Экономические службы и финансовое состояние предприятия




 

МУП «Коммунальщик» по размеру собственного капитала является средним предприятием и естественно, что финансами организации управляет так называемая финансовая служба во главе с финансовым менеджером, которая выполняет ряд возложенных на нее функций. К таковым относят:

§ разработка финансовой стратегии предприятия;

§ формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов управленческих решений;

§ осуществление анализа различных аспектов финансовой деятельности предприятия;

§ осуществление планирования финансовой деятельности предприятия по основным ее направлениям;

§ разработка действенной системы стимулирования реализации управленческих решений.

К сожалению далеко не все функции выполняются: не разрабатывается финансовая стратегия на предприятии, не осуществляется планирование финансовой деятельности предприятия по основным ее направлениям, на разрабатывается действенной системы стимулирования реализации управленческих решений, не осуществляется эффективный контроль за реализацией принятых управленческих решений в области финансовой деятельности. Что свидетельствует о неэффективной организации финансового менеджмента на предприятии.

Процесс управления финансовой деятельностью предприятия базируется на определенном механизме, который представляет собой совокупность основных элементов воздействия на процесс разработки и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности предприятия.

Эффективный механизм финансового менеджмента на предприятии позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению функций финансового управления предприятием. Особенно это важно сегодня при неустойчивом финансовом положении организации, о чем скажет нам проведенный в дальнейшем анализ финансового состояния предприятия.

Управление финансовыми ресурсами определяет направление движения денежных потоков с момента формирования товарно-материальных запасов до завершения всех расчетов, а затем распределения и использования полученного финансового результата.

Структура капитала во многом предопределяет внутренние и внешние источники финансирования как долгосрочные и краткосрочные, допустимые размеры процентной ставки, дебиторскую задолженность, скорость оборота денежных средств, непосредственно влияющие на ликвидность и финансовую результативность.

Контроль исполнения финансовых решений и анализ полученных результатов обеспечивают эффективное распределение средств между различными направлениями деятельности предприятия. Такая работа предполагает обработку финансовой информации и представление ее в виде финансовой отчетности.

Итак, подведем итог выше сказанному. Ознакомившись со структурой финансовой службы, к которой на предприятии относятся директор предприятия, бухгалтерия во главе с главным бухгалтером, главный экономист и экономический отдел предприятия. Вся служба выполняет определенные возложенные на нее функции и обязанности по ведению финансовых операций предприятия. Вся деятельность регламентируется нормативными документами.

Таким образом, на основании выше сказанного, сделаем следующий вывод, финансовый менеджмент на предприятии ведется не эффективно, не выполняются все задачи и функции возложенные на финансовую службу, что приводит к неэффективной финансовой деятельности предприятия. Считаю, что неоганизованность и безпричастность финансового менеджера в лице директора предприятия привела к подобному результату. Следует предпринять немедленные меры по решению данного вопроса.

Для анализа ликвидности баланса сравниваем средства по активу, сгруппированные по степени их ликвидности и расположенные в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения в порядке возрастания сроков.

Активы предприятия делятся на число групп в зависимости от степени ликвидности (скорости превращения в денежные средства).

1. Наиболее ликвидные (А1) – денежные средства стр. 260, сумма 60 тыс. руб.

2. Быстрореализуемые активы (А2) – дебиторская задолженность стр. баланса 240, сумма 814 тыс. руб.

3. Медленно реализуемые активы (А3) – стр. баланса 210+220+230+270= 230 тыс. руб.

4. Труднореализуемые активы (А4) – стр. баланса 190 «Внеоборотные активы», сумма 1137 тыс. руб.

5. Стр. баланса 620 «Кредиторская задолженность» сумма 560 тыс. руб. (П1).

6. Краткосрочные пассивы – кредиты, займы нет (П2).

7. Долгосрочные пассивы – стр. баланса 590+640+510 – нет (П3).

8. Постоянные (устойчивые) пассивы – стр. баланса 490 «Капитал и резервы» сумма 823 тыс. руб. (П4).

Чтобы баланс считался ликвидным, а предприятие платежеспособным, должны выполняться следующие соотношения групп актива и пассива баланса:

А1 ³ П1; А2 ³ П2; А3 ³ П3; А4 £ П4.

А1 = 60 тыс. руб. < П1 = 560 тыс. руб.

А2 = 814 тыс. руб. > П2 = 0 тыс. руб.

А3 = 230 тыс. руб. > П3 = 0

А4 = 1137 тыс. руб. < П4 = 823 тыс. руб.

В данном случае отличие от норматива:

А1 < П1; А2 < П2.

Для сопоставления ликвидных средств и обязательств исчисляем показатели:

1. Текущая ликвидность свидетельствует о платежеспособности. Текущая ликвидность на начало 2007г. = -321 тыс. руб.

На 1 января 2008г. = (130+189) – (168+189) = -38 тыс. руб.

На 1 января 2008г. по сравнению с началом 2007г. неплатежеспособность увеличилась (-321-38) = 283 тыс. руб.

2. Перспективная ликвидность (прогноз платежеспособности) равна 814 тыс. руб..

В таблице 3 мы можем проследить рассчитанные ниже показатели ликвидности баланса.

 

Таблица 3

Показатели ликвидности баланса (в долях единицы)

Показатели 01.01.07г. 01.01.08г. +, - Норматив
1.Коэффициет текущей ликвидности (Кт.л.) 1,183 1,157 -0,026 ³2
2.Коэффициент абсолютной ликвидности (Ка.л.) 0,150 0,232 +0,082 ³0,2-0,5
3.Коэффициент критической ликвидности (Кк.л.) 0,78 0,50 -0,28 ³0,5-1
4.Коэффициент обеспеченности собственными средствами (КОСС) - 0,15 0,14 -0,01 ³0,1

1) 290/690 = 15079/13032 = 1,157;

2) 260/690 = 3024/13032 = 0,232;

3) (260+240)/690 = (3024+5243)/13032 = 0,50;

4) (490-190)/290 = (13319-11272)/15079 = 0,14.

3. Коэффициент текущей ликвидности ниже норматива (³2). С точки зрения ликвидности за 2007г. имеет место снижение (0,026).

4. Коэффициент абсолютной ликвидности за 2007г. согласно нормативного значения (³0,2-0,5), динамика прослеживается положительная.

5. Коэффициент критической ликвидности анализируемого периода имеет положительную динамику. За счет средств на расчетном счете и поступлений по расчетам, предприятие в состоянии немедленно погасить краткосрочные обязательства (за минусом отсрочки платежей по налогам и кредитам).

6. Коэффициент обеспеченности собственными средствами – предприятие, за весь период, имеет в наличии собственные средства необходимые для финансовой устойчивости.

Проведенный анализ ликвидности показывает, что МУП «Коммунальщик» в состоянии платить по своим краткосрочным обязательствам, но при этом его состояние остается критическим. Проведем горизонтальный анализ баланса МУП «Коммунальщик», он позволяет дать оценку динамики финансового состояния, провести анализ структуры имущества (таблица 4).

 

Таблица 4

Горизонтальный анализ тыс. руб.

Наименование На 01.01.2007г. На 01.01.2008г. Изменение +, -
АКТИВ
  Внеоборотные активы     +113
  Оборотные активы     +190
  в т. ч. запасы с НДС - - -
  дебиторская задолженность     -196
  денежные средства     +20
  Баланс     +127
ПАССИВ
  Капитал и резервы     +84
  Кредиты банков - - -
  Кредиторская задолженность     -43
  Баланс     +127

 

В итоге получаем следующие результаты:

1) Стоимость иммобилизованных активов (основных и прочих внеоборотных средств), равная итогу раздела 1 баланса за анализируемый период увеличилась +113 тыс. руб.

2) Стоимость мобильных оборотных средств, определяемая по итогу раздела 2 баланса, в 2007 году возросла на 190 тыс. руб.

3) Стоимость собственного капитала, определяемая по итогу раздела 3 баланса «Капитал и резервы» возросла, по состоянию на 01.01.08 года собственный капитал составлял 4051 тыс. руб.

После анализа ликвидности и платежеспособности предприятия важной задачей в анализе финансового состояния является исследование показателей финансовой устойчивости предприятия. В целях характеристики источников средств для формирования запасов и затрат используются показатели, отражающие различную степень охвата источников (таблица 5).

 

Таблица 5

Значение показателей финансовой устойчивости предприятия тыс. руб.

    А Условное обозначение На 01.01.07г. На 01.01.08г.
Б    
1.Собственные оборотные средства СОС    
2.Функционирующий капитал ФК    
3.Общая величина источников формирования запасов ВИ    
4.Запасы (с НДС)   - -
5.Излишек (+), недостаток (-) собственных оборотных средств ±ФС - 3976 - 8722
6.Излишек (+), недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов   ±ФТ   - 3976   - 38722
7.Излишек (+), недостаток (-) общей величины источников формирования запасов ±Ф° + 1024 -22

 

Рассчитанные выше показатели обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования позволяют определить тип финансовой устойчивости МУП «Коммунальщик».

Соотношение типа: ±Фс < 0; ±Фт < 0; ±Фо < 0 характерно для всего анализируемого периода. Это означает, что в 2006г. МУП «Коммунальщик» находился в неустойчивом финансовом состоянии.

Необходима оптимизация структуры пассивов. Финансовая устойчивость может быть восстановлена путем:

§ обоснованного снижения запасов и затрат;

§ ускорения оборачиваемости капитала в текущих активах, в результате чего произойдет относительное его сокращение на рубль товарооборота;

§ пополнения собственного оборотного капитала за счет внутренних и внешних источников.

Кроме абсолютных показателей финансовую устойчивость характеризуют и относительные коэффициенты (таблица 6).

Таблица 6

Значение коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость

  Коэффициенты     Нормативное значение На начало года (в долях единиц)
Строки баланса   2006г.   2007г.
       
1. Коэффициент финансовой устойчивости ³ 0,4-0,6 490+590   0,505   0,505
2.Коэффициент финансовой независимости   ³0,6 490   0,505   0,505
3.Коэффициент финансирования   ³0,7 490+690   -   -
4.Коэффициет капитализации   не выше 1,5 590+690   0,979   0,979
5.Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования ³0,1 490+190 1,6 1,6

 

Коэффициент финансовой устойчивости в пределах нормы за 2006 год.

Общее заключение следующее, МУП «Коммунальщик» платежеспособен, но остается в неустойчивом финансовом состоянии, следствие тому отклонение некоторых показателей от нормы.

 

Управление маркетингом

 

В настоящее время на предприятиях идет преобразование службы маркетинга, этот процесс не завершен, проблема остается достаточно актуальной. Не потеряла она свою остроту и МУП «Коммунальщик».

Функционирование службы маркетинга МУП «Коммунальщик» осуществляется на основе разработанного с учетом особенностей предприятия Положения, включающего:

- определение конкретных задач службы;

- права и обязанности ее работников;

- взаимодействие с другими службами предприятия и др.

Организация отдела маркетинга МУП «Коммунальщик» носила функционально-распределительный характер. При этом все функции маркетинга в отделе были сгруппированы следующим образом: исследование маркетинга и сбор информации; планирование ассортимента оказываемых услуг; сбыт и выбор каналов реализации; реклама и стимулирование сбыта. Сотрудники сгруппированы в зависимости от их функциональной специализации, а их деятельность координируется начальником отдела маркетинга. Еще одним признаком организации деятельности отдела является товарная ориентация предприятия.

По мере того, как маркетинг из инструментальной фазы переходит в фазу общей компетенции, объединяющей все функции, связанные с выходом предприятия на рынок, качественно изменяется ответственность руководителя службы маркетинга. Он становится ответственным за рыночные цели предприятия и их достижение.

Таким образом, начальник отдела маркетинга осуществляет стратегическое планирование работы, заместители координируют конкретные направления деятельности предприятия – оказываемых услуг. Линии своей работы заместители координируют совместно с инженерами. При этом заместители занимаются преимущественно:

- совместно с начальником формируют план маркетинга;

- разрабатывают систему закупочных цен, проверяют ее эффективность и совершенствуют по мере необходимости;

- проводят анализ экономической эффективности использования сырьевых ресурсов;

- организуют взаимоотношения с поставщиками и проводят оценку их надежности.

Рекламная деятельность МУП «Коммунальщик» развивается путем издания рекламных листов, опубликования объявлений в районной, краевой и региональной прессе.

Таким образом, отдел маркетинга - это слаженный механизм, который участвует в производственном процессе и существенно влияет на результаты производства. С момента организации отдела маркетинга прибыль предприятия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: