Религии в современном мире




Духовная сфера

1. Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства

Система образования — это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих её функционирование.

Структурные компоненты российской системы образования

1) органы управления образованием;

2) совокупность образовательных стандартов и программ;

3) сеть образовательных учреждений:

  • дошкольное образование,
  • начальное образование (начальная школа),
  • среднее образование (основная школа, 5 – 9; средняя школа 10 – 11),
  • среднее специальное образование (колледжи, лицеи),
  • высшая школа (вузы).

Общие тенденции в развитии мирового образования

Демократизация системы образования — во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получило среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.

Рост продолжительности образования — современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения.

Непрерывность образования — в условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии.

Гуманизация образования — внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.

Гуманитаризация образования — повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе, таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний.

Интернационализация процесса образования — создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем.

Компьютеризация процесса образования — использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

 

2. Наука – духовная деятельность людей, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.

Классификация наук:

Естественные науки, то есть науки о природных явлениях, объектах и процессах (биология, география, астрономия, физика, химия, математика, геология и т.д.). По большей части естественные науки отвечают за накопление опыта и знаний о природе и человеке. Ученых, занимавшихся сбором первичных данных, называли естествоиспытателями.

Технические науки – науки, ответственные за развитие техники и технологий, а также за применение на практике знаний, накопленных естественными науками (агрономия, информатика, архитектура, механика, электротехника).

Общественные и гуманитарные науки – науки о человеке, обществе (психология, филология, социология, политология, история, культурология, лингвистика, а также обществознание и др.).

Функции науки.

Исследователи выделяют четыре социальных функции науки:

Познавательная. Заключается в познании мира, его законов и явлений.

Образовательная. Заключается не только в обучении, но и в социальной мотивации, выработке ценностей.

Культурная. Наука является общественным достоянием и ключевым элементом человеческой культуры.

Практическая. Функция производства материальных и социальных благ, а также применения знаний на практике.

3. Культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все её результаты, включая преобразование человеком самого себя.

Культура – это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности

Формы культуры

Критерии Массовая (поп-культура, китч) Элитарная Народная
Авторы Профессиональные творцы (стандартизация культуры) Профессиональные творцы, создающие культурные каноны Анонимные любители (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы)
Характер Коммерческий (невозможно без СМИ) Некоммерческий Некоммерческий
Уровень сложности Низкий Высокий (нужна интеллектуальная «расшифровка»; многозначное содержание, неоднократное прочтение) -
Аудитория Массовая Узкая Широкая
Взаимодействие Тесное взаимодействие и взаимодополнение

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе. В любом обществе существует множество подгрупп, имеющих свои особенные культурные ценности и традиции. Систему норм и ценностей, отличающих группу от остального общества, называют субкультурой. Одной из распространенных в современном мире субкультур является молодежная, отличающаяся своим языком (сленгом) и особенностями поведения.
Контркультура - 1) субкультура, которая не просто отличается от господствующей культуры, но противостоит, находится с ней в конфликте, стремится вытеснить её; 2) система ценностей асоциальных групп («новые левые», хиппи, битники, йиппи и др.). В рамках элитарной культуры есть своя «контркультура» - авангард.

4. Религияэто:

· мировоззрение и определяемое им поведение людей на основе веры в существование какой-либо сверхъестественной силы;

· вера в сверхъестественное (в Бога);

· совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;

· одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

Ранние формы религии

Тотемизм (от англ. totem, что на языке североамер. индейцев буквально «его род») — поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику.

Фетишизм (от порт. feitico — идол, амулет, талисман) — религиозное поклонение, суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам (амулетам, фигуркам и т. п.) магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата.

Анимизм (от лат. anima — душа, дух) — выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворённость природы.

Религии в современном мире

Все современные религии можно разделить на три группы:

Родоплеменные примитивные религии, сохранившиеся по сей день (языческие культы народов Крайнего Севера, центральной Африки, североамериканских и южноамериканских индейцев, народов Океании и пр.).

Национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, синтоизм, конфуцианство, индуизм, иудаизм и др.).

Мировые религии: христианство, буддизм и ислам.

Основные функции религии:

Удовлетворение мистической потребности. Эта функция, основанная на вере в сверхъестественное, присутствует только у религии, в отличие от остальных социальных институтов.

Регулятивная функция. Создание и объяснение духовных норм в общественном поведении и деятельности.

Компенсаторская функция. Утешительная, по своей сути, функция, цель которой дать облегчение в страданиях и силы в трудных ситуациях.

Коммуникативная функция. Создает «группы по интересам», то есть объединяет верующих одной конфессии в рамках общих точек мировоззрения.

Воспитательная функция. Основная цель – формирование ценностей.

Мировоззренческая функция. Дает человеку картину мира, мировоззрения, понимание мироустройства (естественно, с точки зрения конкретной религии).

 

5. Мораль - нравственные правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости, долге, чести и совести и др.

Мораль и право

Вопросы для сравнения Право Мораль
Кто вырабатывает Государство Общество
Где закреплено? В законах государства Нет письменного закрепления
Каковы последствия нарушения? Наступает юрид. ответственность Общественное осуждение, критика, “угрызение” совести
Выполнение Обязательно Не обязательно
Что регулирует? служат для регулирования поведения и оценки поступков человека.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: