вид Венеции с лагуны при закате.   Частные собрания  
Вид Вико близ Неаполя.   Тверская областная картинная галерея Тверь
Вид Вико. н/д Тверская областная картинная галерея Тверь
Вид в Крыму при закате солнца.   Государственный Русский музей Санкт-Петербург
Вид Константинополя.   Рязанский областной художественный музей Рязань
Вид Константинополя при вечернем освещении.   Государственный дворцово-парковый музей-заповедник Петергоф Петергоф
Вид Константинополя при лунном освещении.   Государственный Русский музей Санкт-Петербург
Вид Одессы в лунную ночь   Государственный Русский музей Санкт-Петербург
Вид в Ореанде.   Государственный дворцово-парковый музей-заповедник Петергоф Петергоф
Вид Амстердама.   Харьковский художественный музей Харьков
Вид Гуниба.   Дагестанский музей изобразительных искусств Махачкала
Вид Константинополя с Чамлича. 1870-е Частные собрания  
Вид Крыма.   Нижегородский государственный художественный музей Нижний Новгород
Вид на Большой Каскад и Большой Петергофский дворец. Петергоф Государственный дворцово-парковый музей-заповедник Петергоф Петергоф
Вид на Москву с Воробьевых гор.   Государственный Русский музей


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: