Особенности рынков в комплексе агробизнеса проявляются во всех сферах, составляющих этот комплекс. Рынок продукции сельского хозяйства является рынком свободной конкуренции. На этом рынке громадное количество независимых продавцов, а, следовательно, цена автоматически устанавливается на среднем уровне и влиять на нее отдельные продавцы не могут. Продукция сельского хозяйства практически однородна и стандартизирована, поэтому производитель ограничен в рекламировании своего товара, ему трудно выделить качества, присущие только его продукции. Например, все зерно должно быть стандартным, и только, без каких-либо особенностей.
На рынке сельскохозяйственной продукции много относительно мелких производителей, т. е. отсутствует эффект масштаба, при котором снижаются издержки производства, повышается конкурентоспособность именно за счет производства большой мощности. Следовательно, на этом рынке отсутствуют входные барьеры и внедриться на этот рынок сравнительно легко. В сельскохозяйственном производстве нет патентов на технологию, что также облегчает проникновение на этот рынок.
Наконец, следует отметить, что одной из особенностей этого рынка является очень заметное государственное регулирование (дотации, финансово-кредитная политика, льготные налоги, льготные цены на электроэнергию, на горюче-смазочные материалы и т. д.). Все это влияет на рыночную цену, делая ее не в полной мере зависимой от соотношения спроса и предложения, т. е. механизм функционирования этого рынка несколько гипертрофирован.
Кроме того, между производителями сельскохозяйственной продукции и перерабатывающими предприятиями нередки случаи прямых долгосрочных соглашений. В этих случаях фермерские хозяйства ориентируются не на требования рынка вообще, а на конкретных партнеров. Если же учесть, что рынок главного ресурса сельского хозяйства - земли - весьма ограничен, так как является объектом государственного регулирования, то специфичность этого рынка становится очевидной.
|
Рынки, функционирующие в сфере ресурсов агробизнеса, также специфичны. Здесь выделяются три наиболее крупные отрасли: сельскохозяйственное машиностроение, производство химических средств защиты растений и удобрений, кормопроизводство. Эти отрасли характеризуются олигопольной структурой, т. е. доминированием на рынке нескольких крупных фирм. Для олигопольного рынка является обычным согласование действий этих фирм, т. е. конкуренция между ними не бывает достаточно острой, а, следовательно, налицо стремление к монополизации. Здесь существует естественная технологическая монополия, взаимный контроль над ценами, а следовательно, возможность установления договорных цен.
Таким образом, высококонкурентное сельскохозяйственное производство является рыночным партнером, потребителем продукции полумонополизированных отраслей. Это противоречие ставит фермеров в неравные рыночные условия, когда их поставщики могут повышать цены на продукцию, а они не могут этого делать, так как не могут продать сельхозпродукцию выше конкурентной цены. В данном случае возникает проблема ценового паритета, которая обсуждается в нашей стране давно, но пока, к сожалению, безуспешно.
Маркетинговая сфера агробизнеса неоднородна не только по составу и функциям, но и с точки зрения рыночных характеристик. Можно выделить четыре типа рынков внутри маркетинговой сферы.
|
Первый тип - рынок сырьевых продовольственных товаров. Рынок является основным для таких отраслей, как мукомольно-крупяная, сахарная и т. д. Характерными чертами являются относительная однородность продукции, высокий уровень стандартизации, реализация товаров крупными партиями. Здесь имеются определенные сложности маркетинговой деятельности: в рекламе для отдельных фирм, в ценообразовании, в ограниченности конкурентной борьбы.
Второй тип - рынок продовольственных товаров высокой степени переработки. Продукция здесь неоднородна, ассортимент очень широк (табачные, кондитерские изделия, консервы, колбасные изделия, копчености и т. д.). Объем этих групп товаров постоянно увеличивается. Неоднородность продукции по сортам, качеству, взаимозаменяемости в потреблении порождает сильную конкуренцию и сравнительно небольшую вариацию в ценах. Здесь каждая фирма, производящая и реализующая продовольствие, старается выделиться, создать продукту какие-то отличительные признаки, проводит активную рекламу, разнообразит и совершенствует упаковку и оформление товара, изыскивает различные пути товародвижения и продвижения товаров. Входные барьеры на такой рынок очень высоки. Большую роль играет «эффект масштаба», патенты на используемую технологию, сертификация продукции, массированная реклама. Пробиться на такой рынок очень трудно. Только расходы на рекламу могут достигать до 20% от стоимости продукции. Маркетинговая деятельность на таких рынках весьма интенсивна.
|
Третий тип - рынок относительно однородной продукции с низкой степенью переработки (свежее и охлажденное мясо, молоко, молочные продукты и т. д.). Здесь следует отметить, что чем ниже уровень переработки, тем меньше возможностей дифференциации продукции, а следовательно, и цен, интенсификации рекламы. Однако входные барьеры на этот рынок невысокие, ценообразование осуществляется на основе близкой к конкурентной.
Четвертый тип - рынок продовольственного сервиса. Он включает все формы массового питания - от небольших буфетов до дорогих ресторанов. Этот рынок весьма специфичен и неоднороден. В нем можно выделить несколько подгрупп с различным уровнем монополизации и рекламы, с ценообразованием, варьирующим от свободного, рыночного до монопольного.
Следует подчеркнуть еще одну особенность продовольственного рынка - наличие нескольких его уровней. Он может быть локальным (хлеб и хлебопродукты, свежее молоко и молочные продукты), региональным (мясопродукты, овощи, фрукты), национальным (консервы, импортное продовольствие). Это определяется тем, что большинство продовольственных товаров относится к числу скоропортящихся. Однако сегодня все большее число продуктов расширяют границы своих рынков за счет использования специализированных транспортных средств, холодильников, новых технологий переработки. Учет уровня рынка важен для маркетологов при планировании маркетинга и управлении деятельностью фирмы. Например, удачное расположение магазина с учетом того или иного уровня рынка может существенно сократить расходы на рекламу, расходы на внедрение товаров на рынок.
Характеризуя рынок продовольственных товаров в целом, следует констатировать, что этот рынок в основном монополистической конкуренции с относительно большим числом фирм и высокой продуктовой дифференциацией. Наряду с ценовой конкуренцией на этом рынке большое значение имеет неценовая конкуренция. Вместе с тем влияние переработчиков, посредников закупочных фирм на фермеров все более увеличивается за счет развития каналов более глубокой переработки и отдаления фермеров от потребителей. В результате система предварительных договоров, система контрактации не только регламентирует поведение фермеров, но и ограничивает их доходы. Эти системы вынуждают фермеров зачастую принимать условия покупателей, т. е. ограничивают свободу рынка.