Материалы лекции
Тема 4. Овладение звуковой формой слова в онтогенезе
Вопрос: Развитие фонематического слуха
(Самостоятельно выписать из словарей определения понятий «фонематический слух», «речевой слух», «фонематическое восприятие», «фонематический анализ», «фонематический синтез», «фонематическое восприятие», «фонематические представления», «слуховое восприятие» с указанием источника, например: Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / В.И. Селиверстов. – Москва: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997. – 193 с. (С.356 фонематический слух))
Фонематическое восприятие - это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова.
Фонематический слух - осуществляет контроль за непрерывным потоком слогов.
Речевой слух - совместное функционирование фонематического и фонетического слуха, осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.
Р.Е. Левина предлагает следующую периодизацию в формировании фонематического развития:
1 этап | дофонематическая стадия развития, когда отсутствует дифференциация звуков |
2 этап | начальная стадия дифференциации фонем |
3 этап | завершающая стадия дифференциации фонем |
4 этап | появляется готовность к элементарному звуковому анализу |
5 этап | возможность осуществлять тонкую дифференциацию фонем и проводить операции звукового анализа |
Овладение звуками речи происходит в определенной онтогенетической последовательности: губные раньше, чем язычные, взрывные - раньше, чем щелевые. Это объясняется тем, что произнести звук в момент размыкания органов речи намного проще, чем в течение некоторого времени держать их приближенными друг к другу для образования щели аффрикаты, необходимой для прохода воздушных струй; затем осваиваются аффрикаты и сонорные.
Условно последовательность формирования артикуляционной базы в онтогенезе можно представить следующим образом:
• к первому году - появляются смычки органов артикуляции;
• к полутора годам - появляется возможность чередовать позиции (смычка - щель);
• после трех лет - появляется возможность подъема кончика языка вверх и напряжения спинки языка;
• к пяти годам - появляется возможность вибрации кончика языка.
Таким образом, артикуляционная база в онтогенезе постепенно формируется к пяти годам. При условии своевременного формирования фонематического слуха (в норме к 1 г. 7 мес. - 2 годам) у ребенка в норме к пяти годам нормализуется звуковая структура речи.
В качестве основного решающего момента, обеспечивающего возможность вхождения звуков в активную речь, является доступность артикуляционных операций при образовании звука. Так, С.Н. Цейтлин, ссылаясь на А.Н. Гвоздева, говорит о том, что неусвоенность звуков [в, в', ф, ф'] объясняется еще не выработавшимся умением создавать необходимую для этих звуков щель между верхними зубами и нижней губой. Неспособность поднять кончик языка делает невозможным произнесение твердых звуков [н, д, т, с, з, л]. Механизм вибрации, необходимый для звуков [р, р'] и работа по поднятию передней части языка [ш, ж, щ, ч] также сложны для всех детей.
В основе артикуляции лежит тонкая дифференцированная работа языка и губ. У детей, например, со стертой дизартрией вследствие ограниченной подвижности губ и языка выполнение этих артикуляционных движений вызывает еще большие трудности по сравнению с детьми, имеющими нормальное речевое развитие.
(Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей.- М.: АСТ: Астрель, 2007. Раздел: Развитие произносительной стороны речи ребенка в онтогенезе)
Последовательность различения звуков на слух
(Николай Христофорович Швачкин)
гласный, легко артикулируемый звук [а] |
[и - у][э - о][и - о] [э - у]. |
гласные [и – э] |
низкочастотные [о -у]. |
звук [ы] |
различие наличия согласных [дик - ик] |
различие сонорных и артикулируемых шумных [м - б][р - д][н - г][j - в] |
различие твердых и мягких согласных [н - н][м - м][б - б][д - д][в - в][з - з][л - л][р - р] |
различие взрывных – фрикативных [б - в][д - з][к -х][д - т] |
глухих – звонких [п - б][т - д][к -г][ф - в][с - з] |
свистящих – шипящих [с - з], [ш - ж] |
различение [р - j], [л - l] |
Последовательность появления звуков
Исследования Жуковой Н.С. (критерий артикуляционная сложность произносимого звука):
1) Звуки раннего онтогенеза речи:
Гласные: А, о у, и.
Согласные: М, п, б, м’, д’, н’, к, г, х’, с’
2) Звуки среднего онтогенеза речи:
Ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л’
3) Звуки позднего онтогенеза речи:
Р, р’, ш, ж, ч, щ, л, ц
Задание для студентов: составить таблицу (с опорой на схему нормального развития детской речи (по А.Н.Гвоздеву)) «Последовательность появления звуков», колонки: возраст и усвоение звуковой стороны языка)!