Список картин Айвазовского по алфавиту 18 глава




Выставка открылась 25 января 1887 года в залах Академии и закрылась 22 февраля 1887 года. Плата за вход составляла всего 30 копеек, тем не менее было продано 880 билетов, разошелся 3471 каталог с работами И. К. Айвазовского. Отчего такие разные цифры? Дело в том, что Иван Константинович лично распорядился допускать на выставку бесплатно всех художников и учащихся любых учебных заведений. «Теплое, сердечное отношение к нам, еще только вступающим в область искусства, горячее сочувствие к нашим нуждам побудило нас публично выразить пред Вами наши чувства глубокого уважения, искренней любви и глубокой признательности», — напишут в подаренном Айвазовскому адресе учащиеся Академии 21 февраля 1887 года.

Вообще, на юбилеях и праздниках принято произносить заздравные речи, хваля виновника торжества, тем не менее искренняя любовь Айвазовского и желание помочь простым студентам была встречена академистами с восторгом. И их признания были искренними. И не только потому, что Айвазовский пожертвовал деньги, великий маринист жил достаточно далеко, и ученики не имели возможности видеть его так часто, как других профессоров. А значит, если у покойного Брюллова в мастерской любимые ученики дневали и ночевали, часами разговаривали с ним, гуляли, обсуждали театральные постановки или вдруг срывались и всей компанией устремлялись к цыганам или к девицам, если профессор Андрей Иванов часто принимал у себя дома учеников, желающих поделиться с ним сокровенным, то есть с академическими профессорами ученики могли подружиться, Айвазовский при всей его открытости и доброжелательности оставался далекой звездой. Тем удивительнее, что этой звезде приходило в голову позаботиться о людях, которых он, быть может, даже никогда не видел. «Живя далеко от Петербурга, я не могу быть (так) полезен для вас, как мои товарищи по искусству, а этой скромной материальной помощью, которую я вам представил, я обязан снисходительному отношению публики к моим произведениям», — ответит академистам Айвазовский.

Итак, Айвазовский щедр, внимателен и скромен, он изливает свет и тепло на свое окружение и даже совершенно чужих людей, и лишь один человек, как кажется, люто ненавидит пожилого художника — его бывшая жена и возлюбленная — забытая всеми Юлия Гревс (прекрасная и несчастная в своей гордыне Айше). Она забрасывает гневными письмами академическое начальство и Феодосийскую городскую думу, пишет императору… После стольких лет совместной жизни и труда, после того как она родила четырех дочерей и потратила годы в ожидании своего состарившегося, но от того не менее любимого мужа, она, Пенелопа, продолжает ждать не вернувшегося к ней Одиссея, который, презрев родной порт, пирует теперь с молодой прелестницей. А ведь она — Юлия, заплатила годами ожидания, чтобы теперь наблюдать триумф человека, погубившего ее жизнь, и не иметь возможности даже приблизиться к нему.

Как же она тогда влюбилась в него, слушая романсы Глинки и думая, что он не замечает ее. Как затем его душа, слившись со звуками колдовской скрипки, коснулась ее души. Она помнит тайные свидания, когда художник давал уроки ее воспитанницам, а она сидела где-то поблизости, ловя каждое его слово, купаясь в звуках его голоса. Все было прекрасно в эти полные нежных тревог дни. И признание в любви, и согласие выйти замуж. Удивительно, обычно такая рассудительная и умная девушка, она бросилась в новые неизведанные ею чувства, как кидаются со скалы в теплое южное море. Бросилась, еще толком не осознавая, сумеет ли выплыть. А зачем, если без него смерть?! Потом знакомые Ованеса плевали ей вслед, клевеща, будто бы гувернантка вскружила голову известному художнику в надежде на его деньги. Мало кто знает, как мало за семейную жизнь она видела этих самых денег. Да и к чему они ей? Драгоценности — его глаза — вот сокровища, на которые она могла бы смотреть вечно. Красивые платья — это среди жен рыбаков? Его объятия были для нее самыми желанными и богатыми покровами. Иногда ей казалось, что она может забеременеть от одного только его взгляда.

Дорого бы она заплатила, чтобы Ованес был только с ней, в любое время дня и ночи находился при ней, обнимал ее, рассказывал крымские истории про разбойников, турецких пленниц и, главное, ту — заветную — про хозяйку замка гордую Айше. Им обоим нравилась эта история. Пусть бы снова гладил ее по волосам, а она представляла себя Айше, а его князем, как будто бы смерть никогда не разлучала их, и они, бросив свою крепость, воздвигли новую, из белого давалинского мрамора, замок их любви. Или пусть бы просто сидел в любимом кресле. Все бы отдала ради такого счастья, еще дороже, чем уже заплатила, положила бы. Но Айвазовский в любое время дня и ночи стремился заниматься живописью. Она бродила вместе с ним по берегу, выискивая самые красивые места, а потом ждала его, пока не понимала, что уже сильно прозябла, а он не видит и не чувствует ее состояния. Тогда Юлия уходила домой, а занятый своим любимым делом Ованес кидал ей вдогонку несколько слов, просил испечь к ужину пирог с мясом, а то и вовсе не обращал внимания на ее уход. Однажды, беседуя с архитектором Кохом, Юлия узнала про находящиеся в Феодосии курганы и рассказала мужу об археологии. Тот неожиданно быстро зажегся новой идеей, после чего они трудились вместе, раскапывая страшные захоронения, беспокоя давно спящих. Быть может, это их проклятия достали теперь Юлию?

Но тогда, видя сияющее лицо Ованеса, она понимала, что ради этого можно перетерпеть и страх и проклятия. Она работала наравне с ним, а часто и больше, сортируя ночью найденные сокровища и внося их в особые учетные книги. Она, а не эта хитрая Саркизова дышала с ним пылью в раскопанных курганах, их стараниями люди увидели спрятанную под землей красоту.

Юлии решительно не в чем было упрекнуть себя. И даже когда она сама ушла от Айвазовского, забрав дочерей, ушла, в надежде, что он пустится по ее следу, что снова вспыхнут былые чувства, и она услышит ту самую скрипку, и любящий и раскаявшийся в непрерывных изменах с художеством муж падет к ее ногам. Нет, этого не произошло, и Юлия напрасно прождала его всю жизнь у окна, когда он путешествовал, работал, встречался с людьми, наверное влюблялся, получал награды…

И тогда она начала мстить: выдала дочерей замуж за иностранцев, а не за армян, как мечтал Ованес. Захотел бы сделать по-своему, мог бы явиться и хотя бы попытаться сорвать бракосочетания. Не приехал. Молча проглатывал обиду за обидой. Даже когда Юлия увела чуть ли не просватанную в семейство Лазаревых Жанну.

Но вот дети выросли, появились внуки. А бывший муж по-прежнему не спешит к ней под белыми парусами. Не означает ли это, что он на самом деле разлюбил ее, как талдычат Мария и Александра? Если бы Ованес бросил ее, разве он подарил бы ей имение в Крыму, которое она вот уже сколько лет сдает в аренду и получает 1500 рублей в год. Он даже арендаторов ей сам подбирал понадежнее, сам первое время с них деньги собирал и ей высылал. Если бы не любил, разве стал выдавать ей еще по 2400 в год? А она — разве взяла бы от нелюбимого?

Нет, их связывают эти деньги, заставляют думать друг о друге. Кроме того, разве можно всерьез считать их брак распавшимся? Какой развод? С какой стати она — лютеранка — должна подчиняться решению какого-то Эчмиадзинского армяно-григорианского Синода? Юлия Яковлевна уже консультировалась у юристов, и ей указали на явное нарушение закона, допущенное при этом псевдоразводе. Она даже выписку для себя сделала: «ст. 816 ч. 2 X изд. 1857 г.» — все слово в слово из официального документа выписано. Но и сама не дура, может объяснить, что к чему, если уж любезный супруг вдруг непонятливым на старости лет сделался. А дело вот в чем. В статье 816 сказано, что когда люди разных христианских исповеданий в брак вступают, они венчаются в обеих церквях, получив на то благословение. Когда же разводятся, решить, должен ли брак продолжаться, или следует оный расторгнуть, должен суд того вероисповедания, той церкви, в которой произведено первое венчание (в их с Ованесом случае это его церковь), а вот решение по расторжению брака и самое расторжение или нерасторжение оного подлежит как раз суду того вероисповедания, к коему принадлежит ответчик (ее церковь). А вот теперь рассудите, люди добрые, кто спрашивал ее церковь дать согласие Ивану Константиновичу Айвазовскому и Юлии Яковлевны Гревс развестись? Никто не спрашивал. Не было такого прошения, а на нет и суда нет. Следовательно, их брак целехонек, и она права! А вот любезный Иван Константинович из-за своей неприлично-страстной любви с молоденькой совсем свихнулся, если при живой жене живет открыто с этой самой Саркизовой и в ус не дует.

Но и это еще не все, Юлия Яковлевна сражается за свое женское счастье всеми силами, как легендарная Айше, кидает в овраг камни. Находит юристов со стороны армян, которые сообщают ей еще одну любопытную мелочь, о которой отчего-то не упоминал в письмах скромный или забывчивый супруг. Оказывается, в армянской церкви нет самого понятия развод! То есть есть «по исключению», но и тут ежели как следует покопаться, какую-никакую лазейку отыскать можно.

Юлии не приходит в голову, что, возможно, армянская церковь не обязана следовать любезно указанной ей юристами статье закона. Что есть такая инстанция, как государь, которая в силу своего личного приказа может заставить общество принять их развод. Что их брак по-настоящему распался, и только милостью бывшего мужа она все еще держится на плаву.

Она ждет появления внуков, понимая, что ее Ованес не преминет примчаться на крестины. Каждый внук или внучка — маленький мостик, по которому отчаявшаяся женщина пытается перетянуть мужа на свою сторону. Но никогда — цветущий овраг безнадежно завален камнями.

И вот теперь Юлия совсем одна. Старшая дочь переселилась в Ялту, и отец построил для нее дом-галерею, явно чтобы почаще наведываться туда. Александра давно уже живет в его доме в Феодосии. Внуки Михаил и Александр…

Все тщательно продуманные планы развалились. Удача отвернулась, сказка оказалась с печальным концом. Нет, она не смирится с решением Эчмиадзина о разводе. Их просто не могли развести, не имели морального права. В любом случае она не собирается признавать, что ее Ованес получил свободу и законно женился на этой Анне. Айвазовский влюбился в женщину младше себя на целых сорок лет! Его картины полны молодой силы. А что остается ей? Доживать, умирать, стираться из памяти…

В письме своему другу Герасиму Эзову (он же Карапет Езян) Айвазовский признается: «Эта женщина способна на все, надобно знать, какое она злое существо».

«Он ничего не понял о любви, всеобщий любимец, странный художник, — шепчет в своем унылом одиноком доме отставная супруга великого Айвазовского, — не понял, погубив и наше чувство и сказку, которая так дивно начиналась. Сказку о любви новой Айше и юного князя, которую много лет пишет на своих волнах Черное море. Они встретились и полюбили друг друга с первого взгляда, а потом она ушла, как уходит от берега волна, оставляя влажный след с выброшенными на берег ракушками. Не смирившись с исчезновением возлюбленной, художник обошел все моря, чтобы, наконец, отыскать ее старой и всеми забытой. Тогда он пал перед ней на колени, или нет… пусть она прижалась к его груди. Двое старых возлюбленных, и ветер трепал их белые волосы в лунном свете, а потом они легли на ложе из ароматных трав, держась за руки, чтобы новорожденное солнце вдруг открыло правду — любовь отменило годы, проведенные возлюбленными в разлуке, властной рукой стерло морщинки и седину, так что, очнувшись от прекрасного сна, они смотрели друг на друга и не могли наглядеться. Юный и прекрасный Ованес и юная и безумно красивая Юлия.

Вот как должна была закончиться эта история, но Ованес разлюбил, и Юлия была бессильна в одиночестве восстановить хрупкую канву магии. Оттого они и остались старыми.

Наверное, постигнув, что волшебства больше не будет, Юлия должна была бы тихо исчезнуть из жизни своего возлюбленного, из своей жизни, но она проживет до 1899 года, не переставая ни на миг любить и ненавидеть своего Ованеса, как любила и ненавидела хозяйка крепости прекрасная Айше — любимая с детства героиня крымского мальчишки, возжелавшего однажды невозможной и всё сокрушающей любви.

 

Глава 28

 

22 июля, Феодосия. Вчера я ездил в Шах-Мамай, именье Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». — Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» Я у него пробыл целый день и обедал.

А. П. Чехов.

Собрание сочинений, том 11, стр. 233.

Государственное издательство художественной литературы, Москва, 1963

 

Разобравшись с первой выставкой, Айвазовский возвращается в Феодосию для подготовки следующих, сначала в Одессе и затем в Петербурге. Для столичных чествований заранее заказано платье для жены и офицерский мундир Ивана Константиновича, знакомые моряки готовятся почтить всемирноизвестного мариниста обедом в его честь. Так что придется соответствовать.

Коллекционеры и заказчики Айвазовского уже отписали о своем согласии предоставить хранящиеся у них полотна для юбилейной выставки, но Иван Константинович как обычно не ищет легких путей. Поэтому он пишет новые работы. Ведь если гений художника укрепляется с годами, а не стачивается за давностью лет, как скала, постепенно истончаемая волнами, значит, каждой новой работой он должен достигать новой ступеньки в совершенстве. Но мало просто изобразить красивую воду, море или океан в его печали, гневе, созерцании звезд или любви. Некоторое время назад Белинский говорил ему о том, что пейзажная живопись скорее усыпляет сознание масс, в то время как прямая обязанность художника будить сонные слои общества, показывая жизнь такой, какая она есть. Темой для своих новых работ Айвазовский избирает недавнее восстание греков на острове Конд. Он пишет взрыв монастыря Аркадия (на острове Конд), повествует о том, как русский фрегат «Генерал-адмирал» принимает на свой борт беженцев-греков, и еще одна — как греческий пароход высаживает волонтеров. Он зол на Турцию, учинившую зверства на Конде, зол на себя самого. Сколько было писано для султана и его приближенных?! Они улыбались друг другу, восторгались одними и теми же видами. Конечно, господин Турции хорошо платил, и хорошие заказчики Айвазовскому, как и любому другому художнику, очень даже нужны. Но не получится ли так, что султан начнет считать его чем-то вроде своего подданного, придворным мазилкой, готовым хвататься за кисть, как только монарх возжелает насладиться новым видом своего города или порта? С одной стороны, искусство и политика — две разные вещи, но как же неприятно думать, что столько уже сделал для врага! Носить ордена империи, готовой потопить в крови любую неудобную им страну? Да, носить турецкие знаки отличия — это почти то же самое, что считать себя причастным к выдавшей их стране. Нет, он уже давно не вынимал из шкатулки этих наград, в обычной жизни, спокойной Феодосии они ему и вовсе не нужны. Лежат себе рядом с милыми сердцу мелочами, например танцевальной туфелькой Марии Тальони. Но все же…

Все три антитурецкие картины, согласно планам художника, пойдут в Одессу, деньги, собранные за вход, до последней копейки заранее расписаны в пользу семейств кондиотов. Что же делать с султаном? С орденами? С заказами? Об этом он подумает позже. Первым делом необходимо выполнить обещание, данное Третьякову, подготовить выставки, отправить очередные полотна…

В это же время Петербург готовится к встрече с самым известным маринистом, с Иваном Константиновичем Айвазовским.

В преддверии торжеств, президент Академии художеств Великий князь Владимир Александрович ходатайствует перед Двором:

«1.0 всемилостивейшем пожаловании Айвазовского орденом Св. Владимира 2-й степени ко дню 50-летнего юбилея.

2.0 разрешении праздновать 50-летие его художественной деятельности торжественным собранием Академии.

3. О разрешении по бывшим примерам выбить по случаю сего юбилея медаль, на которой, с одной стороны, вырежется портрет юбиляра, а на другой стороне начертана будет надпись: «От императорской Академии художеств в день 50-летнего юбилея, 26 сентября 1887 г.».[266]

Одновременно императором подготовлен еще один подарок, которого Айвазовский с трепетом в сердце ожидает. Дело в том, что, устав от постоянных жалоб Юлии Яковлевны, Иван Константинович отважился наконец обратиться за помощью к президенту Академии, умоляя его защитить старого и не очень здорового художника от нападок бывшей супруги, которая своими письмами уже почти что убедила всех и каждого, будто Айвазовский двоеженец.

И если Иван Константинович до сих пор кротко сносил обиды, считая недостойным жаловаться на явно душевнобольную женщину, теперь, в предвкушении торжеств и массового приезда именитых гостей, он не видит иного выхода, как поведать о своей участи и попросить защиты: «Айвазовский ходатайствует об испрошении высочайшего повеления о том, чтобы решение Эчмиадзинского синода по бракоразводному его делу признавалось законно состоявшимся и имеющим обязательную силу».

Изучив просьбу Айвазовского, Президент Академии составил рескрипт на имя начальника канцелярии по приему прошений на высочайшее имя Оттона Борисовича Рихтера[267]по делу о разводе И. К. Айвазовского: «Антон Берхардович! — писал Владимир Александрович. — Причисленный к императорской Академии художеств тайный советник Иван Айвазовский обратился ко мне с докладной запискою, в которой изложено: в 1847 г. тайный советник Айвазовский вступил в брак с девицею Юлиею Гревс англиканского вероисповедания, бракосочетание было совершено в армянской церкви.

Брак этот скоро оказался несчастным; при болезненнораздражительном характере в жене Айвазовского развилось нечто вроде мании жаловаться, клеветать не только на словах и в частном быту, но и письменно в многочисленных прошениях и жалобах. Таким образом, совместное жительство сделалось далее невозможным, и последние 10 лет супруги даже почти не виделись».

Далее Владимир Александрович указал денежные средства и имущество, которое Айвазовский передал бывшей жене, отметив, что тот регулярно выплачивает ее содержание и не намерен впредь отказываться от данных обещаний.

 

«Не считая себя вправе входить в какие-либо законодательные соображения, насколько ст. 816 т. X ч. 2 изд. 1857 г. применима в настоящем случае, равно как и о том, обязан ли был армяно-григорианский синод руководствоваться вышеупомянутою статьею, — продолжал великий князь, — я полагаю моею обязанностью принять участие в дальнейшей судьбе профессора Айвазовского.

К этому побуждают меня:

1. Заслуги Айвазовского [перед] русским искусством, которые длятся уже полстолетия;

2. Полное обеспечение, которое он дал совершенно добровольно его первой разведенной жене, несмотря на все те неприятности, которые она старалась всеми способами наносить ему продолжительное время;

3. Преклонные лета маститого и известного художника, который жертвовал и продолжает жертвовать денежные средства подрастающему поколению художников;

4. Настоящее его семейное положение.

По сим основаниям я почтительнейше прошу Ваше высокопревосходительство повергнуть и мое ходатайство о профессоре Айвазовском монаршему милосердию.

Пребываю к Вам навсегда доброжелательным. Владимир». 28 мая 1887 г.

 

Вот такой серьезный оборот приняло малозначительное с виду дело о разводе, тем не менее, уже по тому, что Президент академии обращается именно к О. Б. Рихтеру, человеку, славившемуся своей способностью находить выходы из самых, казалось бы, безвыходных положений, считавшемуся чем-то вроде палочки-выручалочки на самые пиковые случае жизни, понятно, насколько протесты покинутой женщины содрогнули олимп российской власти.

Что же заставило Айвазовского жаловаться в Академию художеств? Почему беспокоится Президент Академии? Ну, подумаешь, кто-то не поверит Ивану Константиновичу и примет сторону его супруги, тоже можно понять — четыре дочери, внуки, длительное совместное проживание и вдруг… безусловно найдутся завистники, которые скажут, что-де «великим» все можно — и старую жену на молодую кралю обменять, и от детей родных отречься? Ну и что с того, что кто-то назовет Айвазовского двоеженцем? Что, он от этого хуже рисовать будет? Или не станет охотников его холсты покупать?

На самом деле вопрос более чем серьезен, и сиди Айвазовский в своей Феодосии это одно дело, но тут же в его честь собираются устраивать великие торжества с выставками, застольями, возможно, балами и пр. А на все эти праздники ожидаются гости с женами и детьми. С юными дочерями, которых никто не пустит на бал, на котором главной персоной будет выступать седовласый старик в компании молодой любовницы. И жен не пустят, да и сами вряд ли отважатся замараться. Следовательно, никаких торжеств уже не будет. И либо император своей волей прикажет считать решение армянской церкви законным, Айвазовского разведенным и вновь законно женатым, либо может замять этот юбилей, пока все газеты в карикатурах не захлебнулись.

Только после того, как Государь приказал считать Айвазовского свободным от первого брака и официально женатым во второй раз, можно было уже всерьез думать о большом празднике в его честь.

«Милостивый государь Иван Константинович! — пишет художнику Г. Ф. Исеев. — 26 сентября сего года исполняется 50 лет со времени удостоения Вашего превосходительства императорскою Академию художеств званием художника и присуждения Вам золотой медали первого достоинства.

Его императорское высочество августейший президент Академии в ознаменование 50-летней художественной Вашей деятельности на пользу русского искусства исходатайствовал всемилостивейшее государя императора соизволение праздновать предстоящий Ваш юбилей торжественным собранием Академии.

Сообщая Вашему превосходительству об изложенном по приказанию его императорского высочества президента, имею честь покорнейше просить Вас пожаловать в Петербург и почтить своим присутствием торжественное собрание Академии, имеющее быть в субботу 26 сентября сего года в Большом конференц-зале.

Примите уверения в совершенном почтении».[268]

26 сентября 1997 года отмечался юбилей 50-летней художественной деятельности профессора живописи тайного советника И. К. Айвазовского. По этому случаю в 12 часов дня в Большом конференц-зале было открыто собрание Академии, на котором не возбранялось присутствовать и посторонним Академии лицам, если те конечно же благоволили предварительно получить входной билет в канцелярии Академии.

Кроме того, была объявлена подписка на обед в честь профессора И. К. Айвазовского. Желающие присутствовать на обеде должны были внести в кассу Академии 10 рублей с человека.[269]

Таким образом, чествование проходило целый день — сначала собрание, затем открытие юбилейной выставки и наконец обед.

Распорядителем юбилейного празднества был назначен академик Черкасов, которому из казны Академии выдали 400 рублей только на украшение залов, где будут проходить торжества. В докладной записке П. Ф. Исеева президенту Академии эту сумму предложено списать по статье сметы на содержание мозаического отделения.

Кроме этого, из канцелярии Академии художеств в Главный морской штаб поступает просьба передать 26 сентября для декорирования зала Павловой (Бывший клуб художников, Троицкий пер. д. № 15): два полных комплекта всех национальных флагов, две дюжины весел, шесть багров, два небольших якоря, несколько свертков морских веревок, полный комплект сигнальных флагов.[270]

В честь юбилея художника Санкт-Петербургское армянское общество преподнесло Ивану Константиновичу палитру, на обратной стороне которой красовался адрес.

Великий армянской артист-трагик Адамян Петрос Иеронимович[271]присылает поздравительную телеграмму следующего содержания: «Сегодняшнему венцу Вашей славы желаю столько блеска, сколько заключается жизни в волнах, созданных Вашею гениальною кистью».

Приходят поздравления от Бакинского армянского общества и московских армян, от Лазаревского института восточных языков, от армянской газеты «Мшак», от Тифлисской армянской семинарии Нерсисян, от Ново-Нахичеванского городского головы, от «Общества русских художников в Париже» за подписью известного русского художника-мариниста, с 1858 года академика Алексея Петровича Боголюбова[272]и пр, и пр. Лично посетили и приветствовали юбиляра передвижники во главе с Иваном Николаевичем Крамским.

Айвазовского поздравляли от императорского Эрмитажа (А. И. Сомов[273]и М. А. Чижов[274]). От императорского Общества поощрения художеств (В. П. Гаевский[275]и Н. Л. Бенуа[276]). От императорского Петербургского университета (М. Н. Владиславлев и И. Н. Помяловский[277]). От императорского Русского географического общества (П. П. Семенов[278]). От Петербургской городской думы. (И. И. Медведев, П. Боткин, М. И. Семевский,[279]В. И. Жуковский). От дирекции русской прессы статский советник Семевский зачитал приветствие юбиляру. От Феодосийской городской думы (В. И. Алтухов, И. Н. Виноградов и И. Ф. Виноградов). От прихожан петербургских армянских церквей (К. К. Долуханов, М. А. Гамазов и Х. И. Гусиков). От артистов русской драматической труппы императорских театров. (И. Ф. Сазонов,[280]H.A. Варламов и И. Ф. Горбунов[281]). От общества пособия нуждающимся сценическим деятелям (г-жа Жулева,[282]Л. Л. Леонидов[283]и П. П. Писарев). От редакции «Вестника изящных искусств» (А. И. Сомов, Б. Н. Веселовский). От рижского общества изящных искусств. (П. И. Беттикер). От Петербургского университета поздравление зачитывал сам ректор М. И. Владиславлев.

И уж конечно Айвазовского просто не могла не поздравить его родная Aima mater, присудив юбиляру звание почетного члена Академии и вручив ему медаль и диплом, подтверждающий этот высокий статус.

«…Иван Константинович еще раз подтвердил непреложную истину, что сила не в силе, а сила в любви! Богом управленный талант он в землю не зарыл, как другие, а хранил в сердце, лелеял как святыню и, отдавшись ему всею силою души, полвека трудился неустанно над своим совершенствованием.

Такую силу воли, такую энергию духа можно почерпнуть только в любви к своему делу.

Не возмечтал о себе наш уважаемый Иван Константинович от щедро расточаемой похвалы своих почитателей, не смущался и хулою, не поддался никаким новым модным влияниям и взглядам на искусство, как не возгордился он от почетных званий и наград, которых разновременно удостаивался.

Иван Константинович остался для всех все тем же великим, но доступным, скромным художником и симпатичным человеком, как и самые произведения его кисти, всегда полные художественной правды и высоковдохновенного поэтического чувства», — с выражением читал речь от имени Академии художеств И. С. Мусин-Пушкин.

9 октября в адрес Айвазовского были направлены 25 экземпляров бронзовой юбилейной медали к 50-летию его художественной деятельсности, с тем, чтобы он роздал их по собственному усмотрению, что Иван Константинович и сделал с превеликим удовольствием.

1 ноября Айвазовского чествовали морские офицеры в одном из лучших ресторанов Петербурга. Был устроен банкет, на котором Иван Константинович появился в мундире адмирала Штаба морского флота, рядом с ним, скромно потупив взор, выплывала белой лебедушкой красавица Анна.

Айвазовский — человек, сумевший реализовать практически все свои мечты: он добился всемирной славы, его знали и любили, он имел столько денег, что мог помогать нуждающимся, рядом с ним была любимая женщина, с которой он возвращался в дом, в котором не смолкали детские голоса, слышались музыка и смех.

Самое удивительное, что при виде семидесятилетнего Айвазовского и его тридцатилетней супруги у современников редко возникало желание острословить, потому что убеленный сединами художник был бодр, жизнелюбив и легок на подъем. Супругу он страстно любил, ревновал и оберегал как величайшую драгоценность, но при этом не был смешон или жалок, как это часто случается, когда старый берет в жены молодую.

Через несколько месяцев после юбилейных чествований Айвазовского в Петербурге в Феодосию из Субашского источника начала поступать вода, и сразу же после этого, в благодарность Ивану Константиновичу и Анне Никитичне, феодосийцы соорудили фонтан с бронзовой женской фигурой — фигура напоминала Анну — жену и любимую женщину художника. Фонтан назывался «Доброму гению». В благодарность Айвазовскому феодосийцы придумали песенку, которую распевали в городе все от мала до велика:

 

Айвазовский поставил фонтан

Из мрамора чистого,

Айвазовский воду провел в фонтан

Из своего источника быстрого.

Посмотрите, как вода бежит,

Послушайте, как струя журчит,

Выпейте воды, пожалуйста,

Вспомните Ивана Константиновича…

 

Позже Иван Константинович разработает и поставит еще несколько фонтанов в Феодосии, один из них воздвигнут в городском саду, этот фонтан Айвазовский замыслил в восточном стиле. «Мы было через Министра внутренних дел просили государя императора назвать фонтан его именем, но Плеве телеграммой сообщил, что его величество повелел назвать фонтан моим именем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: