МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ (Б1.Б.10)
1 Сущность, функции и принципы менеджмента.
2 Методы управления в сельскохозяйственном производстве.
3 Управление качеством продукции в агропромышленном комплексе.
4 Особенности аграрного маркетинга и система управления агромаркетингом.
5 Функции агромаркетинга.
6 Особенности рынков в агропромышленном комплексе.
Функции и принципы менеджмента
Термин «менеджмент » (англ. management) имеет американское происхождение и переводится на русский язык как «руководство», «управление». Менеджмент – это особая система управления организацией в целях повышения эффективности ее деятельности.
Управление представляет собой определенный тип взаимодействия двух объектов, один из которых при этом находится в позиции субъекта управления, а другой – в позиции объекта управления. Субъект управления – это звено или часть системы управления, являющиеся источником воздействия на объект управления. Управление может осуществляться единолично менеджером, коллегиально группой руководителей или коллективно собранием акционеров. В качестве объекта управления выступают работник, группа лиц, трудовой коллектив. Объектами управления могут быть также: ресурсы, процессы, результаты, все виды человеческой деятельности.
Чтобы обеспечивать условия для эффективного и целенаправленного использования ресурсов организации в процессах производства товара или услуги, осуществления хозяйственной деятельности, необходимы люди, умеющие профессионально управлять организацией и претворяющие это умение на практике. Эту категорию персонала называют менеджерами.
Представляя собой общие правила, принципы формируют требования к системе управления организацией. Соблюдение принципов обеспечивает успех, а несоблюдение может привести к неудачам и убыткам.
|
Общие принципы менеджмента следующие:
· принцип системности, предполагающий использование методологии системного подхода в управлении;
· принцип компетентности, состоящий в необходимости знания менеджером системы управления;
· принцип иерархичности, предполагающий выделение уровней управления на основе вертикального разделения управленческого труда и подчинение низших уровней управления высшим;
· принцип выделения ведущего звена, предполагающий выбор наиболее значимой цели и наиболее важных ресурсов для ее достижения;
· принцип совершенствования, предусматривающий трансформацию организационной структуры, функций и методов управления по мере изменения объекта управления и состояния внешней среды;
· принцип научности – необходимость научного подхода обусловлена сложностью современного производства;
· принцип последовательности, непрерывности, цикличности.
Наряду с общими принципами управления выделяют частные (специальные) принципы, соблюдение которых позволяет регулировать отдельные управленческие процессы и стороны управления с учетом специфики и характера деятельности организации, отраслевой специализации. Так, были сформулированы получившие широкое распространение четырнадцать принципов управления (принципы управления по Файолю):
1. Разделение труда – перепоручение работникам отдельных операций и, как следствие, повышение производительности труда, ввиду того что персонал получает возможность сосредоточения своего внимания.
|
2.Полномочия и ответственность – право отдавать приказы должно быть уравновешено ответственностью за их последствия.
3. Дисциплина – необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации. Для поддержания дисциплины необходимо наличие на всех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции к нарушителям порядка.
4. Единоначалие – каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряжения.
5. Единство действий – группа работников должна работать только по единому плану, направленному на достижение одной цели.
6. Подчинённость интересов – интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации.
7. Вознаграждение – наличие справедливых методов стимулирования работников.
8. Централизация – естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Степень централизации зависит от каждого конкретного случая.
9. Скалярная цепь – «цепь начальников», организационная иерархия, которая не должна нарушаться, но которую, по мере возможности, необходимо сократить во избежание вреда.
10. Порядок – рабочее место для каждого работника, а также каждый работник на своем рабочем месте.
11. Справедливость – уважение и справедливость администрации к подчинённым, сочетание доброты и правосудия
12. Стабильность персонала – текучесть кадров ослабляет организацию и является следствием плохого менеджмента.
13. Инициатива – предоставление возможности проявления личной инициативы работникам.
|
14. Корпоративный дух – сплочённость работников, единство силы.
Функция менеджмента – это целенаправленный вид управляющего воздействия, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления. Функции управления формируются в результате разделения труда в управлении. Они должны обеспечить в организации руководство, управление и обслуживание хозяйственной деятельности. Каждая функция характеризуется назначением, повторяемостью, однородностью содержания, спецификой необходимого для ее выполнения персонала.
Общие функции менеджмента, отражающие его содержание, были сформулированы в 1916 году Анри Файолем. В качестве таковых он выделил организацию, планирование, мотивацию, контроль и координацию (сейчас в литературе можно встретить и другие функции, например, коммуникация, распорядительство и др.).
Главной функцией менеджмента считается планирование в широком смысле слова. В процессе планирования формулируются текущие и перспективные цели и задачи, разрабатывается стратегия действий, составляются необходимые планы и программы. Этому предшествует глубокий и всесторонний анализ ситуации, в которой находится организация или её отдельное подразделение. Планирование дает ответы на следующие вопросы: 1) Каково положение организации в настоящее время? Для этого нужно оценивать положение в области финансов, маркетинга, производства и других сферах. 2) Каковы должны быть цели организации? Оценивая возможности и угрозы в окружающей среде, следует определить цели организации. 3) Как организация может достичь целей? Нужно решить, что делать персоналу для достижения целей, каковы должны быть ресурсы. Образно говоря, планирование определяет то, «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать».
Практическое воплощение замыслов, содержащихся в планах, программах и стратегиях, берёт на себя организационная функция. Она реализуется через проектирование и создание организационных и управленческих структур, определение порядка их функционирования и взаимодействия, обеспечение деятельности необходимой документацией. Руководитель подбирает людей, поручает им работу, делегирует отдельным людям полномочия или права использовать ресурсы организации. В конечном счете, создается структура организации в целом.
Мотивационная функция обеспечивает заинтересованность работников, их максимальную активность в процессе достижения поставленных целей. Она концентрируется на определении интересов работников и выборе наиболее подходящего воздействия на них.
Контроль – это важнейшая функция управления, необходимая для достижения организации своих целей. Контроль позволяет получить информацию, необходимую для дальнейшего планирования. Содержание контрольной функции менеджмента состоит в проверке, оценке и корректировке деятельности. С помощью контроля выявляются опасности, обнаруживаются ошибки.
Реализация целей организации осуществляется посредством совместной деятельности людей, которую нужно координировать, согласовывать, направлять. Это обеспечивает необходимый уровень сотрудничества участников, единство их совместных действий и облегчает реализацию всех остальных функций. Координирующее воздействие должно быть системным, минимальным по объёму, непротиворечивым.