Журналистика социальной ответственности




Концепция социальная ответственности журналистики:

1. возникла в США в середине ХХ в.;

2. оформилась в ходе работы Комиссии по свободе печати, в частности из трудов ее члена Уильяма Хокинга – профессора философии Гарвардского университета;

3. основные цели СМК – информировать, развлекать, продавать, но главным образом переводить конфликт в рамки дискуссии;

4. использовать трибуну СМК может каждый, если у него есть что сказать;

5. деятельность СМК контролируется мнением общества, действиями потребителей, профессиональной этикой журналистов;

6. запрещено серьезное вмешательство в частную жизнь и жизненно важные общественные интересы;

7. СМК находятся в частных руках, если только правительство не вынуждено взять часть из них (или учредить новые) в свои руки в интересах общества;

8. СМК должны взять на себя обязательства по социальной ответственности, в противном случае их должны к этому принудить.

 

В условиях монополизации промышленного капитала изменилось и отношение в обществе к так называемому демократическому капитализму: убеждение либертарианских экономистов в том, что каждый предприниматель эгоист и, что, преследуя свои интересы, будет автоматически способствовать общему благу, уступило место требованиям к деловым кругам об обязательствах (ответственности) перед обществом («потребитель - прежде всего»).

Потребитель же продукции СМК, вследствие воздействия культурно-образовательного фактора, значительно вырос количественно, и стал гораздо требовательнее относиться к качеству информационно-развлекательного «продукта». Вместе с тем способность потребителя продукции СМК как активного участника массинформационного процесса, который, по либертарианским понятиям, мог самостоятельно найти истину на свободном рынке идей, была подвергнута сомнениям. В новых социальных условиях человек представляется апатичным. Он способен прибегать к разуму, но не любит этого делать. Цель его – не искать истину, а удовлетворять свои непосредственные потребности и желания. Поэтому он становится легкой добычей манипуляций (пропагандистских, моральных, рекламных и т.п.).

Все эти и другие факторы были учтены Комиссией по свободе печати при выдвижении концепции социальной ответственности прессы. Индивидуализм (приоритет личности перед обществом) как философская основа либертарианства, был заменен коллективистской теорией приоритета общества перед личностью, а либертарианская «свобода от всяких внешних ограничений» была заменена понятием «свободы для чего-то» (для блага общества), что требует наличия определенных инструментов (технические возможности, финансовые источники, доступ к информации и т.п.) для достижения целей. При получении таких инструментов обязательно возникает некая зависимость от тех, кто их может дать. Иными словами, пресса свободна от всякого принуждения, но не от всякого давления.

Комиссия по свободе печати исходила также от сложившихся реалий в практической деятельности средств массовой коммуникации, которые в ответ на критику общественности в свой адрес и под угрозой принятия законов государственного регулирования деятельности прессы, предпринимали определенные шаги в сторону самоограничения и саморегулирования (принятие профессиональных кодексов).

Еще в системе либертарианской прессы в профессиональной среде журналистов родилась так называемая «теория объективного репортажа». Суть ее заключается в отказе прессы от всякой политической пристрастности, насколько это вообще возможно, и превращении ее из средства выражения мнений в средство сообщения новостей. Американские и английские репортеры считают, что в их работе отстраненный взгляд на события является профессиональным требованием. Новости следует подавать в чистом виде, свободном от всяких оценок, место которым в американских газетах четко отведено на полосе редакционных комментариев.

Основываясь на новых социально-политических реалиях ХХ в. и отталкиваясь от практических шагов журналистики навстречу новым веяниям, Комиссия по свободе печати сформулировала следующие требования к прессе (1947 г.), которые и легли в основу доктрины ее социальной ответственности:

1. Предоставлять «правдивый, исчерпывающий и вдумчивый отчет о событиях дня, данный в контексте, который делает их значимыми, то сеть отделять факты от мнений, сообщать «всю правду» о факте (оценить для читателя достоверность разноречивых источников).

2. Служить «форумом для обмена замечаниями и мнениями», то есть стать трибуной общественной дискуссии, переводящей социальной конфликт из плана насилия в план обсуждения». Это не значит, что СМК должны дать слово всем желающим. Однако массинформационные монополии обязаны доносить до своей аудитории самые разнообразные мнения, в том числе противоположные тем, которых придерживаются они сами, не отказываясь при этом от права пропагандировать свои собственные взгляды.

3. Отражать мнения и интересы различных социальных, этнических, конфессиональных слоев путем создания «представительной картины тех групп, которые составляют общество».

4. «Представлять и разъяснять задачи общества и его ценности».

5. Обеспечивать «полный доступ к сведениям, полученным за день». У общественности есть право доступа к информации, фундаментальное право быть информированной. А поскольку пресса является представителем общественности, она должна разрушать все барьеры на пути свободного потока новостей, способствовать открытости источников информации.

Для выполнения этих задач, по мнению Комиссии, необходимо объединить усилия самой прессы, общественности и правительства.

Прессе при этом предписывается обязанность стать средством общественного пользования в области распространения информации, экспериментировать с содержательными материалами высокого качества, которые не сулят немедленной финансовой отдачи, заняться энергичной взаимной критикой и стремиться улучшить качество журналистских кадров. Радиоиндустрии следует забрать от рекламодателей контроль над составлением программ.

Общественность должна осознать огромную власть средств массовой коммуникации, сконцентрированную в руках небольшой группы владельцев. Осознав это, общественность должна помочь в создании некоммерческих СМК (например, в колледжах); центров для изучения, исследований и публикаций критических материалов в области массовой коммуникации; независимой организации, которая оценивала бы работу прессы и ежегодно сообщала о результатах.

Правительство, со своей стороны, может поощрять открытие новых СМК, принимать более действенные меры для защиты прав граждан от злоупотреблений свободой слова и даже принимать меры, которые формально идут вразрез с принципами свободной прессы. К ним относятся различные формы правового и финансового вмешательства, предназначенные для достижения положительных общественных целей или ограничения воздействия рыночных тенденций (регулирование рекламы, антимонопольное законодательство, создание советов по печати, периодические проверки комиссиями, парламентские слушания, система субсидирования и т.п.). Наконец, правительство само может войти в область обмена информацией наряду с частными СМК. При этом ему не следует стремиться конкурировать с частной прессой или стараться ее устранить.

В рамках доктрины социальной ответственности сохраняется свобода выражения мнений. Но, если в либертарианской теории эта свобода считалась естественным правом (без обязанности), то новая концепция ввела понятие морального права с оттенком обязанности. Человек морально обязан следовать своим убеждениям, своей совести. Каждый, у кого есть что сказать, морально обязан сделать это. Таким образом, необходимой функцией идеи является функция обязательства перед обществом, перед истиной. При этом свобода выражения мнений предполагает и право на заблуждение. Однако свобода выражения мнений не является абсолютным правом (человек не может требовать права обратиться к аудитории какого-либо СМК). Представлять право выражать различные точки зрения, идеи является обязанностью самих СМК (переводить социальный конфликт в плоскость дискуссии).

Теория социальной ответственности устанавливает определенные ограничения (кроме внешних) на пути свободного потока информации. Однако сам механизм этих ограничений абсолютной свободы прессы настолько зыбок и несовершенен, что чреват возможными рецидивами авторитаризма со стороны правительства, медиамонополий, с одной стороны, и злоупотреблениями свободой слова во вред гражданам и общества, с другой стороны. В ходе применения теории социальной ответственности на практике уточнялись теоретические понятия, практические механизмы, выдвигались новые теории.

Одной из таких теорий является концепция «журналистской элиты», в соответствии с которой все СМК должны перейти (от владельцев) под управление журналистов-профессионалов, которые и будут использовать всю мощь масс-медиа во благо общества.

В 1969 г. известный американский теоретик журналистики профессор Б.Ракер выступил в профессиональном журнале «Грасерутс эдитор» со статьей «Бунт журналистов – необходимое условие для того, чтобы выжить!». Критикуя существующую систему, он писал: «Сейчас никто не может сомневаться в том, что владельцы средств массовой коммуникации: печати, радио, телевидения – действуют в интересах богатых». Ученый предлагал довольно радикальное средство для исправления положения – бунт журналистов. «Я уверен в том, - писал он, - что единственным выходом из этого положения является следующее: работающие журналисты должны осуществить полный и безоговорочный контроль над редакционной и информационной политикой средств массовой коммуникации. Без сомнения, работающие журналисты Америки сумеют, если дать им возможность, сделать каждое средство массовой коммуникации жизненной силой; у нас имеется необходимая подготовка и опыт, чтобы добиться того, чего не смогли добиться поколения владельцев».

В качестве примера Б.Ракер приводил французские газеты «Фигаро» и «Монд». Надо сказать, что действительно многие владельцы СМК стали
сдавать их в руки журналистов, оговорив при этом главное условие своего невмешательства – прибыль. Таким образом, ответственность журналистов перед обществом повышается, но зависимость от крупного капитала (владельцев, рекламодателей) остается.

Новаторской чертой теории социальной ответственности стал содержащийся в ней призыв к средствам массовой коммуникации взять на себя ответственность за формирование продуктивных и творческих «великих сообществ». Эта цель должна достигаться и контролироваться за счет патронирования культурного плюрализма: нужно стать голосом всего народа, а не элиты или отдельных групп, доминировавших в в национальной, региональной или местной культуре в прошлом.

Подводя итоги деятельности американской системы журналистики в рамках теории социальной ответственности, Денис Маккуэйл так сформулировал основные принципы этой теории:

  • Медиа должны взять на себя и выполнять определенные
    обязательства перед обществом.
  • Эти обязательства должны выполняться за счет установле­ния высоких или профессиональных стандартов информа­тивности, правдивости, точности, объективности и баланса.
  • Возлагая на себя и применяя эти обязательства, медиа должны саморегулироваться в рамках закона и существующих
    институтов.
  • Медиа должны избегать всего, что может привести к пре-­
    ступлению, насилию или гражданским волнениям либо
    оскорбить группы меньшинств.
  • Медиа в целом должны быть плюралистскими и отражать
    разнообразие общества, предоставляя доступ к различным
    точкам зрения и праву на ответ.
  • Общество и публика, в соответствии с первым названным
    принципом, имеют право ожидать высокие стандарты работы, и вмешательство можно оправдать только заботой о благе народа.
  • Журналисты и медиауправленцы должны быть подотчетны перед обществом, так же как перед работодателями и рынком.


4. Социалистическая система журналистики


1. Оформилась в России – СССР в начале ХХ в. Практикуется в странах коммунистической ориентации (Корея, Китай, Куба, Вьетнам и др.).
2. Возникла из марксистско-ленинской идеологии, идеи «диктатуры пролетариата».
3. Главная цель – служить пропагандистско-агитационно-организационным рупором партии (в советские годы – правящего режима).
4. СМИ могут открываться (закрываться) только по решению ЦК партии.
5. Печать контролируется партийными органами и с помощью цензуры (лито).
6. Запрещена критика политического строя, пропаганда иных способов правления.
7. Печать находится в руках правящей партии, государства, общественных организаций, контролируемых партийными органами.
8. Сочетает в себе авторитарную концепцию и идею социальной ответственности (партийной), рассматривает СМИ как инструмент партии в проведении государственной политики.

 

Социалистическая журналистика зарождалась в недрах самодержавно-буржуазной России как один из типов партийной печати (наряду с черносотенной, октябристской, кадетской, эсеровской, анархистской). После октябрьской революции 1917 г. и закрытия всех так называемых буржуазных газет и журналов, на освободившемся информационном пространстве бывшей Российской империи искусственно строился новый тип системы журналистики для «диктатуры пролетариата».

Новая система создавалась на основе ленинского видения социалистической журналистики. В отличие от всех существовавших и существующих систем журналистики, социалистическая система не допускала даже возможности частных средств массовой коммуникации. Основные средства производства газет и журналов были огосударствлены в первые же годы Советской власти.

Вторым важным отличием социалистической системы журналистики было то, что вся пресса была выведена из коммерческого (делового) оборота. Редакциям не нужно было думать о бумаге, типографии, рекламе, доходах, прибыли – все эти вопросы раз и навсегда были решены партийными постановлениями. Таким образом, была создана экономическая свобода для журналистов (нет олигархов, медиамагнатов, иных владельцев, аренды помещений, скачущих цен на бумагу и полиграфические услуги).

Третьим, и наиболее существенным отличием новой системы журналистики от других, было то, что она, даже получив, по Марксу, «возможность беспрепятственного самостоятельного и одностороннего развития», типологически создавалась не в результате некой эволюции в связи с запросами рабоче-крестьянской аудитории, а была «построена» сверху (партией) с учетом максимального агитационно-пропагандистского влияния на все слои населения.

В горизонтальном ряду выстраивались центральные «средства массовой информации и пропаганды: центральный орган КПСС – «Правда», отраслевые органы ЦК КПСС – «Сельская жизнь», «Социалистическая индустрия», «Советская культура»; орган Верховного совета народных депутатов – «Известия»; комсомол имел свой центральный орган – «Комсомольскую правду», пионеры – «Пионерскую правду», профсоюз – газету «Труд». Каждое ведомство выпускало свои газеты и журналы: «Гудок» (МПС), «Строительная газета», «Медицинская газета», «Советская торговля», «Водный транспорт», «Воздушный транспорт» и др. Для женщин предназначались журналы «Крестьянка», «Работница», писатели выпускали «Литературную газету». Центральное телевидение и радио подчинялись соответствующему Государственному комитету.

Во многом центральная горизонталь СМИ (за исключением ведомственных газет) повторялась на республиканском уровне. На областном уровне оставались партийная, комсомольская газеты и комитет по телевидению и радио. В городах и районах выходили только партийно-советские газеты. Ниже стояли многотиражные газеты предприятий, совхозов, учебных заведений.

Была создана широкая корреспондентская сеть государственного телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС) и полугосударственное новостное агентство АПН. Если добавить к этому широкую сеть партийных, комсомольских, пионерских, научно-популярных, художественно-публицистических, отраслевых, профессиональных, научных и других журналов, то выстроится типологическая система, которая практически заполняла все аудиторные ниши. И вся эта огромная масса СМИП контролировалась партийными комитетами под руководством ЦК КПСС. Плановая подготовка и переподготовка журналистских кадров в госуниверситетах (Московский, Ленинградский, Уральский, Казанский, Дальневосточный, Ростовский и Воронежский – на территории России и в столицах республик) практически обеспечивала бесперебойную и довольно качественную работу системы журналистики.

Правовой, законодательной базы функционирования журналистики в СССР не было. Все принципиальные вопросы ее типологического развития, ролевых и функциональных задач, проблемно-тематических приоритетов определялись постановлениями ЦК КПСС; текущие проблемы разрешались местными партийными комитетами; а контроль над содержанием осуществлялся с помощью предварительной цензуры.

Средства массовой информации и пропаганды (СМИП) определялись как идеологическое оружие партии в ее борьбе за развитие социалистической экономики и воспитание нового человека коммунистической формации на основе морального кодекса строителя коммунизма и марксистско-ленинских догматов. Функции СМИП сводились к ленинской триаде: быть коллективным агитатором, пропагандистом и организатором.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: