Проектная деятельность по литературному чтению: роль учителя, роль ученика. Методика реализации проекта по дисциплине.




ПЗ № 4

Тема: Метод проектов и его реализация

Роль и значение проектной деятельности в начальной школе

Проектная деятельность – одно из средств развития активной жизненной позиции учащегося. Основной эффект метода проекта заключён в становлении и развитии способностей ребёнка самостоятельно принимать решения, вырабатывать своё отношение к самым разным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться в современной жизни. Ведь самые ценные и прочные знания добиваются в ходе собственных творческих поисков. Это важно и актуально в наше время, потому что в основе проектной деятельности лежит, прежде всего, развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно «конструировать» свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, осязаемыми, то есть, если творческая проблема - то конкретное решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию на уроке.

Идея проекта рождается, как правило, у учителя, но я должна таким образом создать проблемную ситуацию, чтобы ученикам казалось, что именно он (каждый из них) был автором идеи, что он сам уже давно размышляет над этой проблемой.

Какое значение придают современные исследователи проектной деятельности младших школьников? Эта деятельность относится к области детской самодеятельности, а значит она личностно-ориентированна, приносит удовлетворение ученикам, вызывает у них стойкий познавательный интерес. Особое значение проектной деятельности младших школьников заключается в том, что в процессе интересной для них деятельности они готовятся к весьма серьезному учебному труду в основной школе: получают опыт элементарного исследования проблемы, поиска информации по теме в разных источниках (включая компьютерные программы), овладевают навыками работы со справочниками, энциклопедиями, словарями.

Проекты могут быть различными по содержанию. Одни выполняются на материале конкретного предмета (их называют монопредметными), другие - межпредметные - интегрируют содержание нескольких образовательных областей. Этот тип проекта весьма целесообразен в начальной школе, так как опирается на психологическую особенность младших школьников - их целостное восприятие окружающего мира. Надпредметный проект выполняется в рамках факультативов, кружков, внеурочной деятельности школьников.

Особо следует отметить, что проектный метод является косвенным методом обучения, в нем важны не только (а для обучающего - и не столько) полученные учащимися результаты, сколько сам процесс поиска, эксперимента, опыта, исследования, а также характер отношения к этому процессу его участников (интерес, инициатива, сообразительность, самостоятельность и др.).

Проектная деятельность по литературному чтению: роль учителя, роль ученика. Методика реализации проекта по дисциплине.

Целью проектной деятельности является понимание и применение младшими школьниками знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении литературы.

Задача:

1.Выявить готовность учащихся:

- к познанию и овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения);

- готовность овладеть компьютерной грамотностью;

- владение коммуникативными навыками, толерантностью; умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.

2.На основе проведения проектной деятельностиповысить мотивацию учащихся;

- развивать творческие способности; формировать чувства ответственности;

создавать условия для отношений сотрудничества между учителем и учащимися.

3.Формироватькомпетентность - совокупность знаний и умений, а также предметно-практического, профессионального и жизненного опыта учащегося, что в полной мере отвечает запросам общества к образованию.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Содержание проектной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения формируются путем отбора доступного материала, вводящего учащихся в мир знаний.

Проектная деятельность младших школьников является одним из методов развивающего обучения, которая направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов). Такой вид деятельности способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Работа над проектом — это учебная деятельность, проводится под руководством педагога. Роль учителя в данном случае заключается в организации субъект — субъектных отношений, в корректировке самостоятельной деятельности младших школьников

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся. Важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте по литературному чтению.

Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат.

Проектный метод – это метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Дети приобретают богатый опыт совместной деятельности, разделенной как с взрослыми, так и со сверстниками. Проектная деятельность, как и любой другой вид деятельности, содержит анализ проблемы, постановку цели, выбор средств ее достижения, поиск и обработку информации, ее анализ и синтез, оценку полученных результатов и выводов. А это очень важно на уроках литературного чтения.

Создание проектов в начальных классах – это проблематично, так как дети ещё слишком малы, у них мало опыта (читательского, учебного, поискового). И всё-таки организовать проектную деятельность можно.

Задачи проектов:

1) научиться самостоятельной работе с различными видами информационных источников;

2) развивать умение анализировать, отбирать, сравнивать и классифицировать полученную информацию;

3) овладеть навыками творческого применения добытых знаний и их практического использования в жизни.

Даже в программах по учебным предметам предложен список вариантов проектной деятельности в рамках курса «Литературное чтение». И учебник "Литературное чтение", разработанный по системе развивающего обучения Л.Занкова не исключение. Он ориентирует учащегося в умении исследовать, наблюдать, проектировать изучаемый материал и является одним из ведущих звеньев в проектной деятельности учащегося в урочное время. И для каждого учителя главным является вопрос: "Как разнообразить работу над проектом, как сделать ее интересной, познавательной и увлекательной?" Приступая к проектированию с младшими школьниками, важно учитывать возрастные особенности учащихся при выборе темы проекта: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям, учитывать и то, что большинство детей не имеет постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, нужно приступать к её выполнению немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту.

Уже с первого класса начинается I этап - подготовка к проектной деятельности. Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задания.

У второклассников благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. У них наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, макета, сделать выводы о значимости проекта. Эта работа проводится в первой четверти второго класса. Все проекты, которые выполнялись до этого момента, были краткосрочными.

В третьем классе работа над проектом более расширяется и начинается с первой четверти. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники),устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.

На уроках литературного чтения ребята пишут творческие работы, которые выражаются в умении писать сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения, составление литературных кроссвордов, выполнять и другие виды творческих работ, способствующих выходу на проект.

В четвёртом классе работа над проектами станет более аналитической. Ребята уже смогут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить готовый проект самостоятельно.

Метод проектов может помочь ребёнку стать читателем, подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы.

Такой вид деятельности по литературному чтению вносит разнообразие, стимулирует развитие интереса к литературе. Помогает учителю в решении одной из главных задач – формированию читательской самостоятельности. Помогает ученику профессионально самоопределиться – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.

Проектная деятельность – это интересный, но вместе с тем трудоёмкий процесс учебной деятельности. Встречаются и следующие трудности: временные (не хватает учебного времени на подготовку проекта) и при защите проекта (нет разнообразия форм защиты проекта, дети не владеют навыками работы с компьютером). Однако когда видишь огонёк в глазах своих ребят, когда ученик без напоминания идёт в библиотеку и сам может определиться с выбором литературы, лишний раз убеждаешься в том, что труды и время потрачено не напрасно. Вся данная работа несёт большой эмоциональный заряд.

 

Задание: Покажите методику организации проектной деятельности по литературному чтению на примере одного из классов (тема, цель, этапы, предполагаемый продукт).

 

Проект по литературному чтению для 3 класса "Русские народные сказки"

Цель: познакомиться с русскими народными сказками, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству.

Задачи:

1. формировать у себя знания о русских народных сказках.

2. воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

3. прививать любовь к книге.

Этапы урока:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: