Последовательность появления звуков




Материалы лекции

Тема 4. Овладение звуковой формой слова в онтогенезе

Вопрос: Развитие фонематического слуха

(Самостоятельно выписать из словарей определения понятий «фонематический слух», «речевой слух», «фонематическое восприятие», «фонематический анализ», «фонематический синтез», «фонематическое восприятие», «фонематические представления», «слуховое восприятие» с указанием источника, например: Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / В.И. Селиверстов. – Москва: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997. – 193 с. (С.356 фонематический слух))

Фонематическое восприятие - это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова.

Фонематический слух - осуществляет контроль за непрерывным потоком слогов.

Речевой слух - совместное функционирование фонематического и фонетического слуха, осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.

Р.Е. Левина предлагает следующую периодизацию в формировании фонематического развития:

1 этап дофонематическая стадия развития, когда отсутствует дифференциация звуков  
2 этап начальная стадия дифференциации фонем  
3 этап завершающая стадия дифференциации фонем  
4 этап появляется готовность к элементарному звуковому анализу  
5 этап возможность осуществлять тонкую дифференциацию фонем и проводить операции звукового анализа

Овладение звуками речи происходит в определенной онтогенетической последовательности: губные раньше, чем язычные, взрывные - раньше, чем щелевые. Это объясняется тем, что произнести звук в момент размыкания органов речи намного проще, чем в течение некоторого времени держать их приближенными друг к другу для образования щели аффрикаты, необходимой для прохода воздушных струй; затем осваиваются аффрикаты и сонорные.

Условно последовательность формирования артикуляционной базы в онтогенезе можно представить следующим образом:

к первому году - появляются смычки органов артикуляции;

к полутора годам - появляется возможность чередовать позиции (смычка - щель);

после трех лет - появляется возможность подъема кончика языка вверх и напряжения спинки языка;

к пяти годам - появляется возможность вибрации кончика языка.

Таким образом, артикуляционная база в онтогенезе постепенно формируется к пяти годам. При условии своевременного формирования фонематического слуха (в норме к 1 г. 7 мес. - 2 годам) у ребенка в норме к пяти годам нормализуется звуковая структура речи.

В качестве основного решающего момента, обеспечивающего возможность вхождения звуков в активную речь, является доступность артикуляционных операций при образовании звука. Так, С.Н. Цейтлин, ссылаясь на А.Н. Гвоздева, говорит о том, что неусвоенность звуков [в, в', ф, ф'] объясняется еще не выработавшимся умением создавать необходимую для этих звуков щель между верхними зубами и нижней губой. Неспособность поднять кончик языка делает невозможным произнесение твердых звуков [н, д, т, с, з, л]. Механизм вибрации, необходимый для звуков [р, р'] и работа по поднятию передней части языка [ш, ж, щ, ч] также сложны для всех детей.

В основе артикуляции лежит тонкая дифференцированная работа языка и губ. У детей, например, со стертой дизартрией вследствие ограниченной подвижности губ и языка выполнение этих артикуляционных движений вызывает еще большие трудности по сравнению с детьми, имеющими нормальное речевое развитие.

(Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей.- М.: АСТ: Астрель, 2007. Раздел: Развитие произносительной стороны речи ребенка в онтогенезе)

Последовательность различения звуков на слух

(Николай Христофорович Швачкин)

гласный, легко артикулируемый звук [а]
 
[и - у][э - о][и - о] [э - у].
 
гласные [и – э]
 
низкочастотные [о -у].
 
звук [ы]
 
различие наличия согласных [дик - ик]
 
различие сонорных и артикулируемых шумных [м - б][р - д][н - г][j - в]
 
различие твердых и мягких согласных [н - н][м - м][б - б][д - д][в - в][з - з][л - л][р - р]
 
различие взрывных – фрикативных [б - в][д - з][к -х][д - т]
 
глухих – звонких [п - б][т - д][к -г][ф - в][с - з]
 
свистящих – шипящих [с - з], [ш - ж]
 
различение [р - j], [л - l]

Последовательность появления звуков

Исследования Жуковой Н.С. (критерий артикуляционная сложность произносимого звука):

1) Звуки раннего онтогенеза речи:

Гласные: А, о у, и.

Согласные: М, п, б, м’, д’, н’, к, г, х’, с’

2) Звуки среднего онтогенеза речи:

Ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л’

3) Звуки позднего онтогенеза речи:

Р, р’, ш, ж, ч, щ, л, ц

 

 

Задание для студентов: составить таблицу (с опорой на схему нормального развития детской речи (по А.Н.Гвоздеву)) «Последовательность появления звуков», колонки: возраст и усвоение звуковой стороны языка)!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: