Духовная сфера
1. Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства
Система образования — это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих её функционирование.
Структурные компоненты российской системы образования
1) органы управления образованием;
2) совокупность образовательных стандартов и программ;
3) сеть образовательных учреждений:
- дошкольное образование,
- начальное образование (начальная школа),
- среднее образование (основная школа, 5 – 9; средняя школа 10 – 11),
- среднее специальное образование (колледжи, лицеи),
- высшая школа (вузы).
Общие тенденции в развитии мирового образования
Демократизация системы образования — во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получило среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.
Рост продолжительности образования — современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения.
Непрерывность образования — в условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии.
Гуманизация образования — внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.
Гуманитаризация образования — повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе, таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний.
|
Интернационализация процесса образования — создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем.
Компьютеризация процесса образования — использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
2. Наука – духовная деятельность людей, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.
Классификация наук:
Естественные науки, то есть науки о природных явлениях, объектах и процессах (биология, география, астрономия, физика, химия, математика, геология и т.д.). По большей части естественные науки отвечают за накопление опыта и знаний о природе и человеке. Ученых, занимавшихся сбором первичных данных, называли естествоиспытателями.
Технические науки – науки, ответственные за развитие техники и технологий, а также за применение на практике знаний, накопленных естественными науками (агрономия, информатика, архитектура, механика, электротехника).
Общественные и гуманитарные науки – науки о человеке, обществе (психология, филология, социология, политология, история, культурология, лингвистика, а также обществознание и др.).
Функции науки.
Исследователи выделяют четыре социальных функции науки:
Познавательная. Заключается в познании мира, его законов и явлений.
Образовательная. Заключается не только в обучении, но и в социальной мотивации, выработке ценностей.
Культурная. Наука является общественным достоянием и ключевым элементом человеческой культуры.
|
Практическая. Функция производства материальных и социальных благ, а также применения знаний на практике.
3. Культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все её результаты, включая преобразование человеком самого себя.
Культура – это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности
Формы культуры
Критерии | Массовая (поп-культура, китч) | Элитарная | Народная |
Авторы | Профессиональные творцы (стандартизация культуры) | Профессиональные творцы, создающие культурные каноны | Анонимные любители (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы) |
Характер | Коммерческий (невозможно без СМИ) | Некоммерческий | Некоммерческий |
Уровень сложности | Низкий | Высокий (нужна интеллектуальная «расшифровка»; многозначное содержание, неоднократное прочтение) | - |
Аудитория | Массовая | Узкая | Широкая |
Взаимодействие | Тесное взаимодействие и взаимодополнение |
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе. В любом обществе существует множество подгрупп, имеющих свои особенные культурные ценности и традиции. Систему норм и ценностей, отличающих группу от остального общества, называют субкультурой. Одной из распространенных в современном мире субкультур является молодежная, отличающаяся своим языком (сленгом) и особенностями поведения.
Контркультура - 1) субкультура, которая не просто отличается от господствующей культуры, но противостоит, находится с ней в конфликте, стремится вытеснить её; 2) система ценностей асоциальных групп («новые левые», хиппи, битники, йиппи и др.). В рамках элитарной культуры есть своя «контркультура» - авангард.
|
4. Религия — это:
· мировоззрение и определяемое им поведение людей на основе веры в существование какой-либо сверхъестественной силы;
· вера в сверхъестественное (в Бога);
· совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;
· одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.
Ранние формы религии
Тотемизм (от англ. totem, что на языке североамер. индейцев буквально «его род») — поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику.
Фетишизм (от порт. feitico — идол, амулет, талисман) — религиозное поклонение, суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам (амулетам, фигуркам и т. п.) магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата.
Анимизм (от лат. anima — душа, дух) — выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворённость природы.
Религии в современном мире
Все современные религии можно разделить на три группы:
Родоплеменные примитивные религии, сохранившиеся по сей день (языческие культы народов Крайнего Севера, центральной Африки, североамериканских и южноамериканских индейцев, народов Океании и пр.).
Национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, синтоизм, конфуцианство, индуизм, иудаизм и др.).
Мировые религии: христианство, буддизм и ислам.
Основные функции религии:
Удовлетворение мистической потребности. Эта функция, основанная на вере в сверхъестественное, присутствует только у религии, в отличие от остальных социальных институтов.
Регулятивная функция. Создание и объяснение духовных норм в общественном поведении и деятельности.
Компенсаторская функция. Утешительная, по своей сути, функция, цель которой дать облегчение в страданиях и силы в трудных ситуациях.
Коммуникативная функция. Создает «группы по интересам», то есть объединяет верующих одной конфессии в рамках общих точек мировоззрения.
Воспитательная функция. Основная цель – формирование ценностей.
Мировоззренческая функция. Дает человеку картину мира, мировоззрения, понимание мироустройства (естественно, с точки зрения конкретной религии).
5. Мораль - нравственные правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости, долге, чести и совести и др.
Мораль и право
Вопросы для сравнения | Право | Мораль |
Кто вырабатывает | Государство | Общество |
Где закреплено? | В законах государства | Нет письменного закрепления |
Каковы последствия нарушения? | Наступает юрид. ответственность | Общественное осуждение, критика, “угрызение” совести |
Выполнение | Обязательно | Не обязательно |
Что регулирует? | служат для регулирования поведения и оценки поступков человека. |