Управление качеством продукции в агропромышленном комплексе




Под качеством продукции понимается совокупность её свойств, позволяющих удовлетворять определённые потребности в соответствии с функциональным назначением.

Качество продукта формируется на всех стадиях его жизненного цикла (начиная с исследования, разработки, проектирование и производства товара) и реализуется и оценивается в потреблении (эксплуатации и утилизации). Качество товаров характеризуется следующими параметрами:

- функциональность – характеризует полезность продукции и области её применения (для техники – производительность, для продуктов – вкус);

- надёжность характеризует безотказность, отсутствие дефектов;

- долговечность – свойство сохранять основные качества и работоспособность до наступления предельного срока службы или хранения при соблюдении установленного порядка технического обслуживания или ремонта;

- технический уровень (соответствие стандартам и эталонным объектам);

- эргономичность отражает соответствие объекта требованиям к удобству его использования;

- эстетичность характеризуется степенью позитивного влияния объекта на чувства человека (совершенство исполнения, товарный вид);

- транспортабельность (компактность, лёгкость);

- экологичность характеризуется лёгкостью утилизации, минимумом отходов при использовании, степенью негативного воздействия на природу и человека;

- ценовые показатели;

- эксплуатационные свойства (грузоподъёмность, скорость);

- экономичность (оптимальное соотношение качества и затрат);

- сервис (диапазон, быстрота, эффективность обслуживания);

- репутация, имидж, бренд и другие показатели.

Кроме качества продукции можно оценивать качество труда – это совокупность свойств трудовой деятельности, непосредственно зависящих от работника и обусловливающих соответствие этого процесса определённым требованиям. Качество труда зависит от профессиональной подготовки, обеспеченности средствами производства, добросовестности работника.

Качество управления определяется его культурой, профессионализмом работников, развитостью информационных технологий, морально-психологическим климатом.

Для минимизации затрат, связанных с обеспечением качества, нужно оптимизировать их структуру в части увеличения расходов на предупредительные мероприятия; обеспечить обоснованный уровень соотношения цены и качества продукции.

Элементами системы управления качеством являются:

* планирование (определение цели, стратегии, стандартов и требований, разработка методов, программ качества);

* текущее управление, направленное на достижение установленных требований к нему (контроль, испытания, выявление отклонений, принятие оперативных мер воздействия, проведение организационных и технических мероприятий, стимулирование);

* обеспечение качества – создание системы внутренних (у производителей) и внешних (у потребителей) его гарантий;

* стимулирование улучшения качества;

* борьба с нарушениями качества.

Среди методов управления качеством выделяют общие – экономические, организационные, административные, социально-психологические и специальные – стандартизация, сертификация, квалиметрия.

Стандарты – это границы качества, за пределами которых продукция считается некондиционной. В соответствии с ними продукция делится по качеству на категории, классы, сорта. Они служат гарантией необходимого уровня качества сырья, машин, оборудования, удобрений, семян, точного выполнения технологических процессов. Существуют государственные стандарты – ГОСТы, отраслевые – ОСТы, а также технические условия – ТУ на продукцию, ещё не охваченную ГОСТом или требующую дополнительных требований к конкретным условиям производства. В отраслях АПК используются стандарты предприятий – СТП.

Сертификация – это документальное подтверждение соответствия продукции определённым требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям. Она фактически появилась в XIX веке, но широкое распространение на Западе получила с 1920-х годов в связи с необходимостью гарантировать безопасность изделий электротехнической промышленности.

Сертификация может быть обязательной и добровольной, инициативной (на основе заявки и договора). Обязательная сертификация является средством обеспечения безопасности продукции. Сертификация производится организацией, не зависящей от поставщика и потребителя продукции (сертификационный центр, лаборатория), на которую она выдаёт сертификат – документ, подтверждающий качество конкретного изделия, партии, технологии установленным требованиям и ставится знак соответствия с помощью специальной маркировки. Существуют следующие виды сертификатов: безопасности, качества отдельного изделия, качества партии товара, качества технологии, предприятия (рабочего места), выпускающего продукцию только высокого качества.

На международном уровне задачи качества решает Международная организация по стандартам (ИСО). Системы качества, удовлетворяющие требованиям ИСО, во многом схожи с отечественными системами и введены в действие в виде государственных стандартов серии 9000. В 1996 году была разработана международная система стандартов серии 14000. Она ориентирована на экологический менеджмент. В 2005 году был опубликован первый стандарт серии 22000, который определяет требования для системы управления безопасностью пищевых продуктов.

Квалиметрия – научная дисциплина, в рамках которой изучаются методология и проблематика комплексного количественного оценивания качества объектов любой природы. Конечной целью квалиметрии является разработка и совершенствование методик, с помощью которых качество конкретного оцениваемого объекта может быть выражено одним числом, характеризующим степень удовлетворения данным объектом общественной или личной потребности.

Объект квалиметрии – любой предмет или процесс: одушевлённый (специалист) или неодушевлённый (автомашина); продукт труда (бетон для дорожного покрытия) или продукт природы (природный рельеф местности на трассе будущей автодороги); материальный (цех по ремонту техники) или идеальный (рекламный телевизионный ролик); естественный (горный ландшафт) или искусственный (комплекс сооружений); продукция (одежда) или услуга (эксплуатация и ремонт электрооборудования).

Особенности аграрного маркетинга и система
управления агромаркетингом

Для эффективного планирования и управления бизнесом в сфере агропродовольственного комплекса в условиях жесткой конкуренции, особенно с иностранными товаропроизводителями, и учитывая возможные неблагоприятные погодные условия, сельские товаропроизводители вынуждены внедрять элементы маркетинга в хозяйственную деятельность.

Особенностью маркетинга товаров сельскохозяйственного производства (агромаркетинга) является то, что он охватывает следующие стадии исследования:

• изучение потребностей и прогнозирование спроса;

• изучение ассортиментной политики и разработка производственной программы;

• изучение каналов товародвижения и организация сбыта.

Продукция агропромышленного комплекса многообразна, что обусловливает использование более многочисленных маркетинговых подходов в производстве и распределении по сравнению с маркетингом в торговле и отраслях промышленности.

Маркетинг в сфере производства сельскохозяйственной продукции обусловлен некоторыми особенностями, связанными:

• с природными условиями производства, урожайностью и интенсивностью использования сельскохозяйственных земель;

• значимостью производимого товара, что определяет особые требования к его производству, хранению и транспортировке;

• несовпадением времени производства продукции и ее потребления;

• сезонным характером производства;

• многообразием форм собственности в системе АПК и наличием различных организационно-правовых форм хозяйствования, что предъявляет особые требования к методам маркетинговых исследований;

• сравнительно невысоким уровнем научных разработок в сфере маркетинговой деятельности.

Система агромаркетинга включает в себя комплекс рыночных отношений и информационных потоков для установления связей с рынками сбыта. В качестве управляемой системы выступает маркетинговая среда, которая может быть условно подразделена на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя микросреда агромаркетинга включает элементы постоянной работы с поставщиками, конкурентами, транспортными и финансово-кредитными организациями, которая управляется руководством предприятия.

Внешняя макросреда представляет собой совокупность факторов, оказывающих более масштабное воздействие на деятельность предприятия и другие элементы макросреды. Это экономические, правовые, технические, природно-климатические и другие факторы.

То есть, фирма налаживает связи с рынком, направляя на него информацию, продукцию, услуги, а в обмен получает выучку, сырьё, услуги и информацию.

В качестве управляющей системы в процессе управления маркетингом выступает руководство сельскохозяйственного предприятия и его служба маркетинга. В компетенцию субъектов управления маркетингом входит следующее:

1) Определение сферы деятельности (растениеводство, животноводство, переработка и т.д.), территориальных границ деятельности, вида собственности;

2) Постановка общих целей предприятия (объём производства, продаж, занятие определённой доли рынка и т.п.);

3) Формирование корпоративной культуры – единой системы ценностей, норм и правил деятельности, которые должны знать и соблюдать все работники.

Таким образом, основная цель управления агромаркетингом – поддержание соответствия между состоянием внешней среды и адекватной ей системой маркетинговой деятельности сельскохозяйственного предприятия, что достигается широким комплексом стратегических и тактических мер, направленных на эффективное ведение рыночного хозяйства в целях удовлетворения потребностей в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с целью достижения устойчивой доходности от результатов хозяйственной деятельности.

 

Функции агромаркетинга

Функции маркетинга представляют собой совокупность видов деятельности, связанной с изучением рынка, развитием ассортимента, формированием каналов товародвижения, проведением рекламы и стимулированием продаж, а также с управлением и контролем.

Функции маркетинга делятся на четыре группы.

Аналитические – изучение рынка, потребителей, товарной структуры и конкурентов. Изучение рынка проводится по многим критериям – географическое положение, ёмкость, количество конкурентов, состояние спроса-предложения на продукт. Для выявления потенциальных потребителей проводится сегментация рынка: изучение структуры потребителей, их запросов. Изучаются участники рыночных отношений – фирмы-контрагнеты, фирмы-конкуренты, фирмы-посредники.

Производственные – организация производства и материально-технического снабжения, внедрение новых технологий, обеспечение высокого качества и конкурентоспособности производимых продуктов.

С целью улучшения организации производственного процесса сопоставляются возможности производства и рыночные требования, подбирается ассортимент к отдельным сегментам рынка, планируется разработка новых товаров, определяется рентабельность и себестоимость продукции. Налаженная система материально-технического снабжения оказывает существенное влияние на сроки производственного процесса, сокращает накладные расходы, снижает себестоимость продукции. Конкурентоспособность раскрывается через качество продукта и его полезность для потребителя, а также через его цену.

Распределительно-сбытовые – организация каналов сбыта, системы транспортировки и хранения, проведение товарной и ценовой политики, реклама. Собственные каналы распределения товаров подразделяются на прямые и непрямые. Прямые каналы – это продвижение товаров без участия посредников, поддержка контактов с потребителем, исключаются торговые наценки и комиссионные вознаграждения. Непрямые каналы организуются через торговлю или посредника. Оптовая или розничная торговля приемлема, если предприятие не занимает господствующего положения на рынке, а предприятие торговли обладает опытом, влиянием и возможностями в данной сфере. При осуществлении сбытовых функций особое внимание уделяется транспортировке. Транспортировка обеспечивает полезность продукта по местоположению, по времени и по форме (продукт должен иметь требуемую форму, быть там, где он нужен и тогда, когда он нужен). Система хранения должна удовлетворять трём требованиям: безопасность, надёжность и экономичность. Необходимо соблюдение норм и стандартов при производстве и хранении. Проведение товарной политики сопровождается формированием ассортимента, соответствующего стандартам и с минимальной себестоимостью. Выбор ценовой политики – это определение цен на товары и повышение рентабельности производства. Реклама имеет целью создать у потенциального потребителя полное представление о товаре – его качестве, стоимости, разнообразии.

Управленческие – тактическое и стратегическое планирование, информационное обеспечение и контроль.

Управленческие функции маркетинга предполагают планирование деятельности организации и управление производством. В процессе этой деятельности определяется стратегия предприятия и формулируются тактические задачи. При оперативном планировании составляются программы действия и бюджеты на ближайшую перспективу: планируется ассортимент продукции, система сбыта и распределения, реклама и стимулирование продаж, финансовые показатели, кадровое обеспечение. При стратегическом планировании решаются задачи обеспечения заданного уровня прибыли и рентабельности на долгосрочную перспективу, эффективное развитие производственных мощностей, планов по улучшению ассортимента, поиску новых рынков сбыта, выходу на внешний рынок. Для процесса планирования важнейшим считается информационное обеспечение. Информация подразделяется на внутреннюю (бухгалтерская, статистическая, оперативная отчётность), внешнюю (статистические данные, обзоры, специальная литература, встречи, переговоры, выставки, конференции) и исследовательскую (глубокий анализ процессов на рынке, проводимый специальными агентствами, НИИ; результаты анкетирования, опросов). Маркетинговый контроль необходим для объективной проверки маркетинговой деятельности предприятия, оценки тактики и стратегии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: